Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.4. Механистическая картина мира. 9.5. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 9.6. Учебная и дополнительная литература.

  • эмпиризмом у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон

  • И. Кеплер (законы движения планет Г. Галилей (принцип относительности, применение телескопа в астрономических наблюдениях Ф. Бэкон

  • 1. Причина движения выносится из природы и передается Богу С ним же связывается и происхождение небесных тел и всей природы. 2. Редукционизм

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница15 из 38
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38
    9.1. Периодизация.
    9.2. Социально-экономические и культурные изменения в Европе XVII в.
    9.3. Проблема метода научного познания эмпиризм ( Ф . Бэкон) и рационализм (Р. Декарт.
    9.4. Механистическая картина мира.
    9.5. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
    9.6. Учебная и дополнительная литература.
    9.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Философия Нового времени охватывает XVII—XIX века. С определенной долей условности в ее развитии можно выделить несколько периодов (основные философские идеи см. схему 24).
    141

    1. Ранний период (начало XVII в. Новые тенденции в философии Возрождения усиливаются. Натурфилософская и научная проблематика выходят па первый план.
    2. Период научной революции (XVII в. Строго говоря, начинается он несколько раньше — в конце XVI в. Но всесторонняя трансформация традиционных представлений о мире и человеке и оформление повой (первой научной) картины мира происходит только к концу XVII века.
    3. Период Просвещения (XVIII в. В Европе распространяется идеология Просвещения — оригинального культурно-философ­
    ского феномена Нового времени.
    4. Расцвет немецкой философии (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в. Сюда относится классический немецкий идеализм и материализм.
    5. Зарождение неклассической философии (примерно со второй четверти XIX в.
    6. Поздний период (конец XIX — начало XX в. На фоне ортодоксального материализма и позитивистских тенденций усиливается влияние религиозной и эзотерической философии. Появляются синтетические учения, в которых объединяются философские традиции Запада и Востока.
    9.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕВРОПЕ XVII в. Разложение феодального общества, начавшееся в период раннего Возрождения, активно продолжается. Этот процесс затрагивает все сферы жизни политическую, экономическую и культурную. Сначала в Голландии (конец XVI— начало XVII в, а затем в Англии (середина и конец XVII в) происходят первые буржуазные революции. В обществе формируется новый предприимчивый, деятельный класс — молодая буржуазия. В экономической сфере все больший вес приобретает мануфактурное производство. Ремесленным цехам все труднее выдерживать конкуренцию с рационализированными, отлаженными предприятиями буржуа. И это закономерно внедрение машин и механизмов, разделение труда способствуют увеличению эффективности производственного процесса.
    142 Церковные догматы оказались слабыми помощниками в сфере практической экономики. Новый тип производства требовал знаний другого типа, основанных на опыте, достоверных и чисто практических, знаний, которые могли бы объективно способствовать развитию производственной деятельности. Поэтому изучение природы как в философском, таки в научном смысле приобретает значимость и даже необходимость Наука становится опорой не только экономики, но и философии. Изменение социально-экономических отношений, ослабление влияния церкви, развитие науки неизбежно отражаются на всей культуре Нового времени, и прежде всего на философии. Она все активнее выступает с критикой схоластической учености, стремится к достоверности и сближению с наукой. Отсюда вытекает и одна из основных проблем новой философии — проблема метода научного познания.
    9.3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) И РАЦИОНАЛИЗМ (Р. ДЕКАРТ) Решение проблемы мегода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон
    (XVI — XVII вв.), и рационализмом ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт (конец
    XVI — первая половина XVII в. Знание — сила, — провозглашает Бэ­

    кон. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле — как средство, по не самоцель. Аристотель бы такую пауку не возвел па пьедестал, ведь для него высшую значимость имело познание истины вне всяких прикладных, меркантильных интересов. Но
    Бэкон — человек своего времени, для которого оторванные от действительности философские спекуляции теряют привлекательность. Эмпиризм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Знание — сила.
    Фрэнсис Бэкон
    143
    Что же мешает человеку в достижении объективного знания Особенности его сознания различного рода предрассудки субъективные искажения реального положения вещей, которые Бэкон называет идолами (или призраками. Их несколько видов идолы пещеры (человек воспринимает мир как бы из своей пещеры русский сказал бы судит обо всем со своей колокольни идолы театра (приверженность мнению авторитетов и догматам схоластики, по русской поговорке петь с чужого голоса идолы торжища, рынка (со своими спекулятивными, конвенциональными ценами идолы рода (антропоморфные особенности разума и чувств человека, связанные с самой его сущностью. Победу над идолами человеческого сознания и приобретение достоверного знания, согласно Бэкону, может обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Античность и Средневековье пользовались преимущественно дедуктивным методом. Его суть из общих самоочевидных положений (аксиом, или постулатов) делаются частные выводы. Бэкона такой подход не устраивает, так как здесь, по его мнению, не обеспечивается достаточная достоверность. Подлинное знание должно опираться па опыт (эмпиризм — от гр. эмпейриа — опыта значит, предполагает обращение к конкретным фактам, явлениями процессам. Изучив эти частные факты, исследователь может делать общие выводы. Данный мегод называется индукцией (от лат. inductio — наведение. Абсолютной достоверностью обладает полная индукция. Например в аудитории 10 человек каждый из них обладает российским паспортом следовательно, все они граждане России. Но полную индукцию, основанную па переборе всех фактов данного класса, в пауке использовать, как правило, затруднительно. Обычно применяется неполная индукция. Например в аудитории 13 человеку из них выборочно посмотрели паспорт — он оказался российским делается вывод, что все 13 человек — граждане России. Очевидно, что такой вывод имеет вероятностный характер. Бэкон это понимали стремился увеличить достоверность неполной индукции, дополняя метод перечисления методом исключения. То есть, исследуя какое-либо явление, нужно искать факты, где оно есть и где его нет, выявлять общий признаки на его основе делать вывод о сущности этого явления. Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм — в Англии Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах. Д. Дидро и др. — во Франции.
    144
    Рене Декарт подобно Бэкону, выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Подобно Бэкону, цель науки он видит в достижении господства над природой и пытается разработать настоящий научный метод ее изучения, позволяющий добиться систематического производства научных открытий. Нона первое место он выдвигает не чувственный опыта разум человека (отсюда и название этого течения - рационализм от лат. ratio - разум. Логика здесь такова. Необходимо преодолеть все традиционные заблуждения, говорит Декарт. Не авторитетное суждение, а самоочевидность являются основанием всякого знания. Поэтому провозглашается принцип сомнения. Последовательно сомневаясь во всем, Декарт погружается в глубины своего сознания. Тут он находит искомое незыблемое основание можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума. Мыслю, следовательно, существую (cogito ergo sum), - утверждает философ. Таким образом, мышление или разум является исходной точкой и фундаментом научного метода познания. В центре его Декарт как поклонник математики видит дедуктивную логику те. логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному. Зная общие аксиомы, можно устанавливать частные факты. Например известно, что все присутствующие 10 человек - граждане России следовательно, каждый из них должен обладать российским паспортом. Но как установить исходные аксиомы Декарт считает, что они порождаются интеллектуальной интуицией, которая опирается на врожденные идеи В этом аспекте гносеология Декарта во многом созвучна позиции Платона, также предполагавшего врожденное знание. Наиболее крупные представители рационализма после Декарта -Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм Бэкона, ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Декарта, ориентированный на теоретическое исследование, оказали большое влияние на развитие научного по-
    Рационализм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Мыслю, следовательно, существую. Репе Декарт

    145
    знания. Но, разумеется, паука не могла принять пи тот, пи другой метод в качестве единственного. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки Рационализм и эмпиризм не противостоят, а дополняют друг друга.
    9.4. МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием первой научной (механистической) картины мира (НКМ). Разумеется, уже в древности существовали определенные научные представления и теории. Но согласно западной культурной парадигме (а ее представления далеко не бесспорны, настоящая наука начинается с экспериментально-математиче­
    ского естествознания, которое в Европе формируется только в XVII в. Поэтому механистическая НКМ называется первой. Важнейший вклад в становление НКМ внесли Н. Коперник (гелиоцентризм Дж. Бруно
    (бесконечность Вселенной, Т. Браге (измерение положения Марса, астрономические таблицы и т.д.), И. Кеплер (законы движения планет Г. Галилей (принцип относительности, применение телескопа в астрономических наблюдениях Ф. Бэкон (эмпирический метод Р. Декарт (аналитическая геометрия и рационализм, И. Ньютон (законы механики и всемирного тяготения, дифференциальное исчисление У. Гарвей (открытие кровообращения) и некоторые другие философы и естествоиспытатели. Немалое влияние па отцов первой НКМ оказали эзотерическая традиция и тяготевшие к пей алхимия, астрология и магия. Идеи неопифагореизма, неоплатонизма, герметические («Corpus Hermeticum») и каббалистические (каббала) теории способствовали разрушению теологической картины мира и развитию научной революции. По мнению известных итальянских историков философии Д. Реале и Д. Аптисери, это является неопровержимым фактом. Другое дело, что когда нарождающаяся паука несколько окрепла, она стала активно отторгать свои оккультпо-эзотерические основания ив конце концов дистанцировалась от них. Сегодня, когда со стороны ортодоксов эзотерическая философия порой подвергается незаслуженной критике, необходимо обратиться к объективному изучению реальной, а не купированной истории философии. Тогда справедливое мнение о том, что существуют ненаучные идеи, которые оказываются плодотворными для науки и положительно влияют па ее развитие, покажется достаточно обоснованным. Основанием первой НКМ выступила механика И это закономерно других разработанных естественнонаучных теорий (в области химии, магнетизма, биологии, ядерных взаимодействий) в то время еще не существовало. Поэтому Ньютон будет стремиться вывести из начал механики и все остальные явления природы Математические начала натуральной философии. Такой иод- ход изначально предопределял ряд существенных недостатков механистической картины мира. Но сначала восстановим ее основные контуры. Мир создан Богом и подчиняется законам механики. Бог, создав небесные тела и явив причину их движения («первотол­
    чок»), не вмешивается в закономерное течение событий. Природа материальна. Материя имеет внутреннюю инерцию, протяженность, фигуру, непроницаемость. Ее взаимодействия понимаются как простые механические перемещения. Механическое движение, следовательно, — основная форма движения материи. Жизнь и человек тоже объясняются с механистических позиций. Предполагается, что, зная начальные условия, можно безошибочно рассчитать положения и состояния материальных тел в будущем, если умело применить законы механики. Это представление о мироздании имеет три важнейших недостатка.
    1. Причина движения выносится из природы и передается Богу С ним же связывается и происхождение небесных тел и всей природы.
    2. Редукционизм — попытка объяснения высших форм движения материи движением ее низших форм. Проще говоря, сведение сложного к простому. Отсюда возникает вульгаризированное, искаженное представление о жизни, сознании, разуме и вообще о законах движения материи. Позже было установлено, что законами механики можно описать весьма ограниченный класс явлений природы.
    ' Реале Дж, Антисери Д. История философии от истоков до наших Эней. СПб.,
    1996. Т. 3. С.
    147

    3. Метафизичность — понимание природных явлений, процессов и материальных тел вне их изменения, развития и влияния друг па друга. Например, история развития небесных тел не рассматривалась. Считалось, что с момента их божественного творения пи они сами, пи законы их движения не изменились. В данном случае термин метафизика используется как противоположный термину диалектика) Темпе менее, несмотря на все свои слабые места, механистическая НКМ явилась большим достижением повой культуры, так как впервые в европейской истории была предпринята попытка разработать достоверные, научно обоснованные представления о мире и человеке.
    9.5. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА, Г. ЛЕЙБНИЦ) В центре метафизических (здесь термин метафизика используется в его аристотелевском значении) размышлений европейских философов XVII в. находилась проблема субстанции. В широком смысле термин субстанция обозначает некое первоначало то, что лежит в основе всех вещей. Вопрос этот был поставлен еще в древней философии. Но он пе теряет своей актуальности ив Новое время. По определению Декарта субстанция — это вещь, которая пе нуждается для своего бытия нив каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение, строго говоря, у Декарта подпадает только Бог. Но он находится за природной сферой. В последней же философ выделяет вещи, нуждающиеся в участии только Бога (это и есть субстанции в природе, и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений (это атрибуты и качества. В природном мире, согласно Декарту, есть две субстанции духовная (substantia cogitas) и материальная (substantia extensa). Первая неделима, ее основной атрибут — мышление. Модусы мышления — воображение, чувство и желание. Вторая делима до Недостатки первой научной картины мира неполный разрыв с теологическими догмами
    •редукционизм метафизичность Субстанция — сущность, первоначало, то, что лежит в основе всех вещей.
    148 бесконечности, основной атрибут — протяженность. Модусы протяженности — фигура, положение, движение. Эти субстанции независимы друг от друга (дуализм. Согласовываются они между собой Богом. Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Ее законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует души, способные мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи (идею Бога, постулат из ничего пе происходит ничего, идею чисел и др. Законы духовной субстанции изучаются психологией. Иное решение проблемы субстанций предложил голландский мыслитель Бенедикт Спиноза
    (XVII в. Он преодолевает декартовское противоречие между Богом как субстанцией песотворениой и двумя природными субстанциями, которые являются конечными и сотворенными. Субстанция, согласно
    Спинозе, есть то, что является причиной самой себя Бог, отождествляемый с природой (пантеистический монизм. То есть первоначало одно, по это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духовная сущность, выступающая причиной всего бытия. Таким образом, Спиноза продолжает традицию возрожденческого пантеизма. Единая субстанция имеет два важнейших атрибута — мышление и протяженность. Все остальное — это только модусы (видоизменения) субстанции — все протяженные предметы и мыслящие существа. Модусы мышления согласованы с модусами протяженности и зависят от божественной субстанции. Все в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного пе существует. Спиноза — механистический детерминист. Причем детерминизм он распространяет пе только на природу, но и па сферу человеческих поступков, вызываемых аффектами (чувствами. Свобода, по мнению философа, есть осознанная необходимость. Немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (XVII—

    XVIII вв.) выступил сучением о множественности субстанций плюрализм субстанций, которые он назвал монадами (от гр. — единое, единица. Монада — нечто вроде атома Демокрита, по понимаемого в духовном смысле. Она неделима, пе обладает протяженностью, активна, нематериальна. Активность ее состоит в восприятии и стремлении. Чувствами монады пе воспринимаются, только разумом. Но тела, которые образованы из монад,
    149
    доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний. Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных типа причин развития действующие - они порождают преобразования в соединениях монад (телах целевые, или финальные, - это внутренние причины развития отдельных монад. Соединения монад регулируются предустановленной гармонией. Уровень развития монад неодинаков. Лейбниц пишет, что есть монады низшей (субстанциальной) формы - они обладают только пассивной способностью восприятия. Далее - монады- души. Они имеют чувства и способны к достаточно четким представлениям. Самые высокоразвитые - монады-духи. Они обладают разумом. Следовательно, все в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Все движется и развивается. Лейбниц первым среди философов Нового времени выдвигает идею всеобщего развития в природе. Монады, не погибая, но постепенно видоизменяясь, образуют в своем непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ минералы - растения - животные - человек. Высшая ступень на этой лестнице эволюции жизни - Бог. Не будучи посвященным в сокровенные доктрины эзотерической философии, немецкий философ подходит к ним практически вплотную. Из онтологического учения о монадах вытекает теория познания Лейбница. Ее основные черты убеждение в реальности врожденного знания (ноне как готовых идей, а как склонностей и потенций, примирение чувственного познания (истины факта) и рационального (истины разума причем рациональное ставится выше чувственного, так как позволяет постигать общие положения и имеет необходимый характер. (Философские представления о субстанции см. схему 26).
    9.6. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М, 1996.
    2. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М, 1997.
    3. Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 1996.
    150 4. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. Н.Т. Фролова. ЧМ. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2. М, 1996.
    6. Реале Д, Антисери Д История философии от истоков дона ших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996. С. 43-214, 231-296.
    7. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Манельмап и др. М, 1997.
    8. История философии в кратком изложении / Перс чешек.
    И.И. Богуба. МС Лешкевич Т.Г.
    Философия. Вводный курс. М, 1998. Темы
    18, 21.
    10. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
    Тема 10 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в. Содержание учебного материала
    10.1. Идеология Просвещения.
    10.2. Природа.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38


    написать администратору сайта