Главная страница
Навигация по странице:

  • Махатмы Мории

  • 13.1. Кризис классического рационализма. Новые пути философии. 13.2. Философия жизни А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон.

  • 13.4.2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм Махи Авенариус. 13.4.3. Третий позитивизм неопозитивизм. 13.5. Истины Сокровенной Мудрости Е.Г1. Блаватская и теософия.

  • 13.6. Открытие бессознательного 3. Фрейд и психоанализ. 13.7. Экзистенциализм человек через призму существования. 13.8. Прагматизм. 13.9. Персонализм.

  • 13.10. Феноменология. 13.11. Философская антропология. 13.12. Герменевтика. 13.13. Назад к Канту неокантианцы. 13.14. Назад к Гегелю»: неогегельянцы.

  • 13.15. Учебная и дополнительная литература.

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница25 из 38
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38
    Танджур Передача толкований (Собрание толкований) — составляет порядка 225 томов и представляет собой собрание различных разъяснений и комментариев к учению Будды, изложенному в Капджуре. Тибетская буддийская литература изучена наукой очень слабо. Многие произведения никогда еще не переводились на европейские языки. То, что Запад зпает о тибетской философии, прежде всего является заслугой таких исследователей Востока, как Чома де Кереш, Е.П. Блаватская, А. Дэвид-Ноэль, В.И. Эванс-Вентц, ЮН. Рерих, и некоторых других. Так, например, к числу самых загадочных книг тибетского эзотеризма принадлежит книга «Дзиан», в которой в символической форме описываются прошлые и будущие периоды развития Космоса, Земли и человека. Фрагменты книги
    «Дзиап» разъяснялись Е.П. Блаватской в фундаментальном произведении Тайная Доктрина, написанном под руководством
    Махатмы Мории и Махатмы Кут Хуми. Специалисты полагают, что произведения, подобные книге
    «Дзиап», составляют в тибетской философии особый сокровенный пласт, храпящий до поры до времени многие тайны космического и человеческого бытия. Основой этого пласта является малоизвестная эзотерическая система Калачакра
    (Колесо Времени или Колесо Закона, представляющая собой квинтэссенцию учения Владык Мудрости. Выдающийся востоковед XX столетия ЮН. Рерих, в частности, прямо отмечал, что система Ка­
    лачакра была теснейшим образом связана с таинственной
    Шамбалой, откуда она была принесена в Индию (вторая половина X в, а чуть позже (XI в) — ив Тибет. По его мнению, авторство целого ряда трудов по Калачакре-мулатаптре принадлежало различным правителям Шамбалы. Среди переведенных и опубликованных па европейских языках тибетских произведений особое место занимают «Бардо Тхедол»
    — так называемая тибетская Книга мертвых, посвященная странствованиям сознания в топких мирах после смерти тела человека
    ' См Рерих ЮН. К изучению Калачакры // Свет Огня. Рига, 1990. С. 72. Произведения, подобные книге «Дзи­
    ап», составляют в тибетской философии особый сокровенный пласт, храпящий до поры до времени многие тайны космического и человеческого бытия.
    217
    Биография йога Миларепы», составленная его учеником Речуп- гом; Драгоценные четки — собрание йогических наставлений, приписываемое Двапю-Лхардже (гуру Гампо-па); Йога Великого Символа составленная индийским буддистом Сарахой и получившая большое признание в Тибете Йога шести доктрин — собрание сочинений различных авторов, посвященное развитию паранормальных способностей Йога перенесения сознания — изложение практики развития автономности сознания фрагменты книги «Дзиан» и комментарии из книг «Киу-те», посвященные проблемам космогспеза, антропогенеза и теогепеза (духовного преображения человека в Высшее Существо, положенные в основу ряда произведений Е.П. Блаватской и Фрапчиа Ла Дыо.
    12.3.4. Основные положения и специфика тибетского буддизма философия и практическая йога Как отмечалось выше, в тибетском буддизме существовали различные школы и течения. Говоря о тибетской буддийской философии, мы предполагаем прежде всего так называемый чистый буддизм, весьма близкий к учению Калачакра и иным Сокровенным Доктринам. Онтология Согласно буддийской метафизике, Реальность имеет два уровня — физический (мир плотной материи) и метафизический (мир бесплотного духа. Воплощенное в материю (в тело) сознание поддается иллюзии (майе) физического бытия. Оно не различает, где есть подлинная, вечная реальность (те. неограниченное духовное бытие, а где ее видимость (те. непостоянное, конечное материальное бытие. В материальном мире все вещи изменчивы и претерпевают постоянные преобразования, которые регулируются законом кармы, те. законом причинно-следственной обусловленности. Ничего независимого в материальном мире нет. Материя — кристаллизованная энергия Вселенского Сознания, продукт его (Сознания) мыслетворчества. Материя реально существует, по это лишь объективно воспринимаемая иллюзия. Непросветленное сознание видит только материю, и все. Просветленное видит запей Вселенское Сознание (Духи понимает всю иллюзорность материи, материального мира и материального бытия. Материя — кристаллизованная энергия Вселенского Сознания. Философии тибетского буддизма

    218 Жизнь есть вечное, единое целое, наполняющее всю Вселенную. Существует бесчисленное множество разнообразных форм жизни — как низших, по отношению к человеку, таки высших. Высшие формы жизни не связаны с плотными материальными телами. Это есть духовные образования. Мало людей способны достичь таких состояний в настоящий период эволюции. Большинство тяготеют к чувственной, животной жизни. Это главное препятствие на пути их духовного развития и освобождения. Антропология Человек, по убеждению тибетских лам, не имеет первородного греха и не песет никакого божественного проклятия. Он свободен и сам творит свою судьбу в пределах личной, общественной и планетарной кармы. Тибетские буддисты, как и индийские, признают теорию реинкарнации. Однако в буддизме, в отличие от индуизма, бессмертие личной души отвергается. Напомним, что буддийская метафизика считает бессмертным только Вселенское Сознание — Космический Духовный Принцип. Каждое человеческое существо содержит индивидуальный аспект Вселенского Сознания. Этот аспект (луч) составляет основу его сверхличпого духовного сознания (индивидуальность, которое проявляется через каждую новую личность в каждом новом рождении. Таким образом, личная душа (личное сознание) смертна. Но безличное духовное сознание индивидуальность) человека бессмертно, так как является частью вечного Вселенского Сознания. Оно отражается в каждом живом существе — нов разной форме и интенсивности, как Солнце отражается в море, озере или капле росы. Согласно буддийской теории постоянной изменчивости вещей, личная душа человека каждое мгновение изменяется, хотя человек в течение земной жизни не теряет непрерывности сознания, те. ощущения своего Я. Учение об освобождении Так как все живые существа являются частями единого Вселенского Целого — Вселенской Жизни, то до тех пор, пока последнее живое существо не получит освобождения, не может быть полного блаженства для всех остальных. Буддийское учение о спасении сильно отличается от христианского и исламского учений о рае-аде, в которых одни существа могут вечно блаженствовать (рай, а другие — вечно страдать ад. Буддисты верят, что все живые существа рано или поздно вырвутся из сансары и достигнут освобождения (нирваны. Вселенское Сознание отражается в каждом живом существе, как Солнце отражается в море, озере или капле росы. Философия тибетского буддизма
    219
    Как указывал Гаутама Будда, нирвана не может быть описана земным языком и попята ограниченным земным разумом. Отмечается лишь, что это есть особое состояние сознания, когда оно получает освобождение от власти материи. Но это не смерть сознания, как ошибочно полагают некоторые исследователи, а его существование виной, космической форме. Итак, высшая цель буддийской духовной практики (дхармы) — освобождение от материального бытия и оков личного сознания, что, в частности, означает
    1) преодоление невежества (авидьи);
    2) разрыв замкнутого круга перевоплощений в мире страданий в сапсаре);
    3) достижение освобождения сознания и его растворение во Вселенском Сознании (нирвана. Каким же должен быть метод освобождения Никакая вера или неверие в Бога, никакое слепое исполнение религиозных обрядов, полагают архаты буддизма, не приблизит человека к освобождению. Путь к нему лежит через усердное духовное совершенствование, которое может быть ускорено лишь праведной йогой. Только йога помогает человеческому духу (сознанию) овладевать материей — телом, чувствами, умом, природными стихиями и т.д. Поэтому суть (цель подлинной йоги — разрушение невежества и установление связи (ассимиляция) между личными Вселенским Сознанием. Это ведет к освобождению. Существует множество различных разновидностей йоги. Одни из них являются подготовительными и вспомогательными, как, например, хатха-йога или кундалини-йога. Другие — истинными высшими, как, например, бхакти-йога, жпапи-йога, карма-йога или раджа-йога. Существует также множество прикладных йогических методик, как, например, тумо-йога (методика развития внутренней тепловой энергии. Буддийская йога Буддизм, не только индийский, пои китайский, японский, монгольский и, конечно, тибетский, — это, вот личие от христианства и ислама, непросто религия и теология, а система практической йоги, основанной па мощной этико-фило- софской платформе. Тибетская буддийская йога, как и классическая индийская йога, включает следующие основные аспекты Путь к освобождению лежит через усердное духовное совершенствование, которое может быть ускорено только праведной йогой. Философия тибетского буддизма
    220
    — общая мировоззренческая и этическая подготовка
    — дисциплина тела
    — дисциплина дыхания
    — дисциплина чувств
    — дисциплина ума. Обобщенно можно сказать, что буддийская йога — это этическая и психофизическая практика, направленная на духовное развитие человека. Что же требует от ученика этический кодекс буддийской йоги Если сказать коротко — праведной жизни по высшей мерке нравственных норм. Вот, например, десять вещей, которые йогам предписывается избегать.
    1. Избегай гуру (учителя, сердце которого приверженок обретению мирской славы и имущества.
    2. Избегай друзей и последователей, которые приносят вред спокойствию твоего разума и духовному росту.
    3. Избегай убежищ и мест жизни, где встречаются многие лица, которые раздражают и отвлекают тебя.
    4. Избегай обмана и воровства как средства обеспечения твоего благосостояния.
    5. Избегай таких поступков, которые вредят твоему разуму и мешают твоему духовному развитию.
    6. Избегай актов легкомыслия и бессмысленности, которые принижают тебя в уважении других.
    7. Избегай бесполезного поведения и поступков.
    8. Избегай умалчивания твоих недостатков и обсуждения вслух недостатков других.
    9. Избегай такой пищи и привычек, которые вредны твоему здоровью.
    10. Избегай таких привязанностей, которые внушены жадностью и скупостью. Приведенные выше положения составляют лишь ничтожную часть требований к этическому облику духовного ученика. Когда его нравственные принципы достаточно укрепились (а па это могут уйти десятки лет жизни, Наставник переходит к психофизической практике. Главная цель психофизической практики — развитие духовного сознания йогипа и связи с Космическим (Вселенским) Со Драгоценные четки // Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Киев, 1993. Т. С. 112-113.
    221
    знанием. На высших ступенях йоги, утверждают тибетские ламы, человек приобретает невиданные силы и полностью преображает свою внутреннюю природу, в результате чего становится бодхисаттвой или буддой. А если выразиться более понятным нашему современнику языком, — становится духовным Космическим Существом способным существовать тысячи миллионы) лет вне тела как разумное энергетическое (полевое) образование. Буддисты полагают, что каждый человек при должных последовательных усилиях способен достичь такой ступени эволюции жизни и разума. На более низших стадиях йогической практики ученик получает (естественным образом или через специальные упражнения) различные психические и физические паранормальные способности. В Тибете наибольшей популярностью среди буддийских йогов пользовались следующие практические методики
    — методика развития внутренней тепловой энергии (тумо). Мастера этого вида йоги никогда не носили никакой теплой одежды даже в суровые тибетские зимы. В ветреную морозную ночь, совершенно нагие, они могли растапливать теплом своего тела проталину в снегу диаметром до 1,5 метров
    — методика развития мысленного общения — то, что на Западе называют телепатией
    — методика развития ясновидения и яспослышапия;
    — методика лечения силой психической энергии
    — методика защиты силой психической энергии
    — методика перенесения сознания. Согласно буддийской эзотерической доктрине, йоги, овладевшие этой методикой, были способны пожеланию переносить свое сознание из одного тела в другое, как оператор переносит дискету с информацией с одного компьютера па другой и заставляет его работать в режиме необходимой ему программы
    — методики телепатического сопровождения сознания умершего в топких мирах. В настоящее время в обществе увеличивается интерес к изучению практической йоги Многие молодые люди пытаются осваивать различные методики развития психических сил без необходимой подготовки и руководства опытного духовного наставника. Следует их предупредить, что самостоятельное изучение и опробование этих методик также опасно для легкомысленного ученика, как и самостоятельное изучение боевой гранаты.
    222 12.4. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Радхакришнан С Индийская философия. Вт. Т. 2. М, 1993.
    2. Чаттерджи С, Датта Д Индийская философия. М, 1994.
    3. Мюллер. М Шесть систем индийской философии. М 1901.
    4. Брахман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии // Мудрость Востока. Бишкек, 1993. С. 305-374.
    5. Степанянц М.Т. Восточная философия Вводный курс. Избранные тексты. М, 1997.
    6. Фэн Ю-ланъ. Краткая история китайской философии. СПб,
    1998.
    7. Абаев Н.В. Чапь-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М, 1989.
    8. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М, 1970.
    9. Перелемов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М, 1981.
    10. Лю Гуань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие // Мудрость Востока. Бишкек, 1993. С. 177-304.
    11. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М,
    1994.
    12. Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Вт. Киев, 1993.
    13. Тибетская книга мертвых (Бардо Тедол). М, 1992.
    14. Рерих ЮН К изучению Калачакры // Свет Огня. Рига,
    1990.
    15. Блаватская ЕЛ Тайная Доктрина. Вт. М, 1991.
    16. Малерб М Религии человечества. М СПб., 1997.
    17. Васильев Л.С. История религий Востока. М, 1998.
    18. Бросс Ж Духовные учителя. СПб., 1998.
    Тема 13 ЗАПАДНАЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.) Содержание учебного материала
    13.1. Кризис классического рационализма. Новые пути философии.
    13.2. Философия жизни А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
    А.Бергсон.
    13.3. У истоков экзистенциализма С. Кьеркегор.
    13.4. Позитивизм как реформа философии.
    13.4.1. Первый позитивизм Конт, Милль, Спенсер.
    13.4.2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм Махи Авенариус.
    13.4.3. Третий позитивизм неопозитивизм.
    13.5. Истины Сокровенной Мудрости
    Е.Г1. Блаватская и теософия.
    13.6. Открытие бессознательного 3. Фрейд и психоанализ.
    13.7. Экзистенциализм человек через призму существования.
    13.8. Прагматизм.
    13.9. Персонализм.
    13.10. Феноменология.
    13.11. Философская антропология.
    13.12. Герменевтика.
    13.13. Назад к Канту неокантианцы.
    13.14. Назад к Гегелю»: неогегельянцы.
    13.15. Учебная и дополнительная литература.
    224 13.1. КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА НОВЫЕ ПУТИ ФИЛОСОФИИ Примерно с середины XIX в. западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились со­
    циально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблема также особенности философского мышления Нового времени. В классической западной философии XVII- начала XIX в. господствовала рациональная парадигма Корни ее уходят в глубины античности. Активное формирование происходит в период Возрождения. С началом Нового времени она укрепляется, а в XVIII в. становится доминирующей. Ее краеугольный камень - принцип разумности бытия когда разум понимается достаточно абстрактно и широко не только как индивидуальный человеческий, но и как внеиндивидуальный - Мировой Разум, Божественный Разума природные законы и духовная культура - как проявление природного и человеческого разума. Этот камень покоился, образного воря, на трех китах, которые составляли основу рациональной парадигмы. Они так или иначе признавались подавляющим большинством европейских философов.
    Во-первых, предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются не слепыми, но разумными законами (божественными, природными, духовными и т.д.).
    Во-вторых, преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком (гносеологический оптимизм) с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого все же осмысливает опять разум.
    В-третьих, философы не сомневались, что, используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Научный разум, полагали просветители, способен разрешить все проблемы. При этом следует заметить, что наука к тому времени уже практически отказалась отряда фундаментальных идей эзотерической и религиозной философии, с которой она решительно разрывала свои Парадигма — общая модель, система принципов и образцов постановки, решения или понимания какой-либо проблемы. Это многомерность бытия, многомерность сущности человека, его духовная эволюция и Духовные Существа, превышающие человека по уровню своего развития.

    225
    связи. Распространялся механистический материализм. Научное и общественное сознание продолжало дистанцироваться от универсальных этических принципов. Несмотря па это, человек поверил в свои силы и прогресс. Но действительность — научная и социально-историческая, — как того и следовало ожидать, оказалась намного сложнее и неоднознач­
    нее. Например, широко распространившиеся в Старом и Новом Свете спиритические, медиумические и иные феномены подрывали наивный материализм устоявшихся научных и философских теорий. Общественные процессы также мало оправдывали надежды па торжество научного, просвещенного разума. Заметного усовершенствования человека и общества не наблюдалось. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно. Социальные напряжения возрастали. В Европе, да и не только в пей, шли бесконечные войны. Австрия воевала с Италией (1821—1849, 1866 г, Англия и Франция — с Китаем (Опиумные войны 1839-1842 гг.), Пруссия - с Францией (1870-1871 гг.), Россия - с Турцией (1806-1812, 1828-1829, 1853-1856 гг.) и Францией (Отечественная война 1812 г, Англия — с США (за Канаду —
    1812—1814 гг.). Параллельно то и дело вспыхивали восстания солдат в австрийских войсках, негров в США, луддитов в Англии, силезских ткачей в Германии, сипаев в Индии, декабристов в России и т.д.) и революции (1848—1849 гг. — буржу­
    азно-демократическая революция в Германии, 1848 г. — февральская революция во Франции, 1848—1849 гг. — революция в Австрийской империи. Расширялись колониальные завоевания. Одна только Франция колонизировала Гвиану, Алжир, Тунис, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Сенегал, Мали и другие страны. Несмотря па развитие науки и промышленности, свирепствовали голод (Англия, Ирландия — 1845—1847 гг.) и эпидемии (Россия и Франция, обрушивались периодические экономические кризисы (Англия - 1819, 1825, 1866, 1873-1878 гг., Германия -
    1857 г, США - 1837 г, Франция - 1825-1826, 1846-1848,
    1866-1867 гг.). Все это подмывало устои классической философской парадигмы. Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности усовершенствования общества и исторического прогресса. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира начало XX в) интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма — важнейшего основания пауки.
    226 В философии усиливалось брожение. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период (середина XIX в) появляются ростки новых философских направлений которые прорастут и обильно зацветут уже в XX в. А некоторые из них продолжат свое развитие ив веке. В целом в западной философии XIX—XX вв. можно выделить три линии развития
    1) критика и отказ от классического рационализма (см. схему 25);
    2) защита и возрождение классического рационализма
    3) синтез классической рациональной философии, иррациональной метафизики, научных и религиозных теорий на базе эзотерической философии. Первая (критическая) линия проявилась в творчестве А. Шо­
    пенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона, у которых наметился отказ от принципов классической философии. От них получат начало три новых философских течения философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон),
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38


    написать администратору сайта