1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
26. Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к материи) о том, что является первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве вторичного, производного. Быть первичным – это быть первым, предшествовать другому, быть основой для существования другого, отражаться в другом, быть содержанием. Существует формулировка о первичности/вторичности – что лежит в основе мира: материя или сознание. Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности: 1. Монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю); 2. Дуалистический – отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала – материю и сознание. Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм. Материализм – течение философии, первичное – материя, вторичное – сознание, которое производно от материи. Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений. Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. Первичное – сознание. Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный.. Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание).Существовать – значит быть воспринимаемым. Восприятие – отражение предметов в целом в голове воздействующее на наши органы чувств. Нет восприятия – нет и предмета. Объективный идеализм: за первичное принимается сознание (разум), существующее независимо от материального мира и человека. Сознание – идеальное ощущение действительности. *** 2 -я сторона Основного Вопроса Философии – о познаваемости мира (вопрос о том как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру; можем ли мы в сознании отразить этот мир правильно, точно, адекватно). Гегель: мир познаваем. Агностики – мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены – вещи для нас и ноумены – вещи в себе. Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно. 3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием. Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах – общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление – искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально-историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: 1. неживая природа: а)в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка б)воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов. 2. живая природа: а)отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения: а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание. Структура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. В психике человека можно выделить собственно человеческую психику, т.е. ту прибавку в психической деятельности, которая возникает с появлением человека, за вычетом человеческой биопсихики. Сознание- высшая форма человеческой психики. Сознание - триединство разума, чувства и воли. Разумназывается интеллектом (абстрактным мышлением). Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и порождается материей, и существует материально. Сознание не материально – оно идеально. Идеальное - это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием. Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей. Сознание - продукт бесконечного развития материи. Сознание - свойство высокоразвитой материи (человека). Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Духовный мир человека невозможно видеть, обнаружить. То есть, мысль идеальна, не имеет существования в физическом смысле этого слова. Но, вместе с тем, идеи реальны, они существуют. И нельзя считать идею чем-то недействительным. Однако, её действительность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, индивидуальное сознание. Материя объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание - субъективный образ объективного мира. Язык - непосредственная действительность мысли. Язык представляет собой сложную знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово - материальное явление, имеющее 3 формы - звуковую, произносимую и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие. Язык - материальное средство возникновения и существования мышления, дух культуры вообще. Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. |