Главная страница
Навигация по странице:

  • (И.П. Елагин, И.Г. Шварц, ИВ. Лопухин, СВ. Лабзин

  • Н.Ф. Федоров (см. 14.2.9), B.C. Соловьев, НА. Бердяев

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница31 из 38
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38
    Теплое Близок к данному течению были кпязь ММ Щер-
    272
    батов (1733—1790). Как и Сковорода, он пытается соединить христианство с Платоном, не забывая также идеи Вольфа. Егоза слуга — в стремлении примирить пауку и религию. Кроме того, интересна его модель идеального государства (Путешествие в землю Офирскую»). Третья линия развития связана с русским масонством
    (И.П. Елагин, И.Г. Шварц, ИВ. Лопухин, СВ. Лабзин и др, которое в России было представлено в двух формах мартинизме и ро­
    зенкрейцерстве. Масонство получило широкое распространение па Западе начиная св. Однако па Западе ив России далеко не все понимали высокие масонские идеалы духовного совершенствования человека и общества. Многих привлекала экзотика мистических идей и необычной, таинственной обрядности. В большом почете у масонов были книги Я. Беме, Э. Сведепборга, Л. Сен-Мартена, И. Масона. Что было цепным в масонстве Идеи братства, самопознания и самосовершенствования. Слабое место — отказ от социальной активности и последовательной борьбы за улучшение общества. Вначале в. в российские университеты пригласили для преподавательской работы большую группу немецких профессоров. Через них академический мир знакомится с учениями Канта,
    Фихте и Шеллинга. Идеи последнего получили значительное число талантливых приверженцев (ДМ. Велланский, АИ. Галич, МГ. Павлов и др. В 1823 г. в Москве образовался первый философский кружок — Общество любомудрия (В.Ф. Одоевский, Д.В. Вене­
    витинов, АН. Кошелев, ИВ. и П.В. Киреевские и др, в котором объединились поклонники немецкой философии. Итак, итогом второго периода развития русской мысли явилось становление самостоятельной, оригинальной, многоликой русской философии как теоретической пауки (школы и течения русской философии см. схему 18).
    14.2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА ОТ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. ДО 1917 г. Вначале в. русская философия находилась под большим влиянием французского Просвещения, немецкого идеализма и учения Платона. Со временем в пей оформились несколько крупных школ и традиций. Все они тяготели к одному из двух полюсов философии тотальности (те. целостности, или коллективизма)
    273
    и философии индивидуальности Главные проблемные поля этого периода ценностная проблематика (противостояние альтруизма и эгоизма, столкновение онтологических систем (противостояние материализма и религиозно-идеалистической философии, проблема познания (противостояние веры и знания, религии и пауки, проблемы социальной деятельности (противостояние революционности и консерватизма. Развитие философии после восстания декабристов происходит па фоне николаевской реакции, явившейся ответом па революционные выступления дворянства. Царский режим пытается опереться па православие, самодержавие и идеологию народности, принципы которой сформулировал граф С.С. Уваров в 1832 г. Параллельно формируется революционно-демократическая идеология. Важнейшей политико-экономической проблемой, отрешения которой зависело направление дальнейшего развития страны и ее идейный облик, была проблема крепостничества Вокруг пее развернулись не только политические, пои философские дискуссии. К концу х годов общественная мысль поляризуется на два течения — западников и славянофилов. Значительную роль в этом сыграл П.Я. Чаадаев.
    14.2.1. П. Я. Чаадаев Философское наследие Петра Яковлевича Чаадаева
    (1794—
    1856), одного из уцелевших приверженцев декабристских идей, невелико. Оно состоит из восьми Философических писем
    (1829—1831). Однако в них было поставлено множество весьма острых проблем. Большое влияние па Чаадаева оказала философия Шеллинга, с которым он познакомился заграницей. Философию Гегеля он невзлюбили называл ее спекулятивной. Предметом острых споров явились социальные идеи Чаадаева. В своих первых письмах он не только раскритиковал самодержавно-крепостнический строй в России и предстал убежденным западником, пои дошел до сомнений в возможности исторической перспективы для России. Главная мысль тут Россия должна учиться у Запада. Последовала незамедлительная реакция властей — Чаадаева объявили сумасшедшими посадили под домашний арест. Позже он смягчил свою позицию, разбавив радикальное западничество некоей долей славянофильства. В русской духовной культуре, в отличие от западного католицизма, Чаадаев начал усматривать большую прогрессивную силу.
    274 Западники видели в буржуазной Европе идеал, к которому, по их мнению, должна была стремиться Россия.
    14.2.2. Россия на историческом перепутье западники и славянофилы В е годы остро встает проблема исторического пути России. Какие ориентиры она должна выбрать в своем дальнейшем развитии, куда и как двигаться В решении этого вопроса оформились две позиции западничество и славянофильство. Их явное или скрытое противоборство продолжалось в течение всего периода XIX и XX веков. Западники (Т.Н. Грановский, МА. Ба­

    кунин, АИ. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Бе­
    линский и др) указывали па экономическое, политическое и культурное отставание России от передовых стран Европы. Цивилизованная буржуазная Европа казалась им идеалом, к которому должна стремиться застойная Россия. Причины ее отсталости они видели в господстве религиозных институтов, крепостничестве и монархизме. Из философов особо ценили Гегеля, однако тяготели к атеизму, материализму и индивидуализму. Западники в целом справедливо критиковали негативные явления российской действительности, но они пе смогли рассмотреть достоинства русской национальной культуры и осознать оборотную сторону западной цивилизации с ее нарастающей бездуховностью, бездушием, культом наживы и личного процветания. Славянофилы (ИВ. Киреевский, АС. Хомяков, братья Акса­
    ковы, Ю.Ф. Самарин и др) делали ставку па русскую самобытную культуру. Их философские воззрения тяготели к полюсу тотальности. Православие они считали духовной основой российского общества, монархию — наилучшей формой правления, крестьянскую общину — экономическими нравственным фундаментом русской жизни. Ключевое понятие их философии — соборность Соборность зиждилась па духовной общности (в церкви, семье, государстве и т.д.) и предполагала взаимодействие деятельности человека и божественного вмешательства. Контакты с Западом славянофилы пе исключали, по полагали, что политически, экономически и духовно западные социальные модели для России разрушительны. Разумеется, позиция славянофилов пе была лишена определенных слабостей. Они идеализировали прошлое страны, пе по-
    Славяпофилы делали ставку парус скую самобытную культуру.
    275
    пимали консервативности монархизма и церкви, колебались в своем отношении к крепостничеству.
    14.2.3. Почвенники В е гг. XIX века появляется новая волна славянофильства, именуемая почвенничеством (Ап.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, КН. Леонтьев, Ф.М. Достоевский. Философия почвенников, как и славянофилов, тяготеет к полюсу тотальности Консерватизм и идеализм —
    ее важнейшие характерные черты. Ее идейный оппонент — философия революционного демократизма (Чернышевский и Добролюбов), которая отличалась материализмом и индивидуализмом. Почвенники объединенными усилиями создают целостную мировоззренческую систему, где органично соединились философия и паука (Страхов, этика (Достоевский, социология, история и политика (Данилевский, Леонтьев), эстетика и литературная критика (Григорьев).
    Н.Н. Страхов (1828—1896) выдвигает лозунг развитие России на собственной почве, — пытаясь ограничить тлетворное влияние Запада па российскую культуру. В книге Мир как целое оп обосновывает философский идеализм и критикует материализм. Там оп касается почти всех основных философских проблем от онтологии до логики. Главная философская идея — мир представляет собой гармоничное, органическое целое. Все существа и явления в нем представляют иерархию низших и высших состояний. Высшее состояние (субстанция) — Бог. В мире существуют две субстанции — материальная и духовная. Русский ученый, публицист и общественный деятель Н.Я. Дани­
    левский (1822—1855) разрабатывает теорию «культурно-историче­

    ских типов В пей отвергается идея единого исторического развития общества. Существуют отдельные культурно-исторические типы, говорит Данилевский. Всего их 10 (китайский, индийский, греческий, римский и т.д.). Славянский тип только нарождается. Критерий оценки и отбора типов — вклад нации в культуру по четырем направлениям — религия, политика, экономика и собственно культура. Писатель Ф.М. Достоевский (1821 — 1881) в своих произведениях сосредоточивается па изучении человеческой души в ее социальном и этико-религиозном измерениях. Его работы наполнены противоречиями оп хочет верить в человека, по не верит, так как считает себя реалистом. Достоевский — топкий психолог. Оп чутко подмечает все движения души и как бы выворачивает
    276 ее наизнанку перед взором читателя. Его книги — картина оборотной стороны человеческой души — мрачной и греховной. После сибирской каторги Достоевский отказывается от идей социализма, поскольку социализм, основанный па атеизме, — путь внешнего устроения общества. Это тупик. Подлинное улучшение жизни, убеждает писатель, возможно только через внутреннее, духовное самосовершенствование человека. Эта важная мысль, к которой позже придет и Л.Н. Толстой, к сожалению, останется в дальнейшем невостребованной. Творцы масштабных социально-политических преобразований позабудут об отдельном человеке. Неудивительно, что построенный ими тоталитарный социализм окажется бездушными как следствие — нежизнеспособным. Урок для новых социальных реформаторов — внутреннее совершенствование человека и внешнее преобразование общества есть две неразрывные стороны единого процесса улучшения жизни.
    14.2.4. Революционные демократы Лидером революционно-демократического движениях годов XIX в. был ученый, писатель и публицист Н.Г. Чернышев­

    ский (1828—1889). В философии оп опирается па Герцена, Белин­
    ского, Гегеля и Фейербаха. Главная теоретическая работа — Антропологический принцип в философии.
    Чернышевский — убежденный материалист. Он пишет, что существует только материя которая имеет качества (силы. То, что именуют законами, есть способы действия сил. Однако материю, как и Фейербах, оп понимает достаточно узко. Обращаясь к идеям диалектики, оп часто толкует их метафизически сложные процессы пытается объяснять па основе простейших и не учитывает их качественное своеобразие. Наиболее ярко такой подход проявился у Чернышевского при осмыслении человека. Подобно Фейербаху, оп применяет антропологический принцип и считает, что человек не имеет никакой другой натуры, кроме органической той, которую изучают медицина, физиология и химия. Чернышевский совершенно не понимает, что проблема сознания человека этими пауками решена быть не может. Это чистый редукционизм. Также упрощенно трактуется проблема этических основ личности человек стремится к приятному и не любит неприятное. Подлинное улучшение жизни возможно только через внутреннее духовное самосовершенствование человека. Из философских мыслей Федора Достоевского

    277
    Зол он или добр — зависит от условий. Например злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим Но здесь вина не человека, а обстоятельств. Таким образом, автономность морали у Чернышевского отвергается. Его вывод таков чтобы усовершенствовать человека, нужно изменить условия его жизни — социальные и экономические. Отсюда совершенно закономерен вывод о необходимости революционных преобразований. Очевидно, что это противоположный позиции Достоевского подход к проблеме человека и общества. Слабость этого подхода в невнимании к индивидуальному в общественной жизни, которая зависит не только от материальных условий существования. Наивно думать, что с помощью политической революции можно изменить (а точнее, усовершенствовать) образ мыслей человека и его нравственный облик. Однако теория крестьянского социализма Чернышевского имела одну очень сильную сторону — это ставка на общинное землевладение при котором успешно разрешаются экономические и социальные проблемы. Ученик Чернышевского, публицист и литературный критик НА. Добролюбов (1836—1861) во многом разделял взгляды своего наставника выступал с позиций материализма, стремился обосновать философию естествознанием. Главные расхождения между ними заключались в следующем. Во-первых, Добролюбов, в отличие от Чернышевского, был убежден в близости крестьянской революции и необходимости немедленного воздействия па народ. Во-вторых, он сомневался в будущем крестьянской общины и, по всей видимости, вместо социализма склонялся к принятию русского капитализма.
    Политизация философии достигает кульминации в воззрениях публициста Д.И. Писарева (1840—1868). Он доходит до полного философского нигилизма Главное для пего — количество хлеба, мяса, одежды, обуви, орудий те. проблема бедствия парода. Разумеется, противопоставление борьбы за социальную справедливость и философии не выдерживает никакой критики.
    14.2.5. Народники Движение народников выделилось из среды революционных демократов после крестьянской реформы 1861 г. В нем объединились радикально настроенные последователи Герцена и
    Чернышевского, интеллигенция, воспринявшая идеи революции. В е годы XIX в. народники явились основными борцами за свободу и реформирование общества. Декабристы хотя и выражали интересы парода, тем не менее были оторваны от пего. Революционные реформаторы х годов, осознав этот недостаток, стремились к сближению с народными массами. Как писал ПЛ. Лавров перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа Наиболее активной его частью после крестьянской реформы стала разночинная интеллигенция. В тактическом плане она колебались от терроризма до либерального реформаторства. Почему терроризм Дело в том, что хождения в парод» не возымели какого-либо существенного результата. Массы еще небыли готовы к вооруженному восстанию. Ждать же такой готовности народники не захотели. Отсюда борьба с монархией посредством одиночек-террористов. Кульминацией явилось убийство императора Александра II (1 марта 1881 г. После начавшихся репрессий народничество постепенно склоняется к идеологии либеральных ненасильственных реформ. Революционные идеи в е годы подхватят социал-демократы, вооружившиеся учением Маркса—Энгельса. В общем русле течения народников обычно выделяют три направления последователи Ткачева, сторонники Лаврова и анархисты. На формирование мировоззрения П.Н. Ткачева (1844—
    1886) повлияли Добролюбов, Писарев и Макиавелли. Ценность любой деятельности, по его мнению, определяется экономическим принципом (поддерживать то, что увеличивает объем производства) и политическим интересом. От Макиавелли Тка­
    чев воспринял утилитарное отношение к этике и справедливости. Теоретическую философию он отвергает, так как, по его мнению, она только развращает мысль и мешает революционному делу. Дело у пего нацелено па построение коммунизма Для этого нужно захватить власть и построить новое государство Оно будет подавлять реакционные элементы и проводить социальные реформы. Самое главное — па базе крестьянской общины сформировать общину коммунистическую с принципом распределения по братской любви и солидарности. Идейные направления в движении народников последователи
    П.Н. Ткачева ПЛ. Лаврова анархисты МА. Бакунин, ПА. Кропоткин)
    279
    Подобные мысли проявятся позже и у большевиков. Но они, как и Ткачев, будут недооценивать объективное состояние производительных сил, общественного и индивидуального сознания. Идеи позитивиста ПЛ. Лаврова (1823—1900) во многом были близки воззрениям Чернышевского. Человек, по его мнению, единственная реальность. Все познание человека рождается из его ощущений На этой базе основан субъективный метод Лаврова в социологии. Его суть истина как объективный критерий понимания в социологии неотделима от справедливости как критерия субъективного понимания в этике. Таким образом, общественная деятельность сливается с личной нравственностью. Главное зло в России, но убеждениям Лаврова, — это монархия. Кто сможет ее устранить Только критически мыслящие личности, которые движут общественный прогресс. Метод устранения — революция. Идеи анархизма в среде народников начал развивать МА. Ба­
    кунин (1814-1876), а продолжил ПА. Кропоткин (1842-1921). В чем главная идея анархизма Отрицание всякого государства во всех его видах. Это, но мнению Кропоткина, приведет общество к коммунизму. Таким образом, философские идеи народников особой оригинальностью и глубиной не отличались. Заимствованные сенсу­
    алистический материализм, антропологизм (Фейербах) и позитивизм использовались ими в политических целях. Значение философии низводилось до обслуживания интересов идеологии.
    14.2.6. Русская религиозная философия конца XIX в Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев Религиозная философия в России всегда пользовалась большим влиянием, за исключением периода советской истории. Ее развитие в XIX в. имело несколько этапов. Сначала па идеях русского православия и монархизма появились славянофилы Их сменили почвенники которых называют эпигонами славянофильства. Почвенники породили религиозное реформаторство
    XIX в (Достоевский и Толстой. Его закономерным итогом явилась волна богоискательства — течения в религиозной филосо-
    ' Эпигон — последователь какою-либо учения, лишенный творческой оригинальное
    ти, механически повторяющий идеи и методы своих предшественников.
    280 фии, которое было направлено на переосмысление важнейших религиозных истин. Нередко их трактовка совершенно не совпадала с догматами церковной идеологии. Этап богоискательства, именуемый иногда русским духовным Ренессансом, начинается примерно в конце XIX в. и закапчивается вначале в. В этот период происходит новая поляризация русской мысли с одной стороны, религиозная философия, устремленная к духовным исканиям с другой — материалисты, последователи Фейербаха и Маркса, устремленные к революции. Наиболее значительные религиозные философы этого этапа Л.Н. Толстой,

    Н.Ф. Федоров (см. 14.2.9), B.C. Соловьев, НА. Бердяев (см.
    14.3.1), С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, НО. Лосский (см. 14.3.1.), ЛИ. Шестов (см. 14.3.1.), ПА. Флоренский (см. 14.4.2.) и др. В е годы XIX в. углубляется кризис официальной церковной идеологии. Церковь стремится укрепить свое влияние. Появляется сборник «Православно-догматическое богословие
    (1856 г, митрополит Макарий). В ответ нарастает волна религиозного реформаторства, представленного двумя течениями — почвенничеством и толстовством. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910) выдвигает идею создания новой практической религии основанной па учении Христа, по очищенной от церковности, мистики и пустой веры в загробное блаженство. Философскую опору он находит в раннем христианстве, восточных религиях и учениях Руссо, Шопенгауэра, Фейербаха, Торо. Центральный вопрос в философии Толстого, который он ставит в своей Исповеди (1879), — это вопрос о смысле жизни Как решают его люди светского круга Одни живут в неведении, не видят зла и бессмысленности жизни. Другие идут по стопам Эпи­
    кура: зная о бессмысленности жизни, не думают об этом, астре мятся получить от нее все наслаждения. Третьи решают проблему самоубийством. Четвертые, зная о никчемности существования, ни па что не решаются и плывут по течению. Однако все эти ре- шепия не удовлетворяют запросам разума и оставляют вопрос о смысле жизни открытым. Нередко русским духовным Ренессансом называют период сначала по чалов.

    Л.Н. Толстой выдвигает идею создания новой практической религии, основанной па учении Христа, но очищенной от церковных догматов и мистики.
    281
    Толстой приходит к выводу (который далеко не бесспорен, что разум неспособен решить этот вопрос. Только неразумная, иррациональная вера снимает проблему смысла бытия и вдохновляет человека к жизни во имя искания Бога. Эти искания приводят человека к идее самосовершенствования, братской любви к другим людям и обретению надындивидуального бессмертия, когда индивидуальное сознание сливается с сознанием других людей, которое и является проявлением абсолютной сущности Бога. Чем же принципиально отличается религия Толстого от церковного Православия Во-первых, он воспринимает Христа не как Бога, которому надобно молиться, а как духовного человека, утвердившего высшие этические заповеди, которым необходимо следовать. Главная из них — учение любви и его практическое применение в непротивлении злу насилием. Церковь, убежден Толстой, песет ответственность зато, что люди не поняли этого учения. Это во-вторых. В-третьих, церковь за метафизикой забыла этику Нового Завета. А они неразрывны. Именно поэтому она благословляла рабство и несправедливости властей. И, наконец, в-четвертых, Толстой призывает обратиться к раннему христианству При этом Толстой не отрывал его от других религий и учений, восточных в частности, считая, что во всех них в равной степени выражены общечеловеческие нравственные принципы. Церковь отреагировала па духовное реформаторство Толстого агрессивно и неконструктивно. В 1901 г. граф Лев Толстой был отлучен от Православной церкви. Важный аспект учения Толстого — отказ от современной ему цивилизации, культуры и государственности. Светская культура, говорит писатель, забыла благо парода и оторвалась от добра. Цивилизация портит человека. А государство — это злодеи, ограбившие народ Как противостоять этому Только через непротивление злу насилием — в данном случае это означает неучастие человека в делах государства и изолированную жизнь в братских общинах, руководствующихся заповедями Христа. Крупнейший русский религиозный философ XIX в. —
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38


    написать администратору сайта