История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
Секст Эм пирик (II— III вв. н.э.), Энесидем из Кносса (примерно I в. до н.э.). Исходное положение скептиков — отрицание истинности любого знания. Познание бытия в силу его изменчивости недостижимо. Поэтому надо воздерживаться от определенных суждений — ничего не утверждать. В моральной области какие-либо устойчивые истины и нормы тоже установить невозможно. Значит — живи как хочешь. Философское настроение скептиков пропитано агностицизмом. Мудрость для них заключается в молчании, которое в данном случае возникает не от глубоких познаний, а от бессилия в раскрытии тайн бытия. Появление и развитие скептицизма — характерная черта заката античной философии и всей культуры. 4.5.6. Эклектизм Возникает примерно во II в. до н.э. как следствие углубляющегося кризиса античной философии. Эклектики не развивают новых идей. Они стремятся к соединению уже существующих теорий в едином учении. Но делают они это, как правило, неорга нично, вырывая из цельных философских систем отдельные положения и механически их соединяя. Позитивное у эклектиков — направленность к философскому синтезу и систематизация возрастающего эмпирического материала. Видные представители Филон'(II — I в до н.э.), Антиох (II — I вв. до н.э.), Боэций из Сидона (II в до н.э.), Посидоний (И — I вв. до н.э.), Цицерон (II — I вв. до н.э.). Влияние эклектизма в Древнем Риме окажется более значительным, чем в Древней Греции периода эллинизма. 83 4.5.7. Неоплатонизм Формируется в начальные столетия повой эры и активно развивается в виде отдельных школ вплоть до VI—VII вв. Неоплатонизм — последнее сильное, самостоятельное, оригинальное философское направление поздней античности. Его основу составило учение Платона, многие положения которого были творчески развиты неоплатониками. Основатель Аммоний Саккас (II—III вв. н.э.). Наиболее яркие представители Плотин (III в, Порфирий (III—IV вв.), Ямвлих (III—IV вв.), Прокл (V в. Жизненность неоплатонизма во многом была обусловлена тем, что он явился органичным сплавом теоретической метафизики, религиозно-мистических идей, восходящих к эзотерической философии, и практической философской этики как образа жизни. Исходное положение философии Плотина — высший божественный принцип (Единое — Благо. Космос устроен иерархически. Единое путем эманации (истечения, нисхождения) образует Мировой Разум (или Дух) — прообраз мироздания и всех вещей. Эманация Разума порождает Мировую Душу — всеобщее жизненное начало. Душа порождает живые, одушевленные существа, которые преимущественно существуют па низшем уровне бытия — в физическом, материальном космосе, те. в природе. Физический космос — порождение, копия или модель высшего, идеального Космоса (Единое — Разум — Душа. Цель человеческой души — достижение истинного божественного бытия, воссоединение с Единым. К платоновским методам возвращения к Единому (добродетель, диалектика, любовь) Плотин добавляет свой — путь мистического единения, выхода из себя (экстаз. Ведущую роль экстаз играет ив познании. Восприятие божественного принципа, невозможное чувствами и разумом, возможно особой иррациональной духовной способностью, те. в состоянии экстаза. Достигается он при подавлении всего телесного и чувственного в результате длительных и сильных духовных устремлений. Филон отождествляет экстаз с божественной благодатью. Античная философия прекращает свое существование с гибелью Боэция, казненного в 524 г. Теодорихом, и с закрытием в 529 г. афинской Академии византийским императором Юстинианом. 84 4.6. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. МС. Философия / Под ред. В.Д. Губила и др. МС. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. ЧМ. С. 93-115. 4. Радугин АЛ. Философия. М, 1997. 5. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Т. 1. МС Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1994. 7. История философии в кратком изложении / Перс чешек. И.И. Богута. МС Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М, 1989. 9. Чанышев АН Философия древнего мира. МС Асмус В.Ф. Античная философия. М, 1998. 11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. МА. Гаспарова. е изд. М, 1986. 12. Жмудь ЛЯ Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994. 13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М, 1993. 14. Адо П Плотин, или Простота взгляда. М, 1991. 15. Философский энциклопедический словарь. М, 1983. Тема 5 ЗАПАДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Содержание учебного материала 5.1. Христианство и античность у истоков средневековой философии. 5.2. Периодизация. 5.3. Боги природа. 5.4. Проблема сущности и существования. 5.5. Дискуссия об универсалиях реализм, концептуализм, номинализм. 5.6. Вера и разум. 5.7. Эзотерический символизм Библии и схоластический метод философствования. 5.8. Человек. 5.9. История и общество. 5.10. Учебная и дополнительная литература. Средневековая философия развивалась в один из периодов европейской истории, который был непосредственно связан с зарождением, укреплением и господством христианства ( I - XV вв.). Первые христианские общины возникают в I - II вв. нашей эры в восточных провинциях Римской империи. Оттуда они распространяются по Средиземноморскому побережью и дальше, вглубь Европы. 86 5.1. ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНОСТЬ У ИСТОКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Два важнейших основания философии Средних веков — это христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия. Библия (Священное Писание, или Откровение) в переводе с греческого означает книги. Действительно, она представляет собой собрание множества различных самостоятельных произведений. Их разделяют па две части Ветхий Завет и Новый Завет. Некоторые книги Ветхого Завета восходят к очень древней устной традиции священных преданий. Его непосредственное формирование, как предполагают историки, происходило снов. до н.э. В Ветхий Завет входят несколько десятков книг (католический канон — 46, еврейский — 36) па различные темы — философские, религиозные, исторические и др. Написаны они разными авторами, среди которых особое положение занимает пророк Моисей. Новый Завет сформировавшийся вначале тыс. нашей эры, также является собранием произведений различных авторов — учеников Христа, именуемых, по церковной традиции, апостолами. Канонический Новый Завет состоит из 27 произведений (4 евангелия, Деяния апостолов, 17 посланий и Откровение Иоанна Богослова, в которых описываются преимущественно эпизоды жизни и учение Христа. Однако существует большое количество неканонических (апокрифических — от гр. тайный) книг, которые по разным причинам небыли включены в Библию. Эзотерическая философская традиция придает этим книгам большое значение, так как считается, что именно в них содержатся пояснения важнейших сокровенных положений учения Христа, а также раскрываются некоторые тайны его земной и посмертной жизни. Апокрифические произведения первоначально были связаны с деятельностью гностиков — религиозно-фи лософского течения последователей Христа, стремившихся к синтезу христианства, античной и восточной философии па основе эзотерической доктрины. Библейские, а иногда и апокрифические произведения — важнейший непосредственный источник философских размышлений средневековых мыслителей. 87 Влияние античной философии на христианскую мысль оказалось более сложными неоднозначным. В ранние века формирования христианства (поздняя античность) оно было довольно значительным. Это относится прежде всего к идеям пеопифаго- рейцев, герметистов, неоплатоников, в меньшей мере перипатетиков и стоиков. Сторонники гностической традиции открыто опирались па некоторых греческих мыслителей (Пифагор, Платон и др) и использовали их философские системы для познания, обоснования и толкования истин христианского Откровения. Однако позже, по мере укрепления в христианстве ортодоксаль но-церковной линии, начинается ожесточенная борьба против язычества, к которому была причислена и античная философия. Тем не менее последняя все же сохранилась в культурном пространстве средневековой цивилизации. Когда основные догматы церкви были сформированы, возникла необходимость в их разум- пом обосновании. И вот тут опять пригодилась античная философия — в виде платонизма и аристотелизма. После признания императором Константином Великим (IV в) христианства как официальной государственной религии многие идеи платонизма и неоплатонизма входят в богословие и используются для его философской разработки. Философию Аристотеля христианские теологи но-пастоящему открывают для себя лишь много веков спустя — в период расцвета схоластики (после XII в, когда его основные труды будут переведены с греческого и арабского языков. Тогда отношение к языческой философии существенно меняется. 5.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Средневековая философия делится па два основных периода патристика (связана с религиозной и философской деятельностью ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической разработкой христианской философии. Они, в свою очередь, распадаются па несколько этапов. 1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация — церковь. 2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплато- 88 иизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции. 3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих школ философия остается только в христианских монастырских школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр. схоластикос — школьный, ученый) было уже несвободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство истин Откровения. 4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые университеты. На основе философии Аристотеля Фома Ак- випский систематизирует католическую теологию. 5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые тенденции в схоластической философии критика теологических философских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии и пауке, идейные столкновения схоластических философских школ. Ниже будут рассмотрены некоторые наиболее важные проблемы средневековой философии. 5.3. БОГИ ПРИРОДА В центре средневековой философии и всей культуры находится Боги его отношения с человеком. Эта особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом. Представления о Боге в христианской традиции принципиально отличается от его понимания в античной философии. На смену античному политеизму приходит монотеизм (единобожие. Бог един, хотя и существует в трех ипостасях (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. У древних греческих философов формируется абстрактное, философское понимание Божественного Начала. Платону оно представляется как Единое или Высшее Благо Аристотелю — как Высшая Разумность или Перводвигатель. Христианская философия в этом вопросе делает шаг назад, так как во многом аптропоморфизирует (очеловечивает) Бога, наделяет его личностными качествами. На первый план теперь выходит всемогущество Бога или его воля, и даже любовь, па которую прямо указывает Библия (Бог есть любовь, остается в тени. Для греков боги были природными существами. Как правило, они не противопоставлялись космосу или физису. Даже у Платона, Единое которого является трансцендентальным началом, идеи, звезды, Теоцсптриз.м — главная особенность европейской средневековой философии. 89 / планеты считаются божественными. Христианские же теологи активную силу (те. Бога) выносят из природной сферы. Он существует как бы над пей, вечно, сам по себе и является песотвореппым бытием. Природа — его творение. Причем творение из ничего, без всяких промежуточных элементов, активных и пассивных начал (материи, идей, форм, атомов) античной онтологии. Христианская онтология предполагает одно начало — Бога (идеалистический монизм. Природа, согласно средневековой теологии, только участвует в бытии, но подлинным бытием не обладает. Обратим внимание и па другой аспект проблемы бытия. Для греков совершенным считалось бытие упорядоченное, организованное и ограниченное определенным пределом. Беспредельное расценивалось как хаос, те. неупорядоченное несовершенство. Теперь наоборот Бог — беспредельное, неограниченное бытие, и всемогущество воспринимается как высшее совершенство. Концепция о сотворении мира Богом из креационизмом. В сущности, христианская философия в разработке проблемы Бога исходит из двухосновных идей идеи творения и идеи откровения Первую мы рассмотрели. Вторая означает следующее. Бог как высшее беспредельное бытие недоступен самостоятельному человеческому познанию. Но он открывает себя людям в Откровении, через которое посредством веры и божественной благодати человек может приближаться к его познанию. Познание Бога и приобщение к жизни вечной в Боге для человека является высшей целью. На ее достижение и должны быть направлены все духовные усилия. Познание природы в определенной мере возможно и с помощью разума. Но природа сама но себе христианских теологов и философов почти не интересует, разве что как сфера естественных символов, способствующих осмыслению божественного закона. Таким образом, идея Откровения находится в основе христианской теории познания. Креационизм — концепция о сотворении мира Богом из ничего. ничего называется Средневековая философия основывалась на двух главных идеях •идея творения онтология) •идея откровения гносеология) Особенности средневековой теологии теизм, монотеизм, •теоцептризм, провиденциализм. 90 5.4. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ В античной философии наибольшее внимание этой проблеме уделял Аристотель. Но он еще не проводит четкого разделения сущности и существования. Это делает талантливый философ поздней античности Боэций (V—VI вв.). Его трактаты по логике, а также переводы и комментарии к логическим произведениям Аристотеля окажут немалое влияние па последующую средневековую философию. Обосновывая петождествеппость Творца и творения, Боэций указывает па то, что сущность (эссенция) вовсе не тоже самое, что существование (экзистенция). Каждая вещь, по его мнению, может иметь и сущность, и существование, которые совпадают только в Боге, так как он есть простая субстанция. Все остальные вещи являются составными (сложными. Их сущность не совпадает с существованием. Сущность приобретает существование только тогда, когда она получает бытие от Бога. Сущности вещей связаны с понятиями о них. Они воспринимаются разумом. Существование связано с реальным бытием вещей. Оно воспринимается благодаря непосредственному опытному взаимодействию с вещами. После закрытия античных философских школ эта проблема, но существу, станет доминирующей для всей средневековой философии как проблема универсалий и как проблема существования тварпого человека перед лицом трансцендентного Творца (Августин Блаженный. 5.5. ДИСКУССИЯ ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ РЕАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ, НОМИНАЛИЗМ) Дискуссия об универсалиях длилась практически в течение всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой главной, то одной из важнейших философских проблем этой эпохи (основные философские идеи Средних веков см. схему 22). Вначале было слово, — провозглашает Библия. Неудивительно, что философы обратились к выяснению того, что есть слово те. понятие) и как оно соотносится с конкретными вещами. Поэтому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности. Вопросы об универсалиях были поставлены Порфирием в конце III в. В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые кульминировали в трех основных были и другие) направлениях схоластической философии — реализме, номинализме и концептуализме. Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, те. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах. Наиболее жизнеспособными удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Последний утверждал, что универсалии существуют 1) до единичных вещей каких идеи в божественном разуме 2) в самих вещах — каких сущности 3) после вещей — как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, те. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов наоборот. Крайний реализм в своей сути восходит к учению Платона о независимом существовании идей в идеальном мире. Умеренные реалисты близки к точке зрения Аристотеля, у которого общее (те. форма) тесно связано с единичным — отдельными вещами. Номиналисты (от лат. потеп — имя, название) предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего несу ществует. В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Ап- тисфепу и стоикам, которые, споря с Платоном, утверждали, что идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами были Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура. 92 Концептуализм занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно считать умеренной формой номинализма Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дуне Скот думали, что универсалии объективно в онтологическом смысле не существуют, они пребывают в человеческом разуме, по вместе стем им соответствует нечто общее, существующее в самих вещах. 5.6. ВЕРА И РАЗУМ Высшей целью человеческих устремлений христианская философия провозглашала богопозпапие и спасение человеческой души. Этот тезис никем не оспаривался. А вот вопрос о том, как достигается богопозпапие, имел разные решения. В большинстве случаев проблема упиралась в соотношение веры и разума. Важнейшая роль веры в познании Бога обосновывается в библейском Откровении. Вера становится не только высшей духовной способностью души, так сказать, в отвлеченном смысле, но и высшей познавательной способностью. На это были свои объективные основания. Авторитетное указание Библии па значимость веры — только часть из них. Другая была связана с самими библейскими сюжетами, идеями и последующими церковными догматами. То, что они утверждали, не укладывалось в рамки человеческого опыта, а порой и вовсе выглядело фантастично. Доказать, например, происхождение женщины из ребра Адама было, мягко говоря, затруднительно. Поэтому оставался единственный выход — отказ от рационального осмысления божественных чудес (ведь они являются сверхъестественными) и восприятие их па веру. Вот почему |