Главная страница
Навигация по странице:

  • даосов-рационалистов

  • Школа «кун-цзун»

  • Школа «син-цзун»

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница23 из 38
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38
    Главные философские учения в
    постклассическом Китае конфуцианство даосизм буддизм
    197
    держивая народ в его борьбе против политического режима, голода и иных напастей. Во многом близкую даосизму социальную функцию имели буддизм. После падения империи Хапь в 220 г. в Китае начинается затяжной период феодальной раздробленности, политической и экономической нестабильности. Китай непрерывно терзают кочевники, проникающие с сопредельных территорий. В эту эпоху активно развиваются даосизм и буддизм. Социальный хаос прекращается только в конце VI в, когда династия Суй снова объединяет Китай и останавливает междоусобные войны. В последующий период даосизм, конфуцианство и буддизм сохраняют свое влияние в культурном пространстве Китая и господствуют с переменным успехом вплоть до XX в. Западные философские учения проникают в Китай вместе с миссионерами в XVI—XVII вв. Но заметную роль они начинают играть только в XIX в. Здесь начинается другая эпоха китайской философии.
    12.2.2. Возрождение даосизма и неодаосизм Первоначальный (древний) даосизм представлял собой эти- ко-философское учение. Однако со временем появился и другой даосизм — религиозный. Поэтому не следует смешивать дао цзя философский даосизм и дао цзяо (религиозный даосизм. Определенную роль в возрождении даосской философии именно ее мы называем пеодаосизмом) после правления Ципь сыграл представитель конфуцианской школы старых текстов Ван Чун
    (I в. Религиозный даосизм появляется позже — в конце правления династии Хапь (II в. Как он появился Мистические идеи школы «инь-ян» не прижились в конфуцианстве. Они были вытеснены из него школой старых текстов. Постепенно эти идеи начала впитывать даосская философия. В результате этого синтеза появляется религиозный даосизм. Причина была проста — школа «ииь-яп» тяготела к мифологизму и религиозным формам — эти элементы она и привнесла в даосизм. Со временем в нем появляются все атрибуты религии — храмы, ритуалы, священники, священные книги. Мудрец Лао-цзы начинает восприниматься как божество или богочеловек. В даосизме он занимает такое же место, как Христос в христианстве. Разновидности даосизма религиозный даосизм — дао цзяо философский даосизм — дао цзя.
    198 Существовала еще одна, социальная причина появления религиозного даосизма. Философия многим оставалась недоступной. Массам требовалось мистическое учение или религия. Таким учением уже стал буддизм, активно проникавший в китайское культурное пространство. Но это было (пока) чужое, иноземное учение. Религиозный даосизм ощущался своим, национальным ответом индийскому буддизму, что, однако, не помешало даосам заимствовать у буддистов ряд их философских идей и психотехнических практик. Вообще даосизм, особенно религиозно-мистический, и буддизм оказались очень близки между собой. Эта близость породила чапь-буддизм (одно из направлений китайского буддизма, где соединились идеи буддийской и даосской философий. В даосизме существовали различные школы и направления. Мы не будем погружаться в излишнюю детализацию и, следуя за известным историком китайской философии Фэи Ю-лапем, выделим только два крупных течения даосской мысли ностклассического периода — даосов-рационалистов и даосов-сентименталистов. Рациональную традицию в даосской философии развивала школа «сюапьсюэ», название которой переводится как учение о сокровенном Последователи этой школы уважали Конфуция и даже считали его более великим, нежели Лао-цзы и Чжуан-цзы. В III—IV вв. они активно изучали наследие школы имен, в которой, как известно, развивались идеи диалектики. Наиболее значительное философское произведение даосов этого периода — Комментарий к «Чжуан-цзы». Его приписывают китайскому философу Го Сяну
    (III—IVBB.). Некоторые историки полагают, что к этой работе приложил руку и другой философ — Сян Сю
    (III—IV вв.) — старший современник Го Сяпа. Итого, и другого можно назвать патриархами школы учения о сокровенном. В произведении Го Сяпа переосмысливаются некоторые важные идеи и понятия ранней даосской онтологии.
    1. Дао воспринимается как ничто. Это понимание во многом созвучно буддийскому термину «шуиья» (пустота) или абсолютному вакууму современной физики. Сян Сю и Го Сяп, также как и Лао-цзы и Чжуан-цзы, отрицают существование некой Абсолютной Личности (существа, создающей весь мири многообразие вещей. Неодаосы полагают, что все вещи порождаются дао, те. возникают из ничто.
    2. Вещи самопорождаются из дао естественным образом (ду

    хуа) и постоянно взаимодействуют друг с другом.
    199

    3. Космос (мир) непрерывно изменяется следовательно, изменяется и общество. Поэтому должны изменяться и социальные нормы, мораль. Но здесь нет нигилизма. Неодаосские мудрецы просто полагали, что новой общественной форме должно соответствовать и новое содержание (те. нормы, законы и мораль.
    4. Неодаосы используют традиционные даосские понятия
    ювэй (деяние) и увэй
    (недеяние). Но они наполняют их новым смыслом. Так, позволить свободно осуществляться социальным изменениям, допустить свободное развитие способностей человека, не вмешиваясь в эти естественные процессы произволом своей воли, - это «недеяние». Вмешиваться в общественные изменения, пытаться сохранить старые формы, принципы и нормы или пытаться навязывать человеку какие-то схемы развития - это деяние. Как известно «недеяние»
    в даосизме ценится выше, чем деяние.
    5. Как человеку обрести полную свободу и счастье Выйти за пределы мира ограничения и разделения вещей. Иначе говоря, отождествить себя с космосом, или Небом (Тянь,
    Тянь-ди). Очевидно, что неодаосизм наполнен мистическим натурализмом. Совершенствование (развитие) человека здесь рассматривается как приобщение к космосу и растворение в его беспредельности. В целом в неодаосском учении о сокровенном угадываются элементы эзотерической философии. Существует предание, что некоторые даосские патриархи получали наставления от самих Великих Учителей Шамбалы. Итак, в том, что «недеяние» превосходит деяние, естественное выше искусственного, а жизнь в обществе в согласии с естественным ходом вещей (цзы жань) лучше, чем жизнь по выдуманным человеческим предписаниями нормам мин цзяо), все последователи неодао­
    сизма не сомневались. Но вот дальше единство нарушалось. Одни (назовем их рационалистами полагали, что нужно жить естественно, следуя своему разуму. Другие (назовем их сентименталистами думали, что нужно жить естественно, следуя силе своего внутреннего побуждения (желания или чувства. Крупнейшие течения философского даосизма в постклассическую эпоху рационализм школа «сюань- сюэ» - учение о сокровенном) сентиментализм учение о жизни согласно побуждению.
    200 Учение о жизни согласно побуждению наиболее радикально представлено в седьмой главе даосского трактата «Ле-цзы» (па- чалов, которая называется Ян Чжу». Интересные описания такого стиля жизни встречаются ив работе «Ши шо синь юй» — Новые рассказы, по миру ходящие, составленной Ли И-ципом
    (V в. В качестве иллюстрации приведем один фрагмент. Ван Хуэй-чжи жил в Шаньинь. Однажды ночью его разбудил сильный снегопад. Открыв окно, он увидел вокруг сияющую белизну. Вдруг он вспомнило своем друге Тай Куе. Он немедленно сел в лодку и отправился к нему. Ему потребовалась целая ночь, чтобы добраться до дома Тая, но, уже собравшись постучать в дверь, он остановился и вернулся домой. Когда его спросили, почему он так поступил, он ответил Я отправился по побуждению получить удовольствие от встречи с ним, оно закончилось, поэтому я отправился назад. Зачем мне видеть Тая Не следует думать, что идея даосов-септимеиталистов о жизни согласно побуждениям имела своей целью подчинить человека исключительно спонтанным желаниями отказ от всякой разумности. Цель, вероятно, находилась дальше — через улавливание топких импульсов и устремлений души приблизиться к естественности и внутренней гармонии. Однако порой это, что очевидно, принимало довольно странные формы. В раннем даосизме проводилась идея о преодолении эмоций и чувственных устремлений. Как говорит Чжуап-цзы, совершен помудрый не имеет эмоций. Нов даосизме появляется течение, в котором эмоции занимали значительное место. Разумеется, мы имеем ввиду даосский сентиментализм. Надо отметить, что у даосов эмоционально воспринимались не только и не столько эпизоды личной жизни, сколько явления жизни природной.
    Неодаосы-септименталисты чем-то напоминают европейских философов-ро­
    мантиков. У первых, как и у последних, важную роль играла проблема любви — не абстрактной (духовной, а самой земной. Тем не менее пеодаосы — это не эпикурейцы сих вечной тягой к чувственным удовольствиям. Сексуальная сторона любви воспринималась ими более Шиша сит, юй» — лава 23. Цит. Но Фэн Ю-лань. Краткая история китайской Философии. СПб., 1998. С. 258-259. Совершенно мудрый не должен растрачивать сексуальную энергию, которая даст ему жизненную силу, познание сути вещей, долголетие и бессмертие. Философия даосизма
    201
    сдержанно, элемент эстетизма преобладал над чувственностью. Этому способствовало распространенное даосское убеждение, согласно которому совершеипомудрый пе должен растрачивать сексуальную энергию (субстанцию, которая дает ему жизненную силу, познание сути вещей, долголетие и даже бессмертие. Даосизму свойственны мистическая метафизика и элементы йоги. Значительно повлияли буддизм, в котором, как отмечалось, метафизика и йогическая практика занимают центральное место. Со временем появляется итак называемая даосская йога Этим термином в литературе обозначают даосские методики психотехники. На что они были направлены На укрепление здоровья и продление жизни, а также па развитие скрытых сил человеческого организма — как физических, таки психических. Надо сказать, что даосы в этом действительно преуспели. Многие китайские школы боевых искусств заимствовали у даосов их психотехнические методики. Их применение давало поистине фантастические результаты. Так, например, мастера школы Шаолипь могли без угрозы для жизни и здоровья переносить удар острого меча по голой груди или ломать весом своего тела упирающееся (острием) в меж- ключичпую впадину копье. Наверное, пет необходимости пояснять, что для обычного, нетренированного человека такие упражнения заканчиваются смертью. Однако высшей целью даосской йоги являлись пе эти прикладные достижения, а обретение бессмертия. Причем не физического бессмертия, как полагали многие западные исследователи, а духовного. Здесь начинается самый сокровенный аспект даосизма, который покрыт пе меньшей тайной, чем некоторые эзотерические аспекты буддизма, христианства, ислама и некоторых других духовных учений. Сокровенная Мудрость утверждает, что возможно особое энергетическое преображение человеческого организма, в результате которого сознание, несмотря па смерть тела, приобретает устойчивое автономное существование. Человек становится духовной (бесплотной) разумной сущностью жизнь которой пе зависит от материальных условий. Согласно учению
    Шамбалы, такими сущностями стали Будда, Христос, Махатма
    Кут Хуми, Махатма Мория и некоторые другие высокодуховиые индивидуальности. Высшая цель даосской йоги — обретение духовного бессмертия.
    202 12.2.3. Возникновение и развитие китайского буддизма Предполагают, что буддизм в Китае появляется примерно в I в, во времена правления императора Мин-ди. Сначала буддизм воспринимали в качестве одной из сект даосизма. Будду считали учеником Лао-цзы, а в индийских буддийских сутрах видели переложение Дао дэ цзин». Однако на самом деле причина сходства буддизма и даосизма была в другом — они имели общие эзотерические истоки. В III—IV вв. буддизм усиливает свои позиции, и его начинают воспринимать в качестве самостоятельного философского учения. К концу V в. па территории Китая уже существовало около двух тысяч буддийских центров (монастырей, общий и т.д.). Что же способствовало такому быстрому укреплению и распространению буддизма Во-первых, социально-политическая обстановка в Китае — бесконечные войны, смуты и перевороты. Во-вторых, гибкость самого буддизма, который старался опираться на устойчивые элементы традиционной китайской культуры. Не ломать ее, а сливаться с пей. Так, например, китайский буддист Сунь Чо
    (IV в) провозгласил Будду воплощением дао. Однако, растворяясь в китайской культуре, буддизм неизбежно трансформировался. В нем появлялись новые, нетрадиционные акцепты. Например, патриарх китайского буддизма Дао-шэи
    (IVB.) усиливает культ нового грядущего Будды Майтрейи
    (по-кит. Милофо), который был завещан Гаутамой Буддой.
    Хуэй-юаиь (IV—V вв.) развивает культ Амитабы — Будды-по­
    кровителя Западного Рая. Постепенно в китайском буддизме возникает целый пантеон духовных существ. Кроме Милофо и
    Амитабы особым почитанием пользовалась Гуань-Ипь — женская ипостась бодхисаттвы Авалокитешвары — богиня духовного милосердия и покровительница страдающих душ. Таким образом, необразованные народные массы увидели в буддизме новую религию и оцепили в пей прежде всего идею освобождения от страданий. Не осталась без внимания и философия буддизма. Китайцы заимствовали у индийских буддистов две значительные идеи идею вселенского сознания и негативную метафизику те. убеждение в невозможности описания рациональными средствами Высшей Реальности. Разумеется, были восприняты и другие буддийские идеи (по в разных школах по-разному):
    203

    карма ките причина страданий — невежество в сфере важнейших жизненных проблем (кит «у-мин»);
    освобождение достигается через просветление (сапскр. —
    бодхи);
    —- нирвана есть состояние освобождения, что нужно понимать как осознание единства и растворение индивидуального сознания в сознании вселенском. Распространяясь в Китае, буддизм оформился в различные школы. Отметим некоторые из них. п Школа «вэй-ши цзун» учение о

    только|-сознании». Эта школа представляла собой индийский буддизм в Китае без особых китайских примесей.
    Школа «кун-цзун» школа пустоты (или срединного пути Она основывалась па идеях махаяпы и была близка к даосизму.
    Школа чань-буддизма. В пей осуществился синтез буддизма и даосизма.
    Школа «син-цзун» школа вселенского ума Представляла собой китайский вариант буддизма махаяпы. Очевидно, что па китайскую философию преимущественное влияние оказал буддизм махаяпы. Рассмотрим подробнее две наиболее оригинальные школы китайского буддизма — школу пустоты и чапь-буддизм. Школа пустоты (срединного пути Патриарх этой школы — индиец Кумараджива (V в, посвятивший себя распространению буддизма в Китае. Им было переведено множество буддийских текстов. Его самые известные ученики — Сэн-чжао и Дао-шэн. Идеи последнего в глазах других китайских буддистов того периода выглядели необычно. Хотя, по большому счету, Дао-шэн лишь воспроизводил представления ранних индийских буддистов, разве что изменяя акцепты. Отметим наиболее важные положения философии Дао-шэпа.
    1. Состояние Будды достигается в едином порыве вовремя мгновенного просветления Это есть соединение со вселенским сознанием. Такое просветление подготавливается всей предыдущей жизнью человека.
    2. Все существа потенциально обладают вселенским сознанием (те. сущностью Будды, по не понимают этого. Основные философские школы китайского буддизма школа «вэй-ши цзун» — учение о толъко-со.чиапии» школа «кун-цзун»
    — школа пустоты школа чапь-буд­
    дизма школа «син-цзуп»
    — школа вселенского ума
    204 3. Слова являются символами через которые выражается смысл (идея Когда идея достигнута, слова ненужны. Благие дела, утверждает Дао-шэи, не имеют воздаяния. Здесь требуется пояснение. В философии йоги (и ДРУГИХ философских школах Индии) содержалась идея об избавлении от привязанности к плодам своих действий, а следовательно, об избавлении от всякой кармы — как плохой, таки хорошей. Причина состоит в том, что любая карма привязывает человека к земной телесной жизни, которая наполнена страданиями. Так вот,
    Дао-шэн, видимо, имел ввиду, что если добродетельные дела совершаются отрешенно то они не порождают привязанности сознания к их последствиям. А это в свою очередь не порождает карму (те. воздаяние. Философские идеи последователей школы пустоты подготовили появление самого необычного течения китайского буддизма — чапь-буддизма. В нем традиционные положения индийского буддизма преломляются через призму даосизма и предстают в совершенно своеобразном виде. Школа чань-буддизма. Китайское понятие «чапь» (>шон. «дзэн») есть фонетическое искажение индийского понятия «дхьяна», которое переводят как созерцание, сосредоточение или медитация. Источником чапь является древняя буддийская традиции дхьяны (те. медитаций, в которой самопогружению
    и созерцанию отводилась ведущая роль в достижении просветления Погружаясь в глубины своего сознания, ученик приближался к озарению. Считалось, что Гаутама Будда именно так получил знание Истины. Тексты медитативного буддизма были известны в Китае по крайней мере св. Многие из них перевел па китайский язык
    Дао-шэн. Однако, согласно распространенной легенде, настоящее рождение чапь-буддизма относится кв, когда в Китае с миссионерской целью появляется крупнейший патриарх индийского буддизма Бодхидхарма. Его и считают основателем ча"ь. Но это — легенда. Историки склоняются к другой версии. В VII в. между двумя главными учениками (Шэнь-сю и Хуэй-нэн) пятого патриарха китайского буддизма Хун-жэна появляются разногласия.
    Шэпь-сю, возглавивший Северную школу придерживался более традиционного взгляда па проблему просветления. Он полагал, что оно есть результат длительных созерцаний, самоуглублений и размышлений Хуэй-нэн, возглавивший Южную школу склонялся к радикальным взглядам. По его мнению, просветление есть результат внезапной интуитивной вспышки сознания.
    205
    Волею судьбы Хуэй-пэи становится шестым патриархом, и его школа успешно развивается, преображаясь в то, что мы называем чапь-буддизмом. Идеи Хуэй-пэпа закрепляются в канонической Сутре шестого патриарха. Северная же школа постепенно приходит в упадок. Рассмотрим основные философские идеи чань-буддизма.
    — Первоначало (первоприпцип — у считается невыразимым. Ученик не должен спрашивать о нем, так как говорить о нем бесполезно. Ученик должен познать эту тайну самостоятельно. ЧТО же такое у В каком-то смысле это есть вселенское сознание (те. сознание Будды. Но это только частичное определение, которое ограничивает, умаляет невыразимый первоприпцип.
    — Состояние Будды достигается через совершенствование и спонтанное озарение (просветление.
    — Каков лучший метод совершенствования Отсутствие всякого совершенствования, так как последнее есть деяние, а оно хуже, чем «недеяние». Лучший метод — действовать без цели, без направленных усилий. Чаиь-буддист И-сюапь писал Чтобы достичь состояния Будды, не требуется намеренных усилий. Единственный путь — исполнять обыденное облегчать свою утробу и выливать свою влагу, носить одежду и есть пищу, устав, ложиться спать.
    — Что способствует озарению (постижению истины
    1. Отказ от книжного, интеллектуального знания и развитие интуиции.
    2. Внезапные окрики, толчки и удары вовремя медитаций.
    3. Практиковапие парадоксов-загадок (кит. — «гупьапь», япоп. —
    «коап»). Например, па вопрос Кто такой Будда ученик мог получить ответ Три охапки хлопка Через такие парадоксальные ответы ученик должен был учиться понимать парадоксальность природного мира.
    4. Диалоги (кит «вэпьда», япоп,— «мопдо») между наставником и учеником. Их цель — вызвать у ученика определенные ассоциации, которые способствуют интуитивному пониманию проблемы. В чапь-буддизме можно заметить несколько существенных искажений изначального учения Гаутамы Будды.
    — Во-первых, умалялся принцип служения. Вместо жизни ради спасения страдающих существ ученику предписывалось жить для себя.
    — Во-вторых, идея постоянного активного духовного самосовершенствования подменялась идеей отсутствия совершенствования.
    206
    — В-третьих, отрицалась необходимость достижения (стремления) нирваны, истины и Будды. Считалось, что они находятся вокруг человека и надо только суметь их увидеть и попять. Человек должен жить не ради этих целей, а ради самой жизни, усматривая истину, Будду и нирвану во всем. В таких убеждениях чапь-буд- дистов была известная доля справедливости. Но они не понимали главного в учении Будды — избавление от мира страданий и переход в иную, духовную сферу бытия. Они, наоборот учили жить в этом мире и не стремиться к иному. Дальнейшее развитие буддизма в Китае. Наибольший расцвет китайский буддизм получает в эпоху Тан (VII-X вв.). Этому способствовали политическая нестабильность, феодальные войны и упадок конфуцианства. В эту же эпоху наметилось и будущее падение буддизма. Когда централизованная империя вновь укрепилась, ее государственному учению (конфуцианству) стали ненужны конкуренты в лице даосизма и буддизма. Даосизм правители империи Таи притеснять все жене стали. Роль идейного противника пала на буддизм. И вот уже в IX в. император У-цзун издает несколько указов, в которых ограничивает идейное, социальное и экономическое развитие буддизма и буддийских монастырей. В этот период, как свидетельствуют историки, было закрыто около 5000 буддийских монастырей и храмов. В XIII в. при императоре Хубилае положение буддизма опять укрепилось. Но это мало повлияло па последующее развитие этого учения в Китае. Доминирующим учением до XX столетия будет оставаться конфуцианство. Буддизм и даосизм займут подчиненное положение. Притесняемые в Индии и Китае, буддисты вынуждены были искать новые земли, где к их воззрениям относились бы более терпимо. Так буддизм находит новое прибежище в Тибете и Монголии, где, ассимилируясь с национальными мифологическими и религиозными учениями, он укрепляется и постепенно выдвигается в духовной культуре этих странна первые позиции.
    12.2.4. Конфуцианство и неоконфуцианство в постклассическую эпоху Более двух тысяч лет конфуцианство играло в китайской истории если не главную, то безусловно ведущую роль. Напомним важнейшие принципы этого учения
    207
    а) уважение старших (по положению в обществе, семье или возрасту б) сохранение общественных традиций и следование им в) сохранение общественного равновесия и избегание социальных конфликтов. Эти принципы и являют собой секрет исторического успеха и долголетия конфуцианства. В эпоху феодальных войн, постоянных смути переворотов учение, призывавшее к социальной стабильности было крайне необходимо. Многие китайские правители это понимали. Сначала конфуцианство не имело большого влияния и распространения, хотя после смерти Конфуция в течение двух сотен лет стали появляться многочисленные школы его последователей. Если верить Хапь Фэю, к началу III в. до н.э. их было уже около десяти. Постепенно оформляются две главные линии развития конфуцианства. Они были связаны с крупными китайскими мыслителями Мэн-цзы и Сю-
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38


    написать администратору сайта