Главная страница
Навигация по странице:

  • коммунизму. Другая фундаментальная идея Маркса, прошедшая через все его философское творчество, — обоснование социально-практи

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница18 из 38
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38
    Абсолюта Абсолют есть тождество (неразличимость) объективного бытия и субъективного мышления. Они слиты воедино и составляют, как пишет философ, Абсолютную тождественность. Подобное понимание Абсолютного начала характерно для теософии и других философских течений, близких эзотерической традиции познания. Познание творческого акта бытия - возникновения природного многообразия из абсолютного единства - разуму недоступно. Но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - интеллектуальной интуиции хотя она доступна не каждому. Таким образом, интуицию Шеллинг ставит выше чувственности и разума, а искусство как синтез сознательного и бессознательного - выше науки. В поздний период философия Шеллинга приобретает теологический оттенок. На передний план выходят понятия Бог, воля, вера, откровение. Главную задачу философии откровения (Философия откровения - цикл лекций, которые Шел­
    линг читал в Берлине вначале х годов XIX в) философ видит в изучении внутреннего, скрытого смысла христианства и сущности Христа - как Логоса и человека.
    11.4 Г. ГЕГЕЛЬ (1770-1831) Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте, в семье чиновника. Поступил в гимназию, где изучал древние языки и историю. Позже, в восемнадцать лет, штудировал теологию в Тю- бингенском теологическом институте. Этот период совпал с Французской революцией, идеи которой будоражили умы германской молодежи. Разумеется, не обошли они и молодого Георга. В институте он начинает понемногу читать философскую литературу - французских просветителей, немецких мистиков, Канта и Фихте. Но философские суждения Гегеля в этот период еще очень скованны. Он не чувствует в себе философа. После окончания Тю- бингенского института его охарактеризуют так Хорошо знаком с богословием и филологией, но совершенно безразличен к философии. Как бы удивились его преподаватели, если бы узнали, что Георг Гегель впоследствии станет одним из самых значительных немецких философов
    171
    Главное философское достижение
    Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Основное достижение Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики Диалектика у пего понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей. Здесь Гегель опирается па своих предшественников — Капта, Фихте и современника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает каптовскую вещь в себе — тут, по его мнению, сущность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно Не разделяет они учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению. Принимая идею Фихте об активности Абсолютного Субъекта, Гегель критикует егоза субъективизм. У Шеллинга он заимствует принцип тождества объекта и субъекта, поучению об интеллектуальной интуиции противопоставляет свою Диалектика — учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей. систему диалектической логики В пей оп отказывается от аристотелевского закона непротиворечия (закон формальной логики. Итак, как же выглядит диалектика Гегеля? Ее исходное положение — принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта. Понятие, по мнению Гегеля, непросто субъективное порождение человеческого сознания. Существует Абсолютное Понятие (Абсолютная Идея в котором осуществлено тождество субъекта и объекта. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Если это Понятие-Идея изначально является тождеством своих противоположностей, то его развитие должно подчиняться законам диалектики. Вот почему логика и диалектика совпадают в едином учении о развитии. Абсолютная Идея (Мировой Разум) есть наивысшее состояние бытия. Это — Логос, или Бог, который у Гегеля понимается внеличиостно — абстрактно и пантеистически. Именно с ним философ связывает процесс развития, который у пего имеет чисто духовный источник. Сначала — диалектика идей, затем — диалектика вещей. Таким образом, саморазвитие Абсолютной Идеи лежит в основе развития природы, общества и мышления человека. Цель этого движения — достижение высшей точки синтеза — абсолютного духа, где разрешаются все противоречия.
    172 Причину развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей, которые заключены как в самой Абсолютной Идее, таки в ее порождениях — природных вещах. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития тезис утверждение) —* антитезис (отрицание) синтез (отрицание предыдущего отрицания. На третьей стадии — стадии синтеза — происходит преодоление противоположностей (тезис-аититезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. Итак будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта небу дут сняты и гармонизированы в высшем синтезе. Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы
    — единства и взаимопроникновения противоположностей
    — перехода количественных изменений в качественные
    — отрицания отрицания. Система Гегеля.
    Основы своей системы Гегель начинает закладывать в Феноменологии духа (1806). Позже эта работа будет продолжена в трех книгах, названных Наука логики
    (1816). А в 1817 г. Гегель закапчивает Энциклопедию философских наук. В пей оп сформулировал основные идеи своей системы, которые позже, в других изданиях Энциклопедии, получили дальнейшее развитие. Система Гегеля — это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит три ступени логическую, природную и духовную.
    1. Логическая ступень соответствует бытию Абсолютной Идеи самой по себе, до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание (рассматривается в книге Наука логики. Ге­
    гель разрабатывает диалектику как учение о развитии. Оно объединяет три частных учения. В учении о бытии анализируются категории качества, количества, меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные. Источник (причина) развития — борьба противоположностей. Законы диалектики

    •закон единства и взаимопроникновения противоположностей
    •закон перехода количественных изменений в качественные
    •закон отрицания отрицания
    173
    В учении о сущности рассматривается понятие противоречия, раскрывается закон взаимопревращения противоположностей, анализируются парные категории — форма и содержание, сущность и существование, целое и части, возможность и действительность, необходимость и случайность. В учении о понятии классифицируются формы суждений, анализируются виды умозаключений и т.д. Красной питью через Науку логики проходит диалектичное понимание идеи отрицания.
    2. Вторая ступень — природа как инобытие Абсолютной Идеи рассматривается в книге Философия природы, 1842 г. Подобно Шеллингу, природу Гегель воспринимает как систему ступеней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Основные ступени соответствуют предметам следующих паук — механике, физике и органике (те. биологии. Эволюционную теорию Гегель не принимает, ведь, сего точки зрения, развивается не природа, а ее источники духовная основа — Абсолютная Идея.
    3. Третья ступень — Абсолютная Идея, воплощенная в человеческом духе (рассматривается в книге Философия духа, 1845 г. Здесь Абсолютная Идея достигает своего высшего развития, те. полноты, и становится разумной. Эта часть делится па три раздела. В учении о субъективном духе (антропология, феноменология, психология) дается учение о человеке, его сознании. В учении об объективном духе рассматривается право, мораль, нравственность. При этом нравственность развивается через ступени семьи, гражданского общества, государства. Этим вопросам, кроме Энциклопедии, Гегель посвятил книгу Философия права. В целом объективный дух — это историческая жизнь человечества в ее объективной закономерности. В пей проявляется хитрость Абсолютного Разума, который, позволяя действовать людям в соответствии со своими личными, частными целями, тем не менее реализует свою изначальную Цель. Закономерность истории у Гегеля — это прогресс в сознании свободы. Сначала древнее восточное общество (свободен один — правитель, затем греко-римское общество (свободны некоторые — граждане, высшая стадия — христиапско-германское общество свободны все. Последнее утверждение, конечно, убедительностью не отличается. Германия, да и другие христианские государства, в XIX в. идеалами свободы — пи в субъективном смысле, пи в объективном — не являлись. В учении об абсолютном духе исследуются искусство, религия, философия. Здесь происходит самопознание духа. Абсолют пая Идея познает саму себя как духовную основу природы, природу, человека и общую объективную закономерность — диалектику Абсолютной Идеи. Уже при жизни Гегель был увенчан лаврами великого философа. После смерти его учение распространилось далеко за пределы Германии и снискало себе многочисленных поклонников. Значительную роль в этом сыграли, как это пи странно, не ученики, а скорее критики — Маркс и Энгельс. Но и они, не принимая объективного идеализма своего соотечественника, почтительно относились к его диалектике.
    11.5. Л. ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) Реакцией па бурное развитие идеалистической немецкой философии явился материализм Людвига Фейербаха. В центре его философского учения находится человек Поэтому его систему называют антропологическим материализмом. Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии. Подобно другим философам, оп видит углубляющийся кризис церковного христианства, которое все более вырождается в мертвое, догматическое учение. Оп приходит к выводу, что мир вступает в совершенно новую постхристиапскую эпоху. Более того, религия постеиеиио отмирает и освобождает культурное пространство для философии которая должна качественно преобразиться и впитать в себя то, что составляет сущность религии. То есть Фейербах говорит о формировании новой, синтетической формы духовной культуры, призванной объединить то лучшее, что характерно для традиционной религии и философии. Рассмотрим тезисно основные положения его учения.
    Фейербах отрицает объективное существование Бога. Божественная сущность, утверждает он, есть духовная сущность человека. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и проецирует их на абстрактный, выдуманный образ бесконечного, всемогущего, всесовершеппого Существа, которое и именует Богом. Следовательно, не Бог творит человека, а человек — Бога. Природа первична, существует вечно и никем не сотворена. Но она не механизма организм — нечто живое, чувствующее, страдающее. Здесь Фейербах дистанцируется от механицизма философов Просвещения и сближается с Шеллингом. Человек — порождение природы, причем самое совершенное. Все высшие существа — плод религиозной фантазии. Тут позиция
    175

    Фейербаха уязвима. Даже сточки зрения ортодоксального материализма, вполне уместен вопрос почему в беспредельном космосе не могут пребывать существа более высокоразвитые — в моральном, интеллектуальном, психическом, сенсорном и других смыслах, — чем земной человек В человеке Фейербах подчеркивает его природно-биологиче-

    скую сущность Ни социальный, ни исторический, пи духовный ее аспекты он не рассматривает. За это немецкого философа справедливо критиковали. Его антропология имела чисто биологическую основу. Духи тело составляют единый организм. После его смерти дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может. Это положение будет заимствовано Марксом и Энгельсом и явит собой один из краеугольных камней антропологии диалектического материализма. Но, как окажется, в этом вопросе Фейербах, Маркс, Энгельс и их последователи заблуждались. В конце XX в. эмпирически будет доказано автономное существование сознания от его биологического вместилища — реальный факт. В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Иными словами, единственный источник человеческого познания — деятельность органов чувств. Философия Фейербаха пронизана гуманизмом. Христианская заповедь возлюби ближнего возводится им в ранг философского морального закона. Не Бога именно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — человек человеку — Бог. Этика
    Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, но мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом.
    11.6. К. МАРКС (1818-1883) Линия немецкого материализма была продолжена выдающимся философом и экономистом Карлом Марксом и его другом и соратником, теоретиком революционного движения Фридрихом Энгельсом.
    Ни одно из учений немецких философов не имело такого влияния па общество, как марксизм. Причины невероятно широкого распространения марксизма связывают, во-первых, Человек человеку — Бог. Людвиг Фейербах

    176 сего целостностью — он охватывал философские, социальные и экономические проблемы во-вторых, с попыткой научно обосновать социальное равенство и возможность построения более совершенного общества, в котором воплотились бы идеи свободы, братства и справедливости. Долгое время в Советском Союзе марксизм оставался священной коровой. Свободный критический анализ марксизма совершенно исключался. Научпо-философская система, по сути, была возведена в ранг религиозного учения, со своими догматами и непререкаемыми авторитетами. В постсоветский периоде годы XX в) возобладала другая тенденция — со стороны демократов марксизм и его приверженцы стали подвергаться огульному шельмованию. В действительности, как и любая другая философская система, учение Маркса и Эн­
    гельса имело как свои достоинства, таки недостатки, абсолютизация которых никогда не приводила пик чему хорошему. Основой марксистской философии явились
    — немецкая классическая философия (прежде всего идеи Геге­
    ля и Фейербаха);
    — английская политэкономия (Смит, Рикардо, Оуэп);
    — французский утопический социализм (Фурье, Сеп-Симоп);
    — французская историческая паука (Тьерри, Гизо, Минье);
    — естественнонаучные открытия (клеточное строение живых организмов, закон сохранения энергии, теория происхождения и эволюции видов. Сначала о философии природы Опираясь па материализм
    Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма — диалектический материализм. Как же выглядят его основные положения Природа первична и состоит из материи. Боги высшие духовные существа отрицаются. Материя существует вечно и никем не создавалась. Она есть единственная субстанция (материалистический монизм. Сознание духовное начало) — свойство высокоразвитой материи. Оно возникает па высших стадиях эволюции природы. Развитие природы, человека и общества подчиняется законам диалектики. В своем развитии природа проходит множество последовательных стадий, высшая из которых — стадия разумной жизни. Наиболее развернуто идеи диалектического материализма были изложены в незаконченной книге Энгельса Диалектика природы (1873—1882). Антропология Происхождение человека объясняется естественными природными причинами. Маркс принимает теорию Дарвина.
    177

    Энгельс развивает ее с позиций диалектического материализма и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значение социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Самостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признается. Сущность человека — социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе. В познании человек опирается па свои чувственные и рациональные способности, которые выступают в тесном взаимодействии. Иррациональным способностям познания, например интуиции, в марксизме отводится довольно скромная роль. Значительное, может быть, даже центральное место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность («Эко- помическо-философские рукописи 1844 г, Тезисы о Фейербахе» и другие работы. Идея отчуждения разрабатывалась еще до Маркса (Гегель, Фейербах), по в духовном аспекте. Предшественники Маркса считали, что отчуждение преодолевается через совершенствование сознания человека. Маркс ставит па первое место экономическое отчуждение (отчужденный труд. Отчужденный труд — труд подневольный, когда один вынужден работать на другого. Причина отчуждения, полагает Маркс, — частная собственность. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком своей родовой сущности. Достигается путем преодоления отчуждения через устранение частной собственности. Каким образом Посредством революционного преобразования со­
    циально-экономического строя. Ведь буржуа сам не желает отказываться от своей собственности в пользу пролетариата. Когда частная собственность устранена, труд становится свободным, творческими превращается в средство саморазвития человека. Отсюда открывается прямая дорога к обществу равенства и братства — коммунизму. Другая фундаментальная идея Маркса, прошедшая через все его философское творчество, — обоснование социально-практи-
    Главные философские идеи Маркса диалектический материализм атеизм
    • социально-прак­
    тическая сущность человека отчуждение человека в обществе частной собственности материализм вис тории общества общество равенства и братства — коммунизм социальная революция
    178 ческой сущности человека Человек непросто находится в природе (точка зрения Фейербаха), а преобразует ее и себя самого. При этом практика, те. материальная деятельность, первична по отношению ко всему духовному миру человека и культуре. Общество и история В практической деятельности человека ведущая роль отводится производственной деятельности Именно она, по мнению Маркса, и определяет уровень развития и тин организации общества. Такие типы он называет обществен­

    но-экономическими формациями В работах Маркса встречаются различные классификации формаций. В общем виде это доклассовое общество — классовое общество — бесклассовое общество (те. коммунизм) (Набросок письма кВ. Засулич», 1881 г. При более детальном подходе в марксизме принято выделять 1) пер­
    вобытно-общинную (азиатскую, 2) рабовладельческую (античную,
    3) феодальную, 4) капиталистическую (буржуазную, 5) коммунистическую формации. Развиваются они но объективным историческим законам. Материализм и диалектику Маркс распространяет на обществен­
    но-историческое развитие. Его причина —
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38


    написать администратору сайта