Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Понятие мировоззрения. 1.2. Структура и состав мировоззрения. 1.3. Исторические типы мировоззрений. 1.4. Понятие философии.

  • 1.8. Соотношение философии с другими сферами культуры. 1.9. Основные традиционные разделы философии. 1.10. Основной вопрос философии.

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница2 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    14 иных социально-политических, культурных и собственно философских тенденций. Учебник снабжен схемами и таблицами, способствующими структурированию изучаемого материала, а также кратким словарем важнейших философских понятий, который в большинстве случаев избавит студентов от поисков и обращений к специальным философским словарями энциклопедиям (не всеми не всегда доступным, по крайней мере по финансовым причинам. Несколько слово тематическом наполнении учебника. Его главная задача — дать первое, самое общее представление об истории развития философии. В пей выделены два основных потока — восточная философия и западная философия, которые исторически, географически и идейно имеют значительное своеобразие. Отдельно рассматривается традиция русской философии, географически и исторически оказавшейся па пересечении двух выше- отмечеппых потоков мысли. Третий поток — эзотерическая философия — специально выделяется только в заключительной теме. В течение человеческой истории эзотерическая философия не имела своей строго определенной географической локализации (за исключением Гималайской Общины Великих Учителей. Эзотерические учения появлялись в самых различных регионах планеты. Поэтому они рассматривались в контексте восточной, западной и русской философии. Понятия восточная, западная и эзотерическая философия во многом являются условными. Это своего рода обобщения, абстракции, как, например, в математике абсолютно прямая линия или в физике абсолютный ноль температуры. Однако они очень помогают показывать специфику развития трех достаточно самостоятельных потоков человеческой мысли. В данном учебном пособии впервые предпринята попытка равноправно освегить восточную и западную философию, показывая вместе стем их эзотерическую составляющую. Наука долгое время отвергала существование эзотерической философии и принижала значение философии восточной. Сегодня новые поколения исследователей начинают осознавать ошибочность такой позиции. Настало время восстановить справедливость и прямо отметить, что западные философы прежде всего древние греки) восприняли многие истины от мудрецов Востока, особое месго среди которых занимали те, кого сейчас именуют Махатмами или Великими Учителями. Анализируя указанные философские традиции, автор не ставил перед собой задачу описать все без исключения философские
    15
    учения залет их развития. В рамках учебника это невозможно. Внимание уделялось тем течениям, учениями школам, которые оказали значительное влияние па современников и потомков либо сформулировали, по мнению автора, оригинальные и глубокие решения актуальных философских проблем. Всякий учебник, тем более учебник но истории философии, не может быть написан, что называется, с пуля. Качественная учебная литература предполагает преемственность, внимание к наработками позитивному опыту коллег-предшественников. Поэтому с удовольствием отмечаю, что большую помощь в подготовке и структурировании материала оказали такие хорошо зарекомендовавшие себя учебные пособия, как Основы философии под общей редакцией И.Т. Фролова, Философия исторический и систематический курс В. А. Каике, Философия вводный курс Т.Г. Лешкевич, История философии иод редакцией
    В.М. Мапельмаи и ЕМ. Пепькова, Философия А.Г. Спиркипа, История философии Запад — Россия — Восток иод редакцией
    Н.В. Мотрошиловой, История философии в кратком изложении В. Чехака, Я. Суса и др. В освещении и анализе различных философских учений автор стремился опираться па исследования авторитетных специалистов в области истории философии определенной эпохи, региона либо в области конкретного философского направления. Считаю необходимым специально указать их имена. Индийская философия С. Радхакришнап, С. Чаттерджи, Д. Дат- та, Вивеканапда, Б. Прабхупада, Е.П. Блаватская, Е.И. Ре­
    рих, ЮН. Рерих, Ж. Бросс, МН. Степапяпц, В.К. Шохин,
    Е.П. Островская, В. И. Рудой. Китайская философия Фэн Ю-лапь, Ань Цимипь, М.Т. Сте­
    папяпц, НА. Самойлов, АИ. Кобзев, А.В. Ломаиов. Арабская философия X. Ипайят Хан, А.А. Игпатенко,
    М.Т. Степапяпц, М.Я. Корпеев, Ф.Н. Ацамба, С.А. Кириллина,
    А.А. Хисматулип, Л.Р. Гордон-Полонская, Л.С. Васильев. Западная философия Д. Реале, Д. Антисери, Н.В. Мотроши- лова, А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи, ЛЯ. Жмудь, В.Н. Кузнецов, АН. Чапышев, В.В. Соколов, АХ. Горфункель, С.А. Кара-Мурза,
    А.В. Гулыга, М.П. Холл. Русская философия А.Ф. Замалеев, А.А. Галактионов, ПФ. Никапдров, НО. Лосский, С.Г. Семенова, Д.Л. Андреев,
    В.В. Зепьковский, Г. Флоровский.
    16 Эзотерическая философия Махатма Мория, Махатма Кут Ху- ми, А.П. Сипнет, Е.П. Блаватская, А. Безант, Ф. Ла Дыо, М.П. Холл,
    В.И. Эванс-Веитц, А. Девид-Ноэль, М. Элиаде, Е.И. Рерих, ЮН. Рерих, Б.Н. Абрамов, Л.В. Шапошникова, Р. Гепоп. Таким образом, данный учебник основывается на исследованиях многих специалистов в области философской пауки и представляет собой один из взглядов па историю развития философских учений, характерный для современников XX — начала XXI в. Автор оставляет за собой право не разделять традиционные представления последователей диалектического материализма, догматического богословия, позитивизма и иных течений о некоторых философских проблемах. Эта позиция нашла свое выражение в анализе и оценке ряда философских идей, учений, школ и направлений, рассматриваемых в этой книге. Однако собственные предпочтения не повлияли на принцип философского плюрализма, который выдерживался с первых до последних страниц настоящего учебника. Поэтому надеюсь, что он получился живым, объемными иедогматичпым. Доброго плавания тебе, уважаемый Читатель, но безбрежному океану Философской Мудрости.
    Тема 1 ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОКИ, ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ Содержание учебного материала
    1.1. Понятие мировоззрения.
    1.2. Структура и состав мировоззрения.
    1.3. Исторические типы мировоззрений.
    1.4. Понятие философии.
    1.5. Основные функции философии.
    1.6. Особенности философского мировоззрения.
    1.7. Время, место и причины возникновения философского мировоззрения.
    1.8. Соотношение философии с другими сферами культуры.
    1.9. Основные традиционные разделы философии.
    1.10. Основной вопрос философии.
    1.11. Практический смысл изучения философии.
    1.12. Учебная и дополнительная литература.
    1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Под мировоззрением обычно понимают систему общих представлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизненные ориентиры и нормы поведения индивида.
    18 Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Вместе стем имеет смысл рассматривать и социальное мировоззрение, которое формируется па основе индивидуальных миро­
    воззрений. Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.
    1.2. СТРУКТУРА И СОСТАВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Любое мировоззрение — многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания чувства, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оценки, нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные составляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоизменениями развитию. Мировоззрение включает в себя две основные сферы мироощущение — чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание — рациональная, интеллектуально-познава­
    тельная сфера. В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней
    1) знания — повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-инфор­
    мационный уровень мировоззрения
    2) ценности и оценки — определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень
    3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень
    4) убеждения — степень приверженности человека определенным взглядами идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.
    1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
    МИРОВОЗЗРЕНИЙ Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание
    19
    окружающего мира и регулирование социальных отношений. Мифологическое сознание отличается сиикретичпостыо, те. целостностью и перасчлепеппостыо. В мифах сложно переплетаются религиозные верования, зачатки научных знаний, философия, искусство, политические и социальные представления. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенанравлениое совершенствование социальной действительности, сколько па традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и злате. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира. Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, детского, нолуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, по по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия. Наиболее известны следующие памятники древней мифологии
    — индийской «Рамаяна», «Махабхарата», «Ригведа»;
    — египетской Тексты пирамид, «Пер-м-рху» (Книга мертвых
    — шумеро-аккадийской: «Эики и Нипхурсаг», «Ипаппа-Думузи»;
    — греческой «Илиада», Одиссея, Труды и дни, «Геитамихос»;
    — японской «Кодзики», «Нихонги»;
    — тибетской «Зермиг», «Лубум», «Маникабум»;
    — финской Калевала. Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную. В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций, Исторические типы

    мировоззрений:
    мифологическое религиозное философское
    20 например в виде социальных мифов (о вожде пародов», осиль ной руке, о превосходстве одной нации над другой, об избранности нации и т.д.). Религиозное мировоззрение В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией, так как связано преимущественно с эмоционально-чувственным восприятием бытия и основывается на мифологической идейной платформе. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, те. рационально-понятийную, основу. Термин религия имеет два основных значения. Первое, более широкое, связано с этимологией слова (геН§аге — соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения человеческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Абсолют, Атмап,
    Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение определяет один из типов сознания мировоззрения, а также конкретное социальное выражение этого типа сознания, те. указывает па конкретную религию как социальный феномен. Далее в тексте термин религия используется во втором своем значении. Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности
    1) вера, возводимая в принцип, при подчиненном положении знания и разума
    2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричип- пых и необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания
    3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуалов и культа
    4) наличие священного писания, а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного Откровения, а значит — абсолютной истины. Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воздаяние, этические нормы, определенные представления о происхождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа Абсолютной Личности) — творца мира и блюстителя его законов. Выделяют несколько функций религии
    мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом
    компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера
    21

    —- регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, нравом, моралью, предписаниями
    культу ретранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений
    интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции. Религии разделяют па религии первобытного общества (племенные религии национальные и мировые (см. схему Первобытные формы верований тотемизм, магия, фетишизм, анимизм. Наиболее значительные национальные религии зороастризм (парсизм), индуизм (ранняя форма — брахманизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто. Мировые религии буддизм (махаяпа, хинаяна, ваджраяпа, ламаизм, чапь-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (католицизм, православие, протестантизм, ислам (суннизм, шиизм, суфизм. В современном мире выделяют и нетрадиционные, внекопфесси- оиальиые культы синкретического характера (пью эйдж, саентология и др. В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, таки регрессивную роль. В современном мире различные формы религиозного мировоззрения распространены как среди отсталых, таки среди высокоразвитых в социально-экономическом смысле наций. Третьим, наиболее развитым историческим типом мировоззрения является философия.

    1.4. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ Согласно распространенному определению, философия — это паука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не ' В приложении 1 даны схемы, ссылки на которые указаны в тексте.
    22 только чисто познавательный аспект, пои множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д. Представления о предмете философии весьма многочисленны и различны. Конструирование самого понятия философия (см. схему 3) приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору
    (VII—VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало любовь к мудрости. Гераклит (VI в. до н.э.) называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой пауки, направленной на познание вечного, непреходящего бытия, термин философия начинает использовать Платон (V—IV вв. до н.э.). Для Сократа (V—IV вв. до н.э.) философия — средство познания добра и зла. У Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) философия — исследование причини принципов вещей. Для эпикурейцев — это путь достижения счастья через познание мира. УФ. Бэкона и Р. Декарта философия — целостная наука, представленная в понятийной форме. Г. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме, постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэ­
    ру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.
    1.5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, герменевтическая, гуманистическая, культуротрапелирующая, эстетическая, гуманистическая (см. схему 6).
    1.6. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Предметом философского анализа выступают, по сути, практически те же самые вечные вопросы, что в мифологии и религии происхождение мира и человека, исходные принципы бытия, смысли нормы человеческой жизни, будущее человека и общества и многие другие. Но метод их осмысления изменяется. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, вероисповедных и ритуально-догматических установок па первый план выдвигаются разум и объективное знание Его достижению способствуют критичное размышление, наблюдения, сбор фактов,
    23
    логический анализ, выводы и доказательства. Безусловно, в философии, кроме рациональной, присутствуют чувственная и иррациональная составляющая — в большей либо в меньшей степени, в зависимости от специфики конкретной философской системы.
    1.7. ВРЕМЯ, МЕСТО И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Первые из известных оформленных философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы. Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархаль­
    ных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозпого сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задачи приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
    1.8. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ СФЕРАМИ КУЛЬТУРЫ Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Ее невозможно полностью соотнести и отождествить пи с искусством, пи с наукой, пи с этикой, ни с мистическим метараци- опальпым постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстает в качестве целостного,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта