Главная страница
Навигация по странице:

  • что есть начало всех вещей — который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Древняя греческая философия начинается с вопроса Что есть начало всех вещей 65

  • Ранние греческие философские школы

  • Эпикур

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница7 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   38
    Анаксимандр, Анаксимен). Не удовлетворяемые мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они формулируют фундаментальный вопрос — что есть начало всех вещей — который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Древняя греческая философия начинается с вопроса Что есть начало всех вещей
    65
    Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Ксенофан - земля, Гераклит - огонь. Конечно, эти стихии воспринимались уже не буквально, ас определенной абстракцией - как некие первоэлементы. Но по-настоящему абстрактное представление первоначала формируется несколько позже. У Анаксимандра это апейрон - нечто вечное и беспредельное. У Пифагора - числа. У Парменида - бытие. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии Платон - идеи, Левкипп и Де­
    мокрит - атомы. Важное достижение античных мыслителей-физиков заключается в следующем открытии существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, те. преходящи; но есть единая, неуничто­
    жаемая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают ив которую возвращаются. Величайшим эллинским мудрецом, по мнению Геродота, был Пифагор Но отношение к нему и к его этико-философскому обществу (пифагорейскому союзу) у греков и современных исследователей было и остается неоднозначным. Дело в том, что союз был во многом закрытой, тайной организацией, в силу чего, атак же и по другим причинам, достоверные письменные пифагорейские источники до нашего времени практически не дошли. Вся информация состоит в основном из косвенных свидетельств. Известно, что в основу своей философии Пифагор положил числовые соотношения понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. Самое мудрое - число. Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку. Пифагором и его учениками было заложено основание многих научных дисциплин - от астрономии и математической физики до медицины и музыки. Пифагор - приверженец метемпсихоза - доктрины переселения душ. Считают, что эта доктрина было заимствована им из ор­
    физма. Но определенное, если не определяющее, влияние здесь оказали скорее тайные египетские и индийские учения, в которые, по некоторым данным, Пифагор был посвящен. Теософская традиция утверждает, что он даже знал свои прошлые жизни. Та-
    Ранние греческие философские школы
    •милетская (Фа­
    лес, Анаксимандр,
    Анаксимен) пифагорейская Пифагор и последователи)
    •элейская (Ксено­
    фан, Парменид, Зенон, Мелисс)
    66 кую способность, кстати, приписывали и другому греческому философу — Эмпедоклу. Разумных существ Пифагор разделял па три вида 1) боги, понимаемые не в сверхъестественном смысле, а как высшие сверхчеловеческие существа 2) люди, подобные Пифагору, которые стоят выше обычных людей 3) обычные люди. Глубокий смысл антропологических идей Пифагора большинством западных философов не осознавался. Эти идеи вновь обратили па себя внимание лишь после распространения в XX в. философского учения о космической эволюции человека — Живой Этики. Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон,
    Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии и проблемы субстанции. Главная заслуга Парменида — введение в философию понятия бытие Бытие у пего и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В отличие от Герак­
    лита, считавшего, что все течет, все изменяется, Парменид отвергал изменяемость бытия. В сущности, Парменид ставит две проблемы 1) отношение бытия и небытия 2) отношение бытия и мышления. Решал оп их следующим образом бытие — существует небытие — не существует. С диалектическим тезисом Бытие и небытие тождественны и нетождественны» оп не соглашался. Два противоположных утверждения, по мнению Парменида, признают только двухголовые — намек па диалектическую позицию Гераклита Эфесского. Таким образом, Парменид вплотную приблизился к важнейшему закону формальной логики — закону запрещения противоречия, — ноне принял фундаментального значения логики диалектической. Решая вторую проблему, оп говорит Мышление и бытие одно и тоже, те. одно и тоже мысль о предмете и предмет мысли (О природе. Материалисты считают, что если мы признаем, что все мыслимое существует, то это идеализм, который есть заблуждение. Идеалисты возражают невозможно мыслить о том, чего в принципе не существует если мы о чем-то мыслим, значит оно имеет бытие следовательно, идеализм правомерен. О соотношении мышления и небытия Парменид утверждает, что небытие не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Если о нем мыслят — это уже не небытие, а бытие. Здесь, разумеется, позиция Парменида уязвима. Ведь далеко не всегда мышление о предмете полностью соответствует предмету мышления. Многие философы утверждают, что можно мыслить о том, чего реально объективно) не существует, например о кентаврах, пегасах или о небытии.
    67
    Уже в ранний период греческой философии возникают диалектические представления Сначала у Анаксимандра. Затем их развивает Гераклит. У последнего уже явно выражены две диалектические идеи 1) вечность и всеобщность изменений в мире
    2) единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого. Диалектические мотивы звучат ив творчестве Зенона Однако, будучи последователем Пармепида, он только ставит проблемы, по не решает их, так как диалектика в ее подлинном смысле элеа- там была непонятна. Они ее пе принимали. Зепоп пытается рационально доказывать — ив этом его большая заслуга — тезисы
    Пармепида о том, что бытие едино (пе множественно) и неподвижно. В этих доказательствах он невольно поднимает величайшую проблему, над которой многие сотни лет будут биться лучшие философы и ученые. Проблема эта — противоречие между очевидным бытием вещей и мышлением о них. Доказательства Зепоиа были пе прямые, а от обратного — он доказывал абсурдность, те. самопротиворечивость, противоположной точки зрения. Бытие едино. Противоположная точка зрения — бытие множественно. Множество должно быть ограниченным или неограниченным. Если оно и ограниченное, и неограниченное, значит, рассуждал Зепоп, это абсурд. Такого пе может быть. И доказывал. Тезис об ограниченности если существует множество вещей, то их должно быть ровно столько, сколько есть па самом деле, не больше и пе меньше если их пе больше и пе меньше, значит их число ограничено. Антитезис о неограниченности если существует много отдельных вещей, то бытие пе ограничено, так как между двумя отдельными вещами всегда можно найти некую третью вещь, а между нею и другими — другие вещи, итак до бесконечности следовательно, бытие не ограничено. Таким образом, если бытие мыслится как множественное, то мысль впадает в логическое противоречие. Аналогично с помощью логических затруднений (апорий) доказывалось и отсутствие движения. Если движение существует, то оно должно быть прерывным или непрерывным, те. пространство прерывно (дискретно или атомарно) или непрерывно (контину­
    ально), а значит, бесконечно делимо. Две апории (Стрела, Стадион) доказывали тезис. Две другие апории (Дихотомия,
    «Ахиллес и черепаха) доказывали антитезис. У студентов, и пе только у них, порой возникает искушение опровергнуть Зенопа наглядной очевидностью — вот есть движе-
    68 пие, вот есть множественность. Но для философии очевидность — пе аргумент. Философские проблемы, поднятые Зенопом (соотношение единого и множественного, движения и покоя, прерывности и непрерывности, весьма глубоки. Они указывают па то, что обыденное мышление сего формальной логикой далеко не всегда адекватно отражает реальные природные процессы. Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии Гераклит (VI—V вв. до н.э.) развивает идею Логоса (Слова) — некоего разумного первоначала, которое присуще всем вещами вместе стем управляет их бытием. Логос в определенном смысле есть прообраз всеобщего духовного закона, лежащего у основания бытия Эмпедокл (V в. до н.э.) начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира. В своих основаниях он вечен и неизменен, попа уровне вещей, внутри круга времен он претерпевает изменения Мелисс (V в. до н.э.) впервые формулирует закон сохранения бытия — исходного положения в учении элеатов. Он говорит Из ничего никогда не может возникнуть нечто. Хорошо известна более поздняя латинская формулировка закона Из ничего не бывает ничего Анаксагор (VI—V вв. до н.э.) выдвигает тезис Все во всем, который предполагает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия возникновение и гибель. Ибо пи одна вещь пе возникает, пе уничтожается, по каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них (О природе. То есть он указывает па трансформацию и качественные превращения начальных элементов. Примечательно, что, согласно учению Анаксагора, семена (элементы) жизни существовали всегда. Живое происходит от живого. Анаксагор — один из первых, известных па сегодняшний день, сторонников гипотезы панспермии.
    4.4. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА ШКОЛЫ И ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Вопрос о первоначалах бытия и все сопряженные с ним философские проблемы продолжают решать древние атомисты — сначала Левкипп и Демокрит (V — IV вв. до н.э.), позже их последователи — Эпикур и эпикурейцы Бытие, предполагали атомисты, невозможно делить до бесконечности. Должен быть неделимый
    69
    предел. У вещества это атомы. У пространства это амеры (те. атомы, или кванты, пространства. У времени это хропопы те. атомы, или кванты, времени. Атомы одновременно воспринимались ив философском, ив чисто научном смысле как неизменная, однородная, неделимая причина всех вещей бытие) ив тоже время как сущность вещей — то, из чего они состоят. Таким образом, парменидовская идея неизменности бытия ими была поставлена, так сказать, на физическую основу. Согласно теории Демокрита, все вещи построены из атомов и пустоты, которая находится между ними. Атомы неодинаковы. Они различаются повесу, форме и расположению. Атомы движутся и сцепляются друг с другом. Из таких устойчивых сцеплений образуются стихии (огонь, воздух, вода, земля — первичные образования, а затем различные тела. Все движения тел обусловлены строгой необходимостью. Ничего случайного пе существует. Душа человека тоже атомарна. Но это атомы особого рода. После смерти они рассеиваются атомисты считали, что душа смертна и гибнет вместе с телом. Всевозможные комбинации атомов образуют материальную Вселенную. Она бесконечна в пространстве и времени, в пей существует множество различных миров. Объяснялось это тем, что бытие атомов как сущностей не имеет ни начала, пи конца. Необходимо отдать должное древним атомистам, которые при отсутствии какой-либо экспериментальной и теоретической (в математическом смысле) базы смогли чистым умозрением осознать идею атомарности вещества. И хотя в XX столетии физики стали склоняться к концепции континуальной организации материи на ее сверхглубинных уровнях, идея атомарности вещества, многие сотни лет выступавшая в науке путеводной звездой, несомненно, сыграла прогрессивную роль в развитии научно-философского познания.
    Неординарны представления Демокрита и о жизненных ценностях человека. Он не соглашался с софистами в их отрицании непреходящих ценностей. По его мнению, они существуют. Это прежде всего истина, справедливость и честность. Высшее благо Основные философские школы периода расцвета древней греческой философии школа софистов
    (Протагор, Горгий,
    Гиппий, Продик и др) школа атомистов
    (Лсвкипп, Демок­
    рит) школа Платона Академия) школа Аристотеля
    (Ликей) школы последователей Сократа
    (киники и др)
    70 для человека, которое и есть счастье, заключается в гармонии, невозмутимости, благом состоянии духа и твердости души. Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, — говорит философ, — но правота и многосторонняя мудрость. Демокрит не признает материальные идеалы и блага. Его этический идеал — мудрый человек гуманного, уравновешенного характера, предпочитающий блага духовные. В вопросе государственного устройства Демокрит был сторонником демократии. Интересы государства превыше всего. Жители обязаны следовать закону. Но вместе стем и государство обязано заботиться о народе, прежде всего о бедных. Большое значение философ придавал активному участию граждан в общественных и государственных делах. В V в. до н.э. начинается расширение проблематики древнегреческой философии Если ранее в центре внимания философов находились проблемы бытия, космоса и физиса, те. преобладала натурфилософия, то софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Про­
    дик и др) выдвигают па первый план проблему человека как члена общества. В этом их объективная заслуга. Носами взгляды софистов подвергались резкой критике со стороны древних и современных философов, которая имела под собой веские основания. Слово «софистэс» переводится как мастер, мудрец, знаток. Первыми начав за деньги обучать всех желающих философии и сопутствующим дисциплинам (риторика, политика, воспитание и т.д.), они считались учителями мудрости. Но их мудрость не была подлинной. Их интересовала пе истина сама по себе, а выгода от доказательства нужного положения — па собрании, в суде, в споре. Поэтому в последующем слово софист приобрело негативное значение. Главный постулат философии софистов был выдвинут Прота- гором. Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. Что это означает и предполагает Во-первых, все в мире относительно.
    Во-вторых, мера относительности — человек. В-третьих, представления, знания и этические идеалы самого человека тоже относительны. Такая абсолютизация условности, относительности бытия и его познания называется крайним релятивизмом. В этике и теории познания софисты руководствуются субъективным мнением индивида. Какими кажутся вещи отдельному индивиду, такие они и есть. Если одному ветер кажется холодным —
    1
    Маковелъский АО. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. С. 308 311.
    71
    значит он холодный. Другому кажется теплым — значит он теплый. Объективная истина отрицается. Тоже самое ив этических нормах, правовых положениях и государственных законах. Такая философская платформа позволяет обосновывать все что угодно. Что софисты не без собственной выгоды и делали. При этом ими часто использовались особые логические ухищрения, получившие название софизмы. Вам, например, могли доказать, что вы имеете рога То, что вы не потеряли, — вы имеете. Если вы не потеряли свои рога, значит они у вас есть. Могли убедить, что зрение возможно без глаз Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. Кроме правого и левого других глазу нас пет. Значит, глаза не являются необходимыми для зрения. Мастерство софистики в условиях античной демократии греческих полисов пользовалось немалым спросом. Важно было уметь отстаивать свою точку зрения — справедлива она или пет. Позитивное же значение деятельности этой школы заключается, как было отмечено, в обращении философии к человеку, а также в популяризации философских, научных и общеобразовательных знаний среди широких кругов античного демоса. Софисты — античные иросвегители. Философское осмысление человека продолжил ученик софистов Сократ (V — IV вв. до н.э.), который, однако, позже явился их последовательным критиком. Сам он ничего не писал. Философствовал устно, беседуя па различные темы с учениками и заинтересованными жителями Афин. Трудно сказать, в чем он более велик — в своих мыслях или в своей жизни и смерти. Последнюю, будучи несправедливо осужденным судом присяжных по лживому оговору, оп принял достойно и спокойно — как подобает истинному философу. Неудивительно, что у пего было множество последователей, образовавших несколько так называемых сократических философских школ (киники, кирепаики, мегарики и др. К сожалению, далеко не во всем их учения соответствовали идеям Сократа. Изречение Познай самого себя, написанное па храме Аполлона в Дельфах, явилось для Сократа философским девизом. Его интересует человек. И прежде всего с этической точки зрения. Афинский философ пе может принять этический релятивизм софистов и все остальные крайности их субъективизма и относительности. Оп стремится показать, что человеческое сознание неоднородно в нем есть сфера субъективного, с которой связано мнение, и сфера объективного, с которой соотносится знание. Познай самого себя. Сократ
    72 Объективное знание (истина) — общее для всех, оно пе зависит от произвольных предпочтений человека (мнения. Но знание, думал Сократ, невозможно привнести извне. Оно рождается в душе в сознании) человека. Можно только помочь родиться этому знанию. На это и направлен метод Сократа (майевтика — повивальное искусство с помощью иронии, наводящих вопросов, в диалоге подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения (ложного знания, а затем к открытию, рождению истины. Сущностью человека Сократ считает душу. Душа у пего — это прежде всего разум, сплавленный с нравственностью. Если человек знает, что такое добро, то оп пе может совершать зло, так как знание предполагает и нравственность. Освобождаясь с помощью философии от незнания, человек освобождается и от зла. Поэтому Сократ считает философию источником духовного совершенствования человека и орудием построения справедливого, совершенного общества. Идеи Сократа оказали большое влияние па молодого аристократа — его ученика, который станет одним из величайших философов античности и всей мировой философии. Почти все свои произведения Платон Афинский (V — IV вв. до н.э.) облекает в форму диалогов, где роль главного персонажа играет его учитель Сократ. Учение Платона, как полноводная река, многие сотни лет, вплоть до
    XXI в, будет питать живительной влагой философской мысли бесчисленные поколения философов. Жанр учебного пособия пе позволяет в должной полноте осветить философское учение Платона, поэтому автор, представляя здесь основные проблемные блоки, отсылает заинтересованного и пытливого читателя к специальной литературе (список см. в конце темы. Такое же обращение к исследованиями оригинальным трудам предполагается при необходимости более глубокого изучения и других философов. Учение Платона охватывает все основные философские разделы онтологию, антропологию, гносеологию, этнку, эстетику, социальную философию. Основанием его системы является онтология, в которой философ разрабатывает теорию мира идей. Каждая вещь по убеждению Платона имеет свою сущность и прообраз Это и есть идея (эйдос или форма. Но идеи у Платона — это пе просто субъективные умственные представления человека. Они существуют объективно (сами по себе. Поэтому идеи — это пе мысли, а то, что является предметом мысли. Идеи существуют вечно, пе рождаются и пе умирают, могут взаимодействовать друг с другом. Количество их ограничено, по все же очень велико. Вместе идеи образуют особый, идеальный мир
    («Гииеруранию»), который нередко еще именуют сверхчувственным, или метафизическим, миром. Он находится выше обычного земного мира. Как говорит Платон Это место над небесами. поверх физического космоса. Платон впервые в античной философии дает развернутое философское обоснование высшей реальности (мира идей, существующей над реальностью физической, или земной. Таким образом, его онтология предполагает два мира, или плана, бытия физический и метафизический. Используя современную научную терминологию, метафизический план бытия можно назвать пространством иных измерений. Некоторые современные физические теории обосновывают возможность существования таких сфер пространства. Мир идей у Платона есть подлинное бытие. Оно воспринимается только разумом. Физическая сфера чувственно воспринимаемых вещей — мир становления. Это относительное, иеподлиппое бытие, так как все вещи рождаются и погибают. Вещи состоят из материи хора) — особого пространственного образования. Мир материи противостоит миру идей и почти отождествляется с небытием. Идеальный мир имеет сложную иерархическую структуру, образованную идеями разной степени общности и онтологической высоты. Высшая идея — это Единое, или Благо. Следовательно, высший принцип идеального бытия у Платона имеет явные этические свойства. Ниже Единого находится Диада (двойственность, или двоица). Это принцип дифференциации и множественности. Наследующем, более низком уровне благодаря взаимодействию Единого и Диады образуется совокупность различных идей, которые тоже имеют иерархическое соподчинение. В своих философских построениях Платон нередко обращается к понятию бог Но его представление о боге и божественном отличается от ортодоксальной теологии. Божественное Начало у него имеет абстрактный, безличный характер. Это прежде всего идея Блага и весь идеальный мир. Но есть и бог, обладающий некоторыми личностными качествами. Это бог-Демиург (ремесленник, мастеровой, который не творит мироздание (идеи и материю, а как бы формирует из уже существующей материи физический мир по образу идеальной модели. Демиургом порождаются низшие боги, которые есть огненные сущности, соответствующие звездами планетам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   38


    написать администратору сайта