Главная страница
Навигация по странице:

  • С позиций субъективного идеализма

  • С позиции научного материализма

  • Объективный характер познания

  • Принципы познаваемости мира для человека

  • Диалектический характер познавательного процесса

  • Восприятие

  • Логическое познание, его формы.

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница22 из 31
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31

    27.Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и формы.


    Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.

     С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.

    По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.

    С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.

    Материализмпрошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.

    В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.

    С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.

    Четыре основных принципа теории познания:

    1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).

    2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...

    Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.

    3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).

    4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.

    Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.

    Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

    Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

    Логическое мышлениеневозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.

    Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

    Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.

    Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.

    Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.

    Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.

    Процесс познания проходит две основных ступеничувственное познание и логическое мышление.

    Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.

    Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.

    Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

    Логическое познание, его формы.

    Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.

    Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.

    3 формы логического познания:

    1) Познание - основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.

    2) Суждение - это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).

    3) Умозаключение - связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).

    Законы логического познания:

    1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался  в процессе мышления одним и тем же.

    2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.

    3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.

    4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

    “Если есть В, то есть его основание А”.

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


    написать администратору сайта