Главная страница
Навигация по странице:

  • (Парацельс

  • Г. Галилей (ХУ1-ХУИ вв.) и др. Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внесли учепый-кардипал Николай Кузанский и сапожник Якоб Беме. Кузанский

  • Леонардо да Винчи.

  • Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в, Г. Греция (XVI XVII вв.), Т. Кампанеллы

  • Никколо Макиавелли

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница13 из 38
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38
    Бернардино Телезио (XVI в) отличаются большей ясностью. Оп утверждает существование двух душ в человеке материальной — смертной, и высшей — бессмертной. Новое звучание в период Ренессанса получает древняя идея о возможности преображения человека при определенных условиях, в некое высшее, божественное существо. Она проявляется не только в восточной и античной философии. В раннем христианстве некоторые мистически настроенные богословы говорили об «обожепии» человека. Например, Афанасий Великий сформулировал эту идею так Слово вочеловечилось, чтобы мы обожи- лись». У философов Ренессанса благодаря влиянию неоплатонизма и восточной эзотерики тоже проскальзывают подобные мысли. Нов большинстве случаев они выражаются туманно и непоследовательно. Например Пьетро Помпонацци (XV—XVI вв.), показывая три рода одушевленных существ 1) чисто духовные, нематериальные сущности 2) человек 3) животные, — говорит, что человек способен обратиться в любую природу. Если душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной и превращается в Бога (Трактат о бессмертии души. Однако за этим пересказом герметической философской истины не совсем понятна позиция самого Помпонацци: это превращение у пего понимается чисто этически или оп допускает кардинальную трансформацию всего человека Позиция Данте выражена немного более определенно если бы природное и божественное начала души воссоединились, то получился как бы второй (после Христа. — С. А воплощенный бог.
    122 У Николая Кузанского
    (XV в, возрождающего древнюю идею о человеке как микрокосме, тоже говорится о возможности соединения человека с максимальностью (те. Богом. — С. А. Но это произошло только в Сыне Божием», богочеловеке — Христе. В обычном же человеке божественное начало ограничено, как в космосе ограничен максимум. О его развертывании
    Кузаиский последовательно говорить не решается. Наверное, только в мистическом пантеизме Якоба Беме
    (XVI—XVII вв.) убеждение в реальности особого преображения человека при его высоконравственной жизни в существо, превосходящее природный уровень, те. в Бога, звучит недвусмысленно Слушай же, слепой человек, ты живешь в Боге и Бог пребывает в тебе, и если ты живешь свято, то сам ты Бог.
    7.5. ПАНТЕИЗМ Как было отмечено, философия Возрождения приобретает аи- тисхоластический характер. Но это не означает, что она отказывается от идеи Бога. Атеизм в европейской философии появится несколько позже — в период Нового времени. Пока же происходит переосмысление господствовавшего теистического понимания Бога. Оно заключается в распространении пантеизма («всебо- жия») — представления, в котором Бог не отрывается от природы, а сливается с пей. При этом Бог рассматривается не как пад- природпая Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется. Пантеизм, разумеется, возник задолго до Ренессанса. В некоторых своих разновидностях оп проявлялся в учениях восточных и античных философов, а нозже — в раннем гностическом христианстве. Адепты Сокровенной Мудрости утверждают, что посвященные в тайные учения никогда, со времен седой древности, не очеловечивали Бога, а понимали его исключительно абстрактно — как некую активную духовную силу, всеобщий закон, являющийся источником и основанием всякого бытия. В Средние века цер-
    Паптсизм — представление о Боге, в котором Боги Природа рассматриваются как единое целое. Бог понимается как особая духовная сила (энергия, пронизывающая Мир в каждой сто частице.
    123
    ковпое богословие не разделяло это понимание божественного начала, однако в период Ренессанса благодаря влиянию эзотерических учений оно проявилось вновь, поуже достаточно открыто и широко.
    Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях — мистической и натуралистической. В мистической версии
    (Парацельс (XV—XVI вв.); Я. Беме) природа растворяется в Боге. Причем Беме подчеркивает, что Бог не только в природе, пои выше и вне природы, так как в нем пребывает все. В натуралистической версии (Дж. Бруно (XVI—XVII вв.) и др) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах.
    7.6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Если первый этап эпохи Возрождения был связан с расцветом гуманизма, представители которого природой интересовались мало, то второй ее этап отличается бурным развитием натурфилософии (философии природы) и естествознания. Важнейшие фигуры здесь Н. Кузанский, Б. Телезио, Леонардо да Винчи, Парацельс, Н. Коперник (ХУ-ХУ1 вв.), Дж. Бруно (XVI в И. Кеплер
    (ХУ1-ХУП вв.), Г. Галилей (ХУ1-ХУИ вв.) и др. Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внесли учепый-кардипал Николай Кузанский и сапожник Якоб
    Беме. Кузанский, опираясь па Платона и неоплатоников, в качестве исходного пункта своей онтологии принимает Бога как Единое. Нов отличие от них, он считает, что Бог не имеет противо­
    поставлений (пе-едипое, или сотворенный мир, он охватывает все. А значит — Бог бесконечен (абсолютный максимум. Нов бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, ив Боге все различия исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Таким образом, Кузанский открывает принцип совпадения противоположностей и приходит к подтверждению аксиомы античного философа Анаксагора — все во всем. Бог через все — во всем, — пишет кардинал, — и все через все в Боге. Иными словами, абсолютный максимум включает абсолютный минимума он, в свою очередь, содержит абсолютный максимум. В переводе с абстрактного языка па предметный это означает, что Вселенная (как творение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе
    124 Вселенную — в ее свернутом виде. Человек в таком случае есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм. Принцип совпадения противоположностей в бесконечности
    Кузанский иллюстрирует наглядным примером из геометрии. При увеличении до бесконечности радиуса круга его окружность стремится к бесконечной прямой линии. Диаметр круга непросто становится параллельным окружности, а может совпадать с пей. При этом если круг бесконечен, тов нем могут отождествляться дуга, радиус, диаметр, окружность. А любая точка может быть центром и вместе стем крайним пределом. Другой пример. Если в треугольнике одна сторона бесконечна, то он практически превращается впрямую линию. Значит, прямая в бесконечности становится и кругом, и треугольником, и другой фигурой, что указывает па сглаживание, свертывание и объединение различий. Осмысление абстрактного принципа совпадения противоположностей имело далеко идущие последствия как в философии, таки в пауке. Прежде всего он указывал па относительность фундаментальной аксиомы здравого смысла и традиционной логики — запрета па объединение противоположностей (или да, или нет и да, и «пет» невозможно. Оказалось, возможно. Позже, в XIX—
    XX вв., паука это обоснует. Другим важнейшим следствием явилось изменение представлений о Вселенной. Помысли Кузанского, Вселенная, будучи божественным творением, неотъемлемо существует в Боге. Так как он бесконечен, то бесконечна и Вселенная. Значит, она не имеет центра и предела, хотя и ограничена в Боге. Здесь теологическому геоцентризму (Земля — центр мира) был па- песен первый удар. Хотя богословы это поняли не сразу. Разработку диалектического подхода продолжил немецкий теософ Беме.
    Высоте полета философской мысли этого бедного ремесленника могут позавидовать многие профессиональные философы. Даже убежденный ортодоксальный материалист Ф. Эн­
    гельс отдавал ему должное Сапожник Якоб Беме был большой философ. Некоторые именитые философы (в сравнении с ним. — С. А) —
    только большие сапожники. Возникновение природы, по мнению Беме, не творение и даже не эманация, а диалектическое раздвоение (дробление) единого божественного начала на противоположности. В состоянии высшего единства (в Боге) пет природного бытия. Оно возникает только тогда, когда происходит «саморазвертывапие» Бога. Появление противоположных качеств ведет к возникновению и становлению природных вещей. Диалектическое противостояние начал (мука материи) порождает движение и развитие бытия. За двести лет до Гегеля Кузапский и Беме фактически полностью описали один из основных законов диалектики — закон единства и борьбы противоположностей. Говоря о Возрождении, невозможно пройти мимо ее титана —
    Леонардо да Винчи. Гениальный мастер живописи обладал талантом величайшей многогранности. Философия, математика, механика, астрономия, инженерия и архитектура, геология и палеонтология, анатомия и ботаника, музыка и многие другие области пауки и искусства интересовали эту выдающуюся личность. Казалось, его гению не существовало предела. Однако, в отличие от искусства, на науку и философию Возрождения и Нового времени Леонардо повлиял незначительно. Его многочисленные записи по проблемам естествознания, за малым исключением, небыли изданы и обратили па себя внимание исследователей только в
    XIX в. Главная заслуга да Винчи как естествоиспытателя заключается в разработке и обосновании научного метода познания Не книжные схоластические спекуляции богословов, а опыт по его мнению, есть фундамент всякого познания. Только он обладает достоверностью. Опыт указывает па причины явлений и помогает устанавливать законы, которые внутренне присущи природе. Да Винчи приходит к пониманию, что объективное познание без эксперимента и математики во многом проблематично. В этом он предвосхищает становление экспериментально-математического естествознания Нового времени, па базе которого появится европейская рациональная паука.
    Леонардо да Винчи как человек образованный и мыслящий не разделял теологические убеждения о том, что Земля является центром мира. Но гелиоцентрическая система открыто будет провозглашена и обоснована позже, когда в 1543 г. выйдет книга польского астронома Николая Коперника О вращении небесных сфер. Эта работа положит начало научной революции Нового времени. Изучая идеи древних астрономов, убежденных в реальности гелиоцентризма (пифагорейцы, Филолай, Аристарх
    Самосский и др, неоплатонизм и философские выкладки Кузапского, анализируя астрономические наблюдения Николай Коперник приходит к пониманию ошибочности церковного геоцентрического представления о мироздании. Он Согласно гелиоцентрической теории Коперника, Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца как неподвижного центра вращения.
    126 разрабатывает новую картину мира. Ее исходное положение — принцип относительности Кузапского, согласно которому в мироздании невозможно различить центр и окружность, так как это требует соотнесения сферы вселенной с бесконечностью. Другие постулаты астронома Мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, Сфера неподвижных звезд находится в покое, а все остальные небесные тела имеют круговое вращение. Земля тоже вращается — вокруг своей оси и вокруг Солнца, утверждает Коперник. При этом он допускает, что могут быть и другие центры вращения. Причина вращения небесных тел — их собственная природа. Внешние источники движения (Бог или Неподвижный Двигатель, ангелы и т.д.) ненужны. Из гелиоцентрической теории следует, что теологическое разделение мира наземную и небесную сферы безосновательно. Земля, как и другие небесные тела, является частью Вселенной. Все эти рассуждения подрывали основу теологического мировоззрения сего аптропо- и геоцентризмом. В этом достоинство повой картины мироздания Коперника и ее революционное значение. Но был у нее и один существенный недостаток (ряд других оказались легко преодолимы, поэтому о них мы не упоминаем) — отказ от принципа иерархической организации бытия. То, что наука Нового и Новейшего времени не признавала реальность трапсфизического космоса (миров высших измерений, в определенной мере является следствием воззрений астрономов и натурфилософов Возрождения. Николай Коперник еще не дает определенного ответа па вопрос о пределах Вселенной. С одной стороны, он ограничивает ее сферой неподвижных звезд, с другой — называет подобной бесконечности. Следующий шаг будет сделай бесстрашным итальянским философом, учеными поэтом Джордано Бруно. Последовательно применяя пантеистический подход к пониманию Бога, он отождествляет его с природой, космосом, а иногда и с материей. Бесконечность Бога означает в таком случае и бесконечность космоса. Во Вселенной, убежден Бруно, существует бесчисленное количество миров Они населены живыми существами, которые могут значительно отличаться от земных.
    127 Во Вселенной существует бесчисленное количество миров. Они населены живыми существами, которые могут значительно отличаться от земных. Из философских мыслей Дж. Бруно

    Растворяя Бога в природе, философ преодолевает аристотелевское и схоластическое отделение формы (как начала активного) от материи (как начала пассивного. Активность, движение, творческий импульс, жизненное начало и одушевленность Бруно передает материи. Она не нуждается в каких-либо внешних силах и воздействиях. Причина движения в пей самой. Материя есть божественное бытие в вещах, она все порождает из собственного лона. Активная защита и популяризация коиерниковской картины мира, собственная пантеистическая космология и атака на схоластическое мировоззрение вызвали негодование церкви. Джордано
    Бруно был объявлен еретиком и сожжен па римской Площади Цветов в 1600 г. Инквизиция не смогла заставить его отречься от своих идей. Если да Винчи и Коперник представляли, так сказать, лучшую, экзотерическую пауку, то немецкий натурфилософ
    Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст
    Бомбаст фон Гогепгейм) являл собой образ возрожденческого ученого-эзотерика. Насколько Леонардо велик в живописи, настолько Парацельс непревзойден в медицине. Известно, что он провел несколько лет водной из тайных школ па Востоке. Вернувшись в Европу, практиковали учил медицине. Глубокое познание тайн природы и человеческого организма снискало ему славу весьма удачливого и авторитетного врача. Если верить легенде, он умел излечивать многие неизлечимые и тяжелые заболевания. В таком случае не приходится удивляться, что Парацельс, имея завистников, был обвинен в связях с дьяволом и однажды убит неизвестным наемным убийцей. Основой медицинского учения Парацельса были натурфилософия, алхимия, астрология, ботаника и некоторые другие естественные пауки. В философии он опирался па Платона, неоплатоников, пеопифагорейцев, герметизм и, вероятно, близкие последнему восточные тайные учения. Природу понимал как единое живое целое, пронизанное мировой астральной душой и археем — особой энергией, которая может быть отождествлена с жизненным началом. Человек есть микрокосм. Познавая скрытые силы своей души, он овладевает археем и может использовать его для воздействия на природу и себе подобных. К пониманию законов природы ведет познание
    128 трех ее символических элементов ртути (дух, серы (душа) и соли (тело. Физическая и духовная алхимия основана на умении управлять взаимодействием этих элементов. В подобных положениях не следует искать буквальный смысл. Это чистые символы. Парацельс не был бы эзотериком, если бы излагал свои мысли прямо и открыто. Поэтому некоторые из его методов лечения до сих пор остаются тайной. Известно лишь, что их общей основой выступал оккультный принцип соответствия между органами и системами человеческого организма, с одной стороны, и планетами, минералами, растениями - с другой. Лечение, согласно Парацельсу, - это прежде всего восстановление нарушенной гармонии. Оно обязательно должно распространяться на дух, душу и тело человека. Несмотря на то что смысл философских постулатов-символов, лежавших у основания эффективной магической терапии Парацельса, остался нераскрытым, его врачебная практика значительно повлияла на развитие медицины.
    7.7. ОБЩЕСТВО Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как ив других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребности общества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли
    (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV -
    XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в, Г. Греция (XVI XVII вв.), Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик. Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть препятствовали культурному и экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших идею сильной центральной власти.
    Никколо Макиавелли, итальянский историки политический деятель, в своей социально-философской теории выдвигает идею нового государя, который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Облик и действия правителя долж-
    129
    иы соответствовать реальной человеческой природе, которая неблагодарна, непостоянна, склонна к лицемерию и обману, ее отпугивает опасность и влечет нажива. Представления о человеческой психологии, по сути говоря, и являются основанием политических и социальных воззрений Макиавелли. Неизменность человеческой природы, по его мнению, обусловливает постоянство общественных законов. Каким же должен быть государь Сильным, как лев, хитрым, как лиса, стремиться к добру, по при необходимости не избегать и жестокости, руководствоваться не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода подведут под формулу цель оправдывает средства, ив историю она войдет иод названием макиавеллизм. Конечно, политические идеалы Макиавелли не отличаются особой возвышенностью. Однако, оценивая их, необходимо принимать во внимание и то, что он первый отказывается от божественной легитимации власти в пользу естественного права, объясняя политические явления столкновением интересов. Исключая Бога из общественной жизни и политики, Маки­
    авелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком. Но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Здесь Макиавелли выдвигает весьма прогрессивную мысль. Судьба, — говорит он, — распоряжается половиной наших поступков, по управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим (Государь. Идеи государственного абсолютизма — поуже по отношению к Франции — вслед за Макиавелли продолжал развивать Жан Боден. Светская политическая власть ставится им выше религиозной. Она должна принадлежать монарху, который обеспечивает право, свободу совести и суверенитет государства. Интересно, что особенности государственного устройства он связывает с географическим расположением и типом климата. В отличие от Макиавелли и Бодепа, социально-философская мысль Мора и Кампапеллы была направлена не столько па решение текущих социально-политических проблем, сколько па разработку модели идеального общества. Поэтому их называют предшественниками социалистов-утопистов.
    130 Томас Мор канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге Утопия выступает срезкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь па вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собственность па средства производства. Уже в
    XVI в. Мор выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий парода. Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томмазо
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38


    написать администратору сайта