1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
29 Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины.Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать научной концепции истины. Одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины. С позиций объективного идеализма Гегеля, истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии. Логическая идея достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Гегель попытался представить истину как вечный процесс развития. Абсолютная истина представляет собой вечное движение, жизнь. Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Для монизма истина – сокращенное описание человеческих ощущений (элементов мира). Неопозитивизм: трактовал истину в традиционном для субъективного идеализма духе, пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики. Неопозитивисты свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых научные утверждения могут быть признанными, имеющими смысл. В эмпирических науках имеют смысл утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из атомарных фактов, капель опыта. Тупик, в который зашел неопозитивизм, был следствием его отказа от признания объективного мира, общего вопроса философии, принципа познаваемости мира. Для наук типа математики и логики – принцип конвенциализма, согласно которому имеют смысл, т.е. утверждаются науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям. Объективная истина: истина, или объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира человека). Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены смысла. Индивиды, группы в своей деятельности могут определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако, если ошибочные взгляды и выступают до известной границы организующей формой человеческого опыта, они не приобретают от этого достоинства и в конце концов приводят к отрытым результатам. Конкретность истины: всякая объективная истина конкретна Конкретное – единство многоразличного или действительность во всем многообразии ее сторон, связей отношений и т.д. Конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. отдельное, изолированное, отвлеченное. Конкретное и абстрактное существуют как в реальной действительности, так и в мышлении. Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом, его бесконечном богатстве и многообразии. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью. Она не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами (по частям). Абсолютная истина - сумма бесконечного числа относительных. Стремление к познанию объективной и абсолютной истины - одна из важнейших сторон человеческой сущности . Истинное достоинство человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и своей собственной сущности. Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает в себя исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание (пример делимость атома). Относительная истина - ограниченное, неполное знание о мире. Относительная истина - это достоверное, адекватное знание конечного отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т.д. Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истины. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве. |