Главная страница
Навигация по странице:

  • Милетская

  • Школа Пифагора Пифагор

  • Элейская школа Представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон Ксенофан

  • Первым этапом развития русской философии считается XI–XVII вв

  • Философия. контрольная работа. философия.. Четыре периода развития китайской философии


    Скачать 30.97 Kb.
    НазваниеЧетыре периода развития китайской философии
    АнкорФилософия
    Дата05.04.2020
    Размер30.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа. философия..docx
    ТипДокументы
    #114890

    Вариант № 7: Основные исторические этапы становления и развития философии.

    Примерный план контрольной работы:

    1. Начало философии в древних цивилизациях Индии, Китая, Греции и Рима.

    2. Особенности становления и развития отечественной философской мысли.


    Китай.
    Начало философии в древних цивилизациях Индии, Китая, Греции и Рима.

    В соответствии с европейской традицией выделения основных эпох выделяется четыре периода развития китайской философии:

    древний (XI — III вв. до н. э.);

    средневековый (III в. до н. э. — XIX в.);

    новый (середина XIX в. — 4 мая 1919 г.);

    новейший (с 1919 г. — по настоящее время).

    Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами: гармония и традиция.

    Возникновение китайской философии относят к 1 тыс. до н. э. Историческое развитие Китая в течение длительного времени шло обособленно от других стран. В стране было широко распространено представление, что Китай является центром мира, а все остальные страны населены варварами и должны находиться в вассальной зависимости от Китая. Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике.

    Мифологическое мировоззрение Древнего Китая предполагало, что в глубокой древности мир представлял собой мрачный, бесформенный хаос. Затем в нем появились два духа - Инь и Янь, которые сформировали небо и землю. Инь символизировало женское начало, Янь - мужское. Начиная с эпохи Чжоу небо стало рассматриваться как воплощение Янь, а земля как воплощение Инь. Янь управляет небом, Инь - землей. Янь - светлое, Инь - темное начало. Считалось также, что существует эфир, состоящий из материальных частиц - ци. Взаимодействия этих частиц порождают пять первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода. Среди пяти стихий особо выделялась земля, что подчеркивало важность сельского хозяйства. Первоначала имели свойство переходить друг в друга: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д.

    Для понимания философии Древнего Китая, необходимо знать основополагающие понятия. Дао (путь) – а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии Жень – основное понятие конфуцианства. Означает гуманность, милосердие, человечность. И – чувство долга, моральные принципы Ли – «ритуал», «церемония», «этикет», всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного. Сяо – один из этических принципов конфуцианства – сыновняя почтительность и почитание старшего брата. Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли. Тянь – небо как божественная сила. У син – пять элементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй («недеяние») – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью. Ци – «дыхание», «эфир», «жизненная энергия». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – духовно-материальная энергия.

    Согласно Китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ:

    1. Натурфилософы

    2. Конфуцианцы

    3. Моисты

    4. Номиналисты

    5. Легисты

    6. Даосы Позднее появились буддийские школы.

    Индия.

    В Древней Индии философия возникла примерно к середине I тыс. до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на поддержку землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Общество делилось на Варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было 4: 1) жреческая (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4) низшая варна (шудры). Начало формирования философского мышления связано с брахманизмом, т.е. учением брахманов (священников, жрецов). Термин связан с именем Верховного Бога – Брахмы. В своих догмах брахманизм основывался на Ведах (знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, изречений, сборники гимнов в честь богов, жертвенные песни и заклинания. Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным откровением (шрути), которые записали древние мудрецы (риши), а подлинными толкователями и знатоками вед и считались брахманы. Ведическая литература охватывает период со 2 тыс. до 6 в. до н. э. В настоящее время известны 4 Веды: Ригведа (сб. гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания). К каждой Веде примыкают Брахманы (мифологоритуальные объяснения Вед), Араньяки («лесные книги», наставления для лесных отшельников) и Упанишады («сидеть у ног учителя», тексты эзотерического содержания).

    Индийскую философию отличает совокупность свойств, главные из которых: 1) автохтонность (т.е. возникновение на собственной культурной почве), самобытность;

    2) традиционность;

    3) религиозность;

    4) спиритуалистическая направленность (склонность к усмотрению высшего духовного начала), устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению;

    5) соединение рационализма (проявляющегося в построении сложных категориальных систем в онтологии, антропологии и гносеологии) и мистицизма;

    6) единство большинства школ в определении высших целей и множественность картин мира;

    7) сочетание мироутверждения (признания относительной ценности различных слоев бытия) и мироотрицания (стремление к освобождению от множественности сущего, деиндивидуализации и соединению с неопределенным, абсолютно благим первоначалом);

    8) принятие почти всеми школами учения о трансмиграции (переселении душ);

    9) отношение к философии как к образу жизни;

    10) высокий общественный статус философии и влиятельность философских идей в культуре.

    Своеобразие способов существования философских направлений, школ (даршан – видений), самих философов определяется прежде всего близостью форм философской и религиозной деятельности в Древней Индии. Даршаны традиционно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) – священному слову религий брахманизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиции Вед. Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждающие). Вторую группу составляют школы неортодоксальные – настика (отрицающие), не признающие себя прямыми наследниками традиции Вед. В первую группу, ортодоксальную, включается шесть даршан: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группу, неортодоксальную – три: буддизм, джайнизм, чарваки.

    В соответствии различными источники философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

    XV — VI вв. до н. э. — ведический период (период ортодоксальной философии индуизма);

    VI — II вв. до н. э. — эпический период (создаются эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи», появляется буддизм и джайнизм);

    II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр, т.е. кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).

    Главным источником древнеиндийской философии считаются веды (т.е. «знания») — священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.

    Известны четыре веды:

    Ригведа — книги гимнов;

    Самаведа — книги напевов;

    Яджурведа — книги жертвенных формул;

    Атхарва- веда — книги заклинаний.

    Помимо религиозных гимнов («самхит»), веды также включают в себя описание ритуалов («брахманы»), книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады», дословно — «у ног учителя»), представляющие с точки зрения философии наибольший интерес.

    Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии.

    Греция

    Третьим крупным центром философии Древнего мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней впоследствии культуры.

    Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII–VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э. Древнегреческую философию, как и многие другие проявления культуры, и сам первый исторический период становления европейской цивилизации называют также античной (лат. antiquus — древний, старый).

    Философия Древней Греции и Древнего Рима (античная философия) в своем развитии прошла четыре основных этапа:

    демократический (или досократичесский) — VII — V вв. до н. э.;

    классический (сократический) — середина V — конец IV вв. до н. э.;

    эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;

    римский — I в. до н. э. — V в. н. э.

    Деление на периоды в истории философии достаточно условно (иногда оно не совпадает с общеисторическими периодами развития общества), но вполне оправдано, так как каждый из них имеет свои отличительные особенности.

    Важным источником греческой философии была древнегреческая мифология. 

    Первые из известных сегодня систем такого рода стали появляться в VII-VI вв. до н.э. Это время и считают начальной точкой отсчета истории европейской философии.

    Самой древней философской школой является Милетская (VII-Vвв. до н.э.). Ее родоначальники:

    Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

    Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

    Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

    Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

    Школа Пифагора

    Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

    В числах пифагорейцы видели:

    • свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

    • объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

    Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

    Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

    Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.

    Элейская школа

    Представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

    выступал против антропоморфических элементов в религии;

    высмеивал богов в человеческом виде;

    жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

    считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

    стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

    осуществил разделение видов знания.

    Следует отметить, что о деятельности первых древнегреческих философов практически, за небольшим исключением, достоверных сведений не сохранилось. Так, например, о философских воззрениях философов Милетской школы, а в значительной степени и о философах второго этапа, известно, главным образом, из произведений последующих греческих и римских мыслителей и в первую очередь благодаря работам Платона и Аристотеля.

    Рим.

    К I веку до н.э. Римская республика становится самой мощной державой в Средиземноморье. Греция уже почти полвека как находится под ее владычеством, но парадокс в том, что и Рим находится под своеобразным владычеством Греции, — это владычество греческой культуры и философии.

    Древний Рим не создал новых философских систем. После подчинения Греции Риму на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, – эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Престиж философа достигает высшей точки. Философ выполнял роль, которую впоследствии в христианстве играли духовники.  Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой. Одним из первых по времени философов Рима был эклектик Цицерон. Эклектическая философия пыталась совместить различные стороны предшествующих философских школ. Платонизм (особенно в рассуждениях о Государстве), стоицизм, эпикурейство и скептицизм смешаны в философии Цицерона. Какие-то стороны этих учений он отвергал, какие-то хвалил, но в этом обнажился один очень существенный для всей римской философии момент — проблема действия, деяния. Цицерон и рассматривал все эти течения с точки зрения пользы для действия, для реальной практической жизни, прежде всего — жизни политика, государственного деятеля, римского гражданина. Это для Цицерона было самым важным.

    Прославили римскую философию и замечательные философы-стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, пытавшиеся ответить на вопрос: как жить и действовать, когда ты ощущаешь, что мир рушится вокруг и вот-вот погребет и тебя под своими обломками? Их философские системы объединяет один и тот же пафос — действовать, несмотря ни на какие обрушивающиеся на тебя невзгоды и несчастья, действовать, пока физически можешь, пока жив.

    Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы несамодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские предтечи.

    Римляне взяли из греческой философии две основные темы: как избежать страха смерти (к этому стремились эпикурейцы) и как ее достойно встретить (стоики). В Древней Греции противопоставленные, в Древнем Риме стоики и эпикурейцы дополняли друг друга (Сенека охотнее всего цитировал Эпикура).

    Подводя краткие итоги, можно констатировать, что философия, сформировавшаяся в эпоху Античности, на протяжении более чем тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, служила регулятором общественной жизни, объясняла законы общества и природы, создавала предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Однако, после того, как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. В симбиозе с христианскими положениями Ветхого и Нового Завета идеи античной философии (платонизм, аристотелизм и т.д.) заложили основы средневековой философской мысли, развивавшейся на протяжении последующих 10 веков.

    2.Особенности становления и развития отечественной философской мысли.

    Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые  считаются предметом национальной гордости.  У славян, как и у других народов, первой формой мировоззрения была мифология. В качестве идейных истоков русской философии выступают: славянское язычество, византийская религиозно-философская мысль и западноевропейская философия. Формирование государственности приводит к зарождению философской на Руси в IX в. Принятие христианства от Византии существенно повлияло на особенности русской философии. Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных. Рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Русская мысль историософична, то есть она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. В русской философии всегда доминирует моральная установка. Это один из самых действенных и творческих истоков русской философии. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

    Первым этапом развития русской философии считается XI–XVII ввЭтот период связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. Особенность формирования философских взглядов на самом раннем этапе нашей истории заключается в том, что, не прожив полноценно мифологическую стадию, отечественная культура не вынашивала монотеизм, как это происходило в античной философии, а приняла его извне. В результате период детства в развитии отечественного самосознания характеризуется сложным взаимодействием языческих и христианских представлений. В это время на Западе церковь главенствует во всей философской и политической мысли.Русская культура рассматривается как место исполнения божественной правды -справедливости. Одним из важнейших памятников русской философской мысли считается письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.  Андрей Курбский  известен тем, что проиграл битву в Ливонии и, боясь гнева царя, сбежал из России за границу, где изучал языки, риторику, историю и античное наследие древнегреческой философии. Курбский написал царю письмо, где критиковал его форму правления, в ответ Иван Грозный, славящийся своим ораторским мастерством, написал ему аргументированный ответ в защиту своей власти.

    Основное противоречие средневековорусского этапа — это борьба между нестяжателями и иосифлянами. вопоставление Нового и Ветхого заветов. Противоречие между нестяжателями и иосифлянами в этот период дополняется и перерастает в противостояние никонианцев и старообрядцев. В XVII в. с целью унификации церковных книг и обрядов проводится церковная реформа под руководством достаточно деспотичного патриарха Никона. Оппозиционное религиозное движение возглавил Аввакум Петров. Старообрядцы не признавали ряд догматов и таинств и делали упор на личную веру.

    Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.

    Внутреннее противоречие ренессансного периода составляет борьба между «модернистами», с одной стороны, считавшими необходимым развивать ученость на Руси и усовершенствовать общество, и «традиционалистами» — с другой. Однако обе стороны способствовали развитию светской культуры и философии. Так, возглавивший деятельность отстаивавших ортодоксальное православие «традиционалистов» киевский иеромонах Епифаний Славинский (ок. 1600-1675) переводил и издавал сочинения не только отцов церкви, но и античных ученых Плиния и Фукидида. Лидером «модернистов» был Симеон Полоцкий (1629-1680). Он признавал Священное Писание. Однако познание Бога, с его точки зрения, осуществляется не только через Откровение, но и с помощью науки, поэтому Симеон признавал необходимость светского образования.

    Русское просвещение (18 в.). Связано со становлением философии как теоретической науки. Г. В. Плеханов, исследуя русскую философию указанного периода, подчеркивал, что не заимствования западных концепций, а конкретные социальноэкономические особенности России в конечном счете определили основное направление русской мысли в сторону идей Просвещения, и назвал первыми просветителями «Ученую дружину» Петра I, которую составили Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и Антиох Кантемир (1708-1744). Наукоцентризм по-своему выражался русскими просветителями: «Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать», выяснить, что человеку «полезно и нужно и что вредно и непотребно». В классификации наук, разработанной Татищевым, философия — это высшая наука, которая дает истинные ответы на наиболее сложные вопросы, отделяя полезное от бесполезного. Кантемир впервые перевел на русский язык Фонтенеля и Монтескье. В сатирах Кантемира пропагандируются просвещение и наука. Эстафету просветительских идей от «Ученой дружины» принимает не менее блестящая плеяда русских мыслителей XVIII в.: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Яков Павлович Козельский (ок. 1728-1794), Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), Дмитрий Сергеевич Аничков (17331788), Иван Никитич Болтин (1735-1792), Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789), Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740—после 1801), Денис Иванович Фонвизин (1743-1792), Николай Иванович Новиков.

    Следующий период в развитии русской философии, хронологические рамки которого составляет XIX в., не имеет устоявшегося терминологического определения, хотя все сходятся в том, что это период уже явного существования зрелой, самостоятельной русской философии. Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1912 года, восстание декабристов 1825 года, отмена крепостного права 1861 года, проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционного движения. Декабристы в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и еѐ развития, роли личности в истории. Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П.Я. Чаадаев – мыслитель и публицист, участник войны 1812 года, прототип образа Чацкого в пьесе Грибоедова «Горе от ума». Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах», после публикации которых Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Жизненность русской философии, еѐ желание разобраться в социальнополитических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили еѐ представителей на два лагеря: с одной стороны – религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой – материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.

    В конце 19-начале 20 века возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом. Его представители: Фѐдоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, А. В. Сухово-Кобылин. Космизм — это философское учение о космической функции человека, который из следствия саморазвития субстанции превращается в причину ее дальнейшего саморазвития. Независимо от того, что мы рассматриваем в качестве субстанции: Бога или материю, — человек, будучи порожден этой субстанцией, сегодня достиг такой степени могущества, которая позволяет ему решающим образом влиять на сам фундамент бытия и дальнейшую судьбу мира. В результате космизм предстает в трех направлениях: религиозно-философском, научном и художественно-эстетическом.

    Русский марксизм. Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов, чьи взгляды во многом разделял В.И. Ленин. Ленин является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время. На этом этапе философия развивалась в рамках диалектикоматериалистической концепции, согласно которой материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни человека и общества. Представители: А. Лосев, Э. Ильенков, М. Мамардашвили.

    Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своя содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно, восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия своим неповторимым обаянием. Русская философия — это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение как, философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу.



    написать администратору сайта