История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
44 Высшие духовные цели человека освобождение от невежества (авидьи), преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в конечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сапгхи). Стечением времени в рамках буддизма появилось множество направлений и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма как этико-философского и религиозного учения маха- яна — Большая колесница (или так называемый Северный буддизм хинаяна — Малая колесница (или так называемый Южный буддизм ваджраяна — Алмазная колесница. Основные философские школы — Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа, Асвагхоша; — Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха, Дигпага; — Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра; — Сарвасти-вада (вайбхашика) — Катьяянипутра, Васумитра, Бхаданта. Национальные разновидности буддизма — Ламаизм (Тибета также Монголия, Китай, Бурятия, Калмыкия, Тува — Чань-буддизм (Китай, Корея — Дзеп-буддизм (Япония, со второй половины XX в. популярен в США. 2.8. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Радхакришнан С Индийская философия / Перс англ. Вт. М, 1993. 2. Чаттерджи С, Датта Д Индийская философия / Перс англ. М, 1994. 3. Мюллер М Шесть систем индийской философии / Перс англ. М, 1901. Основные религиозно-фило софские течения в буддизме •махаяиа — Большая колесница •хипаяпа — Малая колесница •ваджраяна — Алмазная колесница. 45 4. Чанышев АН Философия Древнего мира. МС. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 КН. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 1995. Ч. 1. С. 378-442. 6. Блаватская ЕЛ Тайная Доктрина. Вт. М, 1992. 7. Шохин В.К. Брахмапистская философия. М, 1994. 8. Лысенко В.Г., Терентъев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М, 1994. 9. Рерих Е.И. Основы буддизма (Жизнь и Учение Будды. СПб., 1992. 10. Философия Учебник / Под ред. В.Д. Губипа и др. М, 1997. 11. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. ЧМ. С. 12. Махабхарата. Рамаяна. М, 1974. 13. Классическая йога. М, 1992. 14. Вивекананда. Практическая веданта. М, 1993. 15. Шохин В.К. Первые философы Индии. М, 1997. 16. Философский энциклопедический словарь. М, 1983. Тема 3 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Содержание учебного материала 3.1. Истоки китайской философии мифология, нумерология, предфилософия. 3.2. Периодизация. 3.3. Обзор философских школ Древнего Китая. 3.4. Общие черты китайской философии. 3.5. Некоторые основополагающие понятия китайской философии. 3.6. Даосизм основные идеи. 3.7. Конфуцианство основные идеи. 3.8. Учебная и дополнительная литература. 3.1. ИСТОКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ МИФОЛОГИЯ, НУМЕРОЛОГИЯ, ПРЕДФИЛОСОФИЯ Как ив Древней Индии, в Древнем Китаек моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное иоле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее — она не имела такого влияния, как, например, 47 в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, кульминировавшая в Книге перемен (И-цзин) ив многочисленной коммента торской литературе. Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Ее суть - символизация про странственно-числовых структур, по-китайски - сян шу чжи сюэ учение о символах и числах, которое на Западе иногда именуют нумерологией. В остальном становление философии в Древнем Китае во многом соответствует генезису древней индийской философии. Экономический подъем, появление денег и частной собственности стимулировали разложение традиционных родообщинных отношений, что сопровождалось трансформацией привычной схемы социаль но-экономических отношений. Параллельно происходит развитие наук - математики, медицины, астрологии и др. Все эти процессы требовали выработки новых моделей миропонимания, новых ориентиров и ценностных установок. Их выдвижение происходит на фоне переосмысления традиций. Как ив Индии, в Китае первыми философами были странствующие мудрецы, отшельники и аскеты. Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы - Пятикнижие («Уцзин»). К нему относились Книга песен («Шиц- зин»), Книга истории («Шуцзин»), Книга перемен («Ицзин»), Книга обрядов («Лицзин»), летопись («Чуньцю»). К Пятикнижию примыкали «Сицы чжу- ань» - комментарий к «И-цзин», историческая рукопись «Цзо чжуань» и др. В предфилософской литературе поднимается множество различных вопросов. Отметим некоторые из них. Древняя китайская предфилософская литература Книга песен Книга истории Книга перемен Книга обрядов летопись комментарий к Книге перемен исторические рукописи 48 Вопрос о происхождении зла от кого оно — от Бога или от человека Авторы «Уцзип» склонны видеть причину зла в человеке (зависят распри только от людей) и оправдывать Бога. В «Шуцзин» рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма существует пять первоначал — вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы — дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярными вместе стем взаимозависимым силам (началам) — ян и инь. Понятия эти многозначны и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Нов древней нредфилософии они еще не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «нриземлепио» — как силы света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, как мужское и женское начала. На раннем этапе, до появления ста школ китайской философии, формируется и представление о дао которое можно считать одним из краеугольных понятий всей китайской философии. Позже, в философских школах, оно будет развито и углублено. Пока же дао понимается как путь, естественный ход вещей или безличный мировой закон, властвующий пал, природой и обществом. Значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли, который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, таки светский аспект. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба, властей, родителей, старшего брата и умерших. «Цзо чжуапь» указывает Ритуал основан па постоянстве движения неба, порядке явлений па земле и поведении паро да»; Ритуал — это устои в отношениях верхов и низов Он дает жизнь пароду». Уже в ранних мифологических источниках происходит попытка объяснения возникновения человека. Его прародитель — сверхъестественный, божественный проточеловек Паньгу, который зарождается в недрах космического яйца. Папьгу создает небо и землю. После его смерти из частей тела возникают космические объекты (звезды, Солнце, Лупа) и явления природы (ветер, гром, облака, молнии и т.д.). Люди произошли от паразитов, которые по неизвестным причинам появились па теле божественного проточеловека. 49 3.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Среди специалистов не сложилось пока общего мнения относительно принципов периодизации китайской философии. Используются различные принципы историко-политический (соотнесение этапов развития философии с правлением определенных династий или историческим периодом историко-философский — периодизация по развитию основных школ (раннее конфуцианство, официальное конфуцианство, супское пеокопфуциапство и т.д.) и другие. Мы возьмем за основу европейскую линейную схему, по, естественно, с соответствующей корреляцией хронологии культур но-исторических этапов. 1. Период древней китайской философии (XI — III вв. до н.э.). В этот период (правление династии Чжоу) происходит формирование мифологической и иредфилософской базы (примерно до VI в. до н.э.), становление (VI — V вв. до н.э.) и расцвет (эпоха Чжапь-го — борющихся царств — V — III вв. до н.э.) основных школ (сто школ) древней китайской философии. 2. Средневековый период (III в. до н.э. — XIX в. Упадок философии вовремя империи Цииь (III в. до н.э.). Восстановление философских традиций и возведение конфуцианства па уровень государственной идеологии (II в. до н.э.). Развитие основных философских школ (кроме моизма и школы имен, которые погибли) без значительных новаций (после II в. до н.э. вплоть до середины XIX в. Взаимовлияние школ конфуцианство и легизм, даосизм и буддизм и др. 3. Новый период китайской философии (середина XIX в. — 1919 г. 4. Новейший период китайской философии (с 1919 г. до па- стоящего времени. 3.3. ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕГО КИТАЯ В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы. 1. Натурфилософская школа (ипь-яп цзя). Главный представитель Цзоу Янь. 2. Конфуцианство Основатель Кун Фу-цзы (Конфуций. 3. Моизм (мо-цзя). Основатель Мо-цзы. 50 4. Школа имен (мин-цзя) иногда называется школой логиков, софистов и спорщиков (диалектиков. Видные представители Хуэй Ши, Гунсунь Лун. 5. Школа закона (фа-цзя, или легизм). Видные представители Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли Сы. 6. Даосизм (дао дэ цзя). Основатель Лао-цзы. 7. Школа дипломатов (цзун хэн цзя). 8. Школа эклектиков (цза цзя). 9. Школа аграрников (нун цзя). 10. Школа литераторов (сяо шо цзя). Среди историков китайской философии существует мнение, что идеи ста школ китайской философии в конечном счете восходят к трем основным традициям 1) мантике, нумерологии и философии Книги перемен 2) даосизму 3) конфуцианству. 3.4. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Китайская философия специфична и значительно отличается не только от европейской, но даже и от достаточно близкой ей (географически) индийской философии. Несмотря на это, китайская мысль в рамках указанных школ имеет полное право именоваться философской мыслью. Даже нумерологическая философия имеет тесную связь с рациональностью как типом мировосприятия, хотя это рациональность особого, не всегда понятного европейцам рода. Итак, важнейшие особенности китайской философской мысли. Сильный традиционализм в культуре, который не мог не отражаться на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала - как религиозного, таки светского. Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории. Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения. Осмысление действительности на основе символического и структурно-числово- Дао — истоки центральное понятие древней китайской философии. Оно означает Всеобщий космический закон Естественный, природный ход вещей Абсолют как высшее состояние бытия - начало и конец всех вещей •Символ высшей космической гармонии 51 го (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов движения (у-сип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.) Слабое развитие логики. Малая системность как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой. Дао — истоки центральное понятие древней китайской философии. Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, таки в социальной философии. Преобладание идеализма над материализмом. 3.5. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Дао (букв, путь) — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает а) всеобщий космический закон б) естественный, природный ход вещей в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей г) символ высшей космической гармонии. Дэ — понятие, во многом близкое понятию дао. В Дао дэ цзии» говорится Дао рождает (вещи дэ вскармливает (их. В сущности дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с высшим дэ» — это совершепномуд- рый (шэнжепь). Жэнь — основное понятие конфуцианства. Означает гуманность, милосердие, человечность Жэнь — одно из пяти иостояпств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь — это «спокойно-самодостаточная» любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность. И — чувство долга, «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели. Инь — ян — парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия Инь — ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. 52 Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д. Ли — ритуал, церемония, этикет Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозного, светского, семейного. Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо — один из этических принципов конфуцианства — сыновья почтительность и почитание старшего брата. Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли. Тянь — Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только зарождает и взращивает все сущее, пои следит за исполнением своих небесных законов. Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесет наказание. У син — пять первоэлементов мироздания дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естественным законами непарушение их своей волей Увэй — это неполное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью. Ци — букв, дыхание, эфир, жизненная энергия, сила. Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления — космологического, антропологического и психологического. Цзюнь-цзы — совершенный, достойный, благородный человек (муж, благодаря которому поддерживается равновесие в мире Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью ностояпствами (совершенными качествами) — жэнь, или, сяо, чжи. Совершенный человек противопоставляется ничтожному человеку (сяожэпь), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности. 3.6. ДАОСИЗМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI — V вв. до н.э.) — букв, престарелый учитель. Собственное имя Ли Эр (?). До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные приверженцы даосизма Ле-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу (приблизительно 53 V — IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV — III вв. до н.э.) и др. Наиболее значительные произведения Дао дэ цзип», «Ле-цзы», «Чжу ан-цзы», «Хуайпапь-цзы», «Хутайнапь-цзы». Даосизм — вероятно, самое философское из всех китайских учений. Неслучайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты. Центральная категория этой школы — дао Здесь дао становится многозначным мировоззренческим понятием. Дао — начало и конец всех вещей, их первооснова, а также всекосмический закон. Иногда дао трактуется как субстанция всех вещей — те. то, что лежит в их основе и составляет изначально глубинную сущность. Дао существует вечно, подобно нескончаемой нити. Дао существует само по себе, оно не является творением, так как даже предшествует небесному владыке. Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. Дао бестелесно». Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Или Дао постоянно осуществляет недеяние». Однако пет ничего такого, чтобы оно пи делало. Кроме того, в Дао дэ цзип» говорится о двойственности дао — есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно — причина мироздания и матерь Поднебесной. Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно можег содержать в себе прообразы вещей, которые вскармливает (оформляет) дэ — другое трансформированное состояние изначального дао. В определенном смысле безымянное дао может соответствовать небытию, которое порождает бытие — дао с именем. Вообще в древнем китайском языке глагол быть не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия бытие и некоторых аспектов термина дао. Даосизм — самое философское из всех китайских учений. Его проблематика в основном посвящена осмыслению первооснов и развития космического бытия, а также изучению человека как природного существа. 54 Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен. Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от плевел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины ив развитии сверхфизических способностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов. В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную. Таким образом, этический идеал в даосизме - человек, обладающий дао и высшим дэ - совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону дао и совершенствует его внутри себя - в своей душе. Он не борется, но умеет побеждать. Даосы не принимают этические идеалы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути дао. Вернуть к нему Поднебесную (Китайскую империю) с тупиковой дороги цивилизации - главная социальная цель Лао-цзы и его последователей. Справедливая критика даосами |