Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема метода в философии – познаваем вообще мир или нет и как его познавать…

  • Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

  • Диалектический метод альтернативен

  • Метафизическая

  • Проблема

  • (Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует)

  • Метод

  • Принципы диалектики

  • Категории (неосновные законы диалектики)

  • Наблюдение; и эксперимент: простейший, измерительный, количественный, мыслительный, социальный. Моделирование, мыслительное конструирование понятий.

  • Системный подход – сочетание методов.

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница3 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.


    Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

    Общенаучныеметоды используются группой наук.

    Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

    Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

    Необходимость выбора и обоснования методов породила специфичную область философского и научно-теоретического знания – методологию.

    Соотношение теории и метода.

    В общем случае, теория – результат процесса познания; метод – способ постижения и построения этого знания.

    Однако в философии каждое теоретическое понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод.

    В силу этого, философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

     Проблема метода в философии – познаваем вообще мир или нет и как его познавать…

     Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»).

    Понятие «диалектика» Возникло в Др. Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.

    Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

    Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.

    Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

    Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

    Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

    В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.

    Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики)).

    Диалектический метод альтернативен: метафизическому и эклектическому.

    Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия.

    Характерные особенности– односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

    Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития – диалектическую в метафизическую.

    Метафизическая

    • Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.

    • Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.

    • Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

    Диалектическаяже концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

    Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни".

    Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

    Быть диалектиком – значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

    Проблемаметода.

    Д.(Декарт) ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки.

    За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике (схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).

    (Это сомнение есть только предварительный  прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует).

    Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о. сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю, следовательно – я существую).

    Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического док-ва, он есть результат интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о. у него не в практике, а в человеческом сознании. (НО: необходимо учитывать практику вместе с мышлением).

    Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо док-во существования Бога.

    В числе прочих идей в уме сущ-ет идея Бога. Как понятие о существе всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью чем все др. идеи.

    В причине должно быть по крайней мере столько же реальности, сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог.

    Но если всесовершенный Бог сущ-ет, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

    Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит прежде всего математические аксиомы.

    В познании главную роль играет разум – рационализм.  Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

    В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.

    В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.

    Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

    Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.

     МетодДекартасостоит из 4 требований:

    1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

    2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

    3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

    4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

    Принципы диалектики:

    1. Принцип всеобщей взаимной связи.

    2. Принцип развития через противоречия.

    Основные законы диалектики:

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    3. Закон отрицания отрицания.

    Категории (неосновные законы диалектики):

    1. Сущность и явление.

    2. Единичное, особенное, всеобщее.

    3. Форма и содержание.

    4. Причина и следствие.

    5. Необходимость и случайность.

    6. Возможность и действительность.

    Наблюдение; и эксперимент: простейший, измерительный, количественный, мыслительный, социальный.

    Моделирование, мыслительное конструирование понятий.

    Системный подход – сочетание методов.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта