Главная страница
Навигация по странице:

  • Пауль Наторп

  • Виндельбанд

  • Кро- нер

  • (XVIII-XX вв.) Содержание учебного материала 14.1. Русская философия эпохи Просвещения первая четверть XIX в. 14.2. Русская философия периода от второй четверти XIX в. дог. П.Я.

  • 14.5. Начало постсоветского периода русской философии. 14.6. Учебная и дополнительная литература.

  • Феофан Прокопович

  • Франциску Скорине

  • АД. Кантемира

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница30 из 38
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38
    понимание По мнению Гадамера, оно возникает на основе исторических традиций. Носителем традиции является язык. Он есть некая игра, втягивающая в себя игроков. Заслуга герменевтов - стремление к диалогу Они призывают человека услышать и понять иную точку зрения, будь то война, социальный конфликт или религиозно- идеологическое противостояние. Для науки и философии большую значимость имеет идея герменевтического круга Ее смысл чтобы понять целое, нужно понимать его отдельные элементы, но чтобы понять элементы, необходимо представление о целом. В такой зависимости, например, находятся факты и теория. Недостаток герменевтики - в ее чрезмерной концентрации на одной проблеме, через которую рассматривается все остальное. Не лишена она также субъективизма и релятивизма.
    13.13. НАЗАД К КАНТУ НЕОКАНТИАНЦЫ Как отмечалось раньше, в западной философии XIX- XX вв., кроме критической и синтетической линии развития, была еще одна - линия на защиту и возрождение классической философии. Сюда можно отнести сторонноков трех крупных течений неотомизма
    1
    , неокантианства и неогегельянства.
    Неотомизм рассматривается в теме 15. Герменевтический круг (парадокс чтобы понять целое, нужно понимать его отдельные элементы, но чтобы понять элементы, необходимо представление о целом.
    263
    Неокантианство зарождается в среде германской академической философии х годов XIX в. Ряд философов и ученых (Г. Гельмгольц, К. Фишер, французы В. Кузен, Ж. Лашелье, Ш. Ренувье и др) начинают вес активнее обращаться к теоретическому наследию Канта и выступать в его защиту. Объединяющую роль сыграл лозунг, брошенный в книге молодого философа Отто Либмана: Нужно вернуться к Канту Некоторое время спустя (в е годы) неокантианское движение оформляется в две школы марбургскую и фрейбургскую баденскую. Основатель марбургской школы — Герман Коген (1842—1919).
    Наибольее крупные последователи — Пауль Наторп (1854—1924) и Эрнст Кассирер
    (1874—1945). Эти философы выступили за возрождение и дальнейшее развитие наиболее значимых положений учения Канта. Основное его достижение, по их мнению, — это критическая философия ив частности, логическое осмысление опыта. Главным для них становится разработка проблем познания и строгого научного метода. Он получает название трансцендентальный метод и основывается па творческой работе созидания объектов всякого рода (Наторп). Главный объект критики марбуржцев — каптовское учение о вещи в себе. Пересматривают они и учение Канта о чувственности (трансцендентальную эстетику. Ранняя неокантианская теория познания корректируется Кассирером. На первое место в познании он выдвигает символ и различные типы символических функций (язык, миф, религия, искусство, познание. Это закономерно расширяет сферу его научных интересов от чистой гносеологии до философии культуры. В социальной философии марбуржцы придерживались социалистических или либерально-демократических воззрений. Коген разрабатывал теорию этического социализма. Однако социализм для них — некая идея, цель, к которой общество стремится, по никогда не достигает. Главные представители фрейбургской школы — Вильгельм
    Виндельбанд (1848—1915) и его ученик Генрих Риккерт (1863—
    1936). Они, как и сторонники марбургской школы неокантианства, пытались критически переосмыслить учение Канта. Нов отличие от них, основное внимание уделяли Критике способности Школы неокантианства
    •марбургская — Герман Коген
    • фрейбургская
    (бадспская) — Вильгельм
    Виндельбанд
    264 суждения, а не Критике чистого разума. Центральные понятия фрейбургской школы — значимость и ценность (марбургской — логика и число Поэтому фрейбургский вид неокантианства является преимущественно учением о ценностях. Конечно, ни Виндельбанд, пи Риккерт не замыкаются полностью в аксиологической проблематике. Они разрабатывают собственную классификацию паук. Виндельбанд отверг разделение паук па пауки о природе и пауки о духе. Основой классификации, полагает он, должен служить не предмета метод, используемый пауками. Таких методов два. Один - номотетический основополагающий. Это пауки, изучающие общие законы. Второй — идиографический (те. направленный па исследование частного, индивидуального. Он характерен для паук, изучающих нечто неповторимое, изменчивое, особенное. Такова, например, история.
    Риккерт развивает этот подход. Его теория познания выливается в теорию ценностей, так как она обращена не к исследованию бытия, но поднимает проблему смысла. Действительность и мир ценностей у пего противопоставляются.
    13.14. НАЗАД К ГЕГЕЛЮ»: НЕОГЕГЕЛЬЯНЦЫ Понятием неогегельянство определяется целая группа философских школ и учений второй половины XIX — начала XX в. Объединяет их либо желание возродить философскую систему
    Гегеля, либо попытки построения новых вариантов философии абсолютного идеализма. Видные представители Дж.Д. Стерлинг, Э. Кэрд, Ф. Брэдли, У. Харрис, Дж. Ройс, Р. Кронер, Г. Лас-
    сон, Б. Кроче, Дж. Джентиле, Жан Валь и другие. Крупнейший последователь Гегеля в России — И. Ильин (в ранний период творчества. В Англии неогегельянство проявилось в виде течения, именуемого абсолютный идеализм Начинается он с работы Стерлинга Секрет Гегеля» (1865 г, где автор доказывает, что главное у Ге­
    геля — учение о конкретности понятия в его соотнесении с Абсолютом. При этом Абсолют как некое высшее состояние является только причиной изменений и развития, по сам не претерпевает никаких изменений. Такое же понимание Абсолюта характерно и для восточной эзотерической метафизики.
    265
    Английские и американские неогегельянцы встают па защиту диалектики. Но здесь они, в отличие от марксистов, стремятся подчеркнуть не борьбу и противостояние противоположностей, а их единство и примирение (Брэдли, Мак-Таггарт, Бозанкет). Дж Ройс пересматривает гегелевский приоритет всеобщего над индивидуальным. Обоснование этому ои находит у самого Ге­
    геля, высказывавшегося за свободу и нрава личности. Особенность германского неогегельянства — стремление ряда философов соединить воедино достижения Капта и Гегеля. Кро-
    нер выступает за возрождение немецкой метафизики, которую считает важным достижением Капта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Кроме того, он подчеркивает значение гегелевской Феноменологии духа, идеи которой, по его мнению, должны быть положены в основание новой философии культуры Либерт, Марк, Кон выступили за объединение идеи антиномий (Кант) и учения о противоречиях (Гегель). Итальянский неогегельянец Кроче, как и Стерлинг, на первый план выдвигает гегелевское учение о конкретности понятия. Стремление Гегеля построить целостную систему, объединяющую философию природы и истории, он оценивает критически. Важная особенность воззрений Кроче — попытка сделать основанием философии духа учение об интуиции Логическая ступень развития абсолютного духа (идеи, по его мнению, является вторичной, так как понятия зависят от интуиции. В поздний период своего творчества Кроче обращается к философии истории. Здесь он придает большое значение идее свободы которую считает высшей исторической ценностью. В философии Джентиле — другого видного итальянского неогегельянца — главное внимание уделяется активности субъекта и его бесконечному развитию.
    13.15. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА •
    1. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М 1989. Ч. 1. С. 280-367.
    2. Спиркин А.Г. Философия. М, 1998.
    3. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Мапельмап и др. М, 1997.
    266 4. История философии в кратком изложении / Перс чешек
    И.И. Богута. М, 1991.
    5. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кп. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 3. М, 1998.
    6. Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1998.
    7. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М, 1998.
    8. Блаватская ЕЛ Тайная Доктрина. Вт. М, 1991.
    9. Блаватская ЕЛ Ключ к теософии. М, 1996.
    10. Спираль познания Мистицизм и йога. Мистика устами мистиков. М, 1992. (Теософия и Живая Этика. - С.А.)
    11. Учение Храма. Минск, 1997. Кн. 2.
    12. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М, 1990.
    13. Шопенгауэр А Избранные произведения. М Просвещение,
    1993.
    14. Бергсон А Собрание сочинений. М, 1992. Т. 1.
    15. Фрейд 3. Избранное. В 2 кн. М, 1990.
    16. Мунье Э Что такое персонализм / Перс фр. М, 1994.
    17. Современная философия Словарь и хрестоматия. Ростов п/Д, 1996.
    18. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
    Тема 14 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    (XVIII-XX вв.) Содержание учебного материала
    14.1. Русская философия эпохи Просвещения первая четверть XIX в.
    14.2. Русская философия периода от второй четверти XIX в. дог. П.Я. Чаадаев.
    14.2.2. Россия на историческом перепутье славянофилы и западники.
    14.2.3. Почвенники.
    14.2.4. Революционные демократы.
    14.2.5. Народники.
    14.2.6. Русская религиозная философия конца XIX
    в
    Л.Н. Толстой и B.C. Соловьев.
    14.2.7. Русский марксизм Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
    14.2.8. Философия естествознания.
    14.2.9. Русский космизм.
    14.3. Философия русского зарубежья.
    14.3.1. Религиозная философия русского зарубежья.
    14.3.2. Общество и история в воззрениях ПА. Сорокина.
    14.3.3. Рерихи и Учение Живой Этики. Советский период русской философии расцвет марксизма-ленинизма.
    14.4.1. Сталинский период марксизма.
    14.4.
    268 14.4.2. Философия за колючей проволокой ПА. Флоренский, Л.Н. Гумилев, Д.Л. Андреев.
    14.4.3. Советская философия периодах годов XX в.

    14.5. Начало постсоветского периода русской философии.
    14.6. Учебная и дополнительная литература.
    14.1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX в) Реформы Петра I кардинально изменяют политический и культурный облик России. Вместо средневекового православного государства Московского возникает во многом уже светская Российская империя. Усиливается секуляризация. Россия изучает социальные, научные и технические достижения Европы. Постепенно изменяется и философия. Наряду с традиционным философствующим богословием появляется философия нового типа, ориентированная не па Библию и догматы церкви, а па пауку и светскую культуру. Центрами традиционной религиозной философии были духовные учебные заведения. Особую роль играла Киево-Могиляпская духовная академия (основана в 1632 г, которая до нововведений Петра, но сути, являлась крупнейшим интеллектуальным центром России. Там преподавали профессора Стефан Яворский (1658—
    1722), Феофан Прокопович (1681 — 1736) и многие другие выдающиеся мыслители. Историки отмечают, что по одной только философии там читалось около 172 различных курсов. Позже, в 1687 г, в Москве появился другой крупный центр культуры и учености — Славяпо-греко-латипская академия. Основателем ее был редактор Печатного двора Сильвестр Медведев (1641 — 1691). Нотам, вопреки желаниями воле основателя, долгое время избегали всякого мудрования (те. философии. — АС несогласного с религией и православием. Освоение философского наследия Европы начинается еще в XVI в. Немалая заслуга в этом принадлежит славянскому просве- тителю-кпижпику Франциску Скорине (1490—1551) и противнику Ивана Грозного князю A.M. Курбскому (1528—1588). В XVII в. сначала в Киево-Могиляпской академии, а со временем ив московской Славянской усиливается критика церковного невежества
    269
    и ортодоксии. Укрепляются прозападные настроения и интерес к латинской мудрости. Спустя несколько десятков лет, как закономерный результат петровских преобразований, этот ручеек перерастет в большую реку русского Просвещения. Важную роль в формировании повой культуры и философии сыграют Ученая дружина Петра I», выпускник Славянской академии МВ. Ломоносов и Московский университет (основан в 1755 г. Кружок Ученая дружина Петра I», организованный Феофаном Прокоповичем, объединил идеологов дворянства, горячих сторонников повой философии и пауки В.Н. Татищева (1686—
    1750), АД. Кантемира (1708—1744), а также A.M. Черкасского и И.Ю. Трубецкого.
    Прокопович воспринял европейский деизм. Бог сотворил мири установил законы. Они ограничивают его действия, ион не вмешивается в природные дела. Чудес пет — все доступно познанию. Науке следует доверять больше, чем Библии. Но Библию
    Прокопович не отвергает, он говорит, что ее нужно понимать аллегорически. Прогрессивными были и его социальные взгляды.
    Во-первых, он вводит в общественную мысль понятие общая польза, которое, по его замыслу, должно регулировать отношения между государством и его подданными, между различными классами и сословиями. Во-вторых, он отстаивает идею сильной монархической власти. Церковь не должна быть государством в государстве. Василия Татищева по праву считают наиболее крупным мыслителем Ученой дружины. Дворянин по происхождению, он долго служил в армии. Позже занимал высокие административные посты и занимался государственными делами. Философия для Татищева — паука наук, в которой сосредоточено все истинное знание. Большое внимание оп уделяет антропологии. Он отказывается от платоновского трехчастного деления души, считая ее нераздельной и бессмертной. Вся познавательная деятельность человека связана с душой. Татищев одним из первых в России обстоятельно изучает процесс познания. В социальной философии оп был сторонником теорий общественного договора и естественного права. Общественное развитие Татищев связывал с действием экономических факторов, а также с влиянием пауки и просвещения. Лучший государственный строй для России, по его мнению, — монархический. Самая значительная фигура в пауке этого периода — выдающийся мыслитель, учепый-эпциклопедист, просветитель МВ. Ломоносов Специально философией оп не занимался. Главный его
    270 интерес находился в сфере естественных паук. Тем не менее его размышления и выводы нередко выходили в область чисто философских проблем, решать которые ему помогали трезвый научный разум и врожденная интуиция. Ломоносов — основоположник материалистической традиции в русской философии. Придерживался деизма в котором Богу отводились лишь функции Творца и Перводвигателя Вселенной. Дальнейшее ее развитие подчиняется естественным законам. Поэтому Ломоносов разделяет популярную па Западе теорию двух истин научной и религиозной, так как сферы пауки и религии не совпадают. При этом оп резко критиковал церковников за невежество, требовал, чтобы они не вмешивались в науку и не смели ругать науки в проповедях. Основа философских и научных воззрений Ломоносова —
    атомно-молекулярная гипотеза опираясь па которую, он разрабатывает учение о материи и движении. Ученый дает определение материи то, из чего состоит тело и отчего зависит его сущность, —
    или материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части Однако как метафизический материалист оп еще отождествляет материю с веществом, которое, в его понимании, состоит из элементов и корпускул (группировок элементов. Движение оп делит па внешнее (макротела) и внутреннее (элементы. Большое достижение Ломоносова — открытие закона сохранения материи и движения. Одним из первых оп начал развивать идею изменчивости природы в частности, применил принцип историзма к изучению планеты и ее недр. В гносеологии большое значение Ломоносов придавал опыту, по не противопоставлял его теории. Стремился преодолеть крайности эмпиризма и рационализма. Науки подразделял по степени теоретического обобщения материала. В астрономии развивал гелиоцентрическую систему и признавал существование в космосе множества обитаемых миров. У Ломоносова доминировала онтологическая проблематика. Во второй половине XVIII в, в период становления российской философии как теоретической пауки, интересы мыслителей смещаются в сторону социально-политических и гносеологических проблем. Наиболее значительные фигуры здесь НИ. Новиков,
    Д.Т. Фонвизин, Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, СЕ. Деспицкий. В их работах начинает звучать критика крепостного строя и самодержавия Однако наиболее радикально эти идеи выразил АН. Радищев
    (1749-1802). В философии Радищев противоречив. У пего переплетаются материалистические и религиозные представления. Хотя здесь проглядывает стремление преодолеть крайности. Онтология Ради­
    щева — материалистическая, антропология же (учение о душе) — неоднозначна. С одной стороны, деятельность души он связывает с чисто телесными функциями. С другой — указывает па обратное влияние души па тело и склоняется к признанию духовного бессмертия. В социальной философии Александр Николаевич бескомпромиссен и последователен. Его Путешествие из Петербурга в Москву (1790) — мина замедленного действия, но большой разрушительной силы, заложенная под фундамент монархического абсолютизма и крепостничества. Критикует он их со всех возможных точек зрения — моральной, политической и экономической — ив конечном счете, первым среди русских философов Нового времени, выдвигает идею народной революции и республиканской власти. Будущее общество видится ему свободным, справедливым объединением людей, в котором отсутствует эксплуатация. Таким образом, Радищев явился идейным мостом между дворянским просвещением и дворянской революционностью, которая захватила умы просвещенных офицеров после Отечественной войны 1812 г. Деятельность декабристов (ПИ. Пестель, МА. Фон­
    визин, И.Д. Якушкип, МС. Лунин и др) — теоретическое развитие и попытка практического воплощения идей Радищева. Параллельно в российской мысли XVIII в. наблюдалось развитие еще трех относительно самостоятельных линий.
    Во-первых, это религиозная философия Одна из самых ярких и самобытных фигур здесь — выпускник Киево-Могилян- ской академии Григорий Сковорода (1722—1794). По традиции, он опирается па Откровение, патристику и Платона. Главная тема его размышлений — смысл жизни человека, который видится в раскрытии им своей духовной сущности. Бытие в философии Сковороды состоит из материи и формы (идей. Проявляется оно в трех мирах — макрокосме (в природе, микрокосме (в человеке) и Библии (в символическом мире Откровения.
    Во-вторых, это философская мысль последователей немецкого философа и ученого Христиана Вольфа.
    Один из них — академик
    Г.Н.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38


    написать администратору сайта