Главная страница
Навигация по странице:

  • Чэн-Чжу

  • Тилопа (X—XI вв.), Наропа

  • Тисонедэуэна

  • Марпа

  • 1. Орден Кадам-па

  • Цзонг капа Здесь придают особое значение изучению буддийской философии во всех ее аспектах. Далай-лама и Таши-лама принадлежат к Гелуг-па. 3. Орден Карджиут-па

  • 4. Орден Нъинма-па

  • Гелуг-па желтые шапки) и Нъинма-па

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница24 из 38
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38

    ань-цзы (IV—III вв. до н.э.). Первая линия — идеалистическая Позже она породит так называемую конфуцианскую школу новых текстов Сторонники этой школы считали Конфуция сыном божественного Черного Императора и приписывали ему магические сверхъестественные способности. К этой школе был близок Дуй Чжуп-шу. Вторая линия развития конфуцианства — реалистическая (Сюапь-цзы) — породила так называемую школу старых текстов Конфуция в пей считали не богочеловеком, не правителем, а просто мудрецом. Известные представители этой школы — Ян Сюн (I в. до н.э.) и Ван Чун (I в. н.э.). В эпоху правления Ципь конфуцианство находилось в упадке. Возрождается оно и получает государственное признание в эпоху Хапь. В этот период вводятся экзамены для государственных чиновников па основе конфуцианства (II в. н.э.). В дальнейшем это учение с переменным успехом господствовало в идеологической сфере Китая вплоть до XX в. Стабиль- пая политическая ситуация и сильная государственная власть способствовали укреплению конфуцианства. В периоды соци­
    ально-политических смут оно уступало свои идеологические позиции даосизму и буддизму. Наибольший расцвет конфуцианства приходится па XI—XII вв. (династия Супина в. династия Мин. Полное исключение конфуцианства из куль-
    Главные линии развития конфуцианства идеалистическая
    (Мэн-цзы) реалистическая
    (Сюань-цзы)
    208 турпой жизни страны произошло в XX в. — в период так называемой культурной революции, осуществлявшейся иод руководством лидера коммунистического Китая — Мао Цзэдупа. Однако в последней четверти XX в. учение Конфуция было реабилитировано. Формирование неоконфуцианства Вначале тыс. н.э. в Китае наблюдалось активное развитие даосской и буддийской философии. На первый план выдвинулись метафизические проблемы законы космической эволюции, судьба мира и человека, духовное совершенствование человека. Конфуцианские философы вынуждены были включиться в поиски решений этих не совсем традиционных для них проблем. С этого момента начинают закладываться основы неоконфуцианства.
    У его истоков стояли Ван Тун (VI—VII вв.), Хань Юй и Ли Ао
    ( V I I I -
    IX вв.). Основные идейные источники пеокопфуциапства:
    — само конфуцианство
    — буддийская и даосская философия в виде чапь-буддизма;
    — даосская религия с космологией школы «ипь-яп». В целом неокопфуциапство как самостоятельное философское течение оформляется в XI в. ив значительной мере представляет собой развитие мистико-идеалистической линии Мэн-цзы. Главные цели этого нового течения были таковы
    — восстановление подлинного (первоначального) конфуцианства
    — выработка ответов па актуальные философские вопросы, выдвинутые даосизмом и буддизмом. Первым эти вопросы начал решать конфуцианский мыслитель
    Чжоу Дуньи (XI в. На основе Книги перемен он разрабатывает космологическую проблематику Его главные работы называются План Великого Предела, Объяснение плана Великого Предела. В них происходит развитие идей древней китайской диалектики. Существует Беспредельное, рассуждает Чжоу Дуньи, и Великий Предел. Последний пребывает в первом. Движение Великого Предела порождает принцип ян.
    Когда движение достигает предела, оно становится покоем. Покой порождает принцип инь. Когда покой достигает предела, вновь появляется движение. Движение и покой постоянно порождают друг друга. Когда ян
    и инь разделяются, появляются два принципа (формы) вещей. Их видоизменения порождают пять стихий — Воду, Огонь, Дерево, Металл, Землю.
    209
    Подобная космолого-оптологическая проблематика в конфуцианстве никогда не занимала центрального места, и уж тем более ее познание не считалось самоцелью. Конечная цель учения Конфуция и его последователей — обучить человека, как стать совершенномудрым. Неоконфуциапцы, разумеется, не могли обойти эту проблему. По их мнению, метод духовного совершенствования человека прости доступен — это есть его обыденная, повседневная естественная жизнь Здесь очевидно влияние чань-буддизма. Вот как поясняет эту идею пеокоифуциапский космолог
    Чжан Цзай. Совершеппомудрый, говорит он, познал, что жизнь ничего не дает а смерть ничего не отнимает Следовательно, человеку остается естественно жить, исполняя свой природный и общественный долг. А когда придет время, необходимо естественно умереть. Таким образом, неоконфуцианские космологи не пытаются осмысливать бытие человека за пределами обыденной земной жизни и не объясняют, зачем человеку надо вообще жить и становиться совершенномудрым. Онтология пеокопфу- цианства лишена подлинной метафизики в ее буддийском или христианском понимании. А значит, цели и смысл бытия человека неизбежно ограничиваются рамками земного бытия. Постепенно в пеокопфуциапстве стали выделяться два течения, которые спустя некоторое время оформились в две самостоятельные школы. У истоков одной из них стоял Чэн И (XI—XII вв.), учение которого развили завершил Чжу Си
    (XII в. Школу стали называть школой
    Чэн-Чжу или ли сюэ (учение о принципе Иногда ее называют школой платоновских идей, так как она оказалась очень близка к метафизике Платона. У истоков другого течения стоял Чэн Хао (XI в) — старший брат Чэн И. Продолжил его работу Лу Цзю-юань (XII ваза вершил Ван Ян-мин (Ван Шоу-жэпь) (XV—XVI вв.). Течение стали называть школой Лу-Вана или синь-сюэ (учение о серд­
    це-сознании). Главный вопрос, в решении которого разошлись эти школы, — соотношение природы и сознания. Главная цель фуциапства — чпть человека коп- обу- как стать «совершенно­
    мудрым». Крупнейшие философские школы в неокон­
    фуцианстве: школа Чэн-Чжу учение о принципе) школа Лу-Вана учение о серд­
    це-сознании»)
    210 Школа «ли-сюэ» (учение о принципе)

    Чжу Си в средневековом Китае был одним из самых авторитетных философов па протяжении нескольких сотен лет. Китайская система государственных экзаменов основывалась па его комментариях к «Четверокпижию» (Лунь Юй», «Мэп-цзы»,
    «Чжуп юн, Да сюэ» — главные книги в пеокопфуциапстве), которые считались эталонной трактовкой конфуцианства. Основу учения Чжу Си составляет ли Этим понятием он, как и Чэн И, обозначает абстрактные пршщипы или прообразы вещей — то, что Платон называл эйдосами (идеями Ли говорит Чжу Си, — это цзи (образец, стандарт, прототип) любой вещи. Он существует до ее появления в материальном мире. Такой стандарт или предел имеют все вещи, в том числе и сам космос — вместилище этих вещей. Предел космоса охватывает ли всех вещей, поэтому он называется «Тай-цзи», те. Великий Предел. Понятием ци Чжу Си обозначает материю. Без нее, полагает он, существовали бы только ли (прообразы) вещей и весь мир оставался бы за пределами форм. Космология этого мыслителя близка к теории Чжоу Дупь-и
    (инь-ян взаимодействуют и порождают пять элементов а они формируют материальный космос. Проблема соотношения природы и сознания решается так природа и сознание отличны друг от друга. Первая — это ли Второе — это духовная способность. Духовные способности, в том числе знание и интуиция, происходят отсоединения ли и ци в человеке. Суть человеческой природы — ли человечности, который присутствует в каждом Ли един для всех людей Ци у каждого свое. От пего зависят различия людей, так как существуют чистые Щи замутненные. Люди, имеющие замутненное ци, невежественны и злы. Так объясняется происхождение зла в человеке. Метод духовного совершенствования человека есть доведение знания до конца (те. до Великого Предела. Как это достигается Через постижение сути вещей и почтительность сознания. Проще говоря, человеку необходимо познавать ли

    первопричины вещей. Это дает ему просветление. Основой социально-политической философии Чжу Си также выступает понятие ли Он указывает, что государство имеет ли государственности. Этот ли — совершенный принцип управления, который знали, использовали и оберегали совершепномуд-
    Рые цари прошлого. Если государство управляется в соответствии с этим совершенным принципом, оно процветает. Если отходит т него, оно бедствует.
    211
    Школа «синь-сюэ» (учение о сердце-сознании») В этой школе проблема соотношения сознания и материальной природы решается совершенно иначе. Лу Цзю-юапь утверждает Космос — это мое сознание, а мое сознание — это космос Иначе говоря, природа и сознание есть одно и тоже. Между ними нет различия. Есть только один мир, одна природа и один космос — это мир сознания. Сознание — это есть ли. Позже эти идеи развил Ван Ян-мин. Вывод его теории таков космос (природа) — это единое духовное целое, сущность которого есть сознание (ли.
    Ban Яп-мин уделяет большое внимание учению о совершенствовании человека. Его основа — этические принципы (три струны) и принципы практической жизни (восемь малых нитей. Что такое три струны Это
    1) проявление сиятельной добродетели
    2) любовь к людям
    3) достижение высочайшего блага. Второе и третье — это и есть сущность сиятельной добродетели, те. истинной извечной природы сознания, которая едина для всех живых существ. Что такое восемь малых нитей Это
    1) доведение знания до конца (те. расширение благомыслия»);
    2) постижение сущности вещей (те. исправление дел
    3) искренность мысли
    4) исправление сознания
    5) самосовершенствование
    6) наведение порядка в семье
    7) упорядочение государства
    8) успокоение Поднебесной Империи
    1
    Важный аспект этической антропологии Ван Яи-мипа — идея
    «благомыслия». Суть ее заключается в следующем каждый человек изначально потенциально является совершенпомудрым. Он знает в душе, что есть Благо, а что есть Зло. Но чтобы стать реальным мудрецом, надо раскрыть (расширить) свое «благомыс- лие», те. слушать его и следовать ему. И, наконец, о почтительности сознания которую в пеокоп- фуциапстве считали необходимым аспектом духовного совершенствования. Проблема заключалась в ответе па вопрос к чему
    1
    Подробнее см Фэнь Ю-линъ. Краткая история китайской философии. СПб.,
    1998. С. 332-334.
    212 кому) должен быть почтительным стремящийся к совершенствованию Чэи Хао (школа «синь-сюэ») отвечает четко надо сначала постичь самое главное — жэнь (гуманность, человечность, а потом следовать ей с почтительностью. В школе ли сюэ» такой ясности нет. Ее критиковали зато, что ее последователи хотели по­
    пять суть вещей, не познав, что есть главное. Отмеченная проблематика занимала в пеокопфуциапстве центральное место вплоть до конца XIX в, когда последователи Конфуция начали активно впитывать идеи западной философии (см, например, Кап Ю-вэй — тема 15). Тогда на первый план стали выдвигаться конкретные социально-политические и этические проблемы.
    12.3. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТИБЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    12.3.1. Основные исторические этапы становления тибетского буддизма Когда говорят о тибетской философии, то подразумевают, конечно, тибетский буддизм, который принято называть ламаизмом. Понятие ламаизм происходит от тибетского слова лама, означающего старший, учитель, духовный наставник. Тибетское понятие лама есть аналог индийского понятия гуру. Ламаизм формируется в VII—XV вв. па основе различных течений индийского и китайского буддизма (прежде всего тантрического буддизма) и древней тибетской религии боп-по. В ламаизме можно выделить два уровня поверхностный (или экзотерический) и внутренний (или эзотерический. В первом из них преобладало влияние боп-ио и тантризма. Эта разновидность буддизма имела религиозно-мифологическую окраску. Второй уровень формировался под влиянием Сокровенной Мудрости (прежде всего Учения Калачакра) и имел философскую окраску.
    Религиозно-мифологическое учение бон-по (бон было широко распространено в Тибете задолго до появления там буддизма.
    Боп-по — классический образец ранних, племенных религиозных верований, связанных с анимизмом, верой в духов, обожествлением сил природы, шаманизмом и магической практикой. Ламаизм — тибетская национальная разновидность буддизма.
    213

    Тантризм зародился в Древней Индии и представлял собой культ плодородия и жизни. Он легко проник в индуизм и активно развивался водном из его религиозных течений (в шиваизме). Позже (примерно в середине I тыс. н.э.) тантрические идеи и ритуалы внедряются ив буддизм. Под влиянием тантризма некоторые буддийские течения становятся менее аскетичными. Ритуальная сексуальная практика в этих течениях начинает восприниматься в качестве метода духовного освобождения. Буддийский тантризм активно развивается в VII—IX вв. Его центрами стали индийские монастыри-университеты Налапда и Викрамасила. Именно учители тантрического буддизма сыграли важнейшую роль в распространении учения Будды в Тибете. Это прежде всего Падма Самбхава (VIII или IX вв.), Тилопа (X—XI вв.),
    Наропа (XI—XII вв.). Теперь, после этих предварительных замечаний, рассмотрим хронологию развития тибетского буддизма несколько подробнее. Историки полагают, что буддизм проникает в Тибет примерно в V в. До VII вправление короля Сронцзан Гамбо) он не имел гам большого распространения, пока Гамбо и две его жены — индийская и китайская принцессы — не выступили в качестве покровителей буддийского учения. Следующий импульс к своему развитию тибетский буддизм получил в период правления короля
    Тисонедэуэна (VIII в. В это время (VIII или IX вв. — ?) в Тибете появляется индийский учитель тантрического буддизма Пад­
    ма Самбхава. В результате предпринятых им реформ, несмотря па противодействие жрецов бон-по, положение буддизма укрепляется. Но ненадолго. Далее последовал очередной период упадка буддизма, длившийся до XI века. В XI—XII вв., благодаря активной миссионерской, переводческой и реформаторской деятельности ряда буддийских подвижников начинается новая волна развития буддизма. Решающую роль здесь сыграли индийские гуру Атиша, Тилопа и Наропа (XI в ученик Наропы, переводчик санскритских буддийских текстов
    Марпа (XI в ученик Марны, поэт-мистик Миларепа (XI—XII вв.); ученик Миларепы, основатель монашеского ордена Карджиут-па
    Гампо-па (XI—XII вв.). Окончательное укрепление буддизма в Тибете приходится па
    XIV—XV вв. — период крупных реформ, проведенных буддийским философом и подвижником Цзонг капа (Цзопхава — XIV—
    XV вв.). В это время завершается формирование ламаизма, ион принимает облик, в целом сохранившийся до начала XXI в. Тибет
    214 становится не только духовным, пои политическим центром буддизма. Постепеппо укрепляется и возрастает авторитет тибетских духовных лидеров — Далай-ламы и Таши-ламы. Положение буддизма в тибетском теократическом государстве оставалось незыблемым до момента китайской коммунистической агрессии в середине XX в, когда Тибет потерял как свою политическую, таки идейно-духовную независимость. Далай-лама XIV Тепзии Гьят- цо вынужден был эмигрировать в Индию. За ним последовали десятки тысяч тибетских буддистов.
    12.3.2. Философские течения и религиозно-монашеские объединения (ордены) в тибетском буддизме Тибетский буддизм (ламаизм) впитал в себя элементы махаяпы, хинаяны, шиваистского и буддийского тантризма, йоги и боп-по. Это причудливое переплетение различных доктрин и практик часто рассматривают в качестве самостоятельного течения в общем русле буддизма. Называется это течение ваджраяна, те. Алмазная колесница. Некоторые исследователи считают ваджраяпу разновидностью махаяпы. Однако ваджраяна по своему структурному составу и идейному наполнению — явление далеко неоднородное. Она включает четыре основных монашеских объединения (ордена, которые отличаются друг от друга как по мировоззренческим положениям, таки по нормам практической жизни. Почти все они зародились в XI—XII вв. в период активного укрепления буддизма в Тибете.
    1. Орден Кадам-па (Связанные Учением. Основатель —
    Домтон — первый тибетский ученик индийского гуру Атиши. Особенности этого ордена — строгий, аскетичный образ жизни, глубокое изучение этики и метафизики буддизма, медитативная практика.
    2. Орден Гелуг-па (Приверженцы пути добродетели. Этот орден, часто именуемый желтые шапки, возник па основе Ка-
    Дам-па. Оформился в XIV—XV вв. под влиянием реформатора
    Цзонг капа Здесь придают особое значение изучению буддийской философии во всех ее аспектах. Далай-лама и Таши-лама принадлежат к Гелуг-па.
    3. Орден Карджиут-па (Те, кто передают Слово. Основатель — Гампо-па — один из учеников поэта-мистика Миларепы.
    215
    В этом объединении придавали особое значение йоге и устным преданиям, в которых, как считалось, и заключалась сокровенная квинтэссенция духовного учения. Позже этот орден разделился на несколько школ. Главные из них Бруг-па и Карма-па.
    4. Орден Нъинма-па (Приверженцы древних [тантр]»). Его последователей часто называют красные шапки. Это объединение восходит к первым монашеским общипам, основанным Пад-

    мой Самбхавой. В них отсутствовала строгая иерархия и аскетизм. Монахам разрешалось иметь семьи. Последователи этого ордена уделяли большое внимание медитациями магической практике. Развитие ламаизма в Тибете представляло собой не только идейную борьбу буддизма и боп-по, но и противоборство двух главных течений ламаизма — Гелуг-па желтые шапки) и Нъинма-па (красные шапки. В рядах последних сосредоточилось значительное количество всевозможных колдунов, заклинателей, некромантов, таптриков — одним словом, последователей ритуальной магии, которая часто использовалась далеко не в благовидных целях. Подобные практики остро критиковались желтыми шапками, стремившимися к строгой, аскетичной жизни по высшей мерке нравственных норм. Они полагали, что красные шапки искажают принципы буддийской дхармы морального учения, и всячески противодействовали распространению черной магии и тантрических сексуальных ритуалов.
    12.3.3. Тибетский буддийский Канон Тибетским буддийским Каноном называют собрание письменных трудов авторитетных индийских, китайских и тибетских ав­
    торов-буддистов. Каноническим произведениям придается сакральный (священный) характер. Их изучение предписывается каждому искреннему буддисту. Канон делится па две большие части — Капджур и Тапджур.
    Канджур — Передача откровений (Собрание откровений) — считается собранием подлинных наставлений и разъяснений самого Гаутамы Будды, которые были записаны его учениками. Всего Капджур включает около 108 томов. Полагают, что он был составлен па основе Трппитаки — Палийского буддийского Канона. Поэтому, как в Трипитаке, в нем присутствуют следующие разделы
    1. Вппая-питака (собрание наставлений по вопросам устройства сапгхи — буддийской общины Главные течения в ламаизме
    •Гелуг-па (желтые шапки)
    • Нъиима-па красные шапки)
    216 2. Сутра-иитака (собрание наставлений поэтическим вопросам
    3. Абхидхарма-питака (собрание наставлений по философ- ско-метафизическим проблемам.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38


    написать администратору сайта