Главная страница
Навигация по странице:

  • Природа

  • Сущность человека

  • «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

  • Классическая немецкая философия как источник марксистской философии.

  • Предпосылки Марксистской философии

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница14 из 31
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31

    18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.


    Свою философию называет философией будущего.

    Рассматривает разум человека, который является продуктом природы.

    Человек единственный универсальный и высший предмет философии.

    Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием.

    Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.

    Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии.

    Природа – высшая реальность, а человек – высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя.

    Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время – основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности.

    В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому.

    Органическая форма материи – высшая форма.

    Природа – основа духа. Она же должна стать основой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

    Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная – недооценивалась.

    Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия.

    Сущность человека – в многообразии его переживаний.

    Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека.

    Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов.

    Идеализм, по Фейербаху  – рациональная теология.

    В начале жизни – сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания.

    Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека.

    Бог – есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально.

    Сущность религии – человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить (имеет ввиду нравственную любовь).

    Образ бога для Фейербаха – отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего.

    Истинная религия по Фейербаху – религия без бога, это любовь человека к человеку.

    Рассматривал религию в основном со стороны нравственной сути.

    «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

    Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

    Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

    Классическая немецкая философия как источник марксистской философии.

    Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. В этой связи исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность. Огромный вклад они внесли в разработку целостной концепции диалектики. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

    Можно определенно сказать, что представители данной философии пошли вслед за просветителями 18 века (и прежде всего французскими), провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума и обращаясь к идее закономерности исторического процесса.

    Предпосылки Марксистской философии:

    – рассмотрение человека как высшего предмета философии;

    попытки осмыслить его жизнедеятельность;

    – идея о закономерности исторического процесса;

    – развитие диалектического материализма.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31


    написать администратору сайта