Главная страница

История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
Дата02.05.2017
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
ТипУчебник
#6590
страница38 из 38
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
исихастов, в философских системах арабских мыслителей — таки на Западе — в учениях Луллия, Филалета, Беме, Парацель-
са, Агриппы, Кузанского, Коперника, Бруно, розенкрейцеров, масонов и графа Сен-Жермена. Кроме того, как утверждали последователи Сокровенной Мудрости, эзотерические истоки и идейное ядро имели многие религиозно-этические учения. Кроме буддизма и христианства сюда относятся брахманизм (индуизм, зороастризм, конфуцианство, ислам и некоторые другие. Однако со временем эзотерическая истина искажалась, что порой приводило отмеченные традиции к философскому и этическому перерождению. К числу современных эзотерических учений относятся прежде всего теософия, Учение Храма и Агни-Иога (Живая Этика Пер Ортодоксальная христианская церковь отвергала знание гностиков и предала забвению сокровенную часть духовного учения Христа. Искажение эзотерической истины, содержавшейся во многих религиозных учениях, постепенно приводило их к философскому и этическому перерождению.
вое из них появилось в XIX, два других — в XX в. Наряду с отмеченными новыми системами продолжают существовать и активно развиваться несколько древних учений, также близких или созвучных традиции Сокровенной Мудрости. Это эзотерический буддизм (калачакра), каббала, суфизм, даосизм, классическая йога и эзотерическая веданта (индуизм. Следует отметить и ряд псевдоэзотерических учений, те. философские и религиозные системы, неоправданно претендующие на близость к Сокровенной Мудрости, по на самом деле далекие от нее по решению важнейших философских проблем или расстановке мировоззренческих акцептов. Это антропософия
Р.Штейиера, Школа арканов А. Бейли, дианетика Р. Хаббарда,
«Калагия» А. Наумкипа, цикл трактатов Э. Профет, работы К. Кастапеды и некоторые другие источники.
15.3.2. Важнейшие идеи современной эзотерической философии Итак, ядро современной эзотерической философии составляют, теософия, Учение Храма и Агни-Йога (Живая Этика. По большому счету, все эти системы есть различные этапы появления и развития единого Нового Духовного Учения Владык Шам­
балы», которое нередко называют Новейшим Заветом или Откровением Шестой коренной расы. К началу XXI в. наиболее значительные центры теософии находились в Индии, Европе, Америке и России. Последователи Учения Храма преимущественно локализовались в Америке. А крупнейшие центры Аг- пи-Йоги сформировались в России, странах Балтии и СНГ Украина, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и др, те. па пространстве бывшего СССР. Говоря об эзотерической философии, следует сделать одну небольшую, по важную ремарку. Дело в том, что все опубликованное, те. знания, к которым имеют доступ широкие общественные массы, уже не является в строгом смысле сокровенным. Почему же мы называем эти учения эзотерическими Тому есть две важнейшие причины
1) они основаны па теориях Сокровенной Мудрости Шамба­
лы — теориях, до XIX века пауке и массовому сознанию почти неизвестных) в опубликованных источниках нередко содержится скрытый смысловой подтекст, понимание которого связано совладением эзотерическими герменевтическими ключами, которые публично не раскрываются. Все учения, принадлежащие эзотерической традиции, несмотря па различия во времени происхождения, культурно-историче­
ской основе, форме и стилистике, а также в мировоззренческих акцептах, созвучны в главном — в решении важнейших философских вопросов, определяющих миропонимание, смысли принципы жизни человека. Ранее мы рассматривали буддизм и даосизм, учения Пифагора и Платона, касались христианского и исламского эзотеризма, анализировали идеи теософии, Агпи-Йоги и христианского мистицизма Даниила Андреева, которые выявляли те или иные черты эзотерической традиции. Теперь посмотрим па идеи Сокровенной Мудрости в целом и попытаемся выделить самое главное.
1. В онтологии обосновывается происхождение Вселенной из единого начала (духо-материи) и ее непрерывная эволюция. Вселенная (космос) имеет периоды проявленного (те. активного, объективного) бытия и бытия пепроявлеипого (те. пассивного, субъективного. Космос является многомерным, так как совмещает в себе сферы бытия различной метрики пространственно-вре­
менного континуума, те. в космосе сосуществуют миры различных измерений.
2. Жизнь и сознание в эзотерической философии предполагаются вечно существующими в космосе, а также допускается многообразие видов и форм их проявления. Жизнь может существовать как в биологической, таки в пебиологической (полевой) форме.
3. Согласно эзотерической антропологии человек произошел от космических форм жизни под влиянием Космического Разума. В физическом человеке совмещены биологическая и полевая формы жизни. После смерти тела сознание человека существует в полевой форме в многомерных (топких) мирах. Духовная сущность человека перевоплощается из одной физической формы в другую (реинкарнация или трансмиграция).
Человек не является высшей формой развития жизни и разума нив космосе, ни па Земле. Развитие человека направляется более совершенными духовными существами, которые в Агпи-Иоге именуются Старшими Братьями человечества.
351

4. Цель жизни человека усматривается в раскрытии внутренних духовных сил, познании мира и самопознании и как итог — в преображении в более совершенное духовное существо (богочело­
века — космического андроида).
5. В гносеологии эзотерической традиции человек обладает чувствеипыим, рациональными и иррациональными (духовными) способностями познания. Новый период эволюции человека требует развития духовного познания. Оно может проявляться в интуиции, озарениях, ясновидении, яснослышапии, психометрии и т.д.
6. В учении об обществе устанавливаются ближайшие цели общественного развития человечества — объединение в Планетарное Братство и создание единого Планетарного государства. Эта цель может быть достигнута при осознании важности фундаментальных этических ценностей и культуры, при укреплении религиозной терпимости, социального диалога и сотрудничества между различными религиозными, политическими, социальными и экономическими группами. Важнейшее значение в дальнейшем развитии человечества имеет сотрудничество сего Старшими Братьями, тес Иерархией Космического Разума. Насущной задачей планетарного социума является и освоение физического и трансфизического (топкого) Космоса.
7. В этическом учении указывается, что выживание и развитие человечества невозможно без укрепления этических основ общественной и индивидуальной жизни. Осознание духовного начала — важнейший фактор космической эволюции человека. В конце XX в. интерес к эзотерической философии резко возрос. Немалую роль в этом сыграло научное подтверждение ряда традиционных положений сокровенных учений. Например, с помощью метода
Кирлиан-фотографии было доказано существование энергетического поля (ауры) у человека, животных и растений. Психологи подтвердили возможность передачи мысли па расстоянии телепатия) и выделения сознания из физического тела. В медицине началось освоение психической энергии и естественных биостимуляторов, которые оказались очень действенными при профилактике и лечении ряда заболеваний. В конце XX в. некоторые традиционные положения эзотерической философии получили научное обоснование и признание.
352 15.4. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Спиркин А.Г. Философия. М, 1998.
2. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. ЧМ Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1998.
4. История философии Запад — Россия — Восток. Вт Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кп. 3, 4. М, 1998.
5. История современной зарубежной философии Компаративистский подход. СПб., 1997.
6. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
В.М. Мапельмап и др. М, 1997.
7. Ясперс К Смысли назначение истории. М, 1994.
8. Оруэлл Дж «1984» и эссе разных лет. М, 1989.
9. Степанянц М.Т. Восточная философия Вводный курс. Избранные тексты. М, 1997.
10. Литман АД Современная индийская философия. М,
1985.
11. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. М, 1998.
12. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Перс кит. СПб., 1998.
13. Бросс Ж Духовные учителя / Перс фр. СПб., 1997.
14. Китайская философия Энциклопедический словарь / Под ред. МЛ. Титарепко. М, 1994.
15. Письма Махатм / Перс англ. Самара, 1993.
16. Блаватская ЕЛ Тайная Доктрина. Вт. М, 1991.
17. Блаватская ЕЛ Ключ к теософии. М, 1996.
18. Учение Храма. Кн. 2. Минск, 1997.
19. Агпи-Йога (Живая Этика. В 3 кн. Самара, 1992.
353
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


написать администратору сайта