История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
24 органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира. Философия имеет много общего с нравственностью Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам. А учение о моральном законе занимало в их трудах видное и закономерное место. Соотношение философии с идеологией выглядит несколько иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной либо национальной группы, класса, партии и т.д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше национальных, классовых или корпоративных интересов. Нередко идеологические доктрины предстают в виде идеологической мифологии. В этом случае философия прямо противостоит идеологии и ее мифам. Многое связывает философию с наукой Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Но есть и различия. Философия, в отличие от пауки, изучает наиболее общие, наиболее масштабные законы бытия. Это познание имеет мировоззренческое значение, те. формирует систему представлений и отношений к миру и человеку в целом. Существенное значение для философии имеют ее ценностный аспект и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды пауки — от телескопа и телевизора до компьютера и лазера — это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество. Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо либо во зло) будут они применяться. А вот практический смысл философии — ориентировать поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенными целями бытия (см. схему 4). 1.9. ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ — онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия — философская антропология (учение о человеке — социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества 25 — гносеология, или эпистемология (учение опознании этика (учение о морали — логика (учение о законах мышления — эстетика (учение о канонах и законах прекрасного — аксиология (учение о ценностях — герменевтика (учение о смыслах) (см. схему 5). 1.10. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ Существуют различные взгляды на то, что же является так называемым основным вопросом философии (см. схему 7). Например, для классической индийской философии он связан с поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии, кармы (закона воздаяния) и от необходимости постоянных перерождений в земном мире — мире страданий. Философия для индийских мудрецов была средством достижения бессмертной жизни в высших духовных мирах. В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога. Немецкий философ И. Капт формулирует несколько важнейших вопросов философии Что я могу знать, Что я должен делать, На что я могу надеяться В марксистско-ленинской философии в качестве основного вопроса философии рассматривается соотношение духа и материи сознания и бытия. В таком виде эта проблема была поставлена Ф. Энгельсом и позже прочно закрепилась в диалектическом материализме. В данном случае вопрос имеет два аспекта. Первый что первично — дух или материя (онтологический аспект В зависимости от ответа философов разделяют на материалистов (Брихаспати, школа чарвака, Левкипп, Демокрит, Копдильяк, Ла- метри, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др) и идеалистов (Будда, Платон, Аристотель, схоластический реализм, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Соловьев, Бердяев и др. В рамках идеализма выделяют объективных и субъективных идеалистов. В рамках материализма — стихийный древний материализм, механистический материализм Нового времени иди алектический материализм XIX—XX веков. Второй аспект вопроса познаваем ли мир (В более точной формулировке способно ли сознание адекватно отражать бытие) Философов, полностью или частично отрицающих познаваемость мира, именуют агностиками (школа софистов, Д. Юм, некоторые течения в позитивизме и неопозитивизме, Дж. Сантаяна и др. 26 Сточки зрения некоторых философских направлений, марксистская постановка основного вопроса философии является некорректной. Например, сторонники эзотерической философии (Мх. Мория, Мх. Кут Хуми, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих и др) рассматривают духи материю в качестве основных атрибутов единой космической субстанции. Материя есть кристаллизованный дух, те. видоизмененное (уплотненное и дифференцированное) состояние космической субстанции, которая в своих онтоло гически утонченных и высокоорганизованных формах именуется духом. Материальность и духовность есть противоположные, диалектичные характеристики свойств субстанции. В онтологическом смысле они не могут быть разделены. Поэтому вопрос Что первично — дух или материя по своему характеру тождествен вопросу Что возникает раньше — курица или яйцо 1.11. ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Часто студенты спрашивают зачем менеджеру (банкиру, программисту, врачу, юристу, лингвисту, инженеру, учителю и т.д.) изучать философию Насколько она необходима им в их будущей профессии Ответить можно так философия необходима прежде всего в жизни человека, которая вовсе не исчерпывается выполнением профессиональных обязанностей. Хотя вместе стем достижение и профессиональных вершин предполагает овладение культурой и принципами мышления, особым отношением к действительности и деятельности, чему, собственно говоря, и учит философия. Итак, что же она дает человеку — Познание общих законов и принципов мироздания. — Осознание своего места в мире и целей своего бытия. — Выявление истинных ценностей и ориентиров, те. осмысление того, как надо правильно (без иллюзий, без заблуждений, без страданий и т.д.) жить. — Освоение синтетического диалектичного мышления, те. способности видеть любую проблему целиком, во всей противоречивости и многообразии ее сторон, что позволяет глубоко осмысливать и плодотворно решать эту проблему. — Позволяет использовать достижения философской мудрости для самосовершенствования. 27 — Укрепляет внутренний духовный стержень личности и развивает способность стойко переносить и преодолевать жизненные трудности. — Позволяет человеку возвышаться над ограниченностью современных ему познаний и заглядывать в будущее. 1.12. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. ЧМ Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс Учебник для вузов. М, 1996. 3. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М, 1998. 4. Философия. Основные идеи и принципы Популярный очерк / Под общ. ред. А.К. Ракитова. М, 1990. 5. Философия Учебник для высших учебных заведений. Ростов и/Д., 1996. 6. Мифы пародов мира. Энциклопедия. Вт. М, 1992. 7. Основы религиоведения Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М, 2001. 8. Малерб М Религии человечества. М СПб., 1997. 9. Элиаде М Словарь религий, обрядов и верований. М СПб., 1997.' 10. Философский энциклопедический словарь. М, 1983. Тема 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Содержание учебного материала 2.1. Истоки индийской философии мифология, брахманизм, предфилософия. 2.2. Периодизация. 2.3. Обзор философских школ Древней Индии. 2.4. Общие черты индийской философии. 2.5. Некоторые основополагающие понятия индийской философии. 2.6. Йога основные идеи. 2.7. Буддизм основные идеи. 2.8. Учебная и дополнительная литература. 2.1. ИСТОКИ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ МИФОЛОГИЯ, БРАХМАНИЗМ, ПРЕДФИЛОСОФИЯ Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата- Варши — Древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация зародилась несколько тысяч лет до пашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные границы — до десятков, а то и сотен тысяч лет. 29 В необозримые исторические глубины уходят истоки и духовной культуры Индии, представленной многочисленными мифами, эпическими сочинениями, религиозными и предфилософ- скими учениями. Непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связанная с ним древняя религия — брахманизм от имени Верховного Бога — Брахма или Брахман. В настоящее время известны четыре Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурве- да, Атхарваведа. Период их формирования оценивается очень противоречиво от тысячи до десятков тысяч лет. Но можно определенно сказать, что Веды являются одним из самых древнейших письменных памятников человеческой мысли. Веды в Индии считаются священным писанием или откровением (шрути), которое записали древние мудрецы (риши). Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Проблематика их весьма широка. Многие гимны по масштабу поднимаемых вопросов и методам их разрешения имеют философский характер. К каждой Веде (самхите) примыкают несколько собраний сочинений, написанных позднее. Во-первых, это книги, которые называются Брахманами сборники комментариев и ритуальных текстов. Во-вторых, это Араньяки (букв, лесные книги, те. наставления для лесных отшельников. И, в-третьих, это Упанишады букв, сидеть у ног Учителя) — философские произведения, которые расцениваются как высшие сокровенные объяснения Вед. Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады формировались постепенно в течение длительного времени. Значительное влияние па индийскую культуру оказали пура- ны (тексты религиозного характера итихасы (исторические произведения) и эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Особое значение для последующего развития философии имела одна из частей Махабхараты — Бхагаватгита (букв. Песнь Бога. В пей аватар (воплощение) Бога Вишну Кришна разъясняет своему другу и ученику полководцу Арджуие важнейшие положения духовной философии и принципы йоги. Древняя религиозная и религиозно- философская литература Индии, оказавшая влияние на развитие философии Веды • Пурапы Брахманы • Итихасы • Араньяки Эпические поэмы • Упанишады 30 Развитие философских школ (даршап) Древней Индии тесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев. Первоначальная ведическая религия ариев (племен, покоривших туземные пароды Индостана) со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская высшая божественная троица Ипдра — Сурья — Агни была вытеснена повой: Брахма (Бог-творец) — Вишну (Бог-хранитель миропорядка) — Шива (Бог-разруши тель). Под влиянием неортодоксальных философских учений (джайнизм, буддизм, адживика) к концу I тыс до н.э. в лоне брахманизма нарастают изменения философского, этического и ритуального характера. В течение I тыс. н.э. брахманизм видоизменяется в индуизм, который в двух своих основных разновидностях (шиваизм и вишнуизм) сохранился до нашего времени почти без изменений. Основополагающие представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позже стали предметом дальнейшей разработки или критики со стороны философских школ. Важнейшие аспекты этого религиозного миропонимания схематично выглядят следующим образом. Причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто религиозно — как личностное божество, а позже философски — как высшее Абсолютное Начало объективного порядка. Мироздание состоит из трех миров (трилока) — земного и высших божественных. В них обитают многочисленные живые существа боги, люди, животные, демоны и т.д. Человек — творение богов и вместе стем часть природы. Человек наделен атмапом — духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмертной божественной души. Душа включена в круговорот постоянных перевоплощений (колесо сансары), которые регулируются кармой (сначала — бог воздаяния, позже — закон воздаяния. Бытие души в земном мире неизменно отягчается негативной кармой, ведущей к непрерывным страданиям. От нее же зависят условия нового рождения человека. Преодоление негативной кармы, разрыв замкнутого круга сансары и достижение мокши (освобождения) считаются высшими целями религиозной практики. 2.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ До сих пор в научной среде не сложилось единого мнения о периодах развития индийской мысли. Это связано прежде всего с затруднениями в датировках процессов формирования мпо- 31 гочислеппых школ и течений индийской философии. Поэтому указанные ниже периоды следует воспринимать с определенной долей относительности. 1) Ведический период начинается в глубокой древности и завершается примерно в VI—V вв. до н.э. На протяжении этого периода формируется основная часть ведической литературы (Веды, Брахманы, Уиапишады). Возникновение древних эпических произведений — Махабхараты и Рамаяны — некоторые востоковеды склонны относить также далеко, зав. до н.э. В это время в Древней Индии преимущественно развиваются мифологические, религиозные и предфилософские учения. 2) Классический период VI—V вв. до н.э. - первая половина I тыс. н.э. Возникают и получают основательное развитие важнейшие школы индийской философии. 3) Постклассический (или схоластический период первая половина I тыс. н.э.—XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода. Многие произведения этого этапа отличаются полемичностью и схоластическими наклонностями, хотя, конечно, есть и исключения. 4) Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии XIX в настоящее время. Происходит возрождение классических и возникновение новых философских учений. 2.3. ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Начало индийской философии принято соотносить св. до н.э. Но, вероятно, этот условный рубеж не должен абсолютизироваться, так как некоторые философские школы начали развиваться по крайней мере еще за несколько столетий до пего (адживика, джайнизм, сапкхья, йога. По сложившейся традиции, школы индийской философии разделяют па две группы ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Принцип разделения — отношение конкретной школы к Ведами ведической религиозпо-предфилософской традиции. Ортодоксальные школы признают авторитет Веда следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это санкхья (Ка пила йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа, Вьяса (?)). Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы па независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к идеализму. Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед или по крайней мере критически относились к основанному па них брахманизму, который к тому времени уже приобрел формаль но-ритуальный, догматический характер. Это адживика (Макха- ли Госала), джайнизм (Махавира), чарвака, или локаята (Брихас- пати (?)), буддизм (Гаутама Будда. Строго говоря, важнейшие аспекты философского понимания мира и человека в джайнизме и буддизме не так уж принципиально отличались от ведической философии. В этих школах признавалась и трансцендентная реальность (высшие миры, и посмертная жизнь, и перевоплощение, и сверхчеловеческие (божественные) существа. Острие их критики было направлено против религиозно-культовой и социальной практики браминов (жрецов, монополизировавших духовную истину и превративших ее в пустой, по очень прибыльный ритуал. А вот воззрения адживиков и чарваков, действительно, имели качественные отличия от ведического миропонимания. Сторонники чарваки, например, отрицали Бога, посмертное бытие, перевоплощения, высшие миры, существование души. Цель жизни они видели в поиске наслаждений. Чарвака — наивно-материалисти ческая школа. Адживика также во многом тяготела к материализму. 2.4. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Долгое время индийская философия оставалась практически неизвестной западному миру. Даже в XX в. далеко не все системы восточной философии были достаточно изучены. При этом стиль или форма выражения индийской, да и китайской мысли нередко подвергались необоснованной критике и унижению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии 'и мистицизма. До сих пор встречаются учебники, в которых восточная мысль освещается очень бегло и поверхностно, а порой и не освещается совсем. Все это закономерное следствие необъек- 33 тивпых представлений многих западных, в том числе и российских, философов относительно истории, специфики и проблематики восточных учений. На исходе двадцатого столетия, к сожалению, лишь отдельные эрудированные специалисты ясно представляли, какое масштабное влияние оказала мысль Востока, в первую очередь Древней Индии, на западную философскую традицию. Пифагор, Платон, Парацельс учились у восточных мудрецов. Лейбниц, Кант, Гегель, Фрейд порой лишь переоткрывали для Запада многие истины, хорошо известные индийским риши. Шопенгауэр и Толстой явно использовали идеи индийской философии. Сочинения Блават- ской, Ла Дыо, Рерихов целиком основаны и насквозь пропитаны эзотерической мудростью Востока. Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты — Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды. — Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось непросто интеллектуальное умозрение, по особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами. — Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека. — Высшая практическая и вместе стем духовная цель жизпи человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира. — Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан па душевной неудовлетворенности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения. — Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе разделяют убеждение в существовании вечного нравственного миропорядка- высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными. - Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности. - Нехарактерно противопоставление Бога и человека. - В большинстве случаев бытие рассматривается сточки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость. - Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др, связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому небыли лишены известной доли умозрительности. - Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций. 2.5. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ |