Главная страница
Навигация по странице:

  • (XI-XVII вв.) Содержание учебного материала 8.1. Общая характеристика и особенности русской философии. 8.2. Периодизация. 8.3. Древняя и средневековая русская философия.

  • 8.4. Учебная и дополнительная литература.

  • 1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.). 2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в. 3. Период становления самобытной мысли (е годы XIX

  • 4. Серебряный век русской философии (последняя четверть XIX

  • святоотеческая мысль, идеи которой проникают к славянским народам преимущественно из Византии. Тут прежде всего нужно отметить учения Василия Великого (IV в, Григория

  • Нисского (IV в и Григория Назианзина (IV в. Однако наиболее авторитетен был Иоанн Дамаскин

  • деятельность славянских просветителей, создателей русского письменного языка — Кирилла (IX

  • XI вв.), Никифор Грек (XI

  • Кирилла Туровского (XII

  • Л.Н. Толстого также во многом исходило из идей арианства. Другая ересь — богомилы

  • Феодосия Косого новая догма Дмитрия Тверитинова

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница14 из 38
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38

    Кампанеллой. В книге Город Солнца показывается реализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле царство Божие па Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жреца-правителя, именуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца
    Кампапеллы во многом напоминает идеальное государство Платона. Идею естественного права, выдвинутую античными и средневековыми философами, развивает голландский юрист, политики историк Гуго Гроций.
    Гуго — сторонник двойственной истины. Не отвергая полностью божественное право, он выдвигает и право человеческое, в рамках которого все вопросы решаются светом разума. Позитивное значение такого подхода — в преодолении правовой монополии церкви. Человеческое право, согласно Гроцию, охватывает естественное и гражданское право. Первое связано с общественной сущностью человека, а значит, предполагает общественный договор для реализации интересов индивидов. Второе, те. гражданское право, зависит от конкретного социально-политического момента. Таким образом, теория естественного права Гуго Гроция противостоит как абсолютному и неизменному теологическому праву, таки относительному договорному праву, которое подлежит изменениям. Последняя трактовка характерна для древних мыслителей, первая — для средневековых. Совершенное общество предполагает справедливое и мудрое управление равные права в труде и распределении продукта
    • общсствеш1ую собственность на средства производства. Из философских мыслей Томаса Мора
    131

    7.8. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    Х.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М, 1996.
    2. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М, 1997.
    3. Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохаповский. Ростов п/Д, 1996.
    4. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. Н.Т. Фролова. ЧМ. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 1996. Ки. 2. С. 3—86.
    6. Реале Д, Антисери Д История философии от истоков дона ших дней. СПб., 1994. Т. 2. С. 212-322.
    7. История философии в кратком изложении. МС Горфункелъ АХ Философия эпохи Возрождения. М, 1980.
    9. История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Мапельман. М, 1997.
    10. Философский энциклопедический словарь. М, 1997. Тема 8 ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    (XI-XVII вв.) Содержание учебного материала
    8.1. Общая характеристика и особенности русской философии.
    8.2. Периодизация.
    8.3. Древняя и средневековая русская философия.
    8.4. Учебная и дополнительная литература.
    8.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Активное историческое развитие пародов, населяющих обширные просторы России, началось значительно позже индийцев, египтян, китайцев, греков, римлян и арабов. Становление русской мысли рассматривают с X—XI вв., когда Русь принимает христианство. Однако, в отличие от Индии, Китая, Египта и Греции, первые предфилософские размышления па Руси основываются исключительно па мифологии и богословии. Рациональной культуры, в частности зачатков паук, еще не было. Это сильно повлияло как па российское православие, таки па российскую философию.
    133
    Первоначально русская философия формируется под влиянием национальной мифологии и греко-визаптийской религиоз­
    но-философской традиции. Позже, начиная св, большое влияние стала оказывать западная философия. Восточную философию, как это пи странно, Россия открывает для себя достаточно поздно — в XIX — XX веках. Подлинная русская философия, достаточно самостоятельная как в формальном смысле (отделение от богословия, таки в идейном (выдвижение и разработка оригинальных идей, начинается в XVIII в. До этого можно говорить лишь о предыстории русской философии, те. о ее зарождении, становлении и идейно-теоретическом формировании. Что же принципиально отличает русскую философию от других национальных философских традиций
    1. Пристальное внимание к этическим вопросами проблеме смысла жизни (как и зачем жить.
    2. Разработка русской идеи — проблемы особой духовной миссии России в мировой истории.
    3. Убежденность в кризисе мировой культуры и как следствие — поиск новых путей развития философии и общества. Стремление выработать программу совершенствования общества.
    4. Неприятие отвлеченности классической западной философии (начиная св. Критика узкого рационализма и общий аптисциентизм.
    6. Стремление к синтезу различных подходов, идей, проблематики и т.д. Наиболее ярко это стало проявляться к концу XIX в. у B.C. Соловьева и философов Серебряного века, а позже у
    Рерихов.
    8.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
    1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.).
    2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.
    3. Период становления самобытной мысли (е годы
    XIX в.
    4. Серебряный век русской философии (последняя четверть
    XIX в. - 1917 г.
    5. Советский период русской философии (1917—1991 гг.).
    6. Постсоветский период русской философии (с 1991 г.
    134 8.3. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В рамках первого периода развития русской философии обычно выделяют два этана Древняя Русь (домонгольская Киевская Русь) и русское Средневековье (государство Московское. Толчком к развитию философской мудрости на Руси послужило принятие в конце X в. христианства. Вместе с византийским православием Русь впитывает и религиозно-философские идеи. Решающую роль в зарождении русской философии сыграли три фактора. Первый — святоотеческая мысль, идеи которой проникают к славянским народам преимущественно из Византии. Тут прежде всего нужно отметить учения Василия Великого (IV в, Григория
    Нисского (IV в и Григория Назианзина
    (IV в. Однако наиболее авторитетен был Иоанн Дамаскин
    (675—750), который дал шесть определений философии
    1) постижение сущего 2) познание вещей божественных и человеческих 3) помышление о смерти 4) уподобление Богу 5) искусство искусств и паука наук 6) любовь к мудрости. Главное значение для Дамаскипа имела проблема соотношения божественного и тварпого, которую он решал, опираясь па Аристотеля. Второй фактор — деятельность славянских просветителей, создателей русского письменного языка — Кирилла (IX в) и его брата Мефодия (IX в, а также их последователей. Кирилл проявлял явную склонность к философии, за что был прозван Философом. Для пего характерно сближение философии и этики. Люди, полагал он, по милости Бога имеют равную способность к совершенствованию. А находятся они между животными и ангелами. От животных отличаются разумом и речью. От ангелов — злобою и похотью. К кому человек приближается — зависит от пего самого, а именно от его познаний и образа жизни. Философия же дает человеку познания, указывает, что есть истина, и приближает к Богу.
    ' В этой теме рассматривается только первый период русской философии. Ее дальнейшему развитию посвящена тема 14. На зарождение русской философии повлияли восточная святоотеческая мысль славянские просветители светская литература
    135
    Третий фактор влияния - разнообразная светская литература исторические, назидательные сочинения, которая, проникая на Русь, несла с собой и определенные философские идеи. Здесь можно отметить болгарский «Изборник» 1073 г, где рассматривалось аристотелевское учение о категориях, материи, форме, естестве. В Хронике Георгия Амартола (XI в) рассказывалось о греческих философах Сократе, Анаксагоре, Демокрите, Платоне и др. В Пчеле были собраны мудрые мысли античных и христианских философов. Античная антропология излагалась в сборнике Толковая Палея». Наиболее образованными людьми в Древней Руси были служители церкви. Поэтому закономерно, что первые философы появляются именно из их числа. Это митрополиты киевские Иларион (X -
    XI вв.), Никифор Грек (XI - XII вв.),
    Климент Смолятич (XI - XII вв.). К числу первых русских мыслителей можно отнести также князя Владимира

    Мономаха (XI - XII вв.) и филосо­
    фа-книжника Кирилла Туровского (XII в. Из трудов Илариона Киевского известно только Слово о законе и благодати. Символически трактуя Ветхий и Новый Заветы, он выделяет два ключевых христианских понятия закон и благодать. Закон характерен для Ветхого Завета - это узкое, национальное понятие, связанное с земным бытом и страстями. Новый Завет несет благодать, те. спасение и свободу всему человечеству. Таким образом, распространение христианства торжество евангельской свободы. Движение от Ветхого Завета к Новому - линия развития истории. Русь, приняв христианство, включилась в процесс распространения Света - Христа и Его благодати. Поэтому она и ее князья становятся богоизбранными. Философские воззрения митрополита Никифора Грека проявились, в частности, в Послании к Владимиру Мономаху. Будучи сторонником философии Платона, он излагает князю его учение о душе, которое переосмысливает в духе христианства. Вывод рассуждений Никифора таков явится душа образом Бога или утянет человека в ад - зависит от выбора и воли самого человека. Из многочисленных работ и обращений митрополита Кли­
    мента сохранилось только Послание пресвитеру Фоме. Там он размышляет о проблеме познания Бога, выделяя два метода б. 1агодатнын» (основан на вере и доступен лишь святыми «при-
    Первые российские мыслители
    •Иларион Владимир Моно­
    мах Никифор Грек Кирилл Туров­
    ский
    • Климент Смолятич
    136 точный (связан с разумением высших истин в притчевом изложении и доступен каждому. При этом он признает необходимость философии для понимания Нового Завета, который толкует аллегорически. Князь Владимир Мономах, в силу своего политического статуса обреченный заниматься социальными проблемами мирян, пишет для них специальное Поучение. Выполнено оно в стиле философского трактата практической направленности, где экономические, политические и собственно этико-философские вопросы слиты воедино. Мономах призывает народ к праведной христианской жизни, основу которой видит в делании добрых дел. Кирилл Туровский стремится примирить веру и разум. Сами по себе, уверяет он, они не дают познания Бога. А потому должны дополнять друг друга. Его философский девиз познавай веруя укрепляет позицию рациональной философии перед ортодоксальным богословием и мистической оппозицией. Итогом духовно-интеллектуальных усилий первых русских мыслителей явилось формирование новых представлений о мире и человеке как творениях Бога, о бессмертии души, о нравственных заповедях, приближающих человека к Богу и наполняющих его душу благодатью. Кроме книжной философии, развитие русской мысли стимулировали различные религиозные еретические течения, идеологи которых учились самостоятельно осмысливать множество проблем - от этических до политических. Ересей на Руси было много. И как оказалось, их сторонники нередко принимали и понимали учение Христа гораздо ближе и глубже, нежели ортодоксальная церковь. Проникновение христианства на Русь породило мощную языческую оппозицию.
    Она-то и подготовила почву для распространения на Руси общехристианских ере­
    сей. Самые влиятельные из них были арианство и богомильство Александрийский пресвитер Арий ( I I I - IV вв.) утверждал, что Христос не имел никаких особых преимуществ перед другими людьми по своему естеству. Он, как и другие, был человеком, но возвысился над всеми и стал Сыном 'Бога благодаря своему нраву духовному и приверженности добру. Однако каждый через свои нравственные Еретические течения, повлиявшие на развитие российской философии арианство ересь московских антитринитариев богомильство Новое учение Феодосия Косого стригольничество Новая догма Дм. Тверитинова
    137
    усилия может стать таким же избранным Сыном Бога. Таким образом, арианство воспринимало Христа как духовный идеал, достижение которого в принципе доступно каждому. Известным последователем арианства на Руси явился холоп Феодосии Косой
    (XVI в. Религиозное реформаторство Л.Н. Толстого также во многом исходило из идей арианства. Другая ересь — богомилы — началась от манихейства. Свое название богомилы получили по имени болгарского священника
    Богумила (X в. Для них, как и для мапихеев, характерно признание дуализма мира, расколотого вечной борьбой доброго и злого начал. Богомилы ставили под сомнение духовную ценность ряда культовых и обрядовых установлений, например поклонение иконами кресту, веру в мощи и причастие. Жестко критиковали священников зато, что они живут пе так, как проповедуют, — пьянствуют, грабят и «ипо зло втайне творят. Резко выступали против социальной несправедливости и угнетения. Были па Руси итак называемые самобытные ереси Самые значительные из них стригольничество (дьякон Карп, пе признававшее церкви и отрицавшее необходимость посредников между Богом и человеком ересь московских антитринитариев
    (XV —
    XVI вв.), выступивших против ортодоксального учения церкви новое учение ариапца Феодосия Косого новая догма Дмитрия Тверитинова (XVII —XVIII вв.), отличавшаяся, как и мировоззрение царя Петра I, ярой антицерковной направленностью. В XIV в. па Руси распространяется идеология и практика иси-
    хазма (от гр. «исихия» — безмолвие) — религиозно-мистического течения, возникшего в Византии. Сосредоточено оно было в монастырях Афона. На учениях адептов восточнохристиапского мистического богословия (Симеон Новый Богослов, Григорий
    Сипаит, Григорий Палама) выросли многие русские религиозные мыслители и духовные подвижники. Это киево-печерские старцы Феодосии Печерский (XI в и Нестор Летописец (XI—XII вв.). Это Нил Сорский (1433 —1508), Вассиан Патрикеев (ок. 1470- после 1531), Артемий Троицкий (?), Максим Грек (1470 —1556). Все они принадлежали к течению «пестяжателей», выступивших против иосифлян, защищавших практику тесного союза (симфонии) церкви со светской властью.
    Исихасты практиковали безмолвную (умную — в уме) молитву, вели строгую, аскетическую жизнь, что во многом напоминало практику йоги. В философии придерживались идей Псевдо-Диопи- сия Ареопагита, отрицавшего познаваемость божественной сущности. Однако исихасты полагали, что сущность проявляется через
    138 энергии, проникающие вовсе природное бытие. А они доступны познанию. В понимании человека склонялись к идее микрокосма, в котором отражается макрокосм, те. природа. В XV в. на Руси начинается активное развитие политической философии чему способствовала сама историческая необходимость. До предела обостряются противоречия между светской властью (московские князья) и церковной. Церковь поддерживала удельных (местных) князей и занимала провизаптийскую позицию. Это препятствовало процессам московской централизации. После падения Византии в 1453 г. в церкви происходит раскол. Часть духовенства начинает поддерживать идею централизации. Она получила свое воплощение видео логии иосифляпства
    1
    и теории Москва — третий Рим Иосифлянство
    берет свое название от имени его основателя игумена Иосифа Волоцкого (1439 —1515). Власть Московского государя, заявляет Иосиф, от Бога. Поэтому ему должны подчиняться все христиане и даже священники. Удельным князьям также надлежит относиться к нему как к государю всея Руси. Позже митрополиты Даниил (XV —XVI вв.) и Макарий (XV —XVI вв.) продолжили эту линию. Ее кульминацией явилась политическая философия и практика царя Ивана Грозного (1530 —1584), весьма уважавшего воззрения Иосифа. Другая версия идеологии московской централизации связана с теорией игумена псковского Елеазаровского монастыря Фило-
    фея (XVI в. Семя этой теории бросил новгородский митрополит
    Зосима (XV в, для которого необходимость становления нового Центра православия па Руси взамен старого (Византия) стала очевидной. Филофей взрастил это семя до размеров религиозно-по­
    литической доктрины с философско-богословским обоснованием. В Послании к великому князю Василию Филофей сформулировал ее выводы. Главный из них Все христианские царства сошлись водно твое. два Рима пали (Римская империя и Византия. — С. А а третий стоит, четвертому же пе бывать.
    Иосифляне

    одно из идейных течений русского православия, сторонники которого придавали большое значение материальному (экономическому) развитию церкви.
    Д-1я защиты своих интересов они искали поддержки светской власти. При Иване
    'розном одобряли карательную политики опричнины. Политическая идеология московской централизации выражалась в теориях
    • иосифлянство Иосиф Волоцкий, Даниил, Макарий, Иван Грозный) теория Москва — третий Рим (Зо­
    сима, Филофей)
    139
    Хотя цари Иван Грозный и Алексей Михайлович относились с пониманием к теории Филофея, ближе им было иосифляиство, так как доктрина третьего Рима в большой мере утверждала идею доминирования духовной власти над светской, а не ориентацию па единое, сильное государство. Вероятно, поэтому иосиф­
    ляиство, в котором уже звучали потки секуляризации, оказалось более по нраву московской политической элите тех времен. Идею централизации стало поддерживать и нарождающееся дворянство. Его идеологи ( ФИ. Карпов (XV — XVI вв.) и И. С. Пересветов (XVI в) еще не отвергают церковные ценности. Однако закон и правда ими ставятся выше власти, как светской, таки церковной. Завершается первый период развития русской мысли церковным расколом XVII в. Реформы Петра I открывают новую страницу русской культуры, ив частности — философии.
    8.4. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Введение в философию Учебник для вузов В 2 ч. / Под общ. ред. Н.Т. Фролова. М, 1989. Ч. 1. С. 192-198.
    2. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Мапельмап и др. МС. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 1998. Кн. 3. С. 248-256.
    4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.
    СПб., 1995. Разд. 1.
    5. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси
    (XI - XVI вв.). Л, 1987.
    6. Лазарев В.В. и др. Введение в русскую философию / М,
    1995. Гл. 1, п. 1.
    7. Громов МН, Козлов НС Русская философская мысль X —
    XVII веков. М, 1990.
    8. Галактионов А.А. Никандров ПФ Русская философия IX —
    XIX вв. Л, 1989. Разд. 1 и 2.
    9. Тихомиров ММ Философия в Древней Руси // Тихомиров МН. Русская культура X — XVIII веков. М, 1968. Тема 9 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. И АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Содержание учебного материала
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38


    написать администратору сайта