Главная страница
Навигация по странице:

  • теория общественного договора была развита и несколько подкорректирована Ж.Ж. Руссо.

  • М.Ж. Кондорсе

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница16 из 38
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   38
    10.3. Соотношение случайности и необходимости.
    10.4. Человек.
    10.5. Общество и история.
    10.6. Учебная и дополнительная литература к теме 10.
    10.1. ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В XVII в. Бэкон и Декарт выступают с критикой теологической средневековой схоластики. Они подвергают сомнению знание, основанием которого являются не опыт и разума шаткие конструкции из догматов и авторитетных мнений. Разум начинает возвышаться над верой, а философия — над теологией. Мыслители XVIII в. продолжают эту традицию, что в конечном счете приведет к большим изменениям как в сфере философии, таки в общественной жизни. В центре идеологии Просвещения — вера в безграничные возможности разума ив здравый смысл причем в самом широком значении в сфере природы, индивидуальной и общественной
    152 жизни человека. По убеждению просветителей, свету разума доступны все аспекты бытия. Познав, например, природу человека, можно ее усовершенствовать разумным воспитанием и образованием, а если к этому добавить рациональное переустройство общества, то перед человечеством раскроются воодушевляющие перспективы — царство всеобщего разума и свободы. Следует принять во внимание, что просветители культивировали непросто разума разум научный Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Знание, принадлежащее ранее узким кругам философов, ученых, литераторов и естествоиспытателей, распространяется среди образованного населения, проникает в светские салопы, па страницы массовых печатных изданий. Просвещение зародилось в Англии, наиболее динамично развивавшейся стране того периода (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз, А. Шефтсбери и др. Позже его центр смещается во Францию (Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбер, Э. Кондильяк, П. Гольбах и др. Появилось оно ив Германии
    (X. Вольф, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Капт), по феодальная раздробленность, экономическая и культурная отсталость страны не способствовали распространению новых умонастроений. Подобная ситуация сложилась ив России, но со своими особенностями. Европейское просвещенное вольнодумство вызывало опасения у императорского двора, да и русские просветители — МВ. Ломоносов, ММ. Щербатов, АН. Радищев, — надо признать, давали повод к этому. В Новом Свете по сравнению с феодальной Россией идеалы Просвещения оказались более востребованными. Поэтому новые тенденции европейской культуры оказали большое влияние па формирующееся американское общество и получили развитие в трудах видных ученых и политических деятелей Т. Пейн, Т. Джефферсоп, Б. Франклин, И. Аллеи, Б. Раш, К. Кал- деп и др.
    10.2. ПРИРОДА Представление о природе у просветителей в целом носило механистический характер. Большинство из них видели в природе единственно возможную субстанцию, порождающую все многообразие явлений бытия. Некоторые считали ее творением Бога
    (Вольтер, Руссо), однако при этом все же признавали ее дальпей-
    153
    шее развитие по естественным законам. Отождествление природы с Богом (пантеизм Спинозы и др) для XVIII в. уже нехарактерно. Существование духовных субстанций (как, например, у Декарта и Лейбница) подвергается сомнению. Под огонь критики, направленной ранее па средневековую схоластику, теперь попадает метафизическая философия прежде всего картезианство (учение Декарта. Просветителям оно казалось слишком отвлеченным, умозрительными отдаленным от опыта. Принципиально новым в философии природы этого периода было утверждение материализма Но механистическое понимание материи, основанное только на эмпирической платформе, не могло не быть ограниченным. Отказ от метафизики и неразвитость экспериментальной базы явились причинами узкого понимания форм, состояний и видов движения материи. Как и во времена Ньютона, философы и естествоиспытатели практически рассматривают только один вид движения — механическое перемещение. К нему все и сводится. В основе биологической жизни они видят физические процессы, а последние понимаются как механическое движение. Аналогично и с мышлением, которое через физиологию опять низводят до механики. Таким образом редук­
    ционизм властвовал над умами исследователей ив веке. И все же период философии механистического материализма связан не только с заблуждениями, пои с достижениями. Одно из самых значительных из них — развитие эволюционных представлений. Философы и ученые начинают понимать, что в природе существуют определенные этапы видоизменений и совершенство­
    ваний ее форм Ламетри
    вслед за Лейбницем говорит о природе как о лестнице с незаметными ступенями. Подобные идеи выдвигает и Ламарк. Бюффон
    предполагает трансформацию не только живых организмов, пои небесных тел Робине подвергает сомнению существование барьера между живыми неживым миром. Активным сторонником трансформизма явился Дидро. Философское обобщение представлений о мире и человеке, характерных для эпохи Просвещения, произвел француз Поль
    Гольбах (XVIII в. В своей книге Система природы (1770), опираясь па механику Ньютона, некоторые аспекты учения
    Спинозы и механистические идеи современников, он создает целостную механико-материалистическую концепцию природы. Ее главные положения материя не является продуктом творения и существует вечно природа материальна она порождает все вещи, явления и процессы движение существует в самой природе,
    154 оно есть неотъемлемое свойство материи. Негативные стороны механицизма пытался преодолеть Д. Дидро (XVIII в. Соглашаясь, что материальная природа существует вечно, он высказывает мысль о том, что она имеет бесконечное количество всевозможных элементов. Движение каждого из них вызывается особой силой, которая неотделима от сущности элемента и существует вечно.
    10.3. СООТНОШЕНИЕ СЛУЧАЙНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ Следствием механистического понимания природы был механистический детерминизм — представление, согласно которому все процессы в мире жестко предопределяются их физическими точнее говоря, механистическими) причинами. Очевидно, что от такого понимания причинности в природе остается всего полшага до представления о фатуме. Например, движение физического тела в пространстве. Считалось, что если известны начальные условия (местоположение, скорость, масса и т.д.), то можно точно вычислить состояние и местоположение тела спустя любой промежуток времени, те. причины (начальные условия) однозначно задают следствия (конечные условия. Зависимость здесь прямая или, говоря математическим языком, линейная. Отклонения от нее, те. случайности, не рассматриваются. Это и есть принцип реализации механистического детерминизма одно явление влияет па второе, второе па третье, третье па четвертое и т.д. Механистическая причинность сопряжена с неизбежностью или необходимой предзадапностыо следствий. По отношению к человеку она ставит под сомнение его свободу и ответственность за свои поступки. Если они предопределены, как говорил Гольбах, условиями рождения, воспитания, жизни человека, то ему остается только сталкиваться с неизбежными следствиями, за которые с пего спрашивать бессмысленно и аморально. Даже па уровне простого здравого смысла с этим согласиться невозможно. Не соглашался с такими выводами и Гольбах, вступая тем самым в противоречие со своим убеждением о доминанте необходимости над свободой воли человека. Механистический детерминизм — представление, согласно которому вес процессы жестко предопределяются их физическими (механистическими) причинами.
    155
    Отрицая случайность, просветители по-разному воспринимали действие необходимости. Для французов она была внутренней природной силой, властвующей над миром, человеком и обществом. У немцев она соотносилась с мировым разумом, понимаемым вслед за Спинозой пантеистически. Во внутреннем мире человека эта разумная необходимость отождествляется с нравственным законом, в общественной жизни — с правом.
    10.4. ЧЕЛОВЕК Существенное внимание в философии XVIII в. уделяется проблеме человеческой природы. В Средние века считалось, что человек от природы золи греховен. Просветители эту точку зрения не принимают. Они продолжают линию гуманистов Ренессанса, для которых человеческая сущность определяется естественными факторами, а потому пе может расцениваться как источник зла. Философы Просвещения идут дальше и выдвигают тезис человек по своей природе добр Все его чувственные склонности неизбежны и закономерны, так как в нем изначально, от природы, заложено стремление избегать страданий и получать наслаждения. Позже, однако, этот тезис будет переосмысливаться и корректироваться (Дидро, Руссо, Кант. Весьма своеобразны были представления французского философа и писателя Жана Жака Руссо (XVIII в. По его мнению, в природном, иначе говоря, естественном состоянии человеческого бытия, общества пе существовало, люди жили отдельно друг от друга, были добры и справедливы. Цивилизация, подавив природные начала, испортила людей. Отсюда общественная неустроенность, злоба и алчность человека. Путь решения проблемы — возвращение человека в его естественное состояние и отказ от цивилизации. Столетие спустя эти мысли окажутся созвучны умонастроению Л.Н. Толстого. Разумеется, такие взгляды Руссо произвольны и пе выдерживают никакой критики. Нов них все же есть рациональное зерно. Он глубоко прав в том, что цивилизация сильно влияет па человека, причем далеко не всегда позитивно. Сущность человека механистические материалисты сводили к его чувственной биологической природе Многие из них колебались между деизмом и атеизмом следствием чего явилось отрицание духовного начала в человеке и его посмертного бытия в каких-либо формах или состояниях (душа, сознание, разум и т.д.). Человек есть одушевленная, чувствующая машина — так предельно обобщенно можно выразить смысл просветительской философской антропологии. Почти также называлась книга французского философа-материалиста и врача Жюльена Ламетри
    («Человек-машина», 1747 г, в которой человек низводился до самозаводящейся машины, подобной часовому механизму. Закономерным следствием таких воззрений явились сенсуализм ориентация па чувства) в теории познания и гедонизм (высшее благо — наслаждения) в этике. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Для французов воспитание и образование, по сути дела, составляли смысл Просвещения. Предполагалось, что если людей поставить в одинаковые условия и дать им равные возможности, то иод воздействием воспитания и образования они в конечном счете приобретут схожий моральный и просвещенный облик. При этом, по мнению Гельвеция, несмотря па то что способности людей от рождения равны, важную роль играют дополнительные, случайные обстоятельства. Они могут нарушать разработанные планы, давая па выходе совсем пе то, что ожидалось Руссо с ним ' не соглашается. Он полагает, что способности людей от природы пе одинаковы. Это обстоятельство больше, чем случай, влияет па конечный результат. Но зависит последний все же прежде всего от воспитания. Педагогические идеи Руссо оказали влияние на
    Гете, Песталоцци, Толстого. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей существующее изначально от рождения. Это было очень прогрессивно. Но социальная реальность была весьма далека от такого идеала. Действительно, если люди по природе равны, откуда же тогда возникло имущественное неравенство и зависимость одних членов общества от других Англичане Гоббс и Локк данное явление объясняли трудовой деятельностью человека, в результате которой в течение истории возникает собственность и как следствие — неравенство людей. Факт несоответствия социальной реальности природному положению человека среди себе подобных невольно наводил па мысль о восстановлении равенства и справедливости в обществе. Сначала этот вопрос рассматривался в чисто теоретической плоскости. Прошло не так много времени, ион был переведен в практическую социально-политиче­
    скую плоскость. Историческая ситуация тому явно способствовала. Таким образом, французские просветители явились идеологами и вдохновителями Французской революции конца XVIII века.
    156 157

    10.5. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ Итак, философы Просвещения обосновывают идею природного равенства людей. Вместе стем они понимают, что в реальной жизни реальный человек от природы больше думает о себе и своих личных интересах, чем о справедливости и общем благе. Неслучайно идейный предшественник просветителей Томас
    Гоббс (XVI — XVII вв.) говорит о войне всех против всех, которую люди ведут изначально. Эта война предстает оборотной стороной природного равенства сего неограниченной свободой. Как преодолеть такое дикое состояние Необходимо объединение людей, считает философ, при котором они откажутся во имя мира и собственного блага от притязаний па абсолютную свободу и равенство (те. от исконных природных прав человека. Сильная государственная власть, опирающаяся на закон, — единственный гарант общественного согласия. Джон Локк (XVII — XVIII вв.) углубляет и развивает идеи своего соотечественника. Он начинает рассматривать человека в двух состояниях естественном и гражданском. Первое характерно для доисторических времен. Второе связано с общественной историей, когда человек становится цивилизованным. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека право на равенство, свободу, собственность и право на их защиту. Неотъемлемые естественные права Локк переносит в гражданское состояние человека и формулирует их как право па жизнь, свободу и собственность. Нов обществе свобода человека небеспредельна, она ограничена разумом и законом. Однако в конечном счете такое ограничение есть благо для человека, так как без закона пет свободы и прав человека. Далее Локк развивает основные положения теории общественного договора который, но его мнению, позволяет человеку из своего естественного состояния перейти в цивилизованное гражданское состояние. Общественный договор — это добровольный отказ людей от абсолютной свободы и подчинение себя политической власти. Ее задача — обеспечивать человеку сохранение и реализацию его основных прав. Чтобы политическая власть, те. государство, не злоупотребляла своими полномочиями, они Естественные права человека в гражданском состоянии, по мнению Джона Локка: право па жизнь право па свободу право па собственность
    158 должны быть разделены и ограничены. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти законодательную, судебную (у Локка она еще не полностью отделена от законодательной) и исполнительную. Таким образом, Локк, опираясь па других философов, разрабатывает концепцию правового государства которая позже будет воплощена в социально-политиче­
    скую действительность Европы и Америки и явится одним из важнейших оснований демократических обществ Нового и Новейшего времени.
    Социально-философские идеи английских философов проникли во Францию и получили там поддержку и существенное развитие. Во-первых, это теория разумного эгоизма (у истоков стояли Гроций, Гоббс, Локк, Пуффендорф). Забота о самом себе, рассуждает Руссо, первая и важнейшая обязанность человека. Но неограниченное удовлетворение своих потребностей и интересов вызовет столкновение интересов различных индивидов. Чтобы этого не случилось, каждый должен несколько ограничивать свои желания и запросы, ноне ради других, а ради самого себя. Тогда совместная жизнь людей будет уравновешена и лишена конфликтов. Очевидно, что расстановка акцептов здесь исключает альтруизм (заботу о ближних. Это эгоизм, но облагороженный и уравновешенный разумом.
    Во-вторых, теория общественного договора была развита и несколько подкорректирована Ж.Ж. Руссо. К числу наиболее важных положений, им добавленных, относился принцип народного суверенитета согласно которому власть есть достояние народа и не может быть отчуждаема от него. При этом Руссо вводит разделение понятий общая воля и воля всех. Первая отражает общую заинтересованность людей. Вторая — результирующая частных интересов, которые всегда различны. Вместе с другими французскими просветителями
    Руссо обосновывает автономию личности не противопоставляя ее обществу. Причину социального неравенства и несчастий он видит в частной собственности, по вместе стем сомневается, что люди могут и должны отказаться от нее. И, наконец, одно из важнейших положений Руссо допускает право народа на расторжение несправедливого общественного Договора и устранение антинародной государственной власти. По сути дела, в изящной философской форме он выдвигает идею революционного восстания.
    159
    В философское осмысление истории значительный вклад внесли французский писатель и философ Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ — конец XVII — XVIII в) и маркиз
    М.Ж. Кондорсе (XVIII в, имевший склонность к философии, социологии и математике. Их взгляды наиболее полно отражали общее настроение просветителей в вопросах истории.
    Вольтер критикует религиозное толкование исторического процесса. Мысль о вмешательстве Бога вдела людей для пего весьма сомнительна. Развитие человечества происходит линейно, от бессознательной природной жизни к просвещенной разумом цивилизации. Важнейшую роль при этом играет культура которая зависит от развития разума. Движущая сила истории — борьба мнений В пей есть свои причины и следствия, нонет закономерностей. Таким образом, Вольтер допускает естественное развитие истории, по не признает ее законов.
    Кондорсе разрабатывает теорию развития цивилизации. Общественный прогресс, по его мнению, зависит от развития человеческого познания основанием которого является паука. Исходя из этого, он выделяет несколько периодов истории. В конечном счете прогресс общества есть црогресс разума. Подобные убеждения не разделяет Руссо, который среди просветителей во многом занимал особую позицию. Для него научный разум не имеет решающего значения. Движущая сила истории — способность человека к совершенствованию Важное место в исторических размышлениях Руссо занимает тема отчуждения Отчуждение он понимает в широком смысле как политическое, экономическое, психологическое и культурное. Оно есть следствие искажения истинных человеческих интересов. Итог — городская цивилизация губит человека. Ответственность за это несут не только власть имущие, но и все общество. Эти идеи особенно актуальными окажутся в XX в. О. Шпенг­
    лер, НА. Бердяев, Р. Генон, А. Швейцер,
    Е.И. Рерих и другие крупные философы, опираясь па новую историческую действительность, также будут обосновывать тезис о разрушительном влиянии буржуазной цивилизации на духовный мир человека. Важнейшие социально-фило­
    софские теории Просвещения теория естественных (гражданских) прав человека теория общественного договора теория разделения властей теория разумного эгоизма естественное развитие истории и общества.
    160 10.6. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс М, 1996.
    2. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. Н.Т. Фролова. ЧМ. История философии Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2. М, 1996.
    4. Реале Д, Аитисери Д История философии от истоков дона ших дней. СПб., 1996. Т. 3. С. 455-620.
    5. История философии в кратком изложении / Перс чешек.
    И.И Богута. МС. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Маиельмап. М, 1997.
    7. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
    Тема 11 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ РАСЦВЕТ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
    (XVIII-XIX вв.) Содержание учебного материала
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   38


    написать администратору сайта