Главная страница
Навигация по странице:

  • Легизм

  • Милетская школа — наименование учений ранних греческих философов-физикалистов из города Милет (Фалес, Аваксимапдр, Апаксимеп). Миманса

  • Редукционизм

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница21 из 38
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38
    Космоцентризм — специфическая черта античной философии особенно ранней, основная проблематика которой была связана с космосом. Креационизм — религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.
    Легизм — одна из школ древней китайской философии. Либидо — термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение. Логика — учение о законах рационального мышления.
    Локаята — материалистическая философская школа в Древней Индии. м Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия па человека, животных и природные процессы с помощью определенных обрядов и ритуалов. Материализм — общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от пе­
    го начала идеального (духовного. Материя — объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи.
    Махатма — Великая Душа. Духовный титул выдающихся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической
    408 традиции Махатмами принято называть Великих Учителей
    Шамбалы — сверхчеловеческих духовных Индивидуальностей, намного опередивших основную массу земного человечества по своему этическому, интеллектуальному и энергетическому развитию.
    Махаяна — одно из течений (большая колесница) в буддизме. Медитация — концентрация сознания па какой-либо идее или предмете либо на пустоте (ментальное безмолвие. Метафизика — 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия, те. о некой Высшей Реальности 2) учение, противоположное диалектике, в котором мир воспринимается вне взаимосвязи и развития. Метемпсихоз — «иереодушевлепие» — понятие древнегреческой философии, тождественное терминам «реинкарнация» и переселение душ.
    Милетская школа — наименование учений ранних греческих философов-физикалистов из города Милет (Фалес, Аваксимапдр,
    Апаксимеп).
    Миманса — одна из ортодоксальных школ древней индийской философии. Основана Джаймипи примерно во II
    в. до н.э.
    Мин-цзя — философская школа имен (логиков, диалектиков, софистов или спорщиков) в Древнем Китае. Мистическая философия — общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и использовании. Мистический — таинственный, тайный. Мифология — самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления.
    Моизм — философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Див в. до н.э. Монада — единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования. (Например, в учении Лейбница или теософии) Монизм — точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию. Разновидности монизма материалистический, идеалистический, пантеистический.
    409

    Ji Натурфилософия — философия природы направление в философии, отличающееся умозрительным подходом к изучению природы. Неоплатонизм — одно из самых влиятельных философских течений эпохи поздней античности. Было основано па учениях Пифагора и Платона. Неопозитивизм — течение в европейской философии первой половины XX в. Один из этапов развития идей позитивизма. Начинается с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.
    Неотомизм — философская школа в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основана па идеях Фомы Аквипского. Нигилизм — в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке. Номинализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий универсалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов. Ноосфера — в широком смысле сфера разума, формирующаяся па планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека. Ноумен — в широком смысле скрытая сущность явления или процесса, которая постигается только разумом, по не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органами чувств.
    Ньяя — одна из школ ортодоксального направления в древнеиндийской философии. Объект — пассивное начало, воспринимающее действие. Объективный — в широком смысле независимый от субъекта, существующий сам по себе. Оккультизм — общее название учений, восходящих к Сокровенной Мудрости, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования. Онтология — философское учение о бытии.
    410 п

    Панентеизм — учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Личностью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма. Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Разновидности — анимизм, гилозоизм и др. Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является Личностью или неким Существом, а представляет собой активное духовное Начало — силу (энергию, пронизывающую мир в каждой его частице. Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях. Парадокс — противоречие нарочитое, остроумное столкновение тезисов или суждений. Патристика — общее название учений ранних христианских богословов и философов (II—VIII вв). Перцепция — восприятие. Плюрализм (субстанций — точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. (Например, монады в учении
    Г.Лейбпица.) Позитивизм — философское течение, возникшее в Европе вначале в. и признающее право на существование только за позитивными пауками. Постулат — положение (аксиома, принимаемое в качестве основы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности. Потенция — в широком смысле возможность осуществления определенного действия. Провиденциализм — религиозная концепция исторического процесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план спасения человека. Прогресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малооргапизоваппых форм к высшим, высокоорганизованным. Пространство — одна из форм существования материи способность материальных тел занимать определенное местоположение, граничить друг с другом.
    411
    Психоанализ — 1) метод в психотерапии, разработанный
    3. Фрейдом; 2) общее название группы философских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи учения 3. Фрейда, ив частности его психоаналитический метод. Р Развитие — необратимые, направленные изменения. Основные типы развития прогресс, регресс, циклическое развитие, одно- плоскостное развитие, революция, эволюция. Рационализм — философское направление (гносеологическая концепция, признающее разум основной способностью познания человека. Рациональный — связанный с разумом. Реализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий. Революция — резкие, быстрые, скачкообразные изменения сложных систем. Один из типов развития. Регресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным.
    Редукционизм — методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены па основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему. Релятивизм — методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания. Рефлексия — направленность мышления пасам процесс мышления — его формы, причины, следствия. С Сакральный — священный.
    Санкхья — одна из ортодоксальных школ древней индийской философии. Секуляризация — освобождение общества и человека от власти церкви и религии.
    412 Сенсуализм — философское направление (гносеологическая концепция, признающее чувственное восприятие основной (главной) формой человеческого познания. Синтез — в широком смысле соединение в единое целое. Сокровенная Мудрость — символическое название духовных учений Великих Учителей Шамбалы. Софизм — логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка, выдаваемое за истинное. Спонтанный — самопроизвольный. Субстанция — сущность нечто, лежащее в основе первоначало всех вещей. Субстрат — материальная основа какого-либо предмета или явления. Субъект — активное начало, направляющее (производящее) действие. Суфизм — мистическое течение в исламе, близкое эзотерической философии. т Теизм — религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мири управляющая им из трансцендентных (запредельных, падмировых) областей бытия. Тенденция — направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону. Теология — богословие, учение о Боге. Теософия — дословно Божественная Мудрость. Течение в эзотерической философии.
    Теоцентризм — специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии признавался Бог. Трансцендентный — выходящий за рамки чувственного опыта находящийся за пределами ограниченного бытия запредельный. Утопия — в широком смысле некоторое построение (проект, реальное воплощение которого практически недостижимо.
    413
    ф Фатализм — мировоззрение, рассматривающее жизнь в качестве цени предопределенных событий. Феномен — явление, воспринимаемое на основе чувственного опыта.
    Хинаяна — одно из течений (малая колесница) в буддизме. Христианство — одна из главных мировых религий. Возникла па Ближнем Востоке в I—II вв. пашей эры. Основана па духовном учении Иисуса Христа, которое в церковном христианстве претерпело ряд существенных изменений.
    Чарвака — материалистическое философское учение в Древней Индии. Часто отождествляется с локаятой. Эволюция — плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организованности. Один из типов развития. Эзотерическая философия — общее название тайных (скрытых) философских учений, малодоступных широким массам. Единым источником эзотерических учений считается таинственная
    Шамбала — Духовная Обитель Великих Учителей человечества. Эквивалентный — равноценный, равнозначный, одинаковый, тождественный. Экзистенциализм — философия существования, одно из круп- пых западных философских течений в XX в.
    Экзистенция — существование. Эклектика — неорганичное соединение разнородных частей и элементов в единое целое. Название философских школ (эклектические школы) в Древней Греции и Древнем Китае.
    414 Эманация — в широком смысле истечение, распространение. У неоплатоников — переход от высших стадий (уровней) космического бытия к низшим. Эмпиризм — философское направление (гносеологическая концепция, признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания. Эмпирический — связанный с опытом. Эпикуреизм — материалистическая школа в древней греческой философии. Основатель — Эпикур. Эпистемология — философская теория познания, учение опознании. Эсхатология — религиозное учение оконце мира и человека. Этика — одна из философских наук, предметом которой является мораль и нравственность. Язык — система знаков, используемая для мышления, обще пия и письма.

    11.7. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М, 1989. Ч. 1. С. 169-247.
    2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. МС Радугин А.А.
    Философия. М, 1997.
    4. Философия / Под ред. В.Д. Губина и др. М, 1997.
    5. Спиркин А.Г. Философия. М, 1998.
    6. История философии в кратком изложении / Перс чешек.
    И.И. Богута. М, 1991.
    7. Реале Д, Аитисери Д Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 3. СТ. С. 31-55, 5 9 -
    107, 111-133.
    8. История философии Запад — Россия — Восток. / Под ред.
    Н.В. Мотрошиловой. В 4 кн. М, 1996. Кн. 2. С. 326-494.
    9. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Мапельмап и др. МС Кузнецов В.Н.
    Немецкая классическая философия второй половины начала XIX века Учебное пособие для университетов. М, 1989. П Гулыга А.В.
    Из истории немецкого материализма. М, 1962.
    12. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М, 1986.
    13. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века.
    Капт. Фихте. Шеллинг. Гегель. Фейербах. М, 1976.
    14. Философский энциклопедический словарь. М, 1983. Тема 12 ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ) Содержание учебного материала
    12.1. Индийская философия в постклассический период.
    12.1.1. Адвайта-веданта Шри-Шанкары.
    12.1.2. Теизм Рамануджи.
    12.1.3. Развитие индийского буддизма после Гаутамы Будды.
    12.1.4. Религиозная философия индуизма.
    12.2. Китайская философия в постклассический период.
    12.2.1. Историческое развитие Китая в постклассический период политика и философия.
    12.2.2. Возрождение даосизма и неодаосизм.
    12.2.3. Возникновение и развитие китайского буддизма.
    12.2.4. Конфуцианство и неоконфуцианство в постклассическую эпоху.
    12.3. Зарождение и развитие тибетской философии.
    12.3.1. Основные исторические этапы становления тибетского буддизма. Здесь мы имеем ввиду Средневековье и Новое время в европейской периодизации, те. период от начала I тыс. до XIX в.
    181

    12.3.2. Философские течения и религиозно-монашеские объединения (ордены) в тибетском буддизме.
    12.3.3. Тибетский буддийский Канон.
    12.3.4. Основные положения и специфика тибетского буддизма философия и практическая йога.
    12.4. Учебная и дополнительная литература.
    12.1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Наиболее интенсивное развитие индийской философии происходило в течение ведического и классического периодов примерно II—I тыс. до н.э.). Именно в это время разрабатываются оригинальные, глубокие и масштабные философские системы самых различных мировоззренческих ориентации. Разумеется, в постклассический период развитие индийской философии не остановилось. Но оно носило уже другой характер. Новые, самостоятельные учения появлялись все реже. Мудрецы, как правило, обращаются к комментированию уже существующих философских сутр, их обоснованию или критике. В целом развитие индийской мысли в этот период укладывалось в схему противоборства двухосновных традиций — ведической или индуистской (философские школы, основанные па Ведах, и буддийской. К первой из них можно отнести следующие влиятельные течения и школы — адвайта-веданту Шанка­
    ры, теизм Рамапуджи, вишнуизм, ши­
    ваизм и шактизм. Ко второй относится буддизм в лице его двухосновных религиозных направлений — махаяпы и хина­
    яны, и четырех философских школ — вайбхашики, саутраптики, йогачары, мадхьямики. Материалистические философские школы в этот период значительного влияния не имели.
    1
    Сутра (санскр) - рукопись, манускрипт, трактат. Традицию ведической философии в постклассический период развивали
    •адвайта-всдапта
    (Шри-Шапкара)
    • вишишт-адвайта
    (Рамануджа)
    •вишнуизм
    • шиваизм
    • шактизм
    182 12.1.1. Адвайта-веданта Шри-Шанкары К числу самых величайших философов Индии принадлежит
    Шапкара — философ, поэт, ученый, религиозный реформатор, духовный подвижники йог-мистик. Время его жизни окончательно не установлено. Самые распространенные версии — середина или конец VI вили вв. Родился Шапкара в семье брамина. Рано проявил любовь к познанию. Любил читать, изучать науки и Веды. Знал йогу. Одним словом, если использовать современные определения, Шапкара был вундеркиндом. В течение своей короткой жизни (полагают, что он прожил всего 32 года) он успел сделать невероятно много. Выступив активным защитником религиозного учения, он одновременно явился и духовным реформатором. Итогом его духовных усилий стало создание философской системы — адвайта-веданты, повлиявшей на дальнейшее развитие индийской мысли. Среди последователей эзотерической традиции распространена одна интересная легенда, связанная с личностью Шанкары. Полагают, что он являлся воплощением одного из Высших Духовных Существ, что ставит его в один ряд с Кришной, Зороастром, Буддой и Христом. Более того, Тайная Доктрина усматривает определенную мистическую связь между Буддой и Шапкарой. На языке эзотерической метафизики это называется частичное воплощение энергетических элементов тонких (астрального и ментального) тел Будды в топких телах Шанкары». Также утверждают, что
    Шапкара, подобно Будде и Христу, не умер, а продолжил свое существование в духовном теле среди других адептов Шамбалы, о чем знали, но крепко молчали несколько его ближайших учеников. Главные философские труды Шанкары — комментарии на основные Упапишады, «Бхагаватгиту» и «Веданта-сутру». Он продолжает традицию Вед, по выступает против засилья религиозного ритуала и формального отправления обрядов. Главное, по его мнению, — это духовное знание Будучи ведаптистом, Шапкара пе отвергает и буддийские идеи, которые использует в своей философской системе. Учение о мире Философия Шанкары — адвайта-веданта. Ад- вайта» означает лишенный двойственности, или, как говорили европейские философы, монизм. Мир, полагает индийский мыслитель, появляется из единого духовного начала — Брахмана, который является Абсолютным Бытием. Множественность вещей в ' См Блаватская Е. Тайная Доктрина. Новосибирск, 1993. Т.З Отдел XL1JI.
    183
    мире есть вселенская иллюзия (майя. Истинная реальность — это только Бог (Брахман, который силой майя создает иллюзию мира явлений, мира, не являющегося реальным бытием. Человек верит в эту иллюзию множественности и разделенное™ и не понимает, что она есть покров истинного бытия — бытия Бога. Шанкара отрицает изменения как в Боге, таки в мире, который есть его магическое иллюзорное порождение. Изменения — лишь иллюзия. Чаще всего Шапкаре ставили в упрек то, что в своей онтологии он не объясняет бытие, а устраняет его, так как считает иллюзорным. Вместе стем нельзя сказать, что иллюзию объективного бытия Шапкара понимает как сон. Он говорит о двух видах реальности — объективной (вовремя бодрствования) и субъективной вовремя сна. Однако полагает, что и таи другая являются проявлением вселенской иллюзии бытия, хотя и иллюзии разных видов или порядков. Учение о Боге В адвайте-веданте Бог рассматривается в двух смыслах. Первый — это обычный религиозный, или практический, смысл. Здесь Бог именуется Сагупа Брахман (Брахман со свойствами, атрибутами, или Ишвара. Такой Бог — Всемогущее Существо во Вселенной, которое творит, управляет и разрушает мир. Такое понимание Бога, полагает Шапкара, допустимо использовать в практических религиозных целях. Но оно является искаженным, те. неистинным, и это нужно понимать. Во втором, истинном смысле Бог есть изначальная причина мира, существующая вне всякой связи с ним. Здесь Бог не является существом и не имеет ничего общего с теми свойствами, которые ему приписывают люди. Такого Бога Шапкара называет
    Нпргупа Брахман (Брахман без атрибутов, или Парабрамаи, — неопределенная, абстрактная Реальность, существующая выше Брахмана. Или, если сказать более изящно и привычно, — Абсолютная Реальность. Вот прямая аналогия. Актер может играть па сцепе царя. Но царь — это только сценический образ. Это и есть Сагупа Брахман, те. иллюзорный Бог. Истинные атрибуты Бога, как и истинные свойства актера, совсем другие. Тот, кто это видит, понимает разницу между общепринятыми представлениями о Боге (Сагупа Брахман) и Богом Истинным (Ниргупа Брахман, скрытым за иллюзией вселенского бытия. Этот последний Боги есть Парабра­
    маи — Абсолютная Реальность. Таким образом, учение Шанкары о Боге не является теизмом. Некоторые историки философии называют его сверхтеизм. Мы полагаем, что это есть одна из разновидностей пантеизма.

    184 Учение о человеке Человек состоит из души, плотного и топкого (невещественного) тел. Тело — иллюзия бытия. Душа — истинное бытие. Душа тождественна Брахману. Так как никакого разделения па множественные элементы, по убеждению Шапкары, не существует, то души принадлежат Брахману и являют с ним единое целое. Плотное тело смертно. Топкое тело и душа переселяются в другое тело. Будучи связанной со смертными телами, душа забывает, что она часть Брахмана. Она отождествляет себя с телом и его чувственными, животными желаниями. Когда человек говорит Я, он подразумевает свое тело и не знает, что истинное Я (эго) — это не тело, чувства и мысли, а вечный дух
    (Атмап). Цель жизни человека — достичь освобождения (мукти) от власти иллюзии (майи) и материального бытия (сапсары). Путь освобождения — осознание тождества между человеческим Я
    (эго) и Духом (Брахманом. Если это происходит, тоне имеет значения, в каком состоянии будет находиться душа — в телесном или бестелесном она всегда остается свободной.
    12.1.2. Теизм Рамануджи Известный индийский религиозный мыслитель Рамапуджа родился в 1027 г. в Южной Индии. Рано потерял отца. Еще в юности начал изучать веданту. Со временем стал аскетом (сапияси- ном) и приобрел большую популярность в пароде. Философские размышления Рамануджи развивались в русле вишнуизма. Как и Шапкара, он был сторонником адвайта-веданты, те. монизма. Но, во-первых, его монизм предполагал некоторые ограничения (вишеша), поэтому его учение получило название вишишт-адвайта, те. ограниченный монизм. Во-вторых, понимание Бога у него имело теистический характер. Рамапуджа написал получившие широкое признание комментарии к «Брахма-сут­
    ре», «Бхагаватгите», а также ряд других произведений. Учение о Боге Абстрактное, слишком философское понимание Бога у Шапкары многих не удовлетворяло. Не все служители культа, да и миряне, могли смириться с мыслью, что мир — иллюзия, а Бог не имеет личных качеств и не касается жизни живых существ. Теизм Рамануджи, те. понимание Бога как Личности, оказался ближе народным массам, чем пантеизм Шапкары. На-
    Истшигое Я человека — это потело, чувства и мысли, а вечный дух (Атман). Из философски мыслей Шри- Шанкары

    185
    родное понимание Бога требовало персонификации. Рамаиуджа давали обосновывал ее. По его мнению, Бог (Брахман) есть абсолютное, всемогущее Существо, обладающее Личностью, те. оно способно желать, мыслить, чувствовать, совершать действия и т.д. Бог включает в себя материю и отделенные (друг от друга) души живых существ. Учение о мире Мир сотворяется Богом (Брахманом) из самого себя. Точнее — из материи, которая, как отмечено выше, есть часть (атрибут) Брахмана. Сотворение мира и появление душ живых существ — реальный акт (не майя. Равно как и существование мира есть реальность (не майя. Понятие майя Рамаиуджа не отвергает. Но трактует его иначе, чем Шапкара, те. как некую магическую силу Бога, которую Он иногда использует для создания необычных (чудесных) вещей. Мир сначала находился вскрытом, едином и пепроявлеином состоянии (пралайя). Бог пробуждает мир к объективной (проявленной) жизни. Сначала появляются три топких элемента — огонь, вода и земля. Им соответствуют три тонких качества — саттва, раджас и тамас. Затем элементы и их качества смешиваются, ив результате появляется множество разнообразных вещей. Учение о человеке Человек имеет тело, душу и сознание. Сознание не есть сущность или некая субстанция, а только свойство души. Душа — это эго человека, его собственное Я, которое выражается через сознание. Душа и сознание изначально не связаны с телом, так как существуют вечно. Вместе стем души могут зависеть от тела. Причина заключается в карме которая связывает души (заставляет их воплотиться) с соответствующими им телами. Душа может освободиться от тела через деятельность исполнение религиозных обрядов) и понимание (изучение ве­
    данты). Однако человеческих усилий для освобождения недостаточно. Необходимо участие Бога. Освобождение (мокша), по мнению Рамапуджи, не есть растворение души в Безличном Абсолюте, как полагал Шапкара. Это есть преодоление всех ограничений. Душа достигает Бога, по не сливается с ним. Она избавляется от всяких чувственных устремлений и поэтому не возрождается в теле, те. существует над круговоротом воплощенного бытия (над сапсарой). Карма заставляет души воплощаться в соответствующих им телах. Но душа может освободиться от необходимости телесного воплощения. Из философских мыслей Рамануджи
    186 12.1.3. Развитие индийского буддизма после Гаутамы Будды После смерти Гаутамы Будды его учение продолжало развиваться и приобретать своих новых последователей. Примерно через 200—300 лет буддизм получил в Индии широкое распространение. Значительную роль здесь сыграл Ашока (III в. до н.э.) — индийский император из династии Маурьев, который развернул активную просветительскую деятельность, посылая буддийских миссионеров нести слово дхармы по всему Востоку. Параллельно, сразу после смерти Будды, начинается процесс дробления ранее единого буддизма па многочисленные течения, школы и секты. Во времена Ашоки уже существовало около 20 различных религиозных сект. Как известно, наиболее мощными и влиятельными течениями религиозного буддизма являются хина­
    яна (малая колесница) и махаяпа (великая колесница. Буддизм хинаяны господствовал в Индии примерно с III по I в. до н.э. В I—II вв. н.э. ранний буддизм, в том числе и хинаяна, приходит в упадок. Начинается активное возрождение брахманизма. Однако полного подавления буддизма в этот период еще не происходит. Зарождается и интенсивно развивается его повое течение — махаяпа, которое оказалось ближе и доступнее широким массам, нежели хинаяна. После правления индийского царя Канишки (первая половина
    I тыс) развитие буддизма в Индии затормозилось. Индуизм (видоизмененный брахманизм) быстро набирает силу и к концу I тыс. уже практически полностью вытесняет буддизм из культурного пространства Индии. Почему буддизм не прижился в Индии и был вытеснен традиционными религиозными культами Историки по-разному отвечают па этот вопрос. Мы полагаем, что главная причина заключается востром противоречии между прогрессивными этико-социальпыми идеями буддистов и ортодоксальными представлениями браминов (служителей культа в брахманизме. В частности, это касается кастовой системы социального устройства индийского общества, которая активно поддерживалась браминами и остро критиковалась буддистами. Объективно в трансформации кастовой системы были заинтересованы многие. Однако в силу высокого традиционализма индийского общества влияние брахманизма и браминов па народные массы оказалось сильнее. В результате буддизм был подавлен ортодоксальным индуизмом.
    187
    Вместе стем развитие буддизма на Востоке не прекратилось. Он легко распространялся и вписывался в иные национальные культуры. Вначале тыс. н.э. буддийские центры (как хинаяны, таки махаяпы) стали появляться в Китае, Тибете, государствах Индокитая и других странах. Влияние буддизма па культурное развитие этих стран оказалось весьма благотворным. Новый период в развитии буддизма приходится па конец
    XIX—XX в. Учение Гаутамы Будды приобретает популярность уже не только в Азии, пои в Европе, Америке и России. Итак, в буддизме существует два основных религиозных направления (хинаяна и махаяна) и четыре основные философские школы (вайбхашика, саутраптика, йогачара и мадхьямика). Рассмотрим их немного подробнее.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38


    написать администратору сайта