Главная страница
Навигация по странице:

  • Будхаг- хоша

  • Васу- бандху, Бхаданта, Дхарматрата

  • Кумаралабдха

  • Чайтанья

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница22 из 38
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38
    Хинаяна. Название этого направления обычно переводят как малая колесница или узкий путь. Его идейная база формируется примерно с V по I в. до н.э. Закопченный вид положения хинаяны приобретают вначале тыс. н.э. Наибольшее распространение хинаяна получила в Юго-Восточ­
    ной Азии — Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Лаоса также пане которых территориях Китая и Японии. Поэтому ее часто называют Южным буддизмом. Видные мыслители — Будхаг-
    хоша и Васубандху. Последователи хинаяны считают себя приверженцами древнего (первоначального) буддизма — тхеравады (учения старейших. Однако на самом деле по своим основным философскими этическим положениям хинаяна отличается от первоначального учения Будды. Поэтому это течение, по мнению сторонников Сокровенной Мудрости, является экзотерическим.
    Хинаяна отрицает существование каких-либо постоянных субстанций и индивидуальных жизней. Пространство и нирвана как сущности не существуют. Все вещи в мире временны, более того — мгповеппы. Слагаясь из дхарм (вечно изменчивых элементов, они не имеют постоянства и претерпевают мгновенные изменения. Личности, мыслящие сознания не существуют. Есть только мысли и чувства как комбинации мгновенных дхарм. Очевидно, что в хинаяне абсолютизируется изменчивость и совершенно игнорируется другая диалектическая сторона процесса развития — постоянство. Главные
    религиозно-фило­
    софские течения в буддизме
    •махаяпа
    •хинаяна
    •ваджраяпа
    188 Цель человеческого бытия — прекращение деятельности сознания и достижение нирваны. Что есть нирвана и что происходит стем, кто ее достиг, в хинаяне покрыто туманом. В отличие от махаяпы, в хинаяне признают в качестве беспрекословного авторитета только Гаутаму Будду и его преемника
    Майтрейю Будду. Духовная космическая иерархия отрицается. Высший идеал последователей хинаяны — архат. Кто такой архат в их понимании Это человек, который стремится к индивидуальному освобождению и достижению нирваны, точнее, тот, кто достигает этих состояний. Становится ли архат Буддой — остается под вопросом. Однако важно не это, а то, что этический идеал последователей хинаяны оказывается эгоистическим, поскольку стремится только к личному освобождению и совершенно неуча ствует в помощи другим живым существам. В этом заключается одно из важнейших отличий хинаяны
    от исходного учения Будды в котором звучит альтруистический призыв к бескорыстной помощи всем живым существам в их поиске духовного пути и освобождения от страданий.
    Махаяна. Название этого течения переводят как большая колесница или великий путь. Почему великий Дело в том, что это течение изначально было ориентировано па широкие народные массы и не предполагало никакой исключительности (как в хинаяне). Махаяпа появляется примерно во II в. нашей эры па юго-западе и севере-западе Индии. У ее истоков стояли индийский духовный подвижник Нагарджуна,
    а также мыслитель или тераторb Асвагоша.
    Махаяпа распространилась па землях, лежащих преимущественно к северу от Индии Тибет, Монголия, Китай, Калмыкия, Бурятия и др. Поэтому это течение называют Северным буддизмом. Эта разновидность буддизма по своим идеалами идеям больше соответствует учению Будды, вследствие чего считается эзотерической
    1
    Источником всякого бытия, согласно онтологии махаяпы, является Абсолютная Реальность. Она порождает объективную реальность (мир, которая представляет собой единое, неразделимое образование. Объективная вселенная есть иллюзия — некая разновидность спа. Сои этот имеет двоякую природу — он существует и вместе стем не существует. Вселенная находится в потоке ' Существует множество национальных версий махаяны, в которых проявилось влияние иных мифологических и религиозных учений, весьма далеких от эзотерической традиции. Когда мы говорим об эзотеризме махаяны, мы имеем ввиду только ее основные положения.
    189
    вечных изменений, в который включены и живые существа. Их цель — вырваться из потока изменений и воплощенного бытия, сопряженного с неизменными страданиями. Каждое существо потенциально способно достичь освобождения (нирваны) и стать Буддой.
    Махаяпа признает не только Гаутаму и Майтрейю, но и других Учителей человечества, которые именуются буддами или бодхи-
    саттвами. Иерархически бодхисаттвы находятся ниже будд, поуже вплотную приблизились к достижению их высокого духовного состояния. Бодхисаттвы отказываются от полного освобождения (нирваны) ради помощи всем страдающим существам. Поэтому каждый человек может рассчитывать не только па свои собственные усилия, но и па незримую духовную поддержку на пути просветления и освобождения.
    Махаяпа пе требует строгого аскетизма и ухода от общественной жизни. Предполагается, что достижение нирваны возможно не только для мопахов-отшелышков, пои для мирян, если последние ведут добродетельную жизнь и исполняют предписания буддийской дхармы. Философские школы в буддизме Как известно, Гаутама Будда избегал метафизических рассуждений в общении сне подготовленными последователями. Поэтому многие из них не знали, как же в его учении решались важнейшие философские проблемы. Со временем среди буддистов стало появляться множество различных мнений по онтологическим, космологическим, гносеологическими антропологическим вопросам. Позже они оформились и предстали в виде четырех основных философских школ буддизма. Две из них примыкали к хинаяне и тяготели к реализму (те. сарвасти-ваде). Это саутрантика и вайбхашика.
    Вайбхашика есть прямое продолжение и развитие идей сар- васти-вады. По одной из версий, название происходит от слова
    «вибхаша». Так назывались комментарии Абхидхармы (буддийской метафизики, которые, в отличие от сутр, считались авторитетными письменными источниками. Вайбхашики выделяли во Вселенной внешний мир объектов и внутренний мир идей. Природу и разум наделяли независимым существованием (дуализм. Природные вещи непостоянны. Но ноумены элементов, из которых они состоят, вечны (те. являются субстанциями. Основных элементов четыре — земля, вода, воздух, огонь. Признавалась атомарная теория. Будду в этой традиции считали обычным человеком, который после окончательного достижения нирваны перестал существовать. Видные представители этой школы - Васу-
    бандху, Бхаданта, Дхарматрата и др.
    Саутрантика отделяется от вайбхашики примерно во I I - III вв. н.э. По одной из версий, название школы происходит от «Сутта-Пи- така» - собрания проповедей Будды, которые ее последователи почитали выше других частей Трипитаки. Основатель школы -
    Кумаралабдха, видные последователи - Дхармоттара и Яшомитра.
    Саутрантика признавала объективное (те. вне сознания человека) существование внешнего мира. Все вещи этого мира мгновенны, так как состоят из дхарм. Однако прошлые и будущие дхармы отрицались. Непосредственное познание объективного мира ставилось под сомнение. В каком-то смысле саутрантика во многом тяготела к махаяне, что проявлялось в ряде ее теорий (например, нирвана как Абсолют. Таким образом, последователи вайбхашики и саутрантики в большинстве своем полагали, что в пространстве и времени существует реальная, независимая от человеческого сознания Вселенная. Но разум и другие вещи в ней являются конечными. Две другие философские школы буддизма развивались в русле махаяны. Это йогачара и мадхьямика. Название школы «мадхьямика» происходит от одного из определений учения Будды - «мадхьяма», - те. срединный путь. Последователи этой школы стремились избегать философских крайностей, утверждая или отрицая что-либо. Тем не менее мадхьямики отрицали реальное существование как объективного, таки субъективного мира. По их мнению, по-настоящему существует только пустота (шунья). Отсюда происходит второе название этой школы - шунья-вада.
    Мадхьямика является наиболее древней и значительной школой в буддизме. Систематизацию ее идей осуществил Нагарджу-
    на во II в. н.э. В философской школе йогачары произошел синтез идей буддизма и классической йоги. Последователи этого течения полагали, что достижение высшей истины и нирваны возможно лишь при использовании йогической практики. Второе название этой школы - виджняна-вада. Оно указывает на значимость виджня- ны - те. сознания - в духовном преображении человека. Предполагалось, что именно сознание (мысль) является основной формой реальности во Вселенной и ее главной созидательной силой. Важная особенность йогачары - отрицание независимого от сознания бытия Вселенной.
    191
    Основатели йогачары — полулегендарный мудрец Майтрейя, а также Асанга и его брат Васубандху (IV в. Наибольший расцвет буддийской философии в Индии приходится па первые семь столетий повой эры. После подавления буддизма в Индии его главные философские центры находились в Китае, Тибете и Японии.
    12.1.4. Религиозная философия индуизма По мере распространения ариев по Индостану расширялось и укреплялось влияние индуизма. С самых ранних этапов эта религия развивалась в трех своих разновидностях — вишнуизм, шиваизм и шактизм. Две последние разновидности были во многом близки друг к другу. Таким образом, конкурентная борьба разворачивалась в основном между вишнуизмом и шиваиз­
    мом (шактизмом). Что объединяло эти религиозные течения Прежде всего единые истоки происхождения (Веды и брахманизма также единое — теистическое понимание Бога. Бог
    (Вишну, Шива или Шакти) воспринимался в качестве верховной, всемогущей, Абсолютной Личности. Вначале повой эры вишнуизм и шиваизм активно конкурируют с джайнизмом и буддизмом. А в V—VI вв. уже наблюдается их значительное идейное преобладание. В X в. укрепляется философская платформа шиваизма (Шайва сид- дхаита). Несколько позже философскую разработку получает и вишнуизм.
    Шиваизм. Последователи шиваизма поклоняются Богу Шиве, который относится к верховной божественной Троице индуизма Брахма — творец, Вишну — охранитель, Шива — разрушитель. Представления о Шиве имеют двойственный характер. С одной стороны, он воспринимается как Абсолютное Бытие, те. вечная, беспричинная, вездесущая, всезнающая Высшая Реальность. Это философско-ме- тафизическое понимание Бога. С другой стороны, Шива воспринимается как некая Абсолютная Божественная Личность, которая является высшим духовным учителем (гуру) для людей, их спасителем от оков и страданий материальной жизни. Это религиозно-теистическое понимание Бога.
    192 Верховная божественная Троица в индуизме Брахма (Бог-тво­
    рец)
    •Вишну (Бог-охра- питсль)
    •Шива (Бог-разру­
    шитель) В материальных мирах Шива действует через Шакти (силу) — сознательную энергию, которая есть промежуточное состояние между высшим сознанием Шивы и бессознательной материей. Теория иллюзорности (майя) материального бытия в шиваизме не признается. Человек состоит из души, тонкого и плотного тел. Душа — духовная субстанция, сливающаяся стем телом, в которое она входит. В плотном материальном мире (сапсара) души погружаются в материальное и мирское. В духовных мирах они сосредоточиваются па Боге. В состоянии пралайи (пассивный период бытия Вселенной) души сливаются с Шивой и существуют как его энергии. Цель жизни человека — освобождение души от сапсары. Важная роль в этом отводится духовному учителю (гуру) — не только верховному (Шива, пои земному. После освобождения души могут существовать как в воплощенном (в теле, таки в развоило- щеппом (без тела) виде. Конечная фаза процесса освобождения — соединение души с Шивой. Главная книга шиваизма — «Шайва-агама».
    Шактизм. Последователи шактизма поклоняются Шакти. Вот влеченном философском смысле Шакти есть духовная сила энергия) Шивы. Однако широко распространено и другое — религиозное — представление о Шакти. Здесь Шакти персонифици­
    руется в божество женского рода — супругу Бога Шивы. Причем могущество этой богини приравнивается к мощи Брахмана — верховного Бога индуизма. Самый древний литературный источник шактизма — Ригведа. Намного позже начинает складываться литературный корпус тантр. «Тантрами» (пить ткани или текст) называются рели­
    гиозно-философские трактаты, относящиеся к шактизму или тантра-йоге. Собственно говоря, тантра-йога есть ритуально-прак­
    тическая часть шактизма, направленная на раскрытие и овладение внутренними силами организма человека. Значительную роль в этой практике играли сексуальные ритуалы, вследствие чего этот путь остро критиковали многие духовные подвижники, ив частности махатмы. В целом схема освобождения человеческой души выглядела следующим образом. Путь к освобождению — познание Шакти. Познание Шакти есть растворение в Боге. Метод растворения — тантрическая йога. При этом шактизм ставит иод сомнение действенность обрядной стороны индуизма — пения гимнов, жертвоприношения и т.д.
    193
    Антропология шактизма мало чем отличалась от общего индуистского представления о человеке. Признавалось существование тонких тел, кармы и перевоплощение души.
    Вишнуизм. Шиваизму и шактизму противостояло другое крупное индуистское течение — вишнуизм. Его сторонники поклонялись Богу Вишну, который также являлся представителем верховной божественной Троицы в индуизме. Основная религиоз­
    но-философская книга (сборник) вишнуизма называется «Папча- ратра санхита». Наиболее значительные вишнуистские учения в средневековой Индии связаны с именами Мадхвы и Чайтаньи. Позже, в XX в. большую роль в возрождении философского виш­
    нуизма сыграет Бхактиведанта Прабхупада — автор многочисленных книги комментариев па ведические произведения, основатель популярного Общества Сознания Кришны.
    Мадхва родился и жил в Индии в XII в. Уже в юности начал изучать Веды и добился в этом больших успехов. Со временем он становится аскетом и занимается религиозным миссионерством. Его учение привлекает к себе множество поклонников, чему, в частности, способствовала его борьба против кровавых жертвоприношений. В целом философское учение Мадхвы дуалистичпо, вследствие чего оно противостояло монизму Шапкары. Мадхва утверждает пять великих различий между
    — Богом и индивидуальной душой
    — Богом и материей
    — индивидуальной душой и материей
    — различными душами
    — различными материальными формами. Независимым существованием обладает только Бог Вишну, который понимается теистически (личпостпо). Все остальное в мире зависимо от Вишну. В том числе и индивидуальные души, которые им порождаются. К спасению души, полагал Мадхва, ведут праведная моральная жизнь, изучение Веди созерцание (медитация.
    Чайтанья (XV в) явился основателем крупного религиозного течения в вишнуизме. Философское обоснование его идей развивали Джива Госвами и Баладэва — известные средневековые индийские философы. Высшей реальностью, полагает Чайтанья, является Вишну — Бог Любви и Милосердия, Абсолютная Личность. Главные его качества — любовь и способность приносить радость. Бог может
    194 проявляться во множестве разнообразных форм. Главная из них - богочеловек Кришна - Аватар (Воплощение) Вишну. Вселенная существует благодаря Богу. Все существа во Вселенной отделены, но вместе стем и зависимы от него. Вселенная реальна. Майя - это прельщение живых существ материальным бытием, вследствие чего они забывают Бога. Путь к спасению души Чайтанья понимал как культивирование любви и преданности Богу. Этот путь называется бхакти. Освобожденная душа достигает Бога, ноне растворяется в нем, не поглощается им, а сохраняет индивидуальные качества. Учение Чайтаньи содержало прогрессивный социальный элемент - призыв к отказу от кастовых различий между людьми.
    12.2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
    12.2.1. Историческое развитие Китая в постклассический период политика и философия
    Постклассический период развития китайской философии длился более двух тысяч лет. Начинается он после заката Золотого века, или эпохи ста школ китайской философии в III в. до н.э, и заканчивается в XIX веке. В III в. до н.э. Цинь Шихуанди объединяет раздробленные княжества Китая и создает огромную империю. Следуя советам своего придворного идеолога Ли Сы, император устанавливает единую тоталитарную идеологию, основой которой явились философские идеи школы легистов (законников. Иные философские учения, в частности конфуцианство и даосизм, были запрещены. Так заканчивается эпоха ста школ китайской философии. Однако династия Цинь правила Китаем недолго. Сотрясаемая постоянными восстаниями против тирании императора и его чиновников, она продержалась у власти (после объединения Китая) всего 15 лет. В 206 г. до н.э. начинается правление династии Хань. Длилось оно четыре столетия, дог. н.э. Политика новой династии также была направлена на объединение Китая. Но она оказалась более мягкой и дальновидной. В результате империя укрепилась.
    195
    Идеолог реформ этого периода — китайский мыслитель Дун
    Чжун-шу (II в. до н.э.). Его наследие будет способствовать реабилитации конфуцианства и утверждению его как официальной государственной идеологии. Но это произойдет позже, спустя несколько столетий после смерти мыслителя. Каковы же философские симпатии этого мыслителя Прежде всего он обосновывает тесную связь человека и Неба (Небо — Природа и одновременно Высшее Духовное Начало. Для этого Дун Чжун-шу соединяет социально-политическую доктрину конфуцианства с метафизическими идеями школы «инь-яп». Важное значение в приобщении земного человека к Небу имеет культура, которая является, но мнению этого философа, социальным продолжением природы. Рассматривая природу человека, Дун Чжун-шу говорит, что она еще недобра. Его предшественник, философ Мэп-цзы, решает эту проблему иначе — он полагает, что человек уже сам по себе добр. В социальной этике Дун Чжун-шу подчеркивал важность морали и нравственных законов (гап-чап) для развития человека и общественных отношений. Главные идеи его политической философии таковы
    правитель должен опираться па благо, награды, наказания и казни
    — чиновников надо подбирать не но сословию и рождению, а но способностями моральному облику
    — политическое управление связано с природными процессами. Когда правитель (общество) ошибается, природа указывает па ошибки стихийными бедствиями — это знаки. Но ничего сверхъестественного, говорит философ, здесь пет. Так проявляется природный закон. В эпоху Хаиь возрождаются и расцветают различные школы китайской классической философии. Большую популярность во
    II—I вв. до н.э. приобретает даосизм который тогда назывался учение Хуап-Лао». Нона гребне общественно-политической волны он продержался недолго. Период реабилитации общества после тирании империи Ципь быстро прошел. Нужно было строить новые государственные и общественные отношения. Даосизм сего идеей пе-деяпия здесь мало подходил. Поэтому па первый план стало выдвигаться конфуцианство. Чиновников надо подбирать не по сословию и рождению, а по способностями моральному облику. Политическая философия

    Дун Чжун-шу
    196 Император Уди (II-I вв. до н.э.) принял советы Дун
    Чжун-шу и утвердил конфуцианство в качестве государственного учения. Однако допускалось существование и других философских школ и идеологий. Но они, как сказали бы сейчас, были отделены от государства и не считались официальными. Так в средневековом Китае укрепились философская терпимость (толерантность) и многообразие идеологических доктрин (плюрализм. В I в Конфуций и его учение становятся очень популярными. Это явление имело свои социальные причины. Общество осуждало философию и идеологию школы легистов, которая отвергла идеалы справедливости и гуманности, характерные для конфуцианства. Поэтому маятник народных симпатий неизбежно должен был качнуться в сторону конфуцианства и даосизма — учений, во многом противоположных но своим идеям представлениям легис­
    тов. Таки случилось. Император Уди запретил брать па государственную службу последователей легизма, а также школы дипломатов. Однако некоторое время спустя отношение к легизму несколько смягчилось. Идеи этой школы помогали китайским императорам осуществлять практическое управление государством. Но использовались они, разумеется, неявно и не составляли больше открытой конкуренции конфуцианству. Примерно в I в. (возможно, даже раньше) в Китай из Индии проникает буддизм. Распространялся он в Поднебесной достаточно долго. Сначала к нему относились настороженно и воспринимали в русле даосизма и школы «инь-яп» как некую чужеземную мистическую религию, тяготеющую к магической практике. Со временем буддизм укрепляется, впитывает идеи даосизма и становится одним из трех (вместе с конфуцианством и даосизмом) основных религиозно-философских учений в Китае. Таким образом, конфуцианство превращается в государственное учение, идеологически поддерживающее традиционные куль-
    Т
    УРУ> образование и пауку . Даосизм занимает иную социальную пишу, а следовательно, выполняет и иные Функции. Он, образно говоря, питает души китайцев, особенно души мистически настроенные. Даосизм занимает место неофициального идейного противовеса конфуцианства. Когда оно в периоды общественного хаоса теряло свою социаль-
    "о-политическую силу, даосизм тут же набирал свое мистическое влияние, под-
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38


    написать администратору сайта