Главная страница
Навигация по странице:

  • С Р . А История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. -М АСТ: Астрель, 2005. - 414,[2] с. - (Высшая школа. ВЫ 5 - 1 7 - 0 1 6 1 5 1 - 4

  • УДК 1(091)(075.8) ББК я Оформление — дизайн-группа Дикобраз Подписано в печать с готовых диапозитивов 17.01.05. Формат 60

  • (Х1-ХУИ вв.)

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница1 из 38
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    ШКОЛА С. Р. Аблеев ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ Учебник Восточная, западная, русская философия Философские школы, течения и мыслители залет Доступное, лаконичное системное изложение Структурные схемы, таблицы, словарь
    «Астрель»

    УДК 1(091)(075.8)
    ББК я А Серия основана в 2002 году Рецензенты
    В.Н. Назаров доктор философских наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого А. Л. Золкин, кандидат философских наук, доцент Московский университет МВД РФ)
    Аблеев, С Р . А История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. -М АСТ: Астрель, 2005. - 414,[2] с. - (Высшая школа. ВЫ 5 - 1 7 - 0 1 6 1 5 1 - 4 (ООО Издательство АСТ») ВЫ 5 - 2 7 1 - 0 4 9 6 9 - 8
    (ООО Издательство Астрель») Книга посвящена истории развития философских учений с древних времен до наших дней. Дается представление о важнейших идеях и особенностях индийской, китайской, арабской, тибетской, греческой, европейской, американской и русской философии. Автор преодолевает традиционный европоцентризм философской науки, всесторонне освещает восточную и российскую мысль, культурно-исторический феномен эзотерической философии. Четкая структурированность текста, периодизация, схемы и словарь облегчают усвоение учебного материала. Предназначается для студентов высших учебных заведений.
    УДК 1(091)(075.8)
    ББК я Оформление — дизайн-группа Дикобраз Подписано в печать с готовых диапозитивов 17.01.05. Формат 60 х У. Усл. печ. л. 26,0. Доп. тираж 3 000 экз. Заказ № 46. ВЫ 5 - 1 7 - 0 1 6 1 5 1 - 4
    (ООО Издательство АСТ») ВЫ 5 - 2 7 1 - 0 4 9 6 9 - 8 (ООО Издательство Астрель»)
    © Аблеев С. Р, 2002
    © ООО Издательство Астрель», 2002 Содержание От автора 11 Введение 14 Тема 1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОКИ, ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ .'.,.. 18 1.1. Понятие мировоззрения 18 1.2. Структура и состав мировоззрения 19 1.3. Исторические тины мировоззрений 19 1.4. Понятие философии 22 1.5. Основные функции философии 23 1.6. Особенности философского мировоззрения 23 1.7. Время, место и причины возникновения философского мировоззрения 24 1.8. Соотношение философии с другими сферами культуры 24 1.9. Основные традиционные разделы философии 25 1.10. Основной вопрос философии. 26 1.11. Практический смысл изучения философии 27 1.12. Учебная и дополнительная литература 28 Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 29 2.1. Истоки индийской философии мифология, брахманизм, предфилософия 29 2.2. Периодизация 31 2.3. Обзор философских школ Древней Индии 32 2.4. Общие черты индийской философии 33 2.5. Некоторые основополагающие понятия индийской философии 35
    3

    2.6. Йога основные идеи 37 2.7. Буддизм основные идеи 42 2.8. Учебная и дополнительная литература 45 Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 47 3.1. Истоки китайской философии мифология, нумерология, предфилософия 47 3.2. Периодизация 50 3.3. Обзор философских школ Древнего Китая 50 3.4. Общие черты китайской философии 51 3.5. Некоторые основополагающие понятия китайской философии 52 3.6. Даосизм основные идеи 53 3.7. Конфуцианство основные идеи 56 3.8. Учебная и дополнительная литература 59 Тема 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 61 4.1. Истоки греческой философии мифология, протонаука, предфилософия 62 4.2. Периодизация 64 4.3. Ранняя греческая философия школы и основная проблематика 65 4.4. Греческая философия периода расцвета школы и основная проблематика 69 4.5. Периоды заката и упадка античной философии обзор школ 80 4.5.1. Перипатетики 80 4.5.2. Эпикурейцы 80 4.5.3. Киники 81 4.5.4. Стоики 82 4.5.5. Скептицизм 83 4.5.6. Эклектизм 83 4.5.7. Неоплатонизм 84 4.6. Учебная и дополнительная литература 85 Тема 5. ЗАПАДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 86 5.1. Христианство и античность у истоков средневековой философии 87 5.2. Периодизация 88 5.3. Боги природа 89 5.4. Проблема сущности и существования 91 5.5. Дискуссия об универсалиях реализм, концептуализм, номинализм) 91
    4
    5.6. Вера и разум 93 5.7. Эзотерический символизм Библии и схоластический метод философствования 95 5.8. Человек 97 5.9. История и общество 98 5.10. Учебная и дополнительная литература 99 Тема 6. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ . . 101 6.1. Истоки арабской философии ислам и античная традиция 101 6.2. Периодизация ЮЗ
    6.3. Некоторые основополагающие понятия ислама и исламской философии 103 6.4. Боги проблема первоначала. Теология и онтология 104 6.5. Вера и разум 107 6.6. Человек и проблема свободы воли 110 6.7. Человек и совершенное общество 111 6.8. Учебная и дополнительная литература 117 Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 118 7.1. Социально-исторические предпосылки и философские истоки 118 7.2. Периодизация 119 7.3. Антропоцентризм и гуманизм. Новое понимание человека 120 7.4. Тело и душа. Идея преображения человека 121 7.5. Пантеизм 123 7.6. Натурфилософия и естествознание 124 7.7. Общество 129 7.8. Учебная и дополнительная литература 132 Тема 8. ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    (Х1-ХУИ вв.) 133 8.1. Общая характеристика и особенности русской философии 133 8.2. Периодизация 134 8.3. Древняя и средневековая русская философия 135 8.4. Учебная и дополнительная литература 140 Тема 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. И АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 141 9.1. Периодизация 141 9.2. Социально-экономические и культурные изменения в Европе XVII в 142
    5

    9.3. Проблема метода научного познания эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) 143 9.4. Механистическая картина мира 146 9.5. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) 148 9.6. Учебная и дополнительная литература 150 Тема 10. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в 152 10.1. Идеология Просвещения 152 10.2. Природа 153 10.3. Соотношение случайности и необходимости 155 10.4. Человек 156 10.5. Общество и история 158 10.6. Учебная и дополнительная литература 161 Тема 11. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ РАСЦВЕТ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (ХУШ-ХГХ вв.) 162 11.1. И. Кант (1724-1804) 163 11.2. И. Фихте (1762-1814) '. 167 11.3. Ф. Шеллинг (1775-1854) 170 11.4. Г. Гегель (1770-1831) 171 11.5. Л. Фейербах (1804-1872) 175 11.6. К. Маркс (1818-1883) 176 11.7. Учебная и дополнительная литература 180 Тема 12. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ 181 12.1. Индийская философия в постклассический период 182 12.1.1. Адвайта-ведапта Шри-Шапкары 183 12.1.2. Теизм Рамаиуджи 185 12.1.3. Развитие индийского буддизма после Гаутамы Будды 187 12.1.4. Религиозная философия индуизма 192 12.2. Китайская философия в постклассический период 195 12.2.1. Историческое развитие Китая в постклассический период политика и философия 195 12.2.2. Возрождение даосизма и неодаосизм 198
    6
    12.2.3. Возникновение и развитие китайского буддизма . . . 203 12.2.4. Конфуцианство и неоконфуцианство в ностклассическую эпоху 207 12.3. Зарождение и развитие тибетской философии 213 12.3.1. Основные исторические этапы становления тибетского буддизма 213 12.3.2. Философские течения и религиозно-монашеские объединения (ордены) в тибетском буддизме 215 12.3.3. Тибетский буддийский Канон 216 12.3.4. Основные положения и специфика тибетского буддизма философия и практическая йога 218 12.4. Учебная и дополнительная литература 223 Тема 13. ЗАПАДНАЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (Х1Х-ХХ вв.) 224 13.1. Кризис классического рационализма. Новые пути философии 225 13.2. Философия жизни А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон 228 13.3. У истоков экзистенциализма С. Кьеркегор 234 13.4. Позитивизм как реформа философии 236 13.4.1. Первый позитивизм Копт, Милль, Спенсер 237 13.4.2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм Махи Авенариус 240 13.4.3. Третий позитивизм неопозитивизм 241 13.5. Истины Сокровенной Мудрости
    Е.П. Блаватская и теософия 244 13.6. Открытие бессознательного
    3. Фрейд и психоанализ 249 13.7. Экзистенциализм человек через призму существования 253 13.8. Прагматизм 257 13.9. Персонализм 259 13.10. Феноменология 260 13.11. Философская антропология 261 13.12. Герменевтика 262 13.13. Назад к Канту неокантианцы 263 13.14. Назад к Гегелю»: неогегельянцы 265 13.15. Учебная и дополнительная литература 266
    7
    Тема 14. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХУШ-ХХ вв.) 268 14.1. Русская философия эпохи Просвещения первая четверть XIX в) 269 14.2. Русская философия периода от второй четверти XIX в. дог. П. Я. Чаадаев 274 14.2.2. Россия па историческом перепутье западники и славянофилы 275 14.2.3. Почвенники 276 14.2.4. Революционные демократы 277 14.2.5. Народники 278 14.2.6. Русская религиозная философия конца XIX в Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев 280 14.2.7. Русский марксизм Г. В. Плеханов и В. И. Ленин . . . 284 14.2.8. Философия естествознания 287 14.2.9. Русский космизм 287 14.3 Философия русского зарубежья 291 14.3.1. Религиозная философия русского зарубежья 291 14.3.2. Общество и история в воззрениях ПА. Сорокина . 294 14.3.3. Рерихи и Учение Живой Этики 295 14.4. Советский период русской философии расцвет марксизма-ленинизма 298 14.4.1. Сталинский период марксизма 299 14.4.2. Философия за колючей проволокой ПА. Флоренский, Л. Н. Гумилев, Д. Л. Андреев . . . 301 14.4.3. Советская философия периодах годов XX в. 306 14.5. Начало постсоветского периода русской философии . . . . 308 14.6. Учебная и дополнительная литература 309 Тема 15. МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ (ХХ-НАЧАЛО XXI в ОБЗОР ИДЕЙ, ТЕЧЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ 311 15.1. Панорама западной философии второй половины XX в. 314 15.1.1. Западная религиозная философия пеотомизм 314 15.1.2. Постпозитивизм и философия науки 316 15.1.3. Структурализм 318 15.1.4. Трансформированный прагматизм 319 15.1.5. Иллюзии сциентизма 321 15.1.6. Синергетика 323 15.1.7. Западная философия истории 324 15.1.8. Коитртендепции западной политической философии 327 8
    15.2. Панорама восточной философии XX в 330 15.2.1. Возрождение индийской классической философии . 331 15.2.2. Традиции и реформаторство в Китае конец Х1Х-ХХ в) 337 15.2.3. Новые тенденции исламской мысли 343 15.3. Панорама эзотерической философии начала XXI в. 347 15.3.1. Понятие и некоторые вехи истории эзотерической философии 347 15.3.2. Важнейшие идеи современной эзотерической философии 350 15.4. Учебная и дополнительная литература 353 ПРИЛОЖЕНИЯ 357 Приложение 1. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ 357 Схема 1. Исторические типы мировоззрений 357 Схема 2. Первобытные верования. Национальные и мировые религии 358 Схема 3. Что такое философия (Представления различных философов) 359 Схема 4. Что философия может дать каждому человеку . . . 360 Схема 5. Традиционные разделы философии (философские дисциплины) 361 Схема 6. Функции философии 362 Схема 7. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 363 Схема 8. Важнейшие центры философской мысли в истории человечества 366 Схема 9. Некоторые крупные мыслители
    (X в. до п.э.-ХХ в) 367 Схема 10. Периоды развития индийской философии 370 Схема 11. Периоды развития китайской философии 371 Схема 12. Периоды развития западной философии . 372 Схема 13. Периоды развития арабской философии 373 Схема 14. Периоды развития русской философии 374 Схема 15. Философские школы Древней Индии 375 Схема 16. Философские школы Древнего Китая 376 Схема 17. Философские школы Древней Греции 377 Схема 18. Школы и течения русской философии
    ( Х У Ш - Х Х вв.) 378 9
    Схема 19. Школы и течения западной иостклассической философии (начало ХХв.) 379 Схема 20. Важнейшие направления современной философии конец начало XXI в) 380 Схема 21. Важнейшие философские течения в современной России (конец начало XXI в) 381 Схема 22. Философские идеи Средних веков 382 Схема 23. Философские идеи Возрождения 383 Схема 24. Философские идеи Нового времени 384 Схема 25. Контррациопалистическая тенденция в западной философии XIX—XX вв 385 Схема 26. Философские представления о субстанции 386 Схема 27. Основные концепции пространства-времени 387 Схема 28. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 388 Схема 29. Представления о сущности человека 389 Схема 30. Решения проблемы жизни после смерти 390 Схема 31. Решения проблемы смысла жизни 391 Схема 32. Основные гносеологические концепции 392 Схема 33. Формы чувственного познания 393 Схема 34. Формы рационального познания 394 Схема 35. Иррациональные способности познания 395 Схема 36. Виды истины 396 Схема 37. Современные проблемы биоэтики 397 Схема 38. Сферы жизни общества 398 Схема 39. Главные проблемы философии истории 399 Схема 40. Движущие силы истории 400 Схема 41. Глобальные проблемы современности 401 Схема 42. Некоторые сценарии будущего земной цивилизации 402 Приложение 2. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ 403 От автора История мировой философии принадлежит к числу новых российских учебников, призванных качественно обновить содержание и методику преподавания гуманитарных дисциплин. Учебник опирается па позитивный опыт европейской, российской, индийской и китайской методологии изучения философии, а также па новейшие достижения историко-философской, естественных и гуманитарных паук. Идейную основу учебника составляют концепция культурно-исторического полицентризма и концепция дуализма эзотерической и экзотерической культурных традиций. Согласно первой из указанных концепций, наряду с европейской линией развития культуры и цивилизации существуют и другие — египетская, индийская, китайская, арабская, российская и т. д, имеющие не меньшую историческую значимость, нежели европейская (западная. Концепция культурно-исторического по­
    лицентризма не отвергает единство мировой истории и не противопоставляет друг другу локальные культурно-исторические типы. Наоборот, подчеркивается их сложная взаимосвязь и духов­
    но-историческая конкуренция. Вторая из отмеченных концепций обосновывает факт существования определенного культурно-исторического феномена, проявившегося в виде дуализма эзотерической и экзотерической традиций познания мира и человека. Оказалось, что тайные философские школы были широко распространены как па Востоке, таки на Западе. Результаты исследований современников XIX—XX вв. И
    свидетельствуют также и о том, что эзотерические учения нередко занимали авангардные философские позиции и транслировали в общественное сознание передовые этические и эвристические идеи. В конце прошлого века интерес к эзотерической философии начал интенсивно возрастать. Появились различные издания как подлинных шедевров сокровенной мудрости, таки откровенно низкопробных профанации. К сожалению, система образования, не успевая за высоким темпом современной жизни и ее запросами, оставляла без внимания исторический феномен эзотеризма, что, разумеется, не лучшим образом сказывалось па формировании культурного и философского кругозора выпускника вуза. Лишь недавно в учебные планы некоторых гуманитарных специальностей был введен курс История эзотерических учений, а авторы учебных пособий по философии и религиоведению стали уделять внимание соответствующей проблематике. В настоящем учебнике автор, отвечая па социальный запрос, пытался достаточно обстоятельно анализировать традицию и идеи эзотерического познания. В целом отбор учебного материала основывается па положениях государственного стандарта высшего образования Российской Федерации (дисциплина Истории философии, принципах исторической значимости философских идей и дидактического лаконизма. Главная задача учебника — дать краткий общий обзор развития мировой философии водной книге, которая должна явиться (при необходимости) основой более глубокого изучения истории философии па базе специальных курсов (например История философии Запад—Россия—Восток»/Под ред. Н.В. Мотро- шиловой). Решая эту задачу, автор пытался совместить методики построения учебного пособия и справочника — те. объяспитель- пость и краткость. Разработка учебника осуществлялась в рамках программы Живое Слово Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований «Мистериум Магнум», а также в соответствии с целями и задачами экспериментальной программы подготовки учебной литературы Россия Молодая (инициатива, научное и экономическое обеспечение — НИИ социальных проблем
    РАЕН, Международная Полицейская Ассоциация (Российская секция, Юридический колледж РС МПА. Подготовка и издание нового учебника не ограничиваются работой его автора. В решении научных, организационных и экопо-
    12 мических проблем принимали участие десятки людей, которых считаю своим долгом поблагодарить публично. Выражаю сердечную признательность рецензентам — доктору философских паук, профессору В.Н. Назарову (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) и кандидату философских наук, доценту А.Л. Золкину (Юридический институт МВД РФ, которые сделали ценные пожелания по совершенствованию рукописи. Искренне благодарен Ученому совету Российской секции Международной Полицейской Ассоциации, лично Генеральному секретарю Рс МПА доктору юридических паук, профессору
    И.Б. Богородицкому и Президенту Рс МПА А.К. Гапькипу за всестороннее содействие в работе над материалами учебника и высокую оценку труда автора — Золотой Диплом Ученого совета Рс МПА. Научная и организационная поддержка была оказана со стороны НИИ социальных проблем РАЕН в лице его Президента, доктора технических паук А.В. Горбатова и Российской академии естественных наук в лице доктора физико-математических паук, доктора философских паук, профессора В.А. Горбатова. Особую признательность выражаю академику РАЕН, предпринимателю и меценату ОС. Бартеневу, проявившему заинтересованное участие в издании этого учебника, и кандидату филологических наук СИ. Кузьминской, чья неизменная помощь способствовала интенсивной научной работе. Благодарю всех, оказавших содействие рождению и публикации Истории мировой философии. С. Р. АБЛЕЕВ, доктор философских наук

    Зачем выживете Чтоб познавать и совершенствоваться. Философская мудрость Востока Введение Писать учебник — занятие трудное и неблагодарное. Всегда существует множество взглядов па то, чему он должен быть посвящен, как построен и как написан. Одним кажется, что учебник не надо чрезмерно упрощать, а другим — не надо усложнять. Третьи говорят, он не должен быть слишком подробным, а четвертые полагают — не должен быть очень лаконичным. Итак далее. Объективная сложность учебника как жанра научно-популяр­
    ной литературы заключается прежде всего в том, что он рассчитан па адресата, хотя и массового, но вполне определенного. Непросто читателя, а человека, изучающего некий учебный предмет. Учебник должен помогать ему в этой работе, должен быть другом и наставником. Однако если живой наставник может (и должен) подстраиваться иод общий культурный уровень студента или аспиранта, то учебник остается таким, каким его создал автор. Именно этими обстоятельствами обусловлена некоторая усред- пепиость учебника, который сориентирован па нормального, хорошего студента — не гения, по далеко и не тугодума. Разрабатывая схему подачи материала, автор стремился максимально облегчить труд студента. Материал разбит па тематические и проблемные блоки, которые своим названием предварительно помогают разобраться, о чем пойдет речь. Везде выделяются периоды развития философской мысли, важнейшие течения и школы. Во многих темах раскрывается исторический контекст эпохи, что помогает выявить причины тех или
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта