Истина как центральная проблема познания. Философия. Контрольная работа По философии Тема 20. Истина как центральная проблема познания Исполнитель студент 1 курса Заочного факультета Группы
Скачать 33.99 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский государственный экономический университет Контрольная работа По философии Тема 20. Истина как центральная проблема познания Исполнитель: студент 1 курса Заочного факультета Группы Екатеринбург 2020 Содержание 1. Представление об истине и ее критериях в истории философии (концепции истины) 1.1. Классическая концепция истины 1.2. Когерентная концепция истины 1.3. Прагматическая концепция истины 1.4. Критерии истины 2. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность. Истина абсолютная и относительная. Истина, ложь, заблуждение, ценность 2.1 Объективность истины. Истина абсолютная и относительная 2.2 Процессуальность истины, как важнейшее свойство истины 2.3 Истина, заблуждение и ложь 2.4. Конкретность истины 2.5. Противоречивый характер истины 2.6. Истинность, ценность и оценка Заключение Список используемой литературы 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ И ЕЕ КРИТЕРИЯХ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ). Вопрос истины - одна из главных проблем теории познания. Он стоит наряду со многими понятиями, такими как красота, мораль и справедливость, которые, по большей части, строятся из мировоззрения конкретного индивида и полученного опыта из фундамента человеческого бытия. Очевидно, что за всю историю философии появилось большое количество определений истины. В основном, это связано с преимущественно разными трактовками определения в различных направлениях. Самыми известными трактовками считаются: "Истина - это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторический практикой" (материалистическая трактовка), "Истина - это некое законченное состояние, она вечна, дана раз и навсегда, не нуждается в дополнительном изучении, уточнении" (метафизическая трактовка), "Истина - это постепенный процесс всё большего и большего совпадения предмета с понятием" (диалектическая трактовка истины). В современной же философии, используется классическая трактовка истины, которая гласит: "Истина - это соответствие знаний действительности".1 1.1. Классическая концепция истины Сущность классической концепции истины исходит из признания познаваемости объективного мира, его отражении в системе знаний. У этой теории истины есть также название "теория корреспонденции". Название предполагает собой, что истина является проводником между материальным и духовным мирами, который корреспондирует образы в знания. Основоположниками данной концепции истины стали Платон и Аристотель. Формулировка Платона звучит как "… тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет"2, а формулировка, близкая к Платоновской, его ученика звучит как: "… говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть – значит говорить истинное"3. В постантичное время популярность классической концепции не уменьшилось, скорее наоборот, данная концепция стала доминирующей в гносеологии. Основным моментом классической концепции является соответствие знаний действительности. В данном случае нужно представлять два наиболее сложных понятия: соответствие и действительность. Соответствие вполне можно принимать как взаимосвязь между словом-именем и самим объектом, но с другой стороны, соответствие можно воспринимать как действительное существование того, что можно осмыслить и отобразить в форме знания. Классическая концепция подразумевает, что будет использоваться второе понятие. Понятие же такого термина как "действительность" будет зависеть от самой направленности познавательного процесса. По мнению, действительность - это сложная система миров, включающих в себя не только внешнюю реальность, но и внутреннюю.4 1.2. Когерентная концепция истины В переводе на русский язык название означает "соглосовочная концепция".5 Перевод довольно точно отражает идею данной концепции. Идея когерентной концепции истинности означает, что истинной должно считаться то, что согласованно с другими истинами и высказываниями. Таким образом, определение данной концепции истины выглядит так: "Истина - это согласованность утверждений в рамках одной единой системы высказываний".6 Данная теория истинности активно используется в абстрактных науках, чьи правила нельзя доказать на практике методом опыта. Например, в высшей математике, теоретической физике и так далее. 1.3. Прагматическая концепция истины Название данной концепции говорит само за себя, ибо основная идея данной концепции заключается в том, что если определенные убеждения индивида делают его действие наиболее полезным - то оно истинно. Отсюда следует, что знание будет истинным только в том случае, если оно несёт практическую пользу. Полезностью в данном случае понимается не подтверждение объективной истинности, а то, что соответствует субъективно-личностным желаниям. Данная теория истинности была разработана философской школой прагматизма (Ч. Пирс, У.Джемс, Д. Дьюи) Данная концепция обрела большую популярность в США, а также в других странах, где становление личности, карьерный рост и финансовое положение является основным стремлением. 1.4. Критерии истинности За всю историю философии появилось множество различных критериев для поиска истины. Например, эмпирики считали, что для поиска истины нужно пользоваться органами чувств и истину можно познать методом чувственного опыта. Однако, в данном критерии есть недостатки, ибо далеко не всегда можно полагаться на органы чувств, а некоторые знания и вовсе нельзя почувствовать. Существует также рационалистический критерий истины, в основе данного направления лежит поиск истины через человеческий разум. Данный критерий также не является абсолютным, ибо имеет серьёзные недостатки. Исходные посылки для изучения знания могут быть неточными, а в худшем случае - ошибочными и в таком случае нельзя будет доподлинно точно установить истинность объекта или знания. Прагматики же считали, как было описано выше, что практическое применение знания - основной критерий истинности оного. В этом критерии также есть недостатки, ибо определение пользы для себя определяет субъект, то есть истина в данном случае далеко не всегда объективна. Сенсуалисты полагали также, что ощущения являются единственным источником и обоснования знания. Однако данный критерий тоже не может быть доподлинно верным, ибо человеческий организм также может в той или иной степени делать ошибочные выводы. Существует также практический критерий, который означает, что истинность подтверждается методом опыта, эксперимента или практического взаимодействия с объектом. Недостатком данного критерия является то, существуют знания, чью истинность нельзя проверить путём взаимодействия. 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ: ОБЪЕКТИВНОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ, ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ. ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. ИСТИНА, ЛОЖЬ, ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ЦЕННОСТЬ. 2.1 Объективность истины. Истина абсолютная и относительная Истина делится на объективный, абсолютный, а также относительный аспекты. Под объективной истиной понимается то содержание знания, которое существует независимо от конкретного индивида, ни в целом от человечества. Абсолютная же истина подразумевает собой полноценное и предельно достоверное знание о природе, человечестве и обществе. Абсолютная истина не может быть опровергнута или быть поставленной под сомнение. Относительная истина - это неполное, не до конца изучение знание, которое соответствует уровню развития общества, которое и даёт это знание. Также, это знание может зависеть от определенных условий, при которых оно получалось, то есть от времени, погодных условий и так далее. То есть, под определение объективной истины попадают различные научные законы, которые являются константами по отношению к планете Земля. Однако, в других условиях абсолютные истины, которые распространяются только на нас - перестают быть объективными в других условиях. Выражение «скорость свободного падения равняется 9,83 метрам в секунду в квадрате» будет справедливо только в рамках конкретно нашей планеты, значения на других планетах абсолютно иные. Относительная же истина – временна. И является лишь одним из этапов перехода знания от относительного, теоретического, предположительного до истинного. Если бы относительная истина не принималась как важная часть в становлении объективной истины, то не существовало бы теоретической физики, которая предсказывает некоторые законы просто методом рассуждения. 2.2 Процессуальность истины, как важнейшее свойство истины Истина, как и многие другие объекты изучения, процессуальна. То есть, знания об истине получаются не сразу, а частями, постепенно. В каждую историческую эпоху человеческого бытия знание ограничено, однако эти границы временны, относительны и практически постоянно сдвигаются, вместе с открытием новых технологий, открытий в области изучения природы и общества. Отсюда и следует, что поскольку наше сознание постоянно находится в развитии, то и наши объективные знания в каждый нынешний момент неполные, относительны и незакончены. Процессуальность - самый главный аспект истины, ибо именно истина регулирует грань человеческого восприятия и именно истина является главным мерилом человеческого знания в данный конкретный момент. Если бы истина лишилась такого неотъемлемого свойства как процессуальность, то нельзя было бы трезво и адекватно дать оценку знаниям, полученным на данный конкретный момент. 2.3 Истина, заблуждение и ложь "Мы приходим к истине через заблуждение."7. Заблуждение - это содержания знания конкретного индивида, которое на самом деле не является реальностью, однако ошибочно воспринимается субъектом как истина. Данное понятие во многом схоже с понятием о "лжи". Некоторые философы ставят данные понятия в один ряд и считают их синонимами друг друга. Например, И.Кант писал, что ложь "остается серьезным нарушением долга по отношению к самому себе"8. Т.е Иммануил Кант имеет в виду, что любая даже безвредная ложь несёт за собой унижение человеческого достоинства. Однако, на мой взгляд, заблуждение не может быть синонимом слова "ложь", Заблуждение в содержании знания конкретного индивида могло появиться из-за многих факторов и аспектов, которые искажали восприятие реальности, либо недостаточной информации об изучаемом объекте или знании. В данном случае следует вспомнить слова немецкого писателя И.В Гёте "Кто ищет, вынужден блуждать", Т.е, заблуждение - это вполне нормальное явление, связанное с процессуальностью истины в целом. Если бы не было такого понятия, то, возможно, не существовало бы и наук, которые строились лишь на предположениях, которые отчасти являлись заблуждениями. До сих пор существуют такие науки, которые строятся на предположениях, например теоретическая физика. Из написанного следует, что заблуждение - один из двигателей к познанию истины. Ложь же в классическом понимании - это намеренное, осознанное искажение содержания знания субъектом с целью запутать или поставить в заблуждение (в независимости успешное оно или нет) других индивидов. Является абсолютной противоположностью истины. Аристотель считал ложным то, что находится в полном противоречии действительности. Ложью может являться как знание о том, чего на самом деле не было, так и осознанное сокрытие того, что действительно было. С этической точки зрения стоит отличать ложь сознательную (намеренную) и неосознанную (нечаянную). Нечаянная ложь вполне может возникнуть в силу некоторых обстоятельств. Как, например, бред больного человека, который жалуется на боль в абсолютно здоровой конечности. В отличие от заблуждения, ложь является сознательным искажением образа содержания знания объекта и передачи оного другим субъектом с целью запутать. Ложь в общественном же понимании также делится на некоторые типы." Имплицитные (в общественном сознании) виды лжи: фальсификация, неприкрытая ложь, недоговорка (умолчание), сказки для детей, белая ложь, ложь во благо, ложь под присягой, блеф, введение в заблуждение, преувеличение, шутливая ложь, контекстная ложь превознесение, ложь из-за устаревания информации"9. Некоторые из вышеперечисленных видов лжи являются не деструктивными. Такие как, например, сказки для детей и шутливая ложь. Они не несут за собой цели нанести урон тому или иному субъекту. Деструктивные же виды в свою очередь наносят вред конкретному субъекту или множеству субъектов. 2.4. Конкретность истины Конкретность - наравне с процессуальностью является одним из основных свойств истины в целом. Истина конкретна всегда, ибо является таковой в относительных конкретных условиях. Как, например, для евклидной геометрии будет справедливо и истинно выражение о том, что сумма всех углов равнобедренного треугольника равняется 180 градусам. Однако, для неевклидной геометрии данное выражение будет ложно. Также данное свойство означает, что истина имеет свои временные, исторические и пространственные границы. Хорошим примером этого могут послужить законы классической механики Ньютона. В рамках планеты Земля, на которой скорость объектов значительно ниже скорости света. Однако в рамках других планетных и космических условий законы механики Ньютона будут ложны. В науке, принцип конкретности истины требует выявлять и строго фиксировать все условия познания, дабы определить истинность конкретного суждения. Например, выражение дважды два равняется четырём будет истинно только в рамках десятизначной системы исчисления. Для изучения истинности предмета познания следует учитывать возможность его изменения, трансформации таких как, например, получение новой информации об изучаемом предмете. 2.5. Противоречивый характер истины. В утверждении, что истина может быть противоречива, нет ничего удивительного. Она такова сама по себе, ибо без противоречий не будет и истины в целом. В Марксистской и Ленинской философии, истина означает "соответствие знаний объекту"10. Можно подумать, что соответствие знания объекту уже само по себе отражает истинность предмета, однако это не так. Связано это с тем, что у каждого субъекта есть своё определенное восприятие окружающего его мира, которое с его точки зрения более или менее объективно отражает материалистический мир вокруг него. Отражение может быть как научным, религиозно-мистическим, формально-логическим и диалектическим. Знания конкретного человека (субъекта) всегда восполняется и в связи с этим отражение реального мира становится для него более объективным и понятным, однако даже при таких условиях знание не может стать по природе своей абсолютным. Отсюда исходит, что познание объекта во всех случаях является относительным. Но не настолько относительным, чтобы стать релятивистским (абсолютно относительным и невозможным). Однако, в данном случае исключением служат некоторые научные законы, категории и знания, которые познаются раз и навсегда и не могут быть ни в коем разе оспоримы - они всегда и при любом мировоззрении - истины. 2.6. Истинность, ценность и оценка Существует много различных точек зрения на понятие и определение ценности. Ценность как может быть предметом, имеющее какое-либо полезное (для конкретного субъекта) действие и удовлетворяющее энную потребность человека (субъекта). Ценность может быть, как и идеалом, венцом или высшей целью стремления с точки зрения конкретного субъекта или общества. Ценность может быть так и нормой, образцом и эталоном оптимальной и логичной деятельности, навеянной единообразными и стабильными условиями. Ценность может также обозначать значимость какого-либо познания или объекта для конкретного субъекта или человеческого общества в целом. Из вышеописанного можно вывести конкретное определение ценности. Ценность - это совокупность свойств или конкретного свойства знания, объекта или явления. которые имеют какое-либо значение для конкретного индивида или общества. Ценность является совокупностью объективного и субъективного. Ценность в какой-то степени объективна с точки зрения того, что объективны свойства объекта, явления или знания, которые имеют то или иное значение для субъекта (или общества), но при этом от самого субъекта (или общества) не зависят. Само это свойство зависит от конкретного знания, объекта или явления. Субъективность же ценности заключается в том, что сама ценность является лишь как определенный процесс, или же, как результат оценки. То есть ценность зависит от таких факторов как время; как какие-либо обычаи, которые являлись ценностью людей, которые существовали тысячи лет назад; окружающая среда для людей, которые живут в регионах с малым количеством пресной воды, питьевая вода является большой ценностью, а для людей, которые живут рядом с источниками, вода считается привычным делом и так далее. Оценкой является конкретное суждение индивидов о том или ином явлений, знании, объекте. Т.е оценка также содержит в себе объективное и субъективное, потому как зависит от совокупности факторов в целом. Оценка является объективной только с точки зрения конкретных субъектов, а для других субъектов субъективной. Например, большинству людей нравятся апельсины и для них выражение апельсины - вкусные будет объективным. Однако для людей, которым не нравится вкус апельсинов вышеуказанное выражение будет субъективным, а выражение апельсины - невкусные будет нести исключительно объективный характер, это работает и в обратную сторону. Подводя итог из написанного выше, следует процитировать С.Ф Анисимого: "Температура воздуха - 40 градусов - это объективная оценка, "жарко" - это субъективная оценка (которая является объективной с точки зрения конкретного индивида), а тепло - это ценность"11 Истинность с самой начала эпохи человечества являлось самой главной ценностью и самым главным двигателем прогресса. Истина является ценностью научного познания, ибо научное познание обязательно должно быть истинным. Истина выступает эталоном и идеалом, а также нормой научного познания. Заключение. Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что самым главным в жизни абсолютно любого человека является познание окружающего его мира, а также знаний о самом себе, о своём организме и о природе сознания. Познание можно охарактеризовать как процесс получения новых знаний, открытие неизвестного ранее (как для самого субъекта, так и для общества в целом). Результатом познания является совокупность знаний о строений нашего мира. И именно из-за познания границы истины расходятся всё дальше и дальше. Методом познания человечество на данный момент добилось великих открытий, которые ранее и не могло себе представить. Главной целью познания является поиск научной абсолютной истины. С точки зрения философии истина является не только конечным результатом, но также и объектом исследования и изучения. Отсюда можно вывести, что истина сама по себе является сущностью науки в целом. Истина является абсолютно естественным отражением действительности в сознании, как конкретного субъекта, так и общества. Когда кто-либо совершает открытие в науке, то он буквально сдвигает границы истины, открывая знание всем людям. Истина также противоречива, ибо она едина, однако в ней выделяются объективные, субъективные и абсолютные аспекты, которые делят её на вполне самостоятельные части. Если рассматривать не абсолютные (не научные константы) содержания знания, то с точек зрения различных теории истинности результат будет разниться. Список используемой литературы: Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1975 А.А, Ардашкин И.Б, Чмыхало А.Ю "Философские вопросы научного познания" Томск: Изд. ТПУ, 2002. Зуев Андрей Яковлевич, статья "Противоречие истины" Кант И. Критика практического разума. СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995. О.А. Митрошенков, учебник философии, Москва, изд. Юрайт УрФУ, Сумма Философии, Выпуск 4, Когерентная концепция истинности и сложности ее применения, Ламберов Д.Д Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 1. М., 1968. 1 Книга "Философские вопросы научного познания" Корниенко А.А, Ардашкин И.Б, Чмыхало А.Ю, Томск: Изд. ТПУ, 2002.- 169 с, стр. 11 2 Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 1. М., 1968. С. 417. 3 Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1975. С. 141. 4 Книга "Философские вопросы научного познания" Корниенко А.А, Ардашкин И.Б, Чмыхало А.Ю, Томск: Изд. ТПУ, 2002.- 169 с, стр. 13 5 УрФУ, Сумма Философии, Выпуск 4, Когерентная концепция истинности и сложности ее применения, Ламберов Д.Д, стр. 1 6 УрФУ, Сумма Философии, Выпуск 4, Когерентная концепция истинности и сложности ее применения, Ламберов Д.Д, стр. 1 7 Юрий Тютюников, стихотворение "Истина, заблуждение и ложь" 8 Кант И. Критика практического разума. СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995. стр. 453. 9 Соколов А.В. Указ.соч. с.233. 10 Зуев Андрей Яковлевич, статья "Противоречие истины", proza.ru 11 О.А. Митрошенков, учебник философии, Москва, изд. Юрайт, стр 155 |