Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика

  • 1. Общий характер диалектики как науки. 2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. Некоторые категории диалектики.

  • Принципы диалектики

  • Категории (неосновные законы диалектики)

  • Категории

  • 2) Причина и следствие

  • 4) Необходимость и случайность

  • 6) Возможность и действительность

  • Парменид

  • Античное понимание.

  • Марксизм

  • Небытие

  • Декарт

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница18 из 31
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31

    23 . Парные категории диалектики, их методологическое значение.


    Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.

    В структуре диалектикивыделяют следующие разделы:

    1. Общий характер диалектики как науки.

    2. Основные принципы диалектики.

    3. Основные законы диалектики.

    4. Некоторые категории диалектики.

    Принципы диалектики:

    1. Принцип всеобщей взаимной связи.

    2. Принцип развития через противоречия.

    Основные законы диалектики:

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    3. Закон отрицания отрицания.

    Категории_(неосновные_законы_диалектики)'>Категории (неосновные законы диалектики):

    1. Единичное, особенное, всеобщее.

    2. Причина и следствие.

    3. Сущность и явление.

    4. Необходимость и случайность.

    5. Форма и содержание.

    6. Возможность и действительность.

    Категориями называются наиболее широкие понятия науки.

    Категории– отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла.

    Шесть пар категорий:

    1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.

    Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.

    2) Причина и следствие.

    Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.

    3) Сущность и явление.

    Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи.

    Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.

    Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.

    Нам даны явления со скрытой в них сущностью.

    4) Необходимость и случайность.

    Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости.

    5) Форма и содержание.

    Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание.

    6) Возможность и действительность.

    Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

    Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией.

    24.Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.


    Греческая философия.

    Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

    По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей?

    Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

    Парменид.

    Понятие «бытие» - впервые выработал Парменид. Также он впервые поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие.

    В центре внимание – проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

    Бытие есть, а небытия нет, т.к. бытие можно выразить в мысли, то чего нет, выразить в мысли нельзя.

    Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.

    Ибо «одно и то же есть мысль и бытие».

    Бытие– это то, что есть всегда, оно едино и вечно – главные признаки. Вечность бытия и его единства неразрывно связаны. У бытия нет прошлого и будущего, поэтому оно едино и неподвижно, потому что движению нельзя взяться из того, что неподвижно.

    Пармениди Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.

    Античное понимание.

    Бытие – сливалось с бытийным процессом и положительными нравственными моментами.

    Платон.

    Бытие – это то благо, к которому надо стремиться.

    Гегель.

    (исходя из диалектики Гегеля) В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие.

    «Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.

    Марксизм.

    Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменитьего.

    Сущность Материалистического Понимания Истории заключена в признании ведущимопределяющим в жизни общества – общественное бытие.

    Общественное бытие – философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи (материальный мир).

    Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи).

    В силе того, что есть объективное и субъективное начало, то есть более широкое понятие «бытие» чем объективное (т.к. есть еще и субъективное).

    НО: есть бытие материальное – производственное; и идеальное бытие.

    Дюрик.

    Бытие едино – идеалистическое понимание.

    Итак…

    Бытие – философская категория, означающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.

    Небытие – его противоположность.

     Становление философского понятия материя.

    Платон: его учение о мире людей и мире вещей.

    Материя– источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна.

    Мир чувственных вещей– результат оформления материи и сущностей.

    Декарт.

    Материя бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия.

    Французские материалисты: Дидро, Гольбах, Гельвеций,Ламетри:

    Более развитый характер материализма

    Материябесконечная совокупность вещей, предметов.

    Материя тождественна природе, следовательно более глубокая разработка атрибутов материи (движения, пространства, времени).
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


    написать администратору сайта