Главная страница
Навигация по странице:

  • Ду Вэймин, Лю Шусянь, Цай Жэнь- хоу

  • Мухаммада Шарифа

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница37 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    постконфуцианства
    1
    . В нем произошло воссоединение ряда базовых идей западной цивилизации и традиционной китайской культуры, представленной конфуцианством. В некоторых источниках это течение называют неоконфуцианством. Преемственность этических принципов является важнейшим условием дальнейшего развития общества. Из философских мыслей
    Лян Ци-чао
    340 В течение первого периода посткопфуциаиства (его ды XX в) основное внимание его сторонников сосредоточено на проблеме кардинального различия культуры Запада и Китая.
    Лян Шу-мин (1893—1988) призвал вернуться к наследию Конфуция и его учению о морали и человеке. Он полагал, что данное учение поможет решить проблемы всей мировой культуры.
    Лян Шу-мин и Чжан Цзюнь-май
    (1887—1968) выступили против сциентизма —
    нарастающей веры во всемогущество пауки и техники. Они указывали, что моральные проблемы не могут быть решены позитивистскими методами. Китайские посткоп- фуциапцы па этом этапе обращаются к учениям философов-ир- рациопалистов (А. Бергсон, буддизм. Второй период развития постконфунциапства приходится пае годы. Главная проблема этого периода — соединение аналитического (расчленяющего) философского сознания Запада и синтетического (объединяющего) философского сознания конфуцианства. В е годы распространяются учения Фэн Ю-ланя
    (1895—1990) и Хэ Линя (род. в 1902 г, которые используют идеи западной философии. По сути, например, учение Фэн Юла- пя — это попытка выразить пеокопфуциапство па языке западного позитивизма. В 1949 г, после прихода к власти коммунистической партии Китая, посткопфуциапство подавляется марксизмом «Буржуаз­
    но-феодальная» философия, к которой коммунисты отнесли и пост­
    копфуциапство, становится объектом резкой критики со стороны официальной идеологии. Наиболее тяжелым стал период так называемой культурной революции (1966—1976), инициированной лидером Китая Мао Цзэдупом. Идейным фундаментом маоизма был марксизм. Однако Мао понимал его очень своеобразно Маоизм —
    это нечто вроде китайской версии советского сталинизма, где исходные принципы теории социализма искажались до неузнаваемости. Но тут положение еще усугублялось резко негативным отношением Мао ко всякой теории. Практику он ставил выше книжного знания. Для обоснования своей позиции он непоследовательно использовал книжную мудрость древних легистов (школа закона, которых считал передовыми философами. Остальное культурное наследие Китая было объявлено реакционным. В эту категорию попали все три главных духовных основания китайской культуры — конфуцианство, даосизм и буддизм.
    341
    В е годы развитие иосткопфуциапства продолжается только па Тайване ив Гонконге. На Тайване это философское течение становится наиболее влиятельным. Оно было представлено тремя школами школой всеобщего синтеза (Фан Дуимэй и др, школой современного неоконфуцианского синтеза (Tail Цзюпьи,
    Моу Цзупсань и др) и школой китайского неосхоластического синтеза (У Цзипсюй, Ло Гуаи и др. В е годы начинается третий период развития иосткопфу­
    циапства. Идея синтеза западной и восточной культур оказалась очень созвучной развернувшимся экономическим реформам ли­
    берально-рыночной направленности Цзан Дайнань одним из первых выступает за отказ от противопоставления Запада и Китая. Эту позицию поддерживают китайские ученые, получившие западное образование, — Ду Вэймин, Лю Шусянь, Цай Жэнь-
    хоу и др. После смерти Мао отношение государства к традиционной китайской культуре меняется. Начинается эпоха изучения традиций. Значительную роль в ее идейной подготовке сыграл видный философ Ли Цзэхоу. Таким образом, политические и экономические перемены приводят к возрождению и интенсивному развитию иосткопфуциапства. Главная цель иосткопфуциапства на его третьем этане развития может быть выражена формулой вернуться к корню и открыть новое Корень — это конфуцианская модель мира и человека, где человек понимается прежде всего как существо моральное. Новое — западная цивилизация с ее наукой и демократическим политическим устройством. Какие же основные идеи разрабатывали постконфуцианцы 80— х годов XX в Это прежде всего признание демократии и ее обоснование конфуцианской философской традицией (Мэп-цзы — парод имеет право па свержение недостойного правителя. Это формирование национального самосознания, а также преодоление отчуждения человека от общества и природы, с одной стороны, и утверждение автономии личности — с другой. Это выработка критического отношения к западным идеям, например к позитивизму, так как паука, по мнению посткопфуциаицев, неспособна решать познавательные вопросы исходя из принципа единства истины и добра. Или другой пример — неприятие онтологического дуализма западной философии. Итак, па исходе XX столетия в китайской философии доминировали три течения мысли
    342
    китайский марксизм допускавший рыночную экономику и элементы демократии при руководящей роли коммунистической партии
    постконфуцианство, стремившееся к синтезу западной и национальной китайской культур
    западный либерализм пытавшийся направлять китайские реформы исключительно по прозападному курсу. Определенное место в культурном пространстве Китая занимали буддизм и даосизм представленные как в своей философской, таки в религиозной форме. Нов в. их влияние па социаль­
    но-политическую действительность и философскую пауку Китая оставалось незначительным.
    15.2.3. Новые тенденции исламской мысли Развитие арабского мира во второй половине XIX—XX вв., как и других регионов Востока, происходило в силовом иоле двух важнейших социокультурных тенденций — реформаторства икон серватизма. В этом силовом поле развивалась и исламская философия. В XIX в. в арабо-мусульмапских странах под знаменем ислама поднимается мощная волна национально-освободительного движения. Абд аль-Кадир (1808—1883) возглавил борьбу алжирского парода против французских колонизаторов. Мухаммед Ахмед ибп
    Абдалла (1834—1885), провозгласивший себя новым спасителем правоверных (махди), разворачивает освободительное движение против европейского и турецко-египетского колониального диктата в Восточном Судане. Али Мухаммед Ширази (1819—1850) — лидер иранского религиозно-политического движения бабидов стремится не только освободить Иран от власти шаха, пои реформировать ислам. Называя себя новым пророком, он отрицал шариат и выступал с идеями гуманизма, демократии, социальной справедливости. Одним из первых крупных мыслителей, выступивших за реформацию ислама, был
    Джелал ад-Дин Афгани (1834—1905). По его мнению, в упадке арабской культуры и цивилизации виновна прежде всего исламская религия. Однако он не отрицает ислам как таковой, а говорит о необходимости его очищения от вековых искажений. Это, в частности, позволит преодолеть В упадке арабской культуры и цивилизации виновна прежде всего исламская религия. Из философских мыслей

    Джелал ад-Дина Афгани
    343
    противопоставление веры и знания (религии и пауки, тормозящее социально-политическое и экономическое развитие мусульманского мира. Позже эту линию продолжит один из самых значительных мусульманских философов XX столетия Сейид Хусейн Наср род. в 1933 г. Он будет последовательно развивать идею синтеза религии и пауки. Здесь Наср сближается с мыслителями, принадлежавшими совершенно иным философским традициям, — с Блаватской, Соловьевым, Ауробипдо, Радхакришпапом, Рери­
    хом и т.д., которые также стремились преодолеть противопоставление религиозной метафизики и научного рационализма. Однако Наср, как и его предшественники, понимает, что западный рационализм сего научно-техническим покорением природы имеет и оборотную, те. негативную, сторону. Она обусловлена потребительским отношением человека к природе. Как преодолеть такое отношение Увидев в природе божественное начало, Сейид Наср призывает человека вернуться к Богу. Путь — мистический ислам (суфизм Именно суфизм, по мнению мусульманского философа, способен приблизить человека к Богу и защитить исламское мировоззрение от разрушающего влияния западной идеологии. Важной особенностью исламского реформаторства являлось сближение ислама не только с западной наукой, пои с западной философией. Показательный пример — учение диалектического мопадизма» Мухаммада Шарифа (ум. в 1965 г. Это учение во многом напоминает монадологию Готфрида Лейбница, в которой
    Шариф усилил диалектическую основу. Осуществлять реальный синтез идей восточной и западной философии восточным, в частности мусульманским, философам удавалось не всегда. Чаще происходило лишь переложение национальных религиозно-философских учений па язык западной философской традиции. Тем не менее и это имело большое значение. Западный мир получил возможность изучать восточные идеи в привычной для пего понятийной форме и как следствие — па- чал признавать в восточных религиозных и мистических учениях подлинную философскую мысль. И, наконец, необходимо отметить еще одну реформаторскую тенденцию. А именно — переосмысление ряда важнейших для исламской культуры проблем Бога, человека, духовного совершенствования человека. Самое главное здесь — ослабление позиций ортодоксального (теологического) ислама и усиление позиций ислама эзотерического, те. суфизма. Обратимся, например, к идеям выдающегося мусульманского поэта, философа, религиозного реформатора и общественного деятеля Муххама-

    да Икбала (1877-1939). Он выступает убежденным поклонником суфизма. Бога понимает пантеистически. В суфизме как эзотерическом учении выделяет четыре основных положения
    1) вера в невидимое (в Бога
    2) поиск невидимого
    3) познание невидимого
    4) реализация невидимого. С этими положениями связано понимание важнейших черт совершенного человека способность к творчеству способность слышать то, что неслышно способность видеть то, что невидно понимание относительности зла, так как оно не имеет реального существования, а грех является искажением добродетели. Цель духовных усилий человека — освобождение себя от теней мрака и мира форм. Совершенный человек, но мнению Икбала, — это не только духовный подвижник — отшельники аскет, пои социальный подвижник, устремленный к совершенствованию общества. Разумеется, в арабском мире, как ив других странах Востока, обновление мысли и общества происходило в напряженном противостоянии другой идейной тенденции, которую называют воз-

    рожденчеством или фундаментализмом Ее основа — стремление сохранить традиционные ценности и уклад жизни, возродить древний век расцвета истинного ислама. Ортодоксальный ислам явился главным препятствием па пути реформ. Тут можно выделить несколько важнейших причин.
    Консерватизм в этой традиции считается существенной чертой ислама, поскольку Мухаммед — посланник Аллаха явил людям высшую и совершенную Истину, которая не требует никакого последующего развития. Общественное устройство, сложившееся под влиянием этой Истины, — лучшее из всех возможных, поэтому не нуждается пи в каких реформациях.
    — Большое влияние оказывало исламское богословское учение о фатализме Его суть — всякие человеческие усилия тщетны, так как ход вещей в природном и социальном мирах зависит только от Аллаха.
    345

    — Политическая и религиозная элита исламского мира в большинстве своем опасалась, что вторжение иных идей и ценностей разрушит существующий порядок.

    Существенное значение имело и национальное противодействие нарастающему влиянию Запада, которое, конечно, далеко не всегда было благотворным. Исламский фундаментализм были остается очень неоднородным явлением. В нем существуют как умеренные (за сохранение национальных традиций, таки крайне реакционные (против всяких реформ) течения. Наиболее известные и влиятельные из них движение сепуситов (Ливия, Ассоциация братьев-мусульмап», хомейнизм, алжирский фундаментализм, движение Талибан (Афганистан, ваххабитское движение. Сторонники большинства из отмеченных и ряда других течений выступали за сохранение социального неравноправия мужчин и женщин, ставили под сомнение ценность широкого культурного образования (философия, паука, искусство и т.д.), которое пытались ограничить рамками исключительно религиозного образования, проявляли крайнюю нетерпимость к иным религиозными социально-политическим воззрениям, прибегали к силе оружия для достижения своих интересов. В последнее десятилетие XX в. Россия весьма ощутимо почувствовала на себе экстремизм одного из таких течений. Чеченские ваххабиты долгое время терроризировали как свой, таки другие пароды России. Идеи реакционного ваххабизма оказались очень удобным идеологическим основанием и вместе стем религиозной ширмой, позволяющей оправдывать рабо- и наркоторговлю, бандитизм, сепаратизм и нарушение территориальной целостности России, а также иные противоправные действия и намерения. Чеченский ваххабизм, как и другие реакционно-фундамента­
    листские мусульманские движения, во многом искажают идеи подлинного ислама. Это отмечалось видными религиозными лидерами. Однако необходимо признать и то, что известная доля нетерпимости характерна не только для крайних экстремистских, пои для достаточно умеренных мусульманских движений. Дальнейшее позитивное развитие ислама и его влияние па современный мир созидательное или разрушительное) во многом зависят от преодоления этих отрицательных черт. Чеченский вахха­
    бизм, как и другие реакционные мусульманские движения, искажают идеи и принципы подлинного ислама.
    346 15.3. ПАНОРАМА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    ХХ-НАЧАЛА XXI в.
    15.3.1. Понятие и некоторые вехи истории эзотерической философии В предыдущих темах мы уже касались некоторых эзотерических учений и идей. Теперь рассмотрим, что же представляет собой эзотерическая традиция в целом как особое явление духовной культуры человечества. Само понятие эзотерический означает внутренний, скрытый, сокровенный. В последнее время этим понятием стали обозначать ряд этических, философских и научных учений, истины которых оставались недоступными массовому сознанию. Все эти учения составляют так называемую эзотерическую традицию познания, истоки которой уходят вглубь тысячелетий к начальным периодам человеческой истории. Противоположностью эзотерической является экзотерическая традиция познания, те. внешняя, или общедоступная. Выше отмечалось, что центром эзотерической философии, или Сокровенной Мудрости, считают таинственную Шамбалу
    — Общину Великих Учителей человечества, именуемую также Белое Братство, Мировое Правительство, Твердыня Знания. Именно оттуда, как утверждают сторонники Сокровенной Мудрости, в течение последнего миллиона лет (время существования й Коренной расы человечества) осуществлялось духовное направление эволюции человечества. Именно там находится подлинный источник многочисленных религиозных, этических и философских учений. НИ. Рерих писала, что Великие Учители (Махатмы) являются Старшими Братьями человечества, намного опередившими его по своему духовному, интеллектуальному и энергетическому развитию. Они представляют собой ближайшее к Земле звено Иерархии Космического Разума под воздействием которого зародилось и развивается человечество. Эти духовные Существа послужили основой многочисленных мифологических и религиозных представлений об ангелах, боголюдях, бодхисаттвах, дэвах, дхиап когапах и т.д.
    ' См Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В х т. М, 1992; Письма Елены Рери В х т. Минск, 1992.
    347
    Возникает закономерный вопрос если Великие Учители существуют и обладают познаниями тайн природы, то почему это знание скрывается от людей Почему сот- пи тысяч лет сохраняется эзотерическая традиция, в которой знания передаются лишь избранным В своих произведениях Учители разъясняли, что всякое познание сил природы должно быть основано па этическом фундаменте. В противном случае такое знание окажется губительным для человека и человечества, что подтверждается печальной участью Атлантиды и другими историческими фактами. Поэтому Шамбала раскрывает свои секреты в соответствии с ростом сознания человечества, в котором решающее значение имеет нравственный прогресс. Какие же учения древности и современности были основаны па эзотерической традиции либо тяготели к ней В Древнем Египте это герметическая философия основателем которой считают Гермеса Трисмегиста (Гермеса Триждывеликого) — легендарного египетского бога мудрости. На самом же деле Гермес — собирательное имя многих адептов Сокровенной Мудрости — древних посвященных, хранивших доверенные им секреты. В Древней Индии эзотерическую основу имели многие учения санкхья, йога, веданта, джайнизм, буддизм и другие. До сих пор, несмотря па значительные успехи востоковедов в переводе и расшифровке древних текстов, отмеченные учения сохраняют множество тайн. Так, например, подлинная духовная йога имеет мало общего с распространенными сейчас методиками психофизических упражнений. А эзотерический буддизм (доктрина сердца) значительно отличается от общеизвестного религиозного буддизма (доктрина ока. В Древнем Китае наиболее близок к Сокровенной Мудрости был даосизм центральная идея которого — гармония духовного и физического бытия — имела эзотерическое происхождение. Сюда же можно отнести техники управления психической энергией, методики продления физической жизни и достижения духовного бессмертия. В Древней Греции эзотерические истоки имело религиозное учение орфиков (от имени легендарного богочеловека Орфея. Философские школы Пифагора (Пифагорейский союз) и Платона См, напр Письма Махатм. Самара, 1993; Агни-Йога. Вт. Самара, 1992. Познание сил природы должно быть основано па этическом фундаменте. Из философских мыслей Махатм
    348 Академия, а некоторое время спустя неоплатоники также развивали идеи Сокровенной Мудрости, которые в Грецию проникли с Востока (Индия, Персия, Египет. Учения этих школ имели свою сокровенную сторону, разглашение которой было запрещено под страхом проклятия и даже смерти. Эзотерическая основа иудейской религии — каббала несмотря па свое древнее происхождение, существует и посей день. А вот сокровенная часть христианства стечением веков была практически утеряна. В ранний период христианства эзотерическую сторону учения Христа больше, чем другие, понимали гностики. Причиной тому явилось знание восточных философских учений и тайной книги Марии Магдалины, в которой были записаны мало кому известные пояснения тайн земного и духовного миров, сделанные лично Иисусом Христом после его физической смерти. Гностики знали, что он являлся ученикам в астральном (энергетическом) теле в течение нескольких лет, чтобы укрепить их в вере в бессмертие человеческого духа и разъяснить ряд туманных вопросов о посмертном бытии. Но ортодоксальная христианская церковь со временем отвергла знание гностиков и предала забвению сокровенную часть духовного учения Христа. Но, разумеется, эзотерическая традиция не угасла. Идеи Сокровенной Мудрости еще не раз проявлялись как на Востоке — например, в суфизме, учении чистых братьев в синергетике
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта