Главная страница
Навигация по странице:

  • Зигмунд Фрейд

  • Третий уровень психики — «Сверх-Я»

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница28 из 38
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   38
    космос в котором разворачиваются сложные, противоречивые процессы развития. Время жизни космоса — космическая мапваптара — ограничено. Спустя определенный промежуток времени космос растворяется в Абсолюте. Однако по истечении вечности (времени космической пралайи) Абсолют порождает новое космическое бытие — начинается очередная мапваптара. Таким образом, используя современный научный язык, можно сказать, что теософы — сторонники теории нестационарной, пульсирующей Вселенной. Эта теория поддерживается и некоторыми крупными учеными. Духи материя — два полярных состояния единого космического Первоэлемента, который в процессе космогепеза претерпевает множественную дифференциацию. В результате в космосе образуется целый каскад планов бытия, которые различаются метрикой про­
    странственно-временного континуума и свойствами материальных Здесь ив некоторых других местах специальные термины эзотерических учений, которые малопонятны неспециалистам, заменяются на адекватные современные научные понятия Нет религии выше Истины. Елена Блаватская
    245

    \ форм. Все природное многообразие, которое человек воспринимает своими физическими органами чувств, есть всего лишь один из планов бытия — Мир Плотный (физический, или Сфера
    Пракрити. Жизнь и сознание — неотъемлемые свойства космической субстанции. Следовательно, все материальные формы обладают этими свойствами, по способы и степени их проявления различаются. Субстанциальные элементы (монады, дживы, или искры духа) в своей эволюции проходят лестницу со множеством ступеней элементарная, минеральная, растительная, животная, человеческая, сверхчеловеческая (богочеловеческая) и т.д. Например, монада человека в своем развитии прошла все отмеченные ступени до человеческой. И если ее духовная эволюция окажется успешной, она поднимется па более высокие ступени, о которых человечество пока имеет очень смутное представление. Высшая цель духовной эволюции жизни — достижение Абсолютного Состояния, в котором существо, сливаясь с Абсолютом, становится Богом, обладающим всезнанием и всемогуществом. Адепты эзотерической философии отвергают как теологическое, таки эволюциошю-дарвииистское представление о происхождении человека. В первом случае, говорят они, богословам не хватает ключа к пониманию религиозного символизма. Символы Священных Писаний церковь трактует слишком буквально. Во втором случае ученые абсолютизируют биологические факторы эволюции (наследственность, изменчивость и естественный отбор, не принимая в расчет другие, более важные, — космические и духовные. Физически разумный человек (то, что называется homo sapiens) есть продукт пересечения двух линий эволюции — духовно-пси­
    хической и биологической. Формы жизни, которые составили сущность человека, появились па Земле из космоса. Это были чисто энергетические (астральные) формы направленные эволюционным импульсом для дальнейшего развития па ближайшую подходящую плапегу. Поэтому сначала жизнь па
    Земпе была пебиологической, иона могла существовать многие миллионы лет назад. Эти понятия в данном случаи являются синонимами. Согласно теософскому учению, человек произошел от энергетических астральных) форм жизни, появившихся па Земле из космоса десятки (сотни) миллионов лет назад.
    246 Со временем, утверждает Тайная Доктрина, в результате биологической эволюции были подготовлены необходимые белко- во-нуклеиновые формы, которые образовали внешний покров астральных сущностей, перешагнувших животную ступень. С этого момента начинается история биологического разумного человека. По эзотерической периодизации, это произошло в Третьей коренной расе 18 млн лет назад. Появление разума у человека теософия объясняет влиянием Разума Космического. На протяжении Первой, Второй и половины Третьей расы существа, ставшие впоследствии людьми (homo sapiens), проходили период адаптации к земным условиям, в течение которого претерпели множество энергетических, соматических, морфологических и иных изменений. Большинство современного человечества принадлежит к Пятой коренной расе, зародившейся в Центральной Азии около миллиона лет назад. У ее истоков стояли выходцы из Атлантиды (Четвертая коренная раса. С началом третьего тысячелетия от Рождества Христова человечество вступает в новый этап своей планетарной и духовно-космической эволюции. Согласно эзотерической теории циклов, постепенно начинает формироваться новая, Шестая коренная раса, представители которой во всех смыслах - от духовного и интеллектуального до сенсорного и соматического - будут намного совершеннее настоящего человека Пятой расы. В теософии признается теория перевоплощения Каждый человек, пишет Е.П. Блаватская, имеет за своими плечами множество жизней. Однако перевоплощается не личная душа, а безличное духовное ядро (атма, буддхи, манас - три высших начала человека) - индивидуализированный поток космической энергии. Человек - сложная система биологического и энергетических тонких) тел. Обычно выделяют семь физическое тело (стху- ла-шарира), астральное, или эфирное (линга-шарира), жизненная энергия (прана), животная душа, или чувственная форма (ка- ма-рупа), разум (манас), духовная душа (буддхи) и луч Абсолютной энергии (атма). После биологической смерти первые три из них разлагаются и рассеиваются. Они связаны с физическим телом и Миром Плотным. Но сущность человека не умирает - она переходит в Тонкие Миры те. в другие сферы бытия. Там жизнь человека продолжается, но совершенно вином виде. Мы не будем подробно останавливаться на этих сложных процессах и отсылаем заинтересованного читателя к специальной теософской литературе. Когда период пребывания в Тонких Мирах завершается (а это может длиться от нескольких тысяч до нескольких лет, духовное ядро человека снова воплощается в новом теле. Цикл повторяется вновь земная жизнь, земная смерть, жизнь в Тонких Мирах, угасание сознания, повое рождепие-в земном мире. Как было отмечено, Сокровенная Мудрость не рассматривает человека как вершину эволюции. Не только в космосе, пои па Земле, но утверждениям посвященных учеников (чела, пребывают существа более совершенные чем человек. Они — Старшие Братья человечества, давнопрошедшие ступень homo sapiens и намного опережающие его в своем духовном, интеллектуальном и энергетическом развитии. Земная цивилизация направляется и оберегается этими Высшими Существами. Центры их локализации существуют как в Топком Мире, таки па Земле. Одно из названий их Обители — Шамбала, расположение которой исследователи соотносят с Центральной Азией. Владыки Шамбалы — Махатмы, оказывая всестороннюю помощь человечеству, тем не менее не вмешиваются в его карму. Закон свободной воли признается и почитается ими в качестве одного из важнейших этических законов. По мнению Е.П. Блаватской, происхождение каждой подлинной религии и духовного учения так или иначе связано с Шам­
    балой. Поэтому их противопоставление друг другу бессмысленно. Сообразно уровню развития той или иной нации и историческому этану в этих учениях приоткрывалась определенная грань Истины, доступная пониманию конкретной народности. После смерти Е.П. Блаватской эстафету развития теософии приняли американцы Франчиа Ла Дью
    и Уильям Дауэр.
    Под руководством Махатм вначале вони создали Учение Храма, в котором также проявились идеи Сокровенной Мудрости
    Шамбалы. Тем не менее главная задача но разработке нового духовного учения была возложена па семью Рерихов.
    Используя теоретическую базу теософии и достижения науки, как эзотерической, таки экзотерической, в тесном сотрудничестве с Махатмами Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи создают Учение Живой Этики (Агни-Йогу)
    1
    , которое последователи эзотерической традиции воспринимают в качестве Новейшего Завета Шестой расы. Подробнее о нем см. в теме 14. Земная цивилизация направляется и оберегается Высшими Духовными Существами, превышающими человека по своему развитию. Из философских мыслей Елены Блаватской

    248 13.6. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
    3. ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ Основатель психоанализа — невропатолог, психиатр, психолог
    Зигмунд Фрейд (Фройд) (1856-1939) родился в многодетной семье торговца шерстью из Моравии (Австро-Венгрия). Рано проявил выдающиеся способности и любовь к чтению. Закончил Венский университет с медицинским дипломом. Сначала изучал мозг человека и нервные болезни. Позже под влиянием известного врача Шарко и давлением материальных проблем начинает изучать истерию. С этого момента Фрейд увлекается исследовательской деятельностью. В частности, исследует влияние гипноза, что поможет ему разработать собственный терапевтический метод — метод свободных ассоциаций Отказывается от чисто физиологического объяснения психических процессов. Изучая неврозы и психические отклонения, Фрейд создает теорию психоанализа, которая у пего со временем приобретает философский статус. Основные работы 3. Фрейда: Толкование сновидений (1899), Тотем и табу (1913), Поту сторону принципа удовольствия
    (1919), Психология масс и анализ человеческого Я (1921), Я и Оно (1923), Клинические случаи (1924), Будущее одной иллюзии (1927). Главное философское достижение
    Фрейда — открытие в человеческой психике сферы бессознательного Классическая философия изучала преимущественно сферу сознания. Бессознательное подсознательное) хотя и было известно западным философам, по все же долгое время оставалось в тени. Фрейд ставит его в центр своего учения, что для западной пауки было новым. Однако для восточной философии (буддизм, йога и др) пристальное внимание к сверх- и подсознанию было традиционным. Поэтому данное достижение
    Фрейда надо понимать как нечто достаточно относительное. Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза, Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности В пей выделяются три уровня Оно, Я, «Сверх-Я». Первый (нижний) уровень обозначается термином Оно
    (Id). Это нижняя сфера бессознательного — кипящий котел неосознаваемых влечений и инстинктов. Важнейшие из них ипс-
    Главное философское достижение
    Зигмунда Фрейда — изучение бессознательной сферы человеческой психики.
    249
    тинкт жизни (Эрос) — стремление к самосохранению и продолжению рода, что кульминирует в сексуальном влечении (либидо, и инстинкт смерти (Танатос) — агрессивная сила, назначение которой Фрейд усматривает в уравновешивании раздражений, вызываемых инстинктом жизни. Оно руководствуется принципом удовольствия, который особенно характерен для животных и детей в раннем возрасте.
    Второй уровень обозначается понятием Я (Ego). Это сфера сознания — маленькое пламя свечи в огромном темпом подвале бессознательного. Я формируется как оттиск внешней реальности, при этом зависит от влечений и инстинктов Оно. Хотя Фрейд пе отрицает некоторую самостоятельность сознания (Яко торое руководствуется принципом реальности (те. способно отказываться от удовлетворения желаний, тем не менее он полагает, что Оно является подлинным скрытым двигателем Я. И сознание это далеко не всегда осознает.
    Третий уровень психики — «Сверх-Я» (Super Ego) — это высшая сфера бессознательного которая формируется воспитательными запретами, социальными и моральными нормами.
    «Сверх-Я» — источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании, например, как совесть. Таким образом, психика человека — арена постоянной борьбы высших и низших бессознательных сил. Если побеждает Оно, человек теряет свой культурный, моральный облик, так как Я подчиняется и стремится к постоянной реализации бессознательных влечений Оно. Если побеждает «Супер-Эго», влечения и инстинкты ограничиваются. Я торжествует над Оно. Это, так сказать, нормальное состояние психики. Человек, считает Фрейд, должен стремиться расширить контроль Я над Оно. Однако тут его подстерегает серьезная опасность. Если равновесие между бессознательными влечениями и социоморальпымп нормами нарушается, загнанные в угол инстинкты начинают мстить. В психике человека разгорается конфликт приводящий к неврозу или психологическому срыву. Их источник, говорит
    Фрейд, — сфера бессознательного. Восстановление нарушенного равновесия — главная цель психоанализа. Какова его принципиальная схема Модель психической структуры личности,согласно
    3. Фрейду: высшая сфера бессознательного
    «Сверх-Я» сфера сознания Я низшая сфера бессознательного Оно
    250
    Во-первых, необходимо установить причину психологического конфликта личности, которая находится где-то в глубинах бессознательного. Следовательно, психоанализ — это анализ бессознательного. Проводится он с помощью гипноза или метода свободных ассоциаций когда по снам, оговоркам, непроизвольным действиям, забывчивости и т.д. выявляется деструктивная психическая сила, о которой пациент, как правило, и пе подозревает (ведь она находится вне сферы сознания.
    Во-вторых, чтобы устранить действие этой силы (фактора психологической дестабилизации, необходимо ее из сферы Оно перевести в сферу Я. Здесь опять важна роль психоаналитика, помогающего осознать, что именно терзает пациента (техника трансфера. Осознав и пережив заново травмирующую психику ситуацию, пациент избавляется от действия деструктивной бессознательной силы. Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождении неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению либидо Уже в раннем детстве, считает он, ребенок имеет спонтанные, неосознанные эротические устремления. Направляются они на ближайший объект — личность матери. Но постепенно «Сверх-Я» подавляет это влечение. Так возникает «Эди­
    пов комплекс влияющий па психику человека в течение всей жизни. Это положение фрейдизма во многом спорно. Последователи Фрейда (Юпг, Адлер, Фромм и др) критиковали егоза чрезмерное преувеличение роли психосексуального влечения. Действительно, Фрейд совершенно неоправданно оставляет без внимания другие мощные силы и факторы, влияющие па психический мир человека. Чисто медицинскую теорию психоанализа Фрейд пытается распространить па сферу социокультурной жизни человека (мифология, религия, искусство и т.д.). Исходная идея та же самая влияние неосознанных влечений Главное понятие — сублимация те. перепое психической энергии инстинктов в сферу деятельности — художественной, религиозной, научной и т.д. С этой точки зрения, вся культура предстает продуктом сублимации. Идеи Фрейда, принятые сначала настороженно и даже враждебно, со временем нашли своих приверженцев и горячих сторонников. Постепенно формируется психоанализ — широкое движение прежде всего врачей-психотерапевтов и психологов, воспринявших психоаналитический метод Фрейда. Но отождествление фрейдизма и психоанализа (как научно-философского тече-
    251
    пия) не совсем справедливо. Психоанализ — общее течение, объединяющее теории 3. Фрейда, иеофрейдистов, А. Адлера, К. Юнга, Ж. Лакана и других исследователей. Ученик Фрейда Альфред Адлер (1870—1987) переосмысливает теорию своего учителя и создает индивидуальную психологию. Главной силой психического мира человека он считает не сексуальное влечение, а волю к власти Личность, говорит он, развивается между двух полюсов с одной стороны, комплекс неполноценности как следствие прежних неудач с другой, — стремление к самоутверждению. Невроз — результат чрезмерного переживания своей неполноценности. Соратники популяризатор теории Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875—1961) также начинает переосмысливать исходные принципы основателя психоанализа. Его не устраивает фрейдовское понимание бессознательного и завышенная роль либидо как сексуального влечения Либидо по его мнению, есть общее проявление бессознательной и сознательной жизни личности. Это есть некий поток психической энергии который либо преодолевает преграды, либо откатывается назад, создавая неврозы. Центральное понятие Юнга — коллективное бессознательное и его образы (архетипы Оно есть основа индивидуальной психики, так как формируется в течение человеческой истории и передается но наследству. Австрийский психолог Вильгельм Райх (1897—1957) пытается па основе синтеза марксизма и фрейдизма выработать собственную теорию происхождения неврозов. По его мнению, деструктивная психическая энергия порождается не человеком, а обществом, которое препятствует реализации естественных инстинктов человека. Поэтому необходима сексуальная революция Если бы
    Райх дожил до конца XX в, то, возможно, понял бы, что так называемая сексуальная революция (а если называть вещи своими именами — падение нравов, свершившаяся па Западе, породила целый комплекс проблем. Главная из них — духовная деградация человека, поведение которого все более руководствуется животными инстинктами вместо разума и морали. Неудивительно, что такое общество все чаще порождает людей, морально мало отличающихся от диких животных. В конце х годов появляется неофрейдизм (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). Его представители отходят от концепции бессознательного и развивают преимущественно социокультурные аспекты фрейдизма.
    252 13.7. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУЩЕСТВОВАНИЯ Начиная с эпохи Возрождения в западной философии усиливается внимание к человеку. Однако в течение Нового времени антропологическая проблематика вовсе не являлась доминирующей. Новый поворот к человеку происходит вначале в. Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни (немецкий религиозный философ М. Шелер). Или, как отмечал французский персоналист Э. Мупье, существование человека — первая проблема философии Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений
    неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое — экзистенциализм. Течение, именуемое экзистепциализ- г мом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего Позиция, согласно которой не сущность (лат. эссенция, а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений. Иными словами, па первый план выдвигаются не абстрактные всеобщие сущности, а реаль- _ пая жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами. У истоков этих идей стояли датчанин С. Кьеркегор, русские религиозные философы НА. Бердяев (1874—1948) и Л.Н. Шестов (1866—1938), а также испанский писатель Мигель де Унаму-

    но (1864—1936). Начиная с х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период х годов XX в. Видные представители К. Ясперс (1883—1969),
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   38


    написать администратору сайта