Главная страница
Навигация по странице:

  • Вольф

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница17 из 38
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38
    11.1. И. Кант.
    11.2. И. Фихте.
    11.3. Ф. Шеллинг.
    11.4. Г. Гегель.
    11.5. Л. Фейербах.
    11.6. К. Маркс.
    11.7. Учебная и дополнительная литература. В конце XVIII— начале XIX в. Германия не принадлежала к числу передовых государств. Политическая и территориальная раздробленность, экономическая отсталость, медленное становление буржуазных отношений не позволяли ей войти в элитный клуб европейских государств-лидеров пи в политическом, пи в экономическом смысле. Однако центр европейской философской мысли на какое-то время парадоксально перемещается именно в полуфеодальную Германию. В течение столетия она дает миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, оказавших существенное влияние не только па европейскую, пои па мировую культуру.
    162 Исток немецкой философской классики — философия Просвещения. Крупнейшие фигуры в ее германском варианте Христиан

    Вольф (конец XVII— середина XVIII в Готхольд Лессинг
    (XVIII в Иоганн Гердер (середина XVIII— начало XIX в, Иоганн Гете (XVIII— начало XIX в. С Иммануила Канта начинается расцвет немецкой классической философии Иоганн Фих­
    те, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель вслед за Кантом развивают идеалистическую линию. Немного позже усиливается материализм. Его представители Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Марксизм обычно рассматривают в рамках постклассического периода развития европейской философии. Но его, безусловно, также можно отнести к этану расцвета немецкой философии. К основным достижениям немецкой философии можно причислить
    — изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим собственным законам (И. Кант
    — разработка диалектики как учения о развитии и принципа историзма (главная заслуга принадлежит Г. Гегелю);
    — обоснование гуманизма и равенства (все философы от Канта до Маркса
    — разработка теории общества социально-экономической справедливости (марксизм.
    11.1. И. КАНТ (1724-1804) В 1724 г. в Восточной Пруссии, в городе Кенигсберге (теперь Калининграду простого шорника и домохозяйки родился сын, которого назвали Иммануил. Спустя годы он станет одним из крупнейших немецких философов и навсегда обессмертит свое имя глубокой и оригинальной философской теорией. В творчестве Канта обычно выделяют два периода докрити- ческий и критический. В течение первого он занимается преимущественно естественнонаучной проблематикой, например разрабатывает гипотезу происхождения Солнечной системы из первичной туманности благодаря силам вращения. Мировоззренческое значение этой гипотезы в том, что Кант объясняет возникновение Солнечной системы и Вселенной не теологиче­
    ски (божественное творение, а исходя из естественных закономерностей природы.
    163
    Другая важная проблема, волнующая философа в этот период, — изучение методологии философского познания. Главный вопрос здесь — можно ли доказательно рассуждать о сверхопытпых предметах о Боге, бессмертии души, мире как целом Гносеология В течение второго, критического, периода главное внимание Кант уделяет теории познания и этике. Критическим этот период называется по особенностям метода философствования и основным работам философа Критика чистого разума (1781), Критика практического разума (1788), Критика способности суждения (1790). Здесь Капт, по его мнению, совершает «коиерииковский переворот в философии, точнее в гносеологии, так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам. Следует заметить, что такая расстановка акцептов не была особой новостью для восточной, тем более эзотерической философии. С древних времен многие индийские мудрецы, например Кришна, Будда, Патапджали и др, придавали важное значение качествам субъекта познания. Нов то время в Европе о восточной философии было весьма смутное представление. Поэтому работы Капта действительно имели революционное значение. Как было отмечено, метод философских рассуждений Капта, в отличие от догматического метода философов XVII в, является критическим Его конечная цель — осуществление критического анализа познавательных возможностей человека. Критика чистого разума, как писал мыслитель, — это изучение способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта. Иначе говоря, Кант пытается выяснить, па что, в познавательном смысле, способен чистый разум. Исходным здесь выступает следующий вопрос насколько субъективная мысленная конструкция согласуется с реальным, объективным предметом познания И вообще, как возможно объективное знание Решая эту проблему, Капт анализирует структуру процесса познания. Субъект, по его мнению, в своем сознании имеет как бы два уровня трансцендентальный и эмпирический. Последний связан с индивидуальными особенностями личности. Первый — надындивидуальный. К нему относятся всеобщие определения, а значит, именно отсюда возникает объективное знание. Но как это происходит
    164 Познающий субъект, полагает философ, имеет следующие способности познания
    1. Чувственность придает первичным ощущениям определенный порядок, что происходит на основе доопытпых форм чувственности — пространства (априорная форма внешнего чувства) и времени (априорная форма внутреннего чувства. Учение о чувственности у Канта называется трансцендентальной эстетикой. Понятие эстетика тут трактуется несколько иначе, чем в па- стоящее время.
    2. Рассудок (Verstand) есть способность мышления или, как говорит Кант, способность познания через понятия (категории. Понятия он воспринимает как трансцендентальные, или априорные, те. доонытпые, формы рассудка. Например единство, множество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12). Таким образом, пространство, время и понятия существуют в сознании, а может быть, точнее — в подсознании субъекта как бы изначально, те. врожденно. Здесь Капт созвучен Платону и Декарту, допускавшим (хотя ив различных видах) возможность врожденного знания, те. знания (идей, которое пребывает в глубинах субъективности человека еще до его становления как сознательной личности. Данные чувственного опыта с помощью рассудка выражаются в понятийной форме. Однако без конкретных чувственных представлений рассудок бессилен. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые дополняют друг друга.
    3. Разум (Vernunft) есть способность к высшему обобщению и синтезу способность производить понятия способность познания, не опирающегося непосредственно па опыт способность проводить умозаключения (в отличие от рассудка как способности суждения) — так многозначно Капт определяет разум. В целом разум ставит цели и руководит рассудком в достижении абсолютного знания, так как рассудочные понятия действуют лишь в ограниченном мире явлений. В мире абсолютного они ведут к неразрешимым противоречиям (антиномиям). Антиномия — положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть. (Например Существует Бог как причина мира. — Бога как причины мира не существует) Антиномии, утверждает Капт, наглядно показывают, что рассудочное мышление не лишено противоречий, те. диалектики. Возпикпове-
    165
    пие противоречий свидетельствует о непознаваемости данного предмета с помощью рассудочных понятий, которые выходят за определенные им пределы опыта в абсолютную (трансцендентную) сферу ноуменов — вещей в себе. Науке как разуму теоретическому, те. рассудку, доступен лишь мир явлений Но эти явления порождаются вещами в себе — трансцендентными сущностями, образующими особый, недоступный теоретическому разуму мир. Оп познается только практическим разумом который у Канта означает нечто вроде разумной нравственной воли, или веры. Таким образом, высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе, не имеющие отношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, по открыты для веры. За подобные рассуждения Канта нередко обвиняли в агностицизме. Но, вероятно, это не совсем справедливо. Немецкий философ не отрицает познаваемость мира. Он лишь указывает па сферу применимости одной из человеческих познавательных способностей. Поднимая проблему антиномий, Капт обращает внимание па противоречивость человеческого познания, однако при этом не предполагает противоречивости самой объективной действительности. А это далеко не бесспорно. Диалектика Каита еще зажата пределами сознания человека. Позже, у Шеллинга и Геге­
    ля, эти ограничения будут сняты. Этика Две вещи наполняют душу все новыми нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надомной и моральный закон во мне, — напишет Капт в Критике практического разума. Книга была посвящена размышлениям о моральном законе. Главная заслуга этического учения Канта — обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор. Подлинная свобода — это независимость от условий чувственного мира явлений. Человеческая воля, по мнению Каита, автономна, так как определяется не внешними влияниями, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком. Следовательно мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должна руководствоваться единым нравственным законом-требованием (категорическим императивом Две вещи наполняют душу все новыми нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надомной и моральный закон во мне.
    Иммануил Капт
    166 Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Здесь Капт но-повому озвучивает древнюю этическую формулу, получившую название золотого правила нравственности Не делай другим того, чего не желаешь себе. Категорический императив Капта обосновывает ценность человеческой личности. Человек есть цель сама по себе, поэтому он, в отличие от других сотворенных вещей, не может быть используем как средство. Этика Капта пронизана аскетизмом. Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия. Третья фундаментальная критическая работа Капта — Критика способности суждения — посвящена изучению понятия цели. Если цель субъективна, тов таком случае способность суждения выступает в качестве эстетической способности. Но если цель объективна, то способность суждения приобретает телеологический (телеология — учение о цели) характер. Социальная философия Заслуживают внимания и социаль­
    но-философские идеи Канта Свобода индивида для него является незыблемым, почти священным принципом. Права и свободы индивида могут быть обеспечены только благодаря воле всего общества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода, в понимании Капта, есть нечто иное, как право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества. Лучшая форма организации политической власти в обществе, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей — на законодательную, исполнительную и судебную — ее важнейшая полити­
    ко-правовая особенность. Здесь Капт принимает и развивает идеи английских и французских просветителей.
    11.2. И. ФИХТЕ (1762-1814) Старший сын многодетной семьи сельского крестьянствующего ремесленника из деревни Раммепау (Восточная Пруссия) оказался необычайно талантлив. Пастор и местный помещик номог-
    167
    ли мальчику поступить в школу. Позже он закончит Лейпцигский университет и увлечется философией Капта. Это непрактичное увлечение и прославит Иоганна Готлиба Фихте, который, по совету кумира, опубликует свою первую философскую работу. Запей, однако, последуют и другие, что завершится созданием оригинальной философской системы. Философия Фихте — субъективный идеализм Сам он предпочитал называть ее учением о науке (иаукоучепием — также называется и его основная работа. Гносеологический вопрос — как возможно научное знание — выступает у него одним из важнейших. Несмотря на крайне почтительное отношение к Канту как философу, Фихте соглашался с ним не во всем. По его мнению, понятие вещь в себе есть пережиток догматического мышления. А значит, он должен быть устранен. В решении этого вопроса Фих­
    те сближается с Декартом. Чтобы научное знание было достоверным, размышляет оп, оно должно опираться на достоверную основу. Что может быть такой основой Только человеческое самосознание осознание своего бытия — Я есть или Я есть Я (сравните с декартовским тезисом Мыслю — следовательно, существую. Эта формула, по мнению Фихте, непросто утверждение своего бытия, но и выражение свободы воли — воли автономного, независимого субъекта. Акт самосознания (Я есть Я) — диалектическое объединение противоположностей, те. субъекта и объекта. Субъект воспринимает себя как объект. Объект осознает свою автономную субъективность. Поэтому в центр своей системы Фихте ставит абсолютное Я — абстрактного трансцендентного субъекта, который у пего, по сути, выступает как высшее, те. абсолютное, начало всего бытия. Фактически субъективное начало — абсолютное Я — у
    Фихте предстает в качестве единой субстанции, лежащей у основания бытия. Все остальное, что не принадлежит субъективной сфере абсолютного Я, у пего называется «не-Я», а это есть вся объективная реальность, те. природа. Субъективный идеализм Фихте во многом уязвим. Но па его основе он выдвигает ряд глубоких, фундаментальных идей, в чем-то созвучных древним учениям адептов Сокровенной Мудрости. По мнению Фихте, только человеческое самосознание Я есть Я) может выступать достоверной основой научного познания.
    168
    Во-первых, оп говорит, что природа существует не бесцельно, не сама по себе, по для какой-то определенной цели. Эта цель, в его понимании, — противостояние абсолютному Я. Для своего развития абсолютному Субъекту необходимо некое препятствие, преодолевая которое, он сможет раскрыть в объективность свою скрытую сущность и осознать самого себя. Таким образом, абсолютное Я (абсолютный Субъект, преодолевая сопротивление «пе-Я» (Природы, достигает вершины своего развития. Но это идеальная цель, существующая и убегающая от человечества, как горизонт. Движение к нему — основная идея и смысл исторического развития человечества. Здесь Фихте близок к некоторым ортодоксальным даршапам индийской философии, где слияние
    Атмапа (субъективного космического начала, кульминирующе­
    го в человеке) и Брахмана (объективного космического начала) расценивается в качестве духовной цели мироздания и человека.
    Во-вторых, диалектический подход применяется и к сущности абсолютного Субъекта Понятие абсолютное Я у Фихте имеет двойное значение. С одной стороны, это эмпирическое, индивидуальное Я, которое человек воспринимает в акте самосознания. С другой — абсолютное Я — это Абсолютное Бытие — Высшая Реальность, характеризующаяся непрерывным движением, те. деятельностью. Эта двойственность и составляет основное противоречие Я — оно конечно и бесконечно, ограничено (человеческим аспектом) и не ограничено (так как является божественным, неподвижно и подвижно. Внутренние противоречия толкают Як развитию через «не-Я». В этом движении оно постоянно пульсирует от совпадения и слияния до разъединения и противостояния индивидуального и абсолютного Я в рамках конкретного этапа развития. Несколько слово социальной философии Фихте. Как и для Канта, понятие свободы для него имеет очень важное значение. Полная свобода человека, полагает Фихте, возможна только во внутреннем, субъективном мире. В объективном мире человек должен добровольно подчиняться законам общества. А это, разумеется, будет несколько ограничивать его свободу. Государство как объединение владельцев собственности совершенно необходимо, пока люди не научатся свободно, морально мыслить и сосуществовать. Это и есть цель исторического развития в ее социальном аспекте. Общественную справедливость Фих­
    те связывает с реализацией права каждого члена общества па частную собственность. Но оп не понимает, что частный интерес, по
    169
    крайней мере па протяжении текущего исторического этапа, противоречит интересам общества как целого, и как следствие — подрывает социальную справедливость и стабильность. Следующий, более радикальный, шаг в решении данной проблемы сделает Карл Маркс. Но это произойдет несколько десятков лет спустя.
    11.3. Ф. ШЕЛЛИНГ (1775-1854) Наибольшее внимание в своей философской деятельности Фридрих Шеллинг уделяет философии природы Природа, по его мнению, мало осмысливалась его именитыми соотечественниками — Кантом и Фихте. Кроме того, требовали философского истолкования и естественнонаучные открытия этого периода европейской истории. Главное достижение Шеллинга — применение диалектики к изучению природы. Тут он опирается как па идеи Н. Кузаиского, Дж. Бруно, таки па учение Фихте, который применил диалектику для анализа трансцендентного субъекта. Другой важный источник его философских построений — открытия в области физики, химии, биологии и других наук. Наибольшее влияние научение Шеллинга, видимо, оказала быстро развивавшаяся теория электричества, где идея полярности (Кулон положительные и отрицательные токи электрической жидкости) уже занимала центральное место.
    Шеллинг выступил против механицизма и редукционизма в понимании природы. В этом его большая заслуга. Природа у пего не бездушный механизм, как думали просветители, а целостный организм пронизанный Мировой Душой. Это понятие он заимствует у неоплатоников и трактует как некое организующее начало мира. Природа являет собой непрерывный, динамический процесс развития от простейших форм к сложным. Двигатель этого процесса — взаимодействие противоположных сил существующих в каждом объекте и субъекте. Более того, вся природа — это арена противостояния противоположных сил. Развиваясь, она образует как бы лестницу последовательных ступеней, которые опираются одна па другую. Все они находятся в тесной связи между собой. Таким образом, неорганическая природа естественно порождает органическую и плавно переходит в нее, а она, в свою очередь, порождает живые, позже — разумные организмы. Главное философ- скос достижение
    Шеллинга — применение диалектики к изучению природы.
    170 Все природное многообразие, согласно Шеллингу, вследствие некоего творческого акта рождается в недрах единого высшего начала -
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38


    написать администратору сайта