История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
К. Леви-Строс, Л. Альтюс- сер, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан — попытались использовать идею структурности и структурный метод в гуманитарном знании в целях повышения его научности. Наибольшее распространение структурализм получил во Франции в е годы. Итак, что же такое структура Вши роком смысле это комплекс законов (отношений, определяющих связи между объектами, специфику их поведения и развития. Вот их-то структуралисты ивы водили па первый план. Предполагалось, что главным являются не субъект и его сознание (духа нечто бессознательное и безличное, те. некие скрытые структуры, стоящие за сознанием субъекта. Субъект здесь выступает вторичным, зависимым отданных структур образованием. Таким образом, структуралисты рассматривали не изолированный субъекта скрытые структурные связи небытие объектов, а отношения между ними. Ни субъекты, пи объекты, по мнению сторонников этого течения, не существуют вне определенных связей и отношений. Следовательно, ключ к решению глубинных философских проблем находится именно здесь. В чем заключается главная идея структурного метода В выявлении структуры как совокупности устойчивых связей, неизменных при определенных преобразованиях. Последовательные этапы этого метода выглядят следующим образом а) определение некоего множества объектов, которые, предположительно, могут иметь единую структуру б) деление множества объектов па элементарные части, в которых разнородные пары элементов связываются повторяющимися отношениями в) установление вариантов преобразования между элементарными частями, их систематизация и построение абстрактной структуры Структура — комплекс законов (отношений, определяющих связи между объектами, специфику их поведения и развития. 318 г) выведение из структуры всех возможных следствий и их практическая проверка. К достижениям структуралистов можно отнести, во-первых, осмысление связей между объектами и выяснение влияния целого (структуры) па части (объекты во-вторых, стремление повысить научный статус гуманитарных дисциплин. Однако это течение имело и свои слабые стороны. Например, весьма сомнительно выглядит противопоставление человека общим структурам (социальным, политическим, экономическими т.д.), а также занижение значимости субъекта как в психологическом, таки в историческом смысле. В частности, структуралисты отказывают человеку вправе быть хозяином своей собственной истории, так как за ним, за его поступками находятся бессознательные силы некой структуры. Человек, по сути дела, растворяется в пей Вначале мира человека не было, — писал Леви-Строс, — в конце его не будет тем более Тут структуралисты впадают в крайность, неоправданно умаляя единичное (индивидуальное) перед общим. Как метко заметил экзистенциалист Сартр, структуралисты оказались пленниками ничего не объясняющих схем, во имя разума скрытого они отвернулись от разума, себя сознающего. Критику структурализма поддержали персоналисты и феноменологи. 15.1.4. Трансформированный прагматизм После смерти Дыои (1952 г) влияние прагматизма в США сильно упало. В е годы не только во Франции, пои в Америке особо модным философским течением становится экзистенциализм. Но прагматизм не исчезает совсем, а только растворяется в других философских школах, оказывая влияние па идеи логического позитивизма, семантики, неопозитивизма, неотомизма и даже западного марксизма. На рубеже х годов поднимается новая волна прагматизма. В пей можно выделить два направления неопрагматизм (У. Куэйн, Н. Гудмен, Р.Рорти) и методологический (идеалистический прагматизм (Н. Решер), в которых многие острые углы классического американского прагматизма оказались значительно сглажены. К числу наиболее крупных американских философов второй половины XX в. принадлежал Уиллард ван Орман Куайн (род. в 1908 г. Отметим его несколько характерных философских идей. Прежде всего он предстает как типичный плоский, если не вульгарный материалист не признающий никакой топкой реальности за пределами реальности чувственной. По его мнению, существуют только физические объекты. Человек как живое существо и как личность — это прежде всего живое тело За подобный натурализм уже сто лет назад от времен Куайпа диалектический материалист Маркс критиковал антропологического материалиста Фейербаха. Причем и тот, и другой за свое ограниченное понимание материи в XX в. подверглись сокрушительной атаке со стороны приверженцев эзотерической философии. В книге Две догмы эмпиризма (1951 г) Куайп критикует разведение аналитических и синтетических суждений, а также радикальный редукционизм сторонников эмпиризма. Вместо последнего он предлагает методологический холизм смысл которого заключается в том, что человеческие суждения о мире в чувственном опыте оцениваются не по отдельности, а целиком, те. в комплексе. Фундаментальные философские вопросы (почему существует мир как появилась жизнь и др) Куайп отвергает за их «пеос- мыслеппость». Он полагает, что па вопросы типа как отвечают естественные пауки. Но любой вопрос и ответ о смысле (Вселенной, жизни, человека и т.д.) лишен всякого смысла. Здесь Куайн предстает не философом, а законченным позитивистом. Далеко пе бесспорна и концепция истины, предлагавшаяся Куайпом и другим неопрагматистом — Ричардом Рорти. Истина по их мнению, — это вовсе пе точное изображение реальности а нечто такое, во что для нас вернее верить. Одним из самых известных американских философов конца XX в. можно назвать директора Питсбургского центра истории и философии науки Николаса Решера (род. в 1928 г. Он полагает, что наука изначально, по самой своей сути ограничена С одной стороны, существуют вопросы, которые для нее в принципе неразрешимы (в чем смысл жизни человека в чем цель бытия мира. С другой стороны, паука ограничена ив решении вопросов, непосредственно лежащих в ее плоскости. Ее ответы всегда неполны и порождают новые вопросы, признанные теории пе гарантируют истинности понимания, и вообще нельзя быть уверенным в том, что наука описывает реальный мира пе человеческие фантазии о мире. Тем не менее, при всех указанных недостатках, Решер считает, что у пауки пет и пе может быть соперниц в вопросах познания и контроля. Ни философия, пи нумерология, пи мантика гадательная практика) пе могут сравниться с наукой. Здесь апологет пауки явно заблуждается. Он забывает, что далеко пе единожды философия опережала пауку и указывала ей пути следования, что па многие сотни лет вперед будущее открывалось пе ученым, а пророками провидцам. Решср утверждает, что наука автопомпа. Она сама может исправлять свои недостатки. Главное, чтобы сохранялся плюрализм точек зрения и диалог идей. В этом нуждается пе только паука, пои философия. Причем в философии, убежден Решер, нет ни всеобщих ответов на вопрос о весе и авторитетности какого-либо способа доказательства, ни всеобщих способов установления, насколько надежны паши надежные основания. Таким образом, за фасадом философского плюрализма Нико ласа Решера скрывалось неверие в единую объективную истину, в ее критерии и достоверные методы познания. Как и многие другие западные философы, эмпиризм и рационализм науки он ставит выше интуитивизма философии. 15.1.5. Иллюзии сциентизма Западная философия всегда, а особенно в Новое время, отличалась культом разума. В XVII и XVIII вв. большие надежды возлагались па научный разум. Однако социально-политическая и научная реальность XIX в. сильно подорвала такие надежды. Развитие пауки мало повлияло па улучшение общественной жизни людей. Да ив естествознании далеко пе все проблемы поддавались решению па основе классических теорий. Закономерной реакцией явилось нарастание нррационалистических настроений. Ситуация начала резко меняться с развитием научно-техниче ский революции XX в. Примерно в е годы рационализм снова громко заявило себе. Нарождался новый культ — культ научно-технического разума Философы, ученые, инженеры и политики поверили в то, что с помощью новых научных и технических достижений возможно разрешение всех проблем современного общества и конкретного человека. Такие убеждения стали называть «сциентизмом» (от лат. scientia — наука) или техницизмом Его видными идеологами явились У. Ростоу, Д. Белл, А. Тофлер, Е. Масуда, Дж. Нэсбит и др. Примерно со второй половины XX в. сциентисты начали активно разрабатывать идею общества всеобщего благоденствия. Его построение должно было опираться па технократию (власть научных и технических специалистов, повышение уровня науч но-технических знаний населения, внедрение новых машин, механизмов, систем и совершенствование управления. Большое внимание уделялось развитию информационных технологий. Неслучайно новую постиндустриальную стадию развития общества стали называть информационной стадией. Разумеется, никакого общества всеобщего благоденствия не получилось. Почему Главная кардинальная ошибка сциентистов заключается в том, что, пытаясь усовершенствовать общество, они забыли о совершенствовании конкретного человека - элемента этого общества. Все технические системы - лишь средства, которыми человек пользуется в достижении своих целей. Если человек бездуховен, а цели эгоистичны, тоне виданные технические возможности будут направлены на достижение эгоистичных целей бездуховного человека. Сциентисты забыли, что проблемы человеческих взаимоотношений техническими средствами не решаются. Они находятся виной плоскости - в плоскости этики и духовной культуры. Но эти понятия у Белла, Тофлера и Масуды оказались лишними. На исходе XX встало очевидно, что высокие информационные технологии не уберегли западное общество ни от коррупции, ни от экологических проблем, ни от наркомании и преступности, ни от грубого нарушения международного права (агрессия НАТО против Югославии в 1999 г, США против Ирака в 2004 г. Иллюзии сциентизма подверглись резкой критике со стороны западных гуманитариев, объединенных антисциентистскими убеждениями. К их числу принадлежали многие известные писатели Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, К. Воннегут, Р. Брэдбери, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. В своих произведениях-антиутопиях они показывали мрачные картины возможного будущего или настоящего, где человек теряет свободу, подавляется тоталитарной техникой и властью. Широкую известность, например, получило произведение Джорджа Оруэлл а «1984». Писатель предупреждал, что высокоразвитые технические системы могут быть поставлены на службу тоталитарному режиму. И тогда, как в его Океании, некий Большой Брат будет единолично повелевать обществом, делая из человека послушную живую машину. Кардинальная ошибка сциентис тов и техницистов заключается в том, что, пытаясь усовершенствовать общество, они забыли о совершенствовании конкретного человека - элемента этого общества. Технический путь развития цивилизации есть уклонение от линии космической эволюции человеческого духа. Из философских мыслей Елеиы Рерих 322 Давнюю оппозицию сциентизму, техницизму и технократии составляла и мистическая философия. Даниил Андреев писал, что власть может принадлежать только некой этической инстанции - Совету духовных Мудрецов, но нив коем случае не политикам, ученым или инженерам. Елена Рерих указывала, что технический путь развития цивилизации есть уклонение от линии космической эволюции духа. Не машины и механизмы, а неисчерпаемые внутренние силы сокрытые в недрах человеческого духа, обеспечат человеку выживание и дальнейшее развитие. Особую роль адепты эзотерической философии отводили расширению сознания человека и укреплению духовной культуры общества. 15.1.6. Синергетика В конце XX в. на Западе получило развитие новое междисциплинарное научное направление, которое назвали синергетикой Синергетика - это наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах. Ее становление начинается в 1973 гс доклада Г. Хакена о проблемах самоорганизации на первой синергетической научной конференции. Большую роль в развитии новых представлений о процессах самоорганизации сыграли и работы бельгийца русского происхождения И. Пригожина. Само понятие синергетика восходит к восточнохристиан- ской святоотеческой мысли. В переводе оно означает нечто вроде содействия или соучастия (имелось ввиду сотрудничество Бога и аскета в умном дела- Синергетика - нии», духовном восхождении. Примерно так на Ук а ° процессах „ самоорганизации в оно понимается ив современной науке - природных и соци- «сотрудничество» или согласованное дей- альных системах. ствие» каких-либо явлений или процессов. Чему же учит нас синергетика Прежде всего она доказывает, что процессы организации протекают по одними тем же схемами законам - как в микромире, таки в социальных и космических системах. Если система является открытой и находится в неравновесном состоянии, тов ней возможны процессы самоорганизации. Они вызываются не какими-либо посторонними влияниями, но внутренними свойствами самой системы. Иначе говоря, синергетика допускает возможность появления упорядоченных и организованных состояний (космоса) из беспорядка (хаоса. Изучение различных видов хаоса (простых, сложных, динамичных, детерминированных и т.д.) представляет для синергетики большой интерес. В новейших теориях хаос рассматривается уже непросто как состояние неупорядоченности, по как неупорядоченность со свойствами сверхсложной организованности. Важное значение в синергетике имеет идея многовариантности и неопределенности развития. Его направление может зависеть от самых незначительных факторов, вызывающих дальнейшие весьма значительные изменения. Синергетика склоняется к вероятностному (статистическому детерминизму предполагающему влияние случайностей. Широкое распространение получили фундаментальные понятия синергетики — бифуркация, флуктуация, диссипация, аттрактор, нелинейность. Термин бифуркация используется для обозначения процессов раздвоения, различных вариантов дальнейшего развития. Бифуркация — неотъемлемое свойство неравновесной системы — например, биосферы или общества. Термин флуктуация в широком смысле означает колебание, изменение, возмущение. В синергетике рассматриваются флуктуации, создаваемые внутренними силами системы или наводимые внешними факторами Диссипативная система — система, в которой осуществляются флуктуации и которая имеет предельно высокую степень перавповеспости. И, наконец аттракторы — это центры образования новых структур в перавповеспых системах. Они как бы притягивают к себе элементы системы, тем самым приводя ее в измененное состояние. Идеи синергетики па исходе XX столетия получили широкое признание и стали применяться в различных областях пауки. 15.1.7. Западная философия истории Наиболее известные западные теоретики философии истории — Шпенглер, Сорокин, Ясперс и Тойнби. Идеи Сорокина рассматривались выше. Широкую известность немецкому философу Освальду Шпенглеру (1880—1936) принесла книга Закат Европы (1918—1922), в которой автор представил на суд публики свое неортодоксальное понимание исторического процесса. Отметим его основные черты. История — процесс смены обособленных культур. Каждая культура — независимый организм, который рождается, живет и умирает. Длится это примерно 1000—1500 лет. Всего Шпенглер выделяет девять культур. Семь из них уже в прошлом (египетская, китайская, майя, индийская, вавилонская, аполлоповская 324 (греко-римская), магическая (арабо-визаптийская)). Восьмая — фаустовская (западная) вступает в период своего упадка. Девятая — русско-сибирская только нарождается. Как и любой организм, культура постепенно теряет свою жизненность и вырождается в состояние, которое Шпенглер называет цивилизацией Это есть упадок культуры, где творчество и жизнь подавляются техникой, спортом, механизацией и общим бесплодием. В XIX в. Европа вступила в период цивилизации — это па- чало ее культурного упадка. Таким образом, Шпенглер, с одной стороны, отрицает существование единой человеческой культуры, которая у пего предстает в виде изолированных национально-исторических образований. С другой — он выдвигает идею исторического полицентриз ма культур где европейская (западная) культура не расценивается как единственная, самая высокоразвитая и перспективная. Идеи Шпенглера оказали большое влияние на английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975). Опираясь па христианскую философию, он развивает концепцию культур но-исторических типов. Подобно Шпенглеру, он отвергает идею единой цивилизации. Вместо нее он предлагает рассматривать 13 относительно самостоятельных культурно-исторических типов те. обществ, или цивилизаций. Каждая из них проходит через четыре стадии — генезис, рост, падлом, разложение. Жизненная энергия конкретной цивилизации зависит от ее духовных основ и освоения окружающей среды. Движущая сила развития любой цивилизации — творческое меньшинство которое способно ответить на исторический вызов Вселенского Разума (Божественного Логоса) и повести за собой инертное меньшинство Ответ цивилизаций па вызов являет собой основное содержание исторического процесса. А его смысл — реализация духовного развития человечества. Тойнби, как и Шпенглер, выступал против «европоцентристской» схемы исторического процесса. Линейная схема истории, по его мнению, упрощает реальное развитие человечества и отсекает культурные достижения иных, неевропейских пародов, следствием чего является сужение культур но-исторического пространства человечества. Движущая сила развития цивилизации — творческое меньшинство, способное ответить на исторический вызов Вселенского Разума. Из философских мыслей Арнольда Тойнби 325 Иную концепцию истории предложил немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969). Как и Тойпби, он принимает христианство в качестве исходной точки своих теоретических построений. Но для пего единство человеческой истории — неопровержимый факт. Хотя научно они недоказуем. Поэтому, полагает философ, он должен быть предметом веры. Ясперс предлагает религиозно окрашенную линейную схему истории. По сути дела, это видоизмененный средневековый провиденциализм опирающийся па две основополагающие идеи. Во-первых, человеческая история однажды имела свое начало и однажды возымеет свой конец. Во-вторых, историческое движение управляется силой Божественного Провидения. Однако дальше воззрения Ясперса отличаются от исторических представлений христианских богословов. Для них централь- пая точка мировой истории — пришествие па Землю Христа — Сына Бога. Это событие определяет ось мировой истории до момента второго Пришествия. Тут Ясперс справедливо замечает, что в эту схему не вписываются нехристианские пароды, у которых существуют свои боги, своя вера и свои центральные точки мировой истории. Как решить эту проблему Во-первых, немецкий философ убежден, что вера должна пе разделять народы, а объединять. Ни мировые, ни национальные религии пе могут предложить такую веру, так как религиозные догматы пе способствуют взаимопониманию людей. Эту задачу может решить только философская вера В пей пет догматизма, так как она выступает в союзе сознанием. А знание тяготеет к пауке. Философская вера поможет человеку осознать себя, бытие и прийти к меж- культурпому диалогу многочисленных разъединенных пародов. Когда зарождается философская вера В период мощного духовного подъема человечества, когда в различных регионах планеты (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет и др) формируются крупные духовные учения и происходит становление философии. Это есть осевая эпоха мировой истории — VIII—III вв. до 11. э. Именно в этот исторический момент происходит трансформация мифологического сознания человечества в сторону рационального мировосприятия. И именно тогда ручейки многочисленных локальных культур начинают сливаться в единый поток общечеловеческой истории Важнейшую роль в этом процессе Ясперс отводит философии и философской вере. Не религиозная, а философская вера способна осуществить задачу объединения пародов. Из философских мыслей Карла Ясперса 326 15.1.8. Контртенденции западной политической философии Долгое время поляризация западной социально-политической мысли осуществлялась по линии капитализм — социализм. Идеи демократии, свободы и рыночной экономики конкурировали с идеями равенства, братства и общественной (государственной) собственности. Однако на рубеже XX—XXI вв. схема поляризации начала меняться. По одну сторону оказались ценности демократии, свободы и прав человека, а по другую — идея нового мирового порядка. Принципы демократии развивали, например, такие крупные американские теоретики, как Дж. Роле, Р. Нозик, М. Новак. Идеологами нового мирового порядка явились сторонники так называемой концепции золотого миллиарда. Справедливость, — писал Джон Роле род. в 1921 г, — есть первая необходимость социальных институтов, как истина — для научной системы Его главная книга таки называлась Теория справедливости (1970 г. В пей автор обосновывает идею общественного договора в духе Локка, Руссо и Капта, указывая па то, что он находится в основании всякой социальной структуры. Предметом такого договора являются два моральных принципа справедливости. 1. Каждый имеет равное право на свободу, совместимую фундаментальным образом с такой же свободой других. 2. Экономическое и социальное неравенство, как, например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищенных слоев общества. Еще более радикально права человека отстаивает Роберт Нозик (род. в 1938 г. Широкую известность ему принесла книга Анархия, государство и утопия (1974 г. Главный вопрос, поднимаемый Нозиком, звучит так где должны закапчиваться права государства и начинаться неприкосновенные права личности Решается этот вопрос с позиций теории минимального государства Она предполагает, что ' Реале Д, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. С. 761. Справедливость — есть первая необходимость социальных институтов, как истина — для научной системы. Джон Роле Всякое расширение функций государства вредно для человека и общества. Минимальное государство — единственно легитимное и допустимое. Философские мысли Роберта Нозика 327 функции государства должны быть предельно сокращены доза щиты личности от насилия, обмана и воровства, слежения за соблюдением договоров. Всякое расширение функций государства вредно для человека и общества. Минимальное государство — единственно легитимное и терпимое. Однако Нозик отвергает и анархизм. Полная отмена государства сделает невозможным обеспечение прав личности. Наиболее известная работа Майкла Новака (род. в 1933 г) называется Дух демократического капитализма (1982). Название говорит само за себя. Новак расценивает демократический капитализм в качестве наиболее совершенной социально-экономи ческой системы современности. Она лучше других, писал оп, помогла человеку преодолеть рабство, нищету и голод. Ее фундаментальные основания 1) рыночная экономика 2) соблюдение прав человека па жизнь, свободу и счастье 3) существование социокультурных институтов, основанных па идеалах свободы и всеобщей справедливости. В целом Новак достаточно трезво смотрит па вещи Демократический капитализм, — говорит оп, — не Царство Божие, он не без греха Но тут же добавляет Все же другие известные на сегодняшний день экономические и политические системы кажутся еще хуже. Надежда покончить с бедностью и не допустить тиранию. родилась именно в этой ругаемой всеми системе Последнее заявление философа выглядит неубедительно. Далеко не секрет, что устремления и надежды, о которых оп пишет, восходят к истокам человеческой истории. Сравнивая социализм и капитализм Новак полагает, что первый как насильственный коллективизм исключает осознанный личный выбор. Такая система похожа па загон для быков. Капитализм свободен от принуждения. Однако и оп имеет слабое место недостаточное обращение к человеческому духу. Обострение глобальных проблем — демографический взрыв, экологический кризис и истощение природных ресурсов — породили в пространстве западной цивилизации новую социополити- ческуго тенденцию. Она радикально противостояла ценностям всеобщей свободы, демократии и гуманизма, провозглашавшимся в течение столетий крупными европейскими и американскими философами. Теоретическим воплощением этой тенденции явилась концепция золотого миллиарда. ' Цит. по Реале Д, Антисери Д. Указ. соч. Т. 4. С. 771. 328 Само понятие золотой миллиард возникло в результате синтеза двух идей западной культуры идеи Золотого века и идеи ограниченности ресурсов Земли, которые не могут обеспечить процветание всему человечеству. Только 1 миллиард, по заявлениям некоторых сомнительных экспертов из ООН, сможет благополучно жить и развиваться па этой планете. Так появился сам термин, который, однако, в официальных документах вуалируется различными туманными определениями. Но что означает концепция золотого миллиарда по сути По мнению российского юриста-международника А.К Цикунова, это есть определенная геополитическая и культурная стратегия Запада. Согласно этой стратегии, развитые западные страны будут стремиться сохранить для своего населения высокий уровень жизни. В этих целях остальной мир (большая часть населения планеты) будет удерживаться военными и экономическими мерами в состоянии сырьевого придатка, а также использоваться для сброса токсичных отходов. Так как население этого остального мира, существуя в указанных условиях, станет постоянно порождать массу социальных проблем, то его необходимо сократить. В этих целях предлагаются различные технологии, конечный итог которых — вымирание миллионов человек за пределами стран золотого миллиарда (США, Япония, европейские государства — члены ЕЭС. Идеологи золотого миллиарда — Трехсторонняя комиссия 3. Бжезинский, Г. Киссинджер, Д. Пиментел и другие — обосновывают свои ультрарадикальные предложения необходимостью решения глобальных проблем человечества. Однако, например, доклады Римского клуба (1972 г. и 1974 г) основаны па плоских позитивистских принципах и лишены каких-либо этических оснований Идеи гуманизма, солидарности и прав человека любого человека Земли, а не гражданина первого мира) в них отсутствуют. По сути дела, рассуждения идеологов золотого миллиарда свидетельствуют о делении людей на два сорта — высший и низший. ' См Кара-Мурза С. Концепция золотого миллиарда и новый мировой поряд< Левша. 1999. № 1 (16), 2 (17). Концепция золотого миллиарда предполагает деление людей на два сорта — высший и низший — и допускает целесообразность вымирания миллионов человек за пределами узкого круга стран золотого миллиарда. 329 Какие же средства предлагаются для обеспечения благополучия людей золотого миллиарда В частности, выдвигается идея ограничения суверенитета народов над их территорией и природными ресурсами. То есть фактически предлагается узаконить право некоего глобального политического центра распоряжаться ресурсами всей планеты. Но такая идея достойна поддержки лишь при условии действий этого центра в интересах всего человечества. Здесь же совершенно иной случай. В качестве стабилизирующих мер называется искусственное сокращение населения третьего мира, к которому, кстати, негласно относят и Россию. Кроме того, появляются сторонники коррекции демократической системы власти. Внимательный анализ курса такой коррекции показывает, что она направлена в сторону возрождения тоталитаризма. На исходе XX столетия концепция золотого миллиарда оставалась лишь теоретической программой, широко дискутируемой в западном обществе. Однако социальные настроения, искусно формируемые специальными приемами идеологов, свидетельствуют о том, что до практического воплощения этой программы требуется пройти не слишком большую дистанцию. Вопрос о том, будет она пройдена или нет, пока остается открытым. 15.2. ПАНОРАМА ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ XX в. До XIX- XX вв. Восток развивался обособленно от Европы и Америки. В XIX в. контакты западного и восточного миров резко активизируются. Сильно возрастает влияние западной культуры и цивилизации. В Индии, Китае, арабских странах начинается кризис традиционного феодального уклада жизни. Азия вступает в эпоху своего духовного и материального пробуждения. Особую силу в этот период приобретают просветительские и национально-освободительные движения восточных народов. Разумеется, они оказывали весьма значительное влияние как на социально-политическую, таки на философскую мысль. Постепенно оформляются две идеологические контртенденции: 1) неприятие всего западного и идеализация национальной культуры 2) критика или полный отказ от национальной культурной традиции. 330 Между сторонниками этих точек зрения разгораются острые дискуссии. Однако пита, пи другая крайность не смогли полностью подчинить себе общественное сознание стран Востока. Со временем становилось все очевиднее, что побеждает умеренная идеология социального развития. Она отличалась уважением к национальным традициями вместе стем ориентацией на реформы, в которых западные достижения и ценности играли вовсе не последнюю роль. 15.2.1. Возрождение индийской классической философии Примерно с конца XIX в. начинается индийский духовный ренессанс. Сначала он проявляется только в сфере культуры — в философии, поэзии, религиозных исканиях. Но сравнительно быстро он захватывает все сферы общественной жизни, включая политику. В середине XX в. Индия становится свободным, независимым государством. С этого момента открывается новый этап ее истории. Духовные искания с древних времен являли собой неотъемлемую черту индийского национального менталитета. Десятки выдающихся мыслителей за долгую свою историю взрастила Великая Бхарата Варша 1 . После определенного культурного упадка, характерного для средневекового периода индийской истории, в течение столетия (с конца XIX по конец XX в) Индия дает миру целую плеяду талантливых, самобытных, глубоких философов, влияние которых распространилось далеко за пределы Гималаев и Бенгальского залива. В их числе Рамакришна, Вивекананда, |