Философия китая реф. Предпосылки зарождения философии в Китае. Философия Китая в настоящее время
Скачать 91.88 Kb.
|
РефератПо дисциплине: «Философия»Тема: «Предпосылки зарождения философиив Китае. Философия Китая в настоящее время»Выполнила: студентка 3 курса 8 группыКинологического колледжаАбросимова Елизавета Алексеевна Преподаватель: Хусаинова Ю. Н.Москва 2021 г . Содержани Реферат 1 По дисциплине: «Философия» 1 Тема: «Предпосылки зарождения философии 1 в Китае. Философия Китая в настоящее время» 1 I.Введение 2 II.Особенности древнекитайской философии 3 III.Философские школы Древнего Китая 6 IV.Философия китая в настоящее время 8 I.Введение 3 II.Особенности древнекитайской философии 4 III.Философские школы Древнего Китая 7 IV.Философия китая в настоящее время 9 ВведениеСвоими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт. В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной. Особенности древнекитайской философииЦентральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб. В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э. 2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени. Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб. Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия малосистемна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплощение в развитии основных философских школ. К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести: Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих. Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера. Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности. Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме. Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним. Философия китая в настоящее времяВ современном Китае сосуществует несколько философских течений: неомарксизм (китайской версии), новое конфуцианство (New Confucianism), постмодернизм, аналитическая философия. Общий их признак – эклектизм, в особенности у последних двух. Новое конфуцианство – прямое продолжение, развитие одной из самых древних философских традиций в Китае. Традиция – огромная сила и не только в Китае. Даже маоизму, который вёл революционную борьбу с конфуцианством не удалось полностью его уничтожить. Настолько сильны традиции, настолько китайская культура пропитана духом Конфуция и его учения, что без него трудно представить себе даже современный Китай. Хотя некоторые реверансы в сторону марксизма и были, в целом, новое конфуцианство старается больше опираться на свои основания и своих предшественников. В заимствованиях оно больше тяготеет к западным направлениям (прежде всего постмодернизму), чем к марксизму. В свою очередь марксизм, с одной стороны, старается не быть совершенно оторванным от истоков китайской цивилизации, с другой, всячески пытается показать, что, на самом деле, конфуцианство – это, скорее, этическое учение, чем собственно философия. Постмодернизм существует в странном для нас и в обыкновенном для китайцев состоянии: сегрегация идей постмодерна и применение только тех из них, которые можно интегрировать с классической китайской философией. Такой подход интересен и может быть даже очень продуктивен, но он ущербен изначально – берутся только те идеи, которые подходят, не противоречат, не заставляют критически или негативно относиться к своей традиции, а это губительно для самой традиции, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Кроме того, практически вся современная философия – это университетская философия, а университеты в Китае обладают ещё меньшей автономией, чем российские. Давление со стороны официальной идеологии, так или иначе, способствует малому творческому развитию, наличие которого осознаётся и официальными властями, но они не в состоянии изменить ситуацию, поскольку хотят и абсолютной власти, и абсолютной творческой свободы одновременно, что, естественно, невозможно. Оставаясь под «колпаком» внешнего контроля, университетская философия отстаёт в аналитическом мышлении и критичности, а ведь «сомнение – первый шаг к философии». Сюда же наслаивается и общекультурная установка китайцев на сохранение своих норм и концептов в их первоначальной форме, принадлежность к которым когда-то служила национальной идентичности. Однако сама суть постмодернизма противоречит такой парадигме, потому он существует в Китае в весьма усечённой форме. В последние годы заметен особый интерес китайских коллег к феноменологии и герменевтике. Ранее эти два направления изучались в Гонконге и Тайване, но сейчас и континентальный Китай подключился к их исследованию. В Китае можно найти несколько центров, занимающихся такими исследованиями. С одной стороны, феноменология и герменевтика привносят с собой новизну в китайскую философию, с другой, текстология, внимание к тексту и сам текст в китайской культуре имели громадное значение. Возможно, что у этих двух европейских направлений на китайской почве откроется второе дыхание, по крайней мере, для такой перспективы есть свои основания. Литература Титов Алексей. Магистрант отделения философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов – «Мы и Они: сходства и различия в свете философии, Китай» Александрова Е. В. – статья «Философия Древнего Китая» - https://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-drevnego-kitaya-kratko.html Китайская философия / А. И. Кобзев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с. Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010 |