Главная страница
Навигация по странице:

  • Мэн-цзы (IV — III

  • 56 конечная, а исходная точка. Он воспринимается как прообраз будущего сильного государства, богатого и добродетельного общества. Исходное положение в философии Конфуция — идея Неба

  • исправление имен

  • 4.1. Истоки греческой философии мифология, протонаука, предфилософия. 4.2. Периодизация. 4.3. Ранняя греческая философия школы и основная проблематика.

  • 4.4. Греческая философия периода расцвета школы и основная проблематика. 4.5. Периоды заката и упадка античной философии обзор школ. 4.5.1. Перипатетики.

  • 4.5.2. Эпикурейцы. 4.5.3. Киники. 4.5.4. Стоики. 4.5.5. Скептицизм. 4.5.6. Эклектизм. 4.5.7. Неоплатонизм.

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница6 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    цивилизации приводящей людей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер Трудно управлять народом, когда у него много знаний Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Принцип увэй распространялся и на управление государством Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению. Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя — могуществен. Дао дэ цзип
    55
    тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно дао. Позитивное здесь, например, то, что путь дао не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие. В познании выделяются два пути. Первый, высший, связан с постижением безымянного дао. Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с дао, обладающим именем. Это познание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишенная эмпиризма, отличалась символичностью, пумерологичпостыо и мистицизмом. Во II — III вв. даосизм разделяется па два течения философское дао цзя) и религиозное (дао цзяо). Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трех (другие — это конфуцианство и чань-буддизм) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьянские восстания в Поднебесной опирались па идеологию даосизма. В период с VIII по XVII в. происходило формирование Дао цзан» (Сокровищницы даосских писаний, те. полного собрания сочинений сторонников даосизма. По некоторым оценкам, в него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.
    3.7. КОНФУЦИАНСТВО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Основатель этой философской школы — Кун Фу-цзы (VI —
    V вв. до н.э.) (чаще его называли Куп-цзы — учитель Купили в русской стилизации Конфуций, выходец из семьи обедневших аристократов и военных, прославившийся как талантливый педагоги политический деятель. Видные представители древнего конфуцианства
    Мэн-цзы (IV — III вв. до н.э.)
    и Сюнь-цзы (IV — III вв. до н.э.). Основные источники Лунь юй», Ли цзи», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы». Конфуцианство обращено преимущественно к социально-философским и этико-политическим проблемам. Человек здесь рассматривается как часть общества. Это первое важнейшее отличие конфуцианства от натуралистического даосизма. Второе заключается в отношении к прошлому. Конфуций тоже склонен к его идеализации. Но для пего древний золотой век, в котором все существует согласно дао (даосизм, не Конфуцианство обращено преимущественно к соци­
    ально-философ­
    ским и этико-поли­
    тическим проблемам. Человек в нем рассматривается как часть общества.
    56 конечная, а исходная точка. Он воспринимается как прообраз будущего сильного государства, богатого и добродетельного общества. Исходное положение в философии Конфуция — идея Неба
    (Гянь) как высшей мироуправляющей силы. Оно совмещает все бе как духовные, таки природные начала. Небо определяет жизнь человека и всего общества. В этом смысле оно понимается как судьба или рок. Вместе стем Небо поддерживает справедливость па Земле. Тут, следовательно, предполагается некий высший закон и его карающее действие. Понятие дао для Конфуция не имеет такого широкого, фундаментального значения, как для
    Лао-цзы. У первого, как правило, оно означает нравственный закон. Конфуций разрабатывает модель совершенного человека (благородный муж — цзюнь-цзы), который для простых смертных, низших людей (сяо жэнь) должен выступать этическим идеалом. Благородный муж обладает пятью нос-
    «Не делай другим то, чего пс желаешь себе. Конфуций

    тояиствами (совершенными качествами гуманностью (жэнъ), справедливостью и долгом (и, знанием правильного ритуала ли мудростью (чжи),
    почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения Чего не желаешь себе, тоне делай и другим. Благородный муж — не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью постояпствами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. Зачем, управляя государством, — спрашивает китайский мудрец, — убивать людей Если выбудете стремиться к добру, то и парод будет добрым. Вообще же социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь — ставленник, сын Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и государь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все обязаны выполнять нормы ли — социального и религиозного ритуала, те. предписанные правила поведения. Тогда в обществе воцарится равновесие и справедливость. Важное место в конфуцианстве занимает вопрос о природе человека Точка зрения Конфуция синологами трактуется
    57
    по-разному. Одни считают, что он подчеркивал врожденную склонность человека к добру. Другие, опираясь па некоторые высказывания учителя Куна, утверждают, что для него человеческая природа представлялась нейтральной к добру и злу. Возможно, поэтому последователи Конфуция не имели общего мнения поэтому вопросу. Для Мэн-цзы человек изначально добр. Для Гао-цзы — нейтрален. Для Сюпь-цзы — зол. Оригинальный аспект учения Конфуция — исправление имен
    (чжэн мин Логика здесь такова. Стечением времени в природе и обществе все изменяется. Эти изменения порой имеют негативный характер. Например, происходит рассогласование между изначальными действительным назначением (ценностью, ролью, значением, местом и т.д.) вещей. Правитель превращается в правителя только по названию, а не по сути. Сын теряет свое сыновнее почтение к родителями становится сыном только по имени. Поэтому все время от времени нужно приводить в норму. Правитель должен быть настоящим правителем. Сын должен быть сыном, и т.д. Методология познания у Конфуция и конфуцианцев — яркий пример гносеологических особенностей китайского менталитета. Проникновение в истину для китайцев — это постижение порядка построение структуры, геометрической схемы, классификация, перечисление, разложение по таблицам, рядами клеточкам. Кроме того, если девиз западной философии — сомнение и свободное размышление, то для китайской философии в большинстве своем — это обучение и повторение изученного (Конфуций. Неудивительно, что из подобных установок вытекают малопонятные европейцам пассажи Мудрый не испытывает сомнений, Больше слушать, не придавая значения сомнениям, Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему наблюдаю многое и держу все в памяти — это и есть метод постижения знаний. Конфуцианское познание, таким образом, во многом обращено к усвоению традиции, уже известного, а не к открытию нового. На это указывают и три наиболее значимых термина («сюэ», «чжи»,
    «сы»), применявшихся для описания познавательной деятельности. Все опи так или иначе обращены к рефлексии, осведомленности, размышлению, усвоению традиционного знания. Вместе стем Конфуций допускали врожденное знание. Но оно, по его мнению,
    1
    Древнекитайская философия. Собрание текстов. Вт. М, 1972. Т. Сбывает крайне редко. Такие люди стоят выше всех. Остальные должны обучаться и размышлять. Последнему (размышлению) придавалось не меньшее значение, чем первому (обучению. После смерти учителя Куна
    постепенно возникло множество философских школ его последователей. Самые значительные из них школа Мэн-цзы, оцениваемая как идеалистическая, и школа Сюпь-цзы, считающаяся материалистической. Конфуцианство не раз переживало и падения, и взлеты. Первый удар нанес император Ципь Шихуаиди в III в. до н.э. по подсказке советника Ли Сы. Началось массовое сожжение неугодных книг, в том числе и конфуцианских. Их читателей кастрировали. Философов топили в нечистотах. Конфуция приговорили к посмертной публичной казни. Но идеи бессмертны. Во II в. до н.э. император Уди провозглашает конфуцианство государственной идеологией Поднебесной. Второе открытое нападение государственной власти па конфуцианство произошло две тысячи лет спустя — вовремя великой пролетарской культурной революции (1972—1976). Хупвэйбипы призывали Бить Конфуция, как крысу, перебегающую улицу. Но мракобесие опять проиграло. С концах годов в КНР началась переоценка культурного и исторического наследия. Конфуций был реабилитирован.
    3.8. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. Т. 1. МС. Философия / Под ред. В.Д. Губипа и др. МС. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. ЧМ. С. 80-93.
    4. Чанышев АН Философия древнего мира. МС Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли. М, 1989.
    6. Древнекитайская философия. Вт Сост. Ян Хин-шуп. М,
    1994.
    7. История китайской философии / Перс кит. М, 1985.
    8. Щуцкий ЮЖ. Китайская классическая Книга перемен. М,
    1993.
    9. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М,
    1983.
    59

    10. Древнекитайская философия. Собрание текстов. Вт. М,
    1972.
    11. Григорьева Т.П. Даосская и буддийская модели мира // Дао и даосизм в Китае. М, 1982.
    12. Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма. М,
    1991.
    13. Переломов Л.С. Конфуций жизнь, учение, судьба. М, 1993.
    14. Кобзев АИ Учение о символах и числах в китайской классической философии. М, 1994.
    15. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. МС Фэн Ю-лань.
    Краткая история китайской философии. СПб.,
    1998.
    17. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
    18. Китайская философия Энциклопедический словарь / Под ред. МЛ. Титаренко. М, 1994. Тема 4 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Содержание учебного материала
    4.1. Истоки греческой философии мифология, протонаука,
    предфилософия.
    4.2. Периодизация.
    4.3. Ранняя греческая философия школы и основная проблематика.
    4.4. Греческая философия периода расцвета школы и основная проблематика.
    4.5. Периоды заката и упадка античной философии обзор школ.
    4.5.1. Перипатетики.
    4.5.2. Эпикурейцы.
    4.5.3. Киники.
    4.5.4. Стоики.
    4.5.5. Скептицизм.
    4.5.6. Эклектизм.
    4.5.7. Неоплатонизм.
    4.6. Учебная и дополнительная литература. В широком смысле понятие античный означает древний. Но, как правило, оно используется во втором своем значении, связанном с культурой Древней Греции и Древнего Рима. Таким образом, античная философия — это философия Древней Греции и Древнего Рима.
    61

    4.1. ИСТОКИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ МИФОЛОГИЯ, ПРОТОНАУКА,
    ПРЕДФИЛОСОФИЯ Древнегреческие города-государства (полисы) возникли в пространстве Средиземноморья. Зародилась античная цивилизация значительно позже, нежели древние цивилизации Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Но ее влияние па развитие западной культурной традиции оказалось определяющим. По современным представлениям, в ранней древнегреческой истории выделяют несколько эпох или культур неолит (более четырех тысяч лет назад критская (первая половина II тыс. до н.э.); микенская (вторая половина II тыс. до н.э.); гомеровская начало I тыс. до н.э.). Далее — эпохи культурного расцвета и упадка греческих полисов (вторая половина I тыс. доп. э. — первая половина I тыс. п. э. Наибольшее развитие греческая мифология и предфилософия
    получают в гомеровский период. Тому способствовали как внутренние (например, изобретение алфавитного письма, таки внешние причины. К последним относится прежде всего мощное культурное влияние Востока. Греки никогда не скрывали своего почтительного отношения к нему. Пифагор и Платой весьма высоко оценивали достижения индийских браминов и египетских жрецов.
    Диоген Лаэрций допускал, что философия впервые появилась именно у варваров — индийцев, персов, вавилонян, ассирийцев и других пародов. Античная предфилософия в определенном смысле является конгломератом из гомеровских эпосов, мифологии Гесиода и Фе- рекида, религии орфиков — последователей полулегендарного Орфея, протопауки ранних физиков, произведений семи мудрецов и лирических поэтов. В известных эпических произведениях Гомера («Илиада» и Одиссея) поднимается ряд проблем, имеющих философское значение, хотя решаются они пока па чисто мифологическом уровне. К ним относятся, в частности, проблема начала мироздания, вопросы антропологии (состав человека и его души и др, Основой древней греческой философии явились мифология
    • предфилософия
    •протопаука учение орфиков лирическая поэзия
    62 проблемы судьбы и посмертной жизни. Появляются первые попытки обезличенного, пеаптропоморфизировапного понимания богов (бог Океан Судьба как некая сила, которая властвует над людьми и богами. Поэмы Гесиода (Труды и дни, Теогония) возникают несколько позже гомеровских. Поэтому в них отражаются социальные проблемы, нехарактерные для времен Гомера: распад общины и расслоение общества па бедных и богатых. В поэме Труды и дни начинают обосновываться этические идеалы, что гомеровским героям еще несвойственно. Историческая теория представлена легендой о пяти поколениях людей золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Время железных людей — время страданий и несчастий. Прямая аналогия с индийским циклом Маха Юги, включающим четыре эпохи развития общества. Первая, высшая — Золотой век (Сатья Юга. Последняя, низшая — Железный, или Черный, век (Кали Юга. Центральный вопрос Теогонии — это возникновение и развитие мироздания, что представляется в виде развернутой генеалогии богов. Главная мировоззренческая проблема в произведениях Гомера и Гесиода — взаимоотношения богов и людей. Сохранившиеся фрагменты мифологии Ферекида («Геитамихос», или Смешение богов) посвящены проблеме первоначал мироздания, космо- и теогенезису. Понимание богов у пего уже менее антропоморфное, а вечные первоначала — Зас (Зевс, Хропос (Кропос) и Хтопия (Гея) приобретают черты естественных природных явлений — огня-эфира, земли и времени. Орфическое религиозное учение во многом противостояло политеизму олимпийской религии и некоторым мистериям. Ор­
    физм можно считать одним из самых глубоких предфилософских учений Древней Греции. В пем просматривается определенное влияние уже высокоразвитой к тому времени индийской культуры па молодую греческую. Неслучайно орфики, подобно индусам, посмертную жизнь ставили выше земной, тело считали темницей души и верили в ее постоянное перевоплощение из тела в тело (метемпсихоз. Высшая цель жизни — освобождение души от перевоплощений и достижение острова блаженных. В орфиз­
    ме усиливается демифологизация мировосприятия. Бог (Зевс) понимается пантеистически: божественное начало пронизывает и охватывает весь существующий мир. Важный элемент греческой предфилософии — зарождающиеся научные знания (протопаука). Первые греческие философы —
    63
    философствующие натуралисты, исследователи физиса (природы Фалес Милетский, Пифагор и его последователи, Апакси- мапдр и Апаксимен, Гераклит и др. Наибольшее внимание уделяется математике, астрономии, физике. В пифагорейской школе кроме отмеченных дисциплин развивались теория музыки, акустика, ботаника, анатомия, медицина и другие. Существенное влияние па становление античной философии в VII—VI вв. до н.э. оказала деятельность семи мудрецов. Непосредственный состав этой группы в источниках указывается противоречиво. Только в отношении четырех из семи наблюдается полное согласие Фалес, Солон, Биант, Питтак. С философскими афоризмами житейской мудрости семи мудрецов была связана и лирическая (в том числе философски-назидательная) поэзия Фокилид, Феогпид, Хилоп, Клеобул, Каллип и др.
    4.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ В историко-философской пауке существует несколько подходов к периодизации античной философии. В данном случае мы будем придерживаться наиболее распространенного подхода, опирающегося не па отдельные школы, а па общие этапы развития философского сознания в Древней Греции и Древнем Риме см. схему 17).
    1. Период ранней античной философии (VII — VI вв. до н.э.). В VII в. до н.э. формируется предфилософская платформа. В VI в. до н.э. появляются первые развернутые философские учения Фа­
    лес Милетский, Пифагор (пифагорейцы, Апаксимапдр, Апакси­
    мен, Гераклит, Парменид и др.
    2. Период расцвета античной философии (V — IV вв. до н.э.). Возникают оригинальные философские учения, формируется основная проблематика и понятийный аппарат Зепон, Лев- кипп, Демокрит, Протагор (софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др.
    3. Период заката античной философии который иногда называют периодом эллинизма (вторая половина IV в. до н.э.— I в. н.э.). Греческая философия продолжает развиваться. Появляется римская философия (примерно сов. до н.э.). Нов эти века практически не возникает оригинальных философских учений. Происходит осмысление идей, выдвинутых в первый и второй периоды Аптисфеп (киники), Аристипп (кирепаики), Эпикур
    64 эпикурейцы, Зепоп из Китиопа (стоики, Пиррол (скептики, платоники (последователи пифагоро-платоновской философии, перипатетики (последователи Аристотеля, Потамоп (эклектики,
    Сенека (римские стоики.
    4. Период упадка античной философии и зарождения философии христианской (I — VI вв.). К началу этого периода большинство школ античной философии прекращают свое существование или теряют влияние. Выживает пифагоро-платоповская традиция и перипатетики как комментаторы Аристотеля. Во II — III вв. н.э. платонизм, пеопифагореизм и аристотелизм сливаются в школе неоплатоников (Аммоний Саккас, Плотин. Идеи греческой философии заимствовались гностиками, а в последующем и христианскими богословами. Наиболее значительными по своему философскому содержанию и влиянию па последующую культуру оказались философские учения Пифагора, Платона, Аристотеля и Демокрита.
    4.3. РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Общей чертой античной философии, в большей мере ее раннего этапа, является космоцентризм.
    Это означает, что центром философского мышления выступает космос. Введение понятия космос в философский лексикон приписывают милетским мыслителями Пифагору. Этим понятием греки обозначали бытие упорядоченное, организованное, оформленное в противовес хаосу — как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному. В силу своей оформлеппости космос конечен, а значит — эстетически прекрасен. Бесконечное, в определенном смысле соответствующее хаосу, греки не любили и ставили ниже космоса. Окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением впервые происходит у философов милетской школы (Фалес,

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта