Главная страница
Навигация по странице:

  • Г.В. Плеханов

  • В.И. Вернадского, ПА. Флоренского, С.Н. Булгакова, НА. Бердя­ ева, А.Л. Чижевского, В.Н. Муравьева, А.К. Манеева

  • А.В. Сухово-Кобылин

  • Вернадский

  • А.К. Мане- ева

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница32 из 38
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   38
    Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — сын известного историка СМ. Соловьева. Он создает свою философию всеединства, где пытается систематизировать и обобщить достижения различных русских и зарубежных философских школ. В его учении присутствуют все главные философские дисциплины — от онтологии до эстетики, за что его сравнивали с Платоном, Оригепом и Кантом.
    282 Онтология Исходная идея онтологии Соловьева — Абсолют сущее, который есть Ничто и вместе стем Все. Это есть Бог, понимаемый пантеистически. Он порождает природный мир — бытие, через которое познает сам себя. При этом в Абсолюте выделяются два состояния (начала) — абсолютное безусловное единство и потенциальное бытие, те. первая материя, порождающая множественность природных форм. Это второе состояние (второе абсолютное, или душа мира) уже не является всеединством. В нем — потенция единичности и материальности мира. Мир — это видоизменение Абсолюта, где он развивается по восходящей линии от низших ступеней к высшим. Цель развития — достижение Абсолютного всеединства. Соловьев не отрывает Бога от мира, а пантеистически растворяет Его в мире. Бога он понимает как космический разум или особую организующую силу, действующую в мире Кроме того, у Соловьева отсутствует доктрина одномоментного сотворения Богом мира и человека, вместо которой развивается религиозно окрашенная идея эволюции. Все это совершенно расходилось с доктриной церкви. Важное место в системе Соловьева занимает понятие София — символ вечной божественной идеи и мудрости. Это понятие он заимствует у неоплатоников, но придает ему своеобразный смысл. София — душа мира, выступающая связующим звеном между Высшим началом и его порождениями. Она объединяет Бога, природу и человека. Интересна и антропология Владимира Сергеевича. Душами ра впервые осознает себя только в человеке. Следовательно, Божественное Начало обретает себя в природном мире благодаря человеку Окружность Божества есть человечество Однако
    «богоравность» человека существует не изначально, а достигается через преодоление греховности и духовное восхождение. Тогда греховный человек становится совершенным Богочеловеком, объединяющим все бе природное и божественное начала. Реальный пример — Христос. За ним должны последовать и другие. Тогда возникнет подлинное «Богочеловечество»,
    а Земля станет «богоземлей». В этом, но мнению
    Соловьева, заключается смысл человеческой истории. В его реализации особую роль он отводит России. Человек способен преобразиться в Богочеловека, подобного Христу, в котором объединяются природное и духовное начала. Из философских мыслей Владимира Соловьева
    283
    На что человек должен опираться в своем восхождении На Истину, Добро и Красоту. Их синтез дает цельное знание в котором преодолевается ограниченность эмпиризма (естествознание, абстрактного рационализма (философия) и богословской веры (религия. Достигается такое цельное знание через любовь к Богу, природе и человеку. Политическим воплощением философии всеединства явилось учение о свободной теократии — едином общественном организме (государстве, в котором политика и экономика руководствовались и направлялись бы идеями духовного сообщества церкви. Для этого необходимо объединение всех христианских церквей и духовное примирение пародов. В конце жизни Владимиром Соловьевым овладевают эсхатологические настроения. Его интуиция рисует ему мрачные картины ближайшего будущего человечества. XX век во многом оправдал его предчувствия, хотя, к счастью, конца света еще не случилось. Учение Вл. Соловьева оказало большое влияние па последующих религиозных философов, во-первых, через формирование со- фиологии (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Лосев), а во-вторых, через общее влияние идеи всеединства па русскую философскую мысль. Ниже наиболее крупные и оригинальные из них будут рассмотрены как представители советского периода русской философии (Флоренский) и как мыслители русского зарубежья
    (Бердяев, Лосский, Шестов.
    14.2.7. Русский марксизм
    Г.В. Плеханов и В.И. Ленин Религиозной философии противостояла материалистическая философская мысль, в том числе и марксизм. Марксизм в России начинает распространяться в конце х годов. Его главные теоретики - Г.В. Плеханов (1856-1918), позже В.И. Ленин (1870-
    1924). Первый был идеологом ортодоксального марксизма, второй — во многом переосмысленного, большевистского марксизма. В 1883 г. в Женеве русские эмигранты организовали первую русскую марксистскую группу Освобождение труда. В нее вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч,

    В.Н. Игнатов Они отказались от народнического анархизма и па-
    Эсхатология религиозное учение о грядущем конце мира и человека.
    284 чали пропагандировать научный социализм, Плеханов одним из первых стал обосновывать возможность применения теории Маркса к российской социально-экономической действительности. Предпосылки этого он видел во-первых, в буржуазном характере русских общественных отношений во-вторых, в появлении условий для выдвижения пролетариата на политическую арену. К теоретическим заслугам Плеханова коммунисты также относят анализ расстановки классовых сил и выработку новой революционной программы. Ее основные этапы уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности, осуществление социалистической революции. Ссылаясь па Маркса, Плеханов полагал, что в текущий период революция в России невозможна так как капитализм находится в стадии своего становления, да и пролетариат слишком малочислен. В революционный потенциал крестьянства он не верил. Иную точку зрения отстаивала В.И. Засулич
    (1849—1919). Она полагала, что капитализм может существовать в различных формах, а движущей силой революции могут быть не только экономические отношения. В России существуют более благоприятные условия для развития революционного движения, чем в других странах. Большевики во главе с В.И. Лениным пошли но липни, намеченной Засулич. Ленин начинает пересмотр марксизма и привязывает его к российским условиям. Прежде всего он отвергает идею Маркса о международной коммунистической революции. Победа социализма возможна первоначально водной или нескольких странах Обосновывает он это законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции. Творчески развивая марксизм, Ленин делает целый ряд важных уточнений. Свободно, пе оглядываясь па авторитет
    Энгельса, Ленин подходит и к проблеме материи. Открытие делимости атома вызвало полемику в рядах марксистов и стремление некоторых из них заменить онтологию Маркса па другие учения — Маха, Авенариуса, неокантианцев. Возникла опасность отказа от материализма (если атом делим — значит материя исчезла, считали многие ученые, с чем Ленин никак не мог согласиться. Он резко выступил против А.А. Богдапо-
    В.И. Ленин творчески переосмысливает марксизм, разрабатывает теорию социалистической революции и осуществляет ее на практике.
    285
    ва, который склонялся к махизму, и Плеханова, который догматично воспринимал диалектический материализм. Решение проблемы, предложенное Лениным, таково исчезает не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными. Главное же свойство материи с которым связан философский материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания Особо важное значение имеет вывод Ленина о неисчерпаемости электрона и безграничности познания. Тогда такая позиция сыграла прогрессивную роль. Нов целом она не лишена ограниченности. Ошибочно связывать материальность лишь с объективной реальностью, исключая субъективную. В XX в. ученые поняли, что даже мысли человека обладают определенным энергетическим потенциалом. Следовательно, они материальны. Большое внимание Ленин уделял изучению диалектического метода Он критиковал Богданова за отказ от гегелевской диалектики, а Плеханова за узкое понимание ее как скачкообразного развития. По мнению идеолога большевизма, диалектика есть всеобщий закон развития мира и его познания. При этом он придавал большое значение применению диалектики в политической борьбе. В гносеологии Ленин не разделял убеждение некоторых марксистов в том, что марксизм отрицает объективность истины. Он признавал как объективность, таки абсолютность истины, что проверяется практикой. Исторические законы установленные Марксом, Ленин воспринимал как всеобщие. Однако он не исключал, что развитие конкретных наций и государств имеет свою специфику и не вписывается вмертвую букву теоретических выкладок общих законов. Революция в Азии или России не может быть похожа па революцию в Европе. Значительное место в творчестве Ленина занимает теория государства Позицию анархистов он не принимает. После уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового — советского государства. Пока оно существует, полной свободы быть не может, признает Ленин. Однако оно есть необходимое временное образование на пути к бесклассовому, свободному, лишенному какой-либо государственности коммунистическому обществу. Ленинское учение о
    286 диктатуре пролетариата как фазе государственного строительства имело как положительные, таки отрицательные последствия для практики государственного строительства, стоило многих неоправданных жертв.
    14.2.8. Философия естествознания Философскими проблемами вначале в. занимались не только общественные деятели, гуманитарии, писатели итак сказать, профессиональные философы, пои учепые-естествоиспы- татели. Вопросы антропологии, эволюции, тесной связи человека и космоса, происхождения жизни изучали ученые, которых теперь собирательно называют «космистами». Их идеи будут рассмотрены в блоке 14.2.9. Со стороны пауки получил обоснование и поддержку философский материализм ИМ. Сеченов
    (1829-1905) на основе теории физиологии нервной деятельности пытался переосмыслить решения проблемы познания. Как ученый-физиолог он сосредоточил главное внимание па чувственном познании, хотя не отрицали рациональное. Принципы диалектики при построении периодической системы химических элементов применил химик Д . И . Менделеев (1834—1907). Практическое обоснование у пего получила идея тесной взаимосвязи природных элементов КА. Тимирязев (1843—1920) применил принцип историзма к изучению природы.
    Социально-философские проблемы разрабатывали русские позитивисты. Например Л.К. Мечников (1838—1888) главным фактором общественного прогресса считал географические природные условия, а его критерием — увеличение кооперации и человеческой солидарности ММ. Ковалевский (1851 — 1916) соглашался с Мечниковым в вопросе критериев социального прогресса, по при этом полагал, что нельзя выделить единственный определяющий фактор прогресса, хотя подчеркивал значимость роста населения. В отличие от марксистов, он отрицал историческую закономерность и необходимость социальных революций.
    14.2.9. Русский космизм
    Космизм — одно из самых оригинальных, глубоких, эвристических и перспективных течений русской философской мысли. Оно объединило множество философов, ученых, художников, музыкантов и поэтов.
    287
    Определенные потки космического миропонимания начинают звучать уже у Ломоносова В XIX в. базовые идеи космизма проявляются в творчестве многих философов. Среди них В.Д. Одо­
    евский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, Н.В. Бугаев,
    B.C. Соловьев, Е.П. Блаватская, НА. Умов В XX в. бурное развитие космизма продолжается в работах К.Э. Циолковского,
    В.И. Вернадского, ПА. Флоренского, С.Н. Булгакова, НА. Бердя­
    ева, А.Л. Чижевского, В.Н. Муравьева, А.К. Манеева и многих других философов и ученых. Особое место в этом течении, да и вообще в мировой философии, занимает учение о космической эволюции человека — Живая Этика (Аши-Йога), созданное впервой половине XX в Е.И. и Н.К. Рерихами (см. 14.3.3.). Каковы же главные идеи космизма?
    — Тесная связь человека и космоса и их влияние друг на друга.
    — Постоянная восходящая эволюция, в которой человек немо жет расцениваться как вершина развития жизни и разума.
    — Космическая природа человека и наличие в нем скрытых беспредельных духовных сил.
    — Бессмертие духовной сущности человека.
    — Выход человека в космос и его разумное преображение. Итак, познакомимся с воззрениями космистов несколько подробнее.
    А.В. Сухово-Кобылин (1817—1903), русский поклонник Геге­
    ля, сорок лет своей жизни отдает разработке философской системы, которую называет учением Всемира» или пеогегелизмом. Тем не менее он решительно критикует своего кумира за непонимание задач человека и человечества. Опираясь па Дарвина, он развивает идею восходящей эволюции В пей выделяет три стадии развития человечества земную (теллурическую, солярную (солнечную) и звездную (сидерическую. На второй стадии люди выходят в околосолнечное пространство. На третьей — покоряют звездные просторы Вселенной. Однако для этого, но убеждению Сухово-Кобылипа, не требуются никакие технические аппараты. Одухотворение человека избавит его от физического тела и заменит его новым, более совершенным эфирным организмом когорому доступны пространственные полеты. Позже подобные мысли выскажут Федоров, Циолковский, Бла­
    ватская, Рерихи и другие мыслители. Однако если для Сухово-Ко­
    былипа, Федорова и Циолковского это будет гениальной догадкой, то поздние космисты идею бесплотного «эфирно-астрального» человека будут воспринимать как объективную истину, практически обоснованную Махатмами и их Сокровенной Мудростью.
    288 Множество интересных мыслей в своей Философии общего дела высказывает библиотекарь и оригинальный религиозный философ Н.Ф. Федоров (1829—
    1903). Техника утверждает он, есть временная, побочная ветвь развития. Силы человека должны быть направлены в другую сторону — к улучшению и преображению самого себя. Человек может научиться обновлять свой организм и обрести бессмертное космическое бытие. Слабое место в учении Федорова — уступка церковному христианству, которое, не восприняв эзотерический символизм Нового Завета, стало распространять идею о физическом воскрешении мертвых. Федоров пытается подвести под эту идею научную базу. Он говорит, что живущие поколения должны вернуть свой долг умершим — те. воскресить их. Сточки зрения пост­
    классической пауки, это выглядит нелепо. В философии Владимира Соловьева в религиозной форме проявляется одна из глубочайших идей русского космизма — идея о дальнейшей эволюции человека У Соловьева это называется «оббжепием», в результате которого человек становится
    Богочеловеком, те. неизмеримо более совершенным духовным существом. Теоретик космонавтики К.Э. Циолковский (1857—1935) обосновывает возможность и необходимость выхода человека в космическое пространство. Философские мысли Циолковского в советское время сильно препарировались. Поэтому только теперь общественность постепенно узнает важнейшие мировоззренческие аксиомы выдающегося ученого. В их основе — теория бессмертного Атома жизни созвучная эзотерическому учению о монадах — энергетических элементах бытия. Атомы переходят из одного состояния в другое, из менее совершенных форм в более совершенные. Поэтому жизнь непрерывна. В космосе, полагает ученый, существует бесчисленное количество живых существ, среди которых есть боги разных степеней намного превышающие человека по своему развитию. Техника — побочная ветвь развития цивилизации. Силы человека должны быть направлены в другую сторону — к улучшению и преображению самого себя. Это позволит ему обрести космическое бессмертие. Из философских мыслей Николая Федорова В космосе существует множество различных живых существ. Среди них есть и такие, которые намного превышают человека по своему развитию. Из философских мыслей Константина

    Циолковского
    289
    Глубокие, революционные идеи выдвигает русский ученый В.И. Вернадский
    (1863—1945). Он говорит о вечности жизни Отрицает ее зарождение па Земле, указывая, что нужно объяснять не возникновение жизни па этой планете, а механизм ее появления Поддерживает идею дальнейшей эволюции человека. Но главная его заслуга — разработка концепции ноосферы сферы разума которая постепенно формируется па планете благодаря разумной преобразующей деятельности человечества. Со временем границы ноосферы должны расшириться до космических масштабов. Однако необходимо, чтобы научно-техническая сила человека уравновешивалась нравственностью, без которой дальнейшее развитие становится проблематичным. Работы выдающегося исследователя, создателя космобиологии А.Л. Чижев­
    ского (1897—1964) кардинально изменяют представления науки о факторах, влияющих па развитие биосферы и человеческой истории. Он аргументированно показывает мощное воздействие космических сил (в частности, Солнца) па все биологические, психические и социальные процессы па Земле. Эмпирически доказывается, что, па- пример, социальная активность человечества (войны, революции, реформы и т.д.) находится в прямой зависимости от циклов активности Солнца. Большое значение имеют работы философа-логика А.К. Мане-
    ева (род. 1921 г. Он разрабатывает теорию субстанции которую понимает как неограниченную, протяженную, активную полевую реальность Она есть причина бытия Вселенной. В религиозной философии ее именуют Богом. Она порождает множество миров и систем, в частности континуальные биопсиполя, которые потенциально существуют вечно. В живых организмах они являются душами. Причем после биологической смерти тела данные поля как субстраты жизни и психики сохраняются. Этот факт открывает человеку дорогу к сознательному индивидуальному бессмертию.
    290 Жизнь существует вечно. Нужно объяснять Не возникновение жизни па Земле, а механизм ее появления на пашей планете. Из философских мыслей Владимира Вернадского Космические силы влияют на все биологические, психические и социальные процессы на Земле. Факт, доказанный Александром
    Чижевским
    14.3. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ После Октябрьской революции 1917 г. многие философы вынуждены были но своей либо по воле повой власти эмигрировать. В их число попали, прежде всего, религиозные мыслители, учения которых противоречили официальной материалистической идеологии. В России начинался семидесятилетний период безраздельного господства марксизма-ленинизма. Свободное, не скованное идеологическими цепями развитие русской философии оказалось возможным только заграницей. Религиозная философия русского зарубежья Среди множества религиозно-идеалистических учений первой половины XX в. выделялись экзистенциальный персонализм НА Бердяева, интуитивизм НО. Лосского и иррационализм ЛИ Шестова. Разумеется, когорта мыслителей русского зарубежья этими именами не исчерпывается. Признание в Европе и России получили ПА. Новгородцев, И.А. Ильин, П.Б. Струве,
    Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев и другие. НА Бердяев (1874—1948) — вероятно, самая масштабная фигура в русской религиозной философии после Вл. Соловьева. К христианству он пришел из марксизма. Испытал влияние мистических учений (каббала, Я. Беме, Р. Штейпер) и Ф. Ницше. В своей философии наибольшее внимание уделял человеку неслучайно его считают одним из вдохновителей экзистенциализма. Человека Бердяев рассматривает сточки зрения свободы причем понимаемой более в духовном аспекте, чем в природном или социальном. Человек становится личностью тогда, когда приобретает свободу духа. Почему приобретает Как религиозный философ Бердяев говорит об утрате человеком свободы в момент первоначального грехопадения. После чего человек вынужден искать свободу в страданиях, ошибках и нравственных борениях. Для Бердяева характерна оптологизация свободы. Она существует, по его мнению, до бытия — как природного, таки божественного. Она вкоренена в ничто, в небытие Именно там источник зла, за которое Бердяев снимает ответственность с Бога и человека. Как преодолеть зло С помощью творчества, которое, также являясь порождением свободы, способствует гар-
    291
    метизации бытия. Творчество создает новый мир, приближает человека к Высшему Творцу (те. Богу) и продолжает дело Его творения. Почему человек теряет свободу Это есть результат объективации те. направленности духа (творчества) не вовнутрь — к свободе, а вовне — к порождению объектов. Так возникает природный и социальный миры несвободы, которые человек принимает за первичный необъективироваппый мир. Подчинение или бунт против нереального вторичного мира имеют единый результат — рабство, те. отсутствие свободы. Как же вернуть ее Следовать за Богом (Христом) и развивать в себе божественную способность творчества. Творчество разрушает мир объективации, песет в пего одухотворение и свободу. Но творчество, утверждает Бердяев, противоречиво. Его оборотная сторона связана с распадом на отдельные акты объективации. Поэтому оно может опять привести к потере свободы и новому злу. Туманные, неимоверно абстрактные и противоречивые рассуждения Бердяева далеко не бесспорны. Однако парадоксально, па их основе он делает ряд глубоких выводов. Во-первых, это идея кризиса культуры и трансформации ее в цивилизацию. Силы духа вытесняются силами природы и общества, которые кульминируют в технике. Бездушная техника подавляет и подчиняет человека. Личность растворяется в массе. Духовная культура вытесняется низшими инстинктами или экономикой. Начинается духовное разложение при техническом процветании. Цивилизация — последняя ступень мировой истории перед ее завершением. Во-вторых, мысль о невозможности полной свободы в условиях социального мира (указание па иллюзии коммунистов и буржуазных демократов. И, в-третьих, провозглашение идеалов духовной свободы и непреходящей ценности человеческой личности. Взгляды Бердяева во многом разделял НО. Лосский (1870—
    1965) — создатель русского интуитивизма, базовые идеи которого он изложил в книге Мир как органическое целое (1917 г. Лос­
    ский продолжает историко-философскую традицию интуитивизма (Платон, христианское богословие, Бергсон и др, опираясь па своих предшественников. Бездушная техника подавляет и подчиняет человека. Личность растворяется в массе. Духовная культура вытесняется низшими инстинктами и экономикой. Из философских мыслей Николая Бердяева

    292 Интуитивизм — это чисто гносеологическое учение. Однако основанием его у Лосского выступает онтология. Главное в пей — принцип органического миропонимания согласно которому мир есть целостный органический универсум. В нем все существует во всем. Механистические теории, в которых мир дробится па отдельные, несвязанные друг с другом элементы, философ критикует. В универсуме оп выделяет три вида бытия идеальное бытие не имеет временной и пространственной формы — например, содержание общих понятий реальное бытие (имеет пространствен­
    но-временную форму металогическое бытие (находится выше законов логики — например, Бог. Идеальное бытие постигается интеллектуальной, а металогическое — мистической иптуициями. В отличие от Бергсона, Лосский признает рациональную системность подлинного бытия, которая воспринимается с помощью интеллектуальной интуиции. Восприятие иного бытия, пишет Лосский, возможно потому, что (а) мир есть органическое целое, (б) познающий субъект есть сверхвремепное и сверхпрострапствеппое существо, тесно связанное совсем миром. Отношение субъекта ко всем объектам внешнего мира, благодаря которому осуществляется интуиция, называется у пего гносеологической координацией. Но это еще не само знание, а только связь объекта и субъекта. Знание возникает, когда субъект направляет па объект свои психические акты — осознание, внимание, различение. Интуитивизм развивали С.Л. Франк, Д.В. Болдырев, С.А. Ле­
    вицкий и др. Общая заслуга философов этого направления заключается в том, что они пытались расширить представления философии и пауки о способностях познания человека, среди которых важное место занимает интуиция Значимость усилий русских и западных интуитивистов обусловлена их противостоянием ориентации западной философии на сенсуализм и рационализм. Однако в русской религиозной философии этого периода существовала и более радикальная антиинтеллектуалистская тенденция Ее основные представители ЛИ. Шестов и С.Н. Бул­
    гаков. Близки к ним были С.Л. Франки ПА. Флоренский. Вот личие от Вл. Соловьева, стремившегося к синтезу разума и веры, Н. Бердяева, отдававшего должное разуму, и даже Н. Лосского, интуитивизм которого оставлял определенное место рационализму, представители этого течения веру и разум считали совершенно несовместимыми.
    293
    Наиболее показательны здесь рассуждения ЛИ. Шестова
    (1866—1938). Истинная религиозность, по его мнению, — это полное подчинение разума вере Разум совершенно неспособен познать пи Бога, пи мир, пи человека. Только вера дает истинное познание и спасение человеку. При этом ненужно прилагать никаких собственных усилий, ненужно опираться па свою мудрость, справедливость и силу — это вероотступничество. Бог, по­
    чему-то решил Шестов, спасает только того, кто полностью отказался от размышлений и деяний и препоручил себя Высшей Воле. Шестов не понимает, что противоречит не только здравому смыслу, пои одному из важнейших заветов Христа (Вера без дел мертва есть, где указывается па необходимость собственных духовных усилий. Мало того, Шестов делает резкий выпад в сторону святых. Его возмущает, что они уверены в истинности своего духовного пути и стремятся нравственным подвигом получить спасение. Вместо этого он предлагает уповать па Бога и покинуть надежды на свои силы, свой разум, свое искусство Личное бессилие, пессимизм и пассивность Шестов пытается возвестив философский принцип. Таким образом, представители этого религиозного направления очутились в ловушке очередной крайности. Вместо того чтобы обосновать многообразие познавательных способностей человека и необходимость их взаимодействия, они лишили его права пользоваться разумом — даже там, где он имеет большую познавательную силу. Религия здесь опять оказалась в оппозиции философии и пауке.
    14.3.2. Общество и история в воззрениях ПА. Сорокина Питирим Сорокин (1889—1968) служил секретарем у премь­
    ер-министра Временного правительства А.Ф. Керенского, позже занимал должность профессора в Петроградском университете. С 1922 г. находился в эмиграции (США. Известность получил как один из основателей теории социальной мобильности и социальной стратификации. Историю Сорокин воспринимал как постоянную смену различных типов культур Каждая из них имеет свою систему ценностей, воплощенных в социальных институтах, индивидуальном и общественном мировоззрении. Основные характеристики копк-
    294 ретной культурно-исторической системы - представления о реальности, об основных потребностях человека, методах познания реальности и удовлетворения потребностей. В истории человечества Сорокин выделяет три типа культуры.
    1. Чувственная культура Преобладает чувственное восприятие и отношение к действительности.
    2. Рациональная (идеальная) культура. Преобладает рациональное познание и отношение к действительности.
    3. Идеалистическая (интуитивная) культура. Господствует интуитивное постижение и отношение к действительности.
    Сорокин полагал, что современная чувственная культура вступает в период своего кризиса причина которого в развитии материалистической науки. Выход из него - становление новой интуитивной культуры. В отличие от марксистов, он считал социальное неравенство неизбежным явлением в обществе. Вместе стем полагал, что оно не мешает достижению общественной стабильности, при условии свободных переходов индивидов из одной группы (класса) в другую, а также удовлетворения их основных физических и духовных потребностей (еда, жилье, одежда, самосохранение, свобода, творчество, самовыражение и т.д.).
    14.3.3. Рерихи и Учение Живой Этики Как уже отмечалось выше Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи под руководством Духовных Учителей
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   38


    написать администратору сайта