Главная страница
Навигация по странице:

  • Правители-философы.

  • Метродор, Гермарх, Филодем;

  • Эпиктет (I — II

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница8 из 38
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38
    74 Человек состоит из тела и души. Тело — темница души, оно смертно. Душа — идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. Платон — последовательный сторонник орфико-пифагорейской теории переселения душ (метемпсихоза. Важнейший долг человека есть забота о душе, те. ее очищение (катарсис) от всего чувственного и материального и подготовка к истинному бытию в мире идей. Настоящая жизнь начинается, когда умирает тело — источник зла, физических и духовных болезней. Душа человека имеет два основных начала разумное (логисти- копи неразумное (алогои). В последнем выделяется страстное, яростное начало (дюмойейдес) и чувственно-вожделеющее (епитю- мэкоп). Какое начало души больше развито — таков и человек по своим способностям, склонностям, характеру и стремлениям. Поэтому в своей модели идеального государства Платон делит людей па три группы 1. Правители-философы. У них развита разумная душа. Они способны умосозер- цать идеальный мир, вершина которого — Благо. Зная Благо и обладая мудростью, они могут и должны управлять государством. 2. Воины У них развито яростное, волевое начало души. Их добродетель — мужество и отвага. Следовательно, они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов. 3. Работники У них развита чувственная душа. Им доступен и понятен только материальный мир. Значит, они должны приумножать материальное благосостояние государства и следовать мудрости правителей-философов. Платон отрицательно относится к другим формам государственного устройства, так как считает их искажениями идеальной модели. Не признает они демократию, при которой государством правит неразумная толпа, способная осудить па смерть самых благородных и достойных граждан. Смерть Сократа сильно повлияла па мировоззрение его ученика. В решении проблемы познания Платоп опирается на орфи- ко-пифагорейскую теорию перевоплощений и сократовскую идею о существовании истины в глубинах души. Душа за период странствований из тела в теломного раз соприкасалась с физическим Тело — темница души. Душа бессмертна и переходит из одного тела в другое. Важнейший долг человека — очищение души и подготовка ее к истинному бытию в мире идей. Из философских мыслей Платона Зная Благо и обладая Мудростью, только философы могут управлять государством. Из философских мыслей Платона
    75
    и идеальным миром. Воплощаясь в очередной раз, она в теле забывает истины, которые знала в мире идей. Поэтому познание в чувственном физическом мире — это только припоминание анамнез) того, что содержится в недрах разумной души. Исходя из троичного деления реальности па мир идей (бытие, мир материи (небытие) и промежуточный физический мир становления, Платой выделяет три типа знания — науку, или, точнее, знание как таковое (эпистема), невежество и промежуточное полузнание — мнение (докса). Мнение никогда не гарантирует истину. Оно может быть истинными ложным.
    Из-за этой обманчивости ему нельзя доверять. Оно делится па верования (иистис) и простое воображение (эйкасиа). Наука же разделяется на чистую мудрость (поэзис) — непосредственное прямое познание идей умосозерцапием или припоминанием и опосредованное познание (диапойя). Дианойя — это преимущественно математико-символический способ постижения истины, в котором используются символы (числа, фигуры, соотношения. Этот способ ставится ниже чистой мудрости. Одним из учеников Академии — философской школы Платона — в течение двадцати лет был сын Никомаха — придворного врача македонского царя Амипты III. Звали его Аристотель (IV в. до н.э.). Спустя годы он станет крупным философом и создаст свою философскую школу — Ликей. Творчество Аристотеля сильно повлияет па всю европейскую и арабскую философию. Его учение, как и система Платона, охватывает все основные философские разделы и многие научные дисциплины. Философию Аристотель разделяет па два вида первая философия (несколько веков спустя ее назовут метафизикой) и вторая философия, которая у пего преимущественно соотносится с физикой. Предмет физики как второй философии — природа, те. физический мир. Предмет метафизики — мир сверхфизический, те. то, что существует над природой в качестве ее причини оснований. Истинная философия — это метафизика. Она ценится выше второй философии. Четыре определения метафизики, сформулированные Аристотелем, конкретизируют ее предметную область 1) это исследование высших причини первоначал; 2) познание бытия как такового 3) познание субстанции 4) познание сверхчувственной субстанции и Бога.
    76 Высших причин четыре Первая — формальная. Отвечает па вопрос Что есть Это — форма (сущность. Вторая — материальная. Отвечает па вопрос Из чего Это — материя, из которой образованы вещи. Третья — действующая (двигательная. Отвечает на вопрос Что есть начало движения Это — бог как Неподвижный Перводви- гатель. Четвертая — финальная (целевая. Отвечает на вопрос Зачем Это тоже бог, по как цель и смысл движения в природе. Если для Платона бытие — это только сверхчувственный мир идей, то для Аристотеля оно имеет много разновидностей и смыслов. Он их формирует в четыре группы а) бытие как категория б) бытие как акт и потенция в) бытие как акциденция г) бытие как истина (небытие как ложь. Проблему субстанции Аристотель решает не так однозначно, как ранние натуралисты (материальные первоэлементы) или последователи Платона (идеи. Он говорит о форме как подлинной субстанции в полном смысле этого понятия. О материи как субстрате формы (то, что форма оформляет. Ио соединении формы и материи в едином образовании («сиполос») как субстанциональности. Это соединение есть индивид, или единичная вещь. Сверхчувственной субстанцией являющейся причиной вечного движения и времени, выступает Божественный Неподвижный Перводвигатель. Он не толкает, как действующая причина, а притягивает, как причина финальная. Аристотель критикует платоновскую теорию мира идей зато, что тот наделяет идеи самостоятельным бытием в отрыве от вещей. Но он непоследователен. В его учении (понимал ли это Аристотель) практически проводится та же самая мысль о двойственности бытия, а формы оказываются независимы от материальных вещей. В этом вопросе Аристотель противоречив. Единичные вещи согласно Аристотелю, есть соединение сущности (формы) как активного (актуального) начала и материи как начала пассивного, по потенциального. Форма переводит потенциальное бытие вещей в актуальное. Это «энте­
    лехия» — осуществленное, или реализованность. Например, Четыре определения метафизики (первой философии) у Аристотеля Исследование высших причини первоначал Познание бытия как такового Познание субстанции Познание сверхчувственной субстанции и Бога
    77

    \ шарообразное чугунное ядро есть соединение сферической формы (сущности) и чугуна как материи, из которой оно было отлито и оформлено. Центром антропологии Аристотеля является учение оду bbше.b Душу имеют только естественные, природные вещи. Искусственные, например лопата, ее не имеют. Душа — это сущность и форма (эйдос), которая позволяет безжизненному телу реализовать потенциальную возможность жизни. Следовательно, душа — это энтелехия живого тела. Души существуют в трех видах 1) вегетативные (растительные) — отвечают за питание, рост и размножение 2) животные — отвечают за ощущения и способность желания 3) разумные — отвечают за способность размышления. Растение обладает одной душой — вегетативной. Животные — двумя вегетативной и животной. Человек — всеми тремя. Разумная душа является высшей. В отличие от двух низших душ, она не может быть энтелехией тела, так как способна отделяться от пего. Главное в разумной душе — разум, который может существовать и без тела. После смерти тела разум человека продолжает свое бытие, воссоединяясь с космическим разумом. Теорию перевоплощения души Аристотель не признавал. В теории познания философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Объективное познание вещей возможно. Оно бывает двух видов чувственное (сенсуализм) и разумное (рационализм. Но как взаимосвязаны эти виды познания, он толком не объясняет. Определенно можно сказать лишь то, что рациональное ставится выше чувственного, так как оно способно постигать общее. Аристотеля считают отцом логики — как науки о законах мышления. Он сформулировал закон запрещения противоречия Ане есть пе-Л) и закон исключения третьего (А или пе-А — истинно, третьего быть не может. Очень близко подошел к опреде лепию двух других законов логики тождества (А есть Аи достаточного основания. Отталкиваясь от законов логики, Аристотель развивает учение о силлогизме (правилах умозаключений) и теорию доказательств, в которой объясняет непреднамеренные (пара­
    логизмы) и преднамеренные (софизмы) ошибки. Особое внимание уделяется изучению категорий (понятий, каждую из которых Аристотель рассматривает а) как род бытия б) как форму мысли в) как высказывание.
    78 В познании Аристотель выделял три вида паук 1) теоретические (стремятся к знанию ради самого знания 2) практические стремятся к знанию как средству нравственного совершенствования человека 3) творческие или продуктивные (стремятся к воспроизведению конкретных объектов. Теоретические или созерцательные пауки — это метафизика, физика, психология, математика. Практические — этика и политика. Творческие науки — это различные виды искусства. Проблематика практических пауку Аристотеля определяется высшей целью поступков человека. Это достижение конечного блага, которое есть счастье. Счастье все понимают по-разному наслаждения, богатство, слава и т.д.). Аристотель не отвергает материальные блага, по, по его мнению, не они приносят человеку счастье и составляют его конечное благо как смысл жизни Смысл жизни составляет совершенствование себя как человека — существа разумного и добродетельного. Добродетели не даются нам от природы, говорит философ, по природа дала нам возможность приобретать их самостоятельно — в пашей власти быть правст- еиными или порочными людьми. Важнейшую роль в совершен- твовапии человека играют воспитание благих привычек, благой фимер и стремление к мере (ничего слишком. Формы государственного устройства бывают правильными когда реализуется общее благо) — монархия, аристократия, но- тития, и неправильными (когда реализуется благо избранных) — ирапия, олигархия, демократия. Монархия и тирания — власть од- юго. Аристократия и олигархия — власть шбольшой группы (меньшинства. Политая и демократия — власть большинства. Таким образом, сущность формы государственного устройства определяет не количество правящих, а качество, те. реализуемый принцип. Например, олигархия предполагает обогащение меньшинства за счет большинства. Аристократия — добродетельная власть меньшинства во благо большинства. Сам Аристотель отдавал предпочтение политии и монархии. Назначение и высшую цель правильного государства он видел в служении общему благу, в обустройстве счастливой жизни людей. Смысл жизни человека — совершенствование себя как существа разумного и добродетельного. Из философских мыслей Аристотеля Высшие цели правильного государства — служение общему благу и способствование счастливой жизни людей. Из философских мыслей Аристотеля

    79

    4.5. ПЕРИОДЫ ЗАКАТА И УПАДКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБЗОР ШКОЛ
    4.5.1. Перипатетики Философскую школу Аристотеля нередко называют перипате­
    тической школой (от гр. прогуливаться. После смерти основателя при его талантливом ученике Теофрасте
    (IV — III вв. до н.э.) она продолжала развиваться и превратилась в крупный культурный центр. Но философский статус школы быстро падал. Ученики Аристотеля, даже самые способные, мало понимали его философию. Это усугублялось тем, что наиболее важные сочинения Аристотеля (записи его лекций) в силу ряда исторических событий после смерти Теофраста временно оказались недоступны для изучения. Лишь в I в. до н.э., когда Андроник Родосский выпустил первое систематическое издание рукописей Аристотеля, появилась возможность осмысления и разработки его учения. Если в конце IV — III в. до н.э. перипатетики (Теофраст,
    Аристоксеп, Дикеарх, Стратой) еще пытались развивать отдельные проблемы системы Аристотеля, то примерно с конца III в. до н.э. деятельность последователей, как правило, ограничивалась систематизацией, комментированием и изданием отдельных сочинений учителя (Андроник Родосский, Боэпт Сидопский, Александр Афродисийский и др. К середине I тыс. н.э. перипатетики сходят с философской арены.
    4.5.2. Эпикурейцы Развитие идей атомистов продолжил Эпикур
    (IV — III вв. до н.э.), явившийся непросто одним из последователей Левкиипа и Демокрита, по яркими оригинальным философом. Его философская школа называлась Сад Эпикура». Уже при жизни основателя она пользовалась большой популярностью, тем не менее историческая жизнь ее как в Греции, таки в Риме оказалась недолгой. Философию Эпикур разделял па три области логика (каноника, физика (натурфилософия, этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Они у пего сводятся к ощущениями чувствам наслаждения — страдания. Это есть пепосред-
    80 ствепное восприятие, а оно, если уметь его фиксировать, по мнению Эпикура, всегда истинное. Мышление — восприятие опосредованное. Оно может быть истинными ложным, что проверяется очевидностью и смыслом. Таким образом, в познании Эпи­
    кур тяготеет к сенсуализму. Цель физики — изучение мироздания. Физика у пего в целом созвучна учению Демокрита об атомах. Но Эпикур вносит в пего существенную корректировку атомы в своем движении могут отклоняться от вертикальной траектории (теория деклинации, те. отклонения атомов. Тем самым Эпикур с натурфилософской точки зрения обосновывает свободу воли человека движение атомов души не имеет жесткой детерминации, поэтому действия человека не предопределены ни природой, пи богами. Отношение к богам у пего неоднозначное. Традиционные представления обо гах он не признавал. Говорил, что боги существуют, но они не то, что о них думают. Они бессмертны, блаженны, существуют в меж­
    мировом пространстве и пе вмешиваются вдела людей. Этика, согласно Эпикуру, предполагает изучение цели жизни человека. Эта цель — счастье, суть которого — наслаждение. Ноне только чувственное. Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия). При этом всякое удовольствие не должно возвышаться над мерой. Этический идеал эпикурейцев — невозмутимый, безмятежный мудрец, который лишен суеверий, пе боится смерти (в посмертную жизнь они пе верили, отрешен от общественных проблем и умеет соблюдать меру в наслаждениях. Довольно очевидно, что эпикурейские идеалы пе лишены определенного эгоизма. Наиболее значительные греческие последователи Эпикура —
    Метродор, Гермарх, Филодем; римский — Тит Лукреций Кар
    (I в. до н.э.).
    4.5.3. Киники Школа киников (циников) — одна из основных сократических школ. Понятие это происходит либо от названия гимпасия Апти- сфепа («Кипосарг» — Зоркий пес, подругой версии — Резвые собаки) — основателя школы, либо от греческого слова «кюии- кос — собачий. К тому были основания. И Антисфен (V — IV
    вв. до н.э.), и Диоген Синопский (IV в. до н.э.) — другой главный представитель этого течения — считали, что философ должен жить, как собака, те. довольствоваться малыми быть независимым. Взяв за основу этику Сократа, киники довели ее до край
    пости, если не до абсурда. Неслучайно Платон окрестил Диогена безумствующим Сократом. Действительно, киники непросто стремились к предельному ограничению своих потребностей (в разумных пределах это всегда полезно, они отвергали все общественные устои, культурные, а нередко и нравственные ценности. Тем не менее в практической философии киников были позитивный элемент стремление к добродетели как цели человеческой жизни, уважение к труду, преодоление зависимости от материальных благ, чувственных слабостей и социальных стереотипов, отрицание национальных и государственных границ (космополитизм, культивирование самообладания и силы духа.
    4.5.4. Стоики Название школы происходит от названия некоего помещения в Афинах (Пестрый портик — 5т.оа Ро1кИе), в котором собирались ее приверженцы. Основатель — Зенон из Китиона (IV — III вв. до н.э.). Видные греческие стоики — Клеанф (IV — III вв. до н.э.),
    Хрисипп (III в до н.э.), Панеций Родосский (II в до н.э.), Посидо-
    ний (II — I в. до н.э.). Широкое распространение философия этой школы получила в Древнем Риме. Возможно, это единственное философское учение, в творческое развитие которого римляне внесли значительный вклад. Римские стоики Сенека (I в до н.э. — I в. н.э.),
    Эпиктет (I — II вв. н.э.), Марк Аврелий (II в. н.э.). Натурфилософия стоиков особой оригинальностью не отличалась. Ее они преимущественно заимствовали из других школ. Основой всех вещей считали два начала материальное (пассивное, по выступающее как сущность) и духовное — логос (активное божественное. Логос (бог) понимался пантеистически. Он пронизывает всю природу и выступает как всеобщий закон необходимости. Отсюда жесткий детерминизм в физике и фатализм в этике. Теория познания сенсуалистична: познание возникает благодаря чувственному восприятию единичных вещей. Тем не менее стоики внесли большой вклад в развитие логики. Центральное место в философии Зенона и его последователей занимала этика. Поэтому учение стоиков в своей сути не теория, а практическая философия, стиль жизни. Зенон призывает жить согласно с природой, а это тоже самое, что жить согласно с добродетелью. Важнейшие добродетели — это разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Мудрец-стоик должен быть невозмутимым, отрешенным от чувственных удовольствий, бесстрашным, свободным от власти внешнего мира
    82 над своим духом, уметь спокойно принимать удары судьбы и саму смерть. Философия для стоиков есть паука умирать. Суровая историческая действительность эпохи эллинизма, а особенно периода Римской империи, когда нравственное разложение достигло своего апогея, весьма способствовала распространению стоических идеалов, вдохновлявших па самообладание, бесстрастие и покорность судьбе. Стоицизм просуществовал примерно до III в. н.э. и значительно повлиял па раннее христианство.
    4.5.5. Скептицизм Одно из не очень влиятельных течений в философии Древней Греции (начинается с конца IV в. до н.э.), а позже (примерно со
    II—I вв. до н.э.) и Древнего Рима. У его истоков стоял Пиррон из

    Элиды (IV — III вв. до н.э.). Крупные последователи —
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38


    написать администратору сайта