Главная страница
Навигация по странице:

  • неопраг­ матизм

  • Жан Лакруа

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница29 из 38
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38
    М. Хайдеггер
    (1889-1979) - в Германии Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю

    (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) - во Франции X. Орте-
    га-и-Гассет (1883—1955) — в Испании. Как правило, в экзистенциализме выделяют два направления религиозное (Бердяев, Шестов, Ясперс, Бубер, Марсель) и атеистическое (Сартр, Камю, Мерло-Попти, Хайдеггер). Какие объективные социальные причины способствовали интенсивному развитию экзистенциализма Две мировые войны, Экзистенциализм — философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека совсем комплексом сто социальных и психологических проблем.
    253
    возникновение тоталитарных режимов, кризис романтического оптимизма и гуманизма Нового времени, многочисленные соци­
    ально-экономические противоречия и как следствие — нарастание революционного движения, отчуждение философии и пауки от индивида и его жизненных проблем. Каковы общие концептуальные идеи экзистенциалистов
    — Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
    Человек сначала существует — живет, чувствует, страдает, мыслит, действует — и лишь после того обретает свою сущность.
    — Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.

    — Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
    — Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия вином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм.
    — Объективной истины пет. Всякая истина — результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
    — Человек способен к преобразованию мира. Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда цепных элементов. Важнейшие из них пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за пего ответственность. Присмотримся к некоторым характерным идеям экзистенциалистов. Главная цель философии (разума, по мнению профессора
    Гейдельбергского университета Карла Ясперса,
    — помочь человеку понять себя и свое место в мире, осознать ценность любви и свободы. Достигается это с помощью философской веры которая основана не па откровении, а па собственном размышлении. Наука (рассудок) па это неспособна. Во-первых, она познает отдельные вещи, а небытие как таковое. Во-вторых, она лишена ценностной ориентации и исключает многие важные проблемы. Следовательно, наука не может направлять жизнь человека. Как же познать жизнь (прояснить экзистенцию)? Либо философией, выявляющей истинное бытие человека, либо через саму жизнь. Второй путь — познание па грани жизни и смерти, те. тогда, когда человек находится в кризисе (болезнь, война и т.д.). Здесь человеку открывается его подлинная суть и ее эк­
    зистенция.
    254 Каким же увиделась Ясперсу экзистенция современного мира Бог забыт, природный мир принесен в жертву технике и науке. Но научная рациональность терпит кризис. Человек теряет свое Я и стремится быть как все. Толпа — иррациональная неуправляемая сила, жаждущая наживы, наслаждений и иллюзорного равенства, — подавляет личность. Что же делать человеку Бороться за свою свободу и права, но избегать насилия. Слушать гениев, а не толпу, и вместе стем стремиться услышать и попять другого человека (те. повышать коммуникацию. Весьма показательна для экзистенциализма онтология немецкого философа Мартина Хайдеггера. Мысль его движется не от всеобщего бытия (нем. Sein) к частному бытию человека (нем.
    Dasein) — «здесь-бытию», а наоборот. Поэтому понятие «Dasein» выступает основой его экзистенциальной онтологии. В чем преимущество человеческого «здесь-бытия»? Только оно может вопрошать о бытии вообще и о самом себе. Забвение бытия, в том числе и вопроса о смысле бытия, — болезнь классической философии и всего человечества. От «вопрошаиия бытия логика Хайдеггера следует к понятиям «бытие-в-мире» (in-der-Welt-sein) и «бытие-с-другими» (Mit sein). Ведь человек не существует изолированно от мира и других людей. А это накладывает па пего обязанность не только вопрошать, пои заботиться о мире и другом человеке. Тем более когда над ним нависла опасность. Чувство опасности и даже страха бытия оказалось очень созвучным душевному состоянию философа, некоторое время сотрудничавшего с немецкими нацистами (согласился стать ректором Фрейбургского университета. Более того, Хайдеггер делает вывод (достаточно спорный, что существование в страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть нечто иное, как бытие к смерти. Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно — набраться мужества взглянуть в лицо бытию к смерти, те. своему Ничто. К концу жизни Хайдеггер отказывается от рационального познания бытия и обращается к восточной философии (дзэн-буд­
    дизму и др, мистический язык которой, по его мнению, более подходит для выражения невыразимых вопросов. Возможно, именно в ней он нашел опору в борьбе со страхом бытия к смерти.
    255
    Важные проблемы человеческой жизни поднимают французские экзистенциалисты — философствующие писатели Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Это смысл жизни, отношение к смерти, выбор, сущность и существование человека.
    Сартр пишет, что у вещей сущность предшествует существованию. Например, нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким он должен быть. У человека все иначе существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уже после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что цепного в этих абстрактных рассуждениях Идея о том, что никто (Бог, случай и т.д.) не предписывает человеку его сущность и нравственный облик Человек делает себя сам Он выбирает и песет ответственность за выбор. Свобода человека неистребима. Закономерно, что активная жизненная позиция побудила
    Сартра и Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман Чума
    Камю закапчивает предупреждением — микроб чумы никогда не умирает намекая тем самым па микробы фашизма и других заразных болезней человечества. Большое внимание Камю уделяет проблеме самоубийства. Стоит ли жизнь труда быть прожитой — вопрошает он в Мифе о Сизифе. К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю не верит в Бога, в высшие миры и бессмертие человеческого духа. Тем не менее жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. Насколько убедительно такое обоснование, каждый может поразмышлять самостоятельно. Вообще Сартр и Камю, как и другие экзистенциалисты, придают большое значение пограничным ситуациям человеческой жизни — стрессу, болезни, войне и т.д. Именно в этих ситуациях человек начинает задумываться о смысле жизни и обретает свою подлинную экзистенцию, те. познает себя и саму жизнь. Актуальную для XX в. проблему поднимает испанский философ и общественный деятель Хосе Ортега-и-Гассет. В своей известной работе Восстание масс (1930 г) ои говорит об опас-
    Никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он выбирает и песет ответственность за свой выбор. Из философских мыслей Жана Сартра

    256 пости разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы — тревожный феномен XX в. Опасения философа оказались иеиап- распыми. Примерно с середины столетия порожденная псевдоцеи- постями толпы массовая культура, как раковая опухоль, все стремительнее стала пожирать здоровые духовные начала личности и общества.
    13.8. ПРАГМАТИЗМ Своеобразной разновидностью позитивизма явился прагматизм — оригинальное американское идейпо-философское течение. Его основные идеи были выдвинуты в е годы XIX в. американским философом и логиком Чарльзом Пирсом (1839—1914). Позже эти идеи развивали В. Джемс (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952), С. Хуки другие. Прагматизм (от гр. «прагма» — дело, действие, именуемый иногда инструментализмом, получает наибольшее развитие вначале в, в период дох годов. Философия прагматизма — порождение американского образа жизни и соответствующей ему системы ценностей. В эпоху промышленного развития почетное место высшей национальной ценности занял доллар. А самым престижными уважаемым занятием явилось делание денег. Сначала в среде бизнесменов, затем в массовом сознании па- чал распространяться утилитарный подход к жизни те. такое отношение, где любой объект, любое явление рассматривались сточки зрения его полезности в достижении определенной цели. Эта цель — успех, понимаемый прежде всего как обогащение. Вот такие умонастроения, усиленные желанием ряда философов преобразовать религию в нечто более полезное, закономерно привели к расцвету прагматизма. Каковы же его основные идеи Делать то, что окупается — вот главный лозунги вместе стем принцип отношения к жизни, провозглашенный
    Джемсом. Цель жизни человека — достижение благополучия и счастья через обогащение. Все, что этому способствует, хорошо. Философские размышления на абстрактные темы о сущности, смысле и законах бытия — пустая грата времени. Философский принцип отношения к жизни, провозглашенный В. Джемсом в своей философии прагматизма, — делать то, что окупается.
    257
    Философия должна быть лишь методом решения конкретных жизненных проблем Познание — средство преодоления определенной затруднительной ситуации. При этом, как писал Дыои, любые идеи, теории, системы должны служить устранению ка­
    кой-либо конкретной трудности или неприятности. Таким образом, прагматисты ценят сугубо практический аспект познания. Что есть критерий истины Только польза, удобство или успех. Если какая-либо идея способствует пользе (читай — обогащению) — значит она истинная. Очевидно, что такая логика не предполагает следование этическим принципами одобряет любое аморальное действие. Например, если идея в случае необходимости обокрасть ближнего способствует собственной пользе, значит, следуя логике прагматиста, она хороша и является истинной. Ненужно быть пророком, чтобы попять, во что превратится общество, если люди будут руководствоваться такими заповедями. Прагматизм сильно искалечил менталитет и культуру американцев. Везде — в политике, пауке, экономике и даже в образовании — он оставил свой отпечаток. Например антиинтеллекту­
    ализм Дыои повлиял па реформу системы образования. Он писал У громадного большинства человеческих существ интеллектуальный интерес не является господствующим Поэтому школа должна исходить из потребностей и интересов детей и учить их прежде всего, как добыть кусок хлеба Такой подход поддержали психологи С. Холл, Э. Торпдайк, другие ученые и практики. В
    1918 г. Национальная Ассоциация Образования (НАО) закрепила четыре главные цели средней школы подготовить 1) хорошего гражданина, 2) хорошего члена семьи, 3) хорошего производителя,
    4) хорошего потребителя. Об укреплении духовного стержня и расширении позпапий молодого человека — пи слова. К чему это привело Км годам в американских школах лишь 13 % учащихся старших классов изучали физику, 27 % — алгебру, 30 % — химию, 22 % — иностранные языки. До 75 % учебного времени занимали дисциплины по выбору. Какие Авто- вождепие, машинопись, косметика, деловая арифметика, кулинария, спорт, театр, издание школьной газеты и т.д.
    1
    Десятки лет интеллектуальный потенциал нации поддерживался силами ученых-эмигрантов, которых долларовый насос выкачивал из всех стран мира. Проблему осознали только в 1957 г,
    ' См Малъкава ЗА. Исторический урок американской школы // Педагогика. 1998.
    №4.
    258 когда разоренный войной СССР запустил первый искусственный спутники продемонстрировал активное развитие пауки и техники. Немалую роль в этом, разумеется, сыграла широкая, фундаментальная советская система образования. С этого момента Америка начинает корректировку педагогических, образовательных и научных программ. Усиливается критика прагматизма. В е годы влияние прагматизма ослабевает. Его подавляют другие позитивистские течения, а в е годы - экзистенциализм. Однако в е годы поднимается новая волна — неопраг­
    матизм (У. Куэйп, Н. Гудмеи и др методологический прагматизм (Н. Решер). Растворившись в различных философских и научных школах, идеи и ценности прагматистов до сих порока зывают мощное влияние на научное и массовое сознание Америки.
    13.9. ПЕРСОНАЛИЗМ Персонализм — одно из течений западной философии XX в. Начинает формироваться в конце XIX в. в России (НА. Бердяев, ЛИ. Шестов, позже НО. Лосский, С.Н. Булгаков) ив Америке Б. Боун, Дж. Ройс и их последователи — У.Хокипг, М. Калкипс и др. Дальнейшее развитие этого направления связано с Францией, где вокруг журнала «Esprit» (основан в 1932 г) объединилась группа философов Эммануэль Мунье (1905—1950), Жан Лакруа
    (род.в 1900 га также П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикер. Название течения происходит от латинского слова личность и указывает па признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Мир сотворен Богом — верховной Личностью теизм. В этом мире существует множество сознаний, воль и личностей — принцип идеалистического плюрализма. Таким образом личность есть фундаментальная онтологическая категория персоналистов. Но это, по их мнению, не предполагает индивидуализма, который формирует изолированного от природы и общества индивида. Личность в персонализме существует в других и через других. В познании персонализм указывает пароль неповторимого субъекта — индивидуального человека — в противовес абстрактному субъекту познания классической философии. При этом Личность — фундаментальное онтологическое понятие, первичная реальность и высшая ценность персоналистов.
    259
    крайне низко оценивается познавательная и направляющая роль пауки. Только религиозная философия способна указать четкие жизненные ориентиры. Французский персонализм принимает четкую аптикапиталис- тическую направленность. Муиье говорит, что при капитализме власть денег переворачивает все вверх ногами — человеку важнее иметь, чем быть. Но марксистский коммунизм ему тоже не правится — он порождение материи. Мупье призывает к «персопа- листской и общинной революции. Результатом этого духовного и экономического обновления должна явиться община в которой преодолены тоталитарные и индивидуалистические тенденции. Важное место в персонализме занимает идея трансцендирова-
    ния — те. самоопределения и развития человека с опорой па Бога Абсолют, который направляет личность и общество. В последней четверти XX столетия персонализм практически сходит с философской арены. Некоторые его идеи подхватывают другие западные течения — феноменология, экзистенциализм, философская антропология и др.
    13.10. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ В широком смысле феноменология есть раздел философии, изучающей феномены (гр. — учение о феноменах. Это понятие использовали многие философы — Гете, Кант, Гегель, Брептапо. В более узком смысле это название философского учения Эдмунда
    Гуссерля (1859—1938), которое создается па рубеже XIX—XX вв. и активно развивается его последователями (М. Хайдеггер, О. Беккер, Е. Фипк — Германия, М. Мерло-Попти, Э. Левипас, М. Дюфрепп — Франция, А. Шутц, М. Натансон, А. Гурвич — Америка и др. Центральное место в учении Гуссерля занимает тема сознания и его феноменов. Здесь он рассматривает ряд наиболее существенных черт сознания
    — сознание — непрерывный и необратимый поток переживаний
    — сознание заключает в себе определенные формы — феномены, которые доступны выделению и изучению
    — сознание характеризуется направленностью на что-либо (ип- тепциопалыюсть);
    — сознание объединяет познавательные акты (поэзис) и предметное содержание (поэма
    — сознание способно осознавать и мыслить бытие и т.д.
    260 Помимо отмеченных, Гуссерль выделяет еще целый ряд признаков и качеств, через которые он моделирует сознание. Важная задача феноменологии — попытка раскрытия смысла предмета, при которой бытие не противопоставляется сознанию. Предмет есть отражение царства чистых истин или доопытпых смыслов. Познание предметов есть поток сознания, целостный ив тоже время независимый от субъекта познания и его конкретных психических актов. В целом феноменология Гуссерля это стремление изучить впеопытпые и впеисторические структуры сознания. Или, как он сам ее определял, — это наука о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе
    1
    В течение всего XX в. феноменология занимала значительное место в западной академической философии.
    13.11. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В широком смысле философская антропология — это раздел философии, в котором изучается природа (сущность) человека, его происхождение, специфика и смысл бытия. В узком смысле, — одно из течений западной, прежде всего немецкой, философии в
    XX в. Возникает оно в е годы под влиянием общего поворота к человеку. Главные представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Центральной проблемой философской антропологии явился человек. А главной задачей — разработка общей (синтетической) концепции человека. Характерно, что многие сторонники философской антропологии уклонялись от изучения сущности человека, полагая, что человек — существо незавершенное.
    Шелер в своей работе Положение человека в космосе (1928 г) ставит задачу позпапия человека во всей полноте его бытия. Но пион, пи его последователи (Гелен, Ротхаккер и др) эту задачу в полной мере не решили. Вместо синтетической концепции философская антропология предстала в виде отдельных антропологических теорий биологической, психологической, религиозной и других паправлеппостей.
    Подробнее о феноменологии ем. Реале Д, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1998 Т. 4. С. 369-384; История философии Запад - Россия - Восток. В 4 кн. / Под ред. ИВ. Мотрошиловой. М, 1998. Кн. 3. С. 168—181.
    261
    Например, Шелер характеризует человека как духовное существо, обладающее способностью чистого созерцания вещей. У
    Плесспера человек в силу утраты своей самости обреченна вечный поиски самосовершенствование. У Гелена человек как существо биологически недостаточное склонен к деятельности и самореализации в различных формах культуры. В целом сторонников философской антропологии разделяют па физикалистов, социобиологов и структуралистов. Первые исходят из закономерностей физического развития и опираются па физическую картину мира (Куайп, Смарт, Армстронг). Вторые пытаются редукциопировать (низвести) поведение человека и его социокультурную жизнь до определенного генотипа биологического вида (Лоренц, Рыоз, Уилсоп). Третьи полагают, что человек не имеет своей самости, он представляет выражение некой целостности. Отсюда вместо свободы говорится о роли и функции
    (Лсви-Строс, Фуко и др. В е годы философская антропология вытесняется экзистенциализмом. Позже она сливается с другими течениями западной философии и науки (глубинная психология, структурализм и др. Несмотря па неудачи антропологов, их идея о построении целостной концепции человека получила в научной среде заслуженное внимание и дальнейшее развитие.
    13.12. ГЕРМЕНЕВТИКА Данное понятие используется в двухосновных значениях. В общем смысле это есть искусство и теория истолкования текстов. В Древней Греции подобную функцию выполнял бог Гермес, которому предписывалось разъяснять смертным волю богов. В Средние века герменевтика привлекается для толкования Библии с ее многозначными затемненными символами. В эпоху Возрождения герменевтика понимается как искусство перевода античной философии и литературы. Важную роль в распространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог Фридрих Шлейермахер
    (1768—1834). Для пего герменевтика явилась прежде всего методом понимания чужой индивидуальности. В изучаемом тексте она проясняет внутренний, главный смысл, который сокрыт от нормативной интерпретации.
    262 Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей
    (1833-1911) применяет герменевтику в исторической интерпретации письменно зафиксированных жизненных проявлений Тут он подчеркивает важность психологической реконструкции текстов. Однако понимает, что ее недостаточно для объективного общезначимого познания чужой жизни. Дальнейшее развитие герменевтики как науки межчеловеческого понимания связано с Мартином Хайдеггером. Для него эк­
    зистенция есть понимание бытия. При этом судьбу бытия определяет язык. Не человек говорит языком, а скорее язык говорит человеком Язык - это дом бытия. В узком смысле герменевтика - одно из философских течений, становление которого связано с немецким философом Гансом Гадамером (род. в 1900 г. Центральный вопрос этого течения -
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38


    написать администратору сайта