История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
Авидья - незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших истин бытия. Атман — высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой - тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый вселенский - как некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй индивидуализированный - как высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив-Атма) - Высший Бог, находящийся в глубинах субъективности каждого человека. Брахман — понятие, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает ив котором растворяется все мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин - 35 Пара-Брахма (Парабраман), что буквально означает за пределами Брахмы. Джива — в широком значении божественная душа человека или искра жизни. В определенном смысле соответствует европейскому термину монада в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива или Джив-Атма обозначает единое вселенское жизненное начало духовного свойства. Дхарма - моральный закон, долг, духовное учение. (Существуют и другие значения) Карма - закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следствен ных связей, по которому каждое существо рано или поздно настигают последствия всех его добрых и злых мыслей, слови деяний. От кармы зависят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека. Лока - область, место, сфера, мир. В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров или сфер) - три локи, семь лок, четырнадцать лок. Таким образом выражается представление о существовании множества миров - материального земного и духовных надземных. Майя - иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, те. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман). Ее достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара. Мукти - освобождение от сансары и власти земной кармы. Мукти - во многом смысловой аналог понятия «мокша», которое, в свою очередь, близко буддийскому термину нирвана. Нирвана - состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход нирвани (те. того, кто достиг нирваны) в сферы высшего надземного бытия. Из-за буквального понимания корневой основы слова (угасание, затухание) нередко ошибочно трактуется как полное угасание всякой жизни. В действительности для посвященных буддистов это означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному, земному бытию. Пракрита - материальная природа как противоположность духовной природы (Пуруши). 36 Пуруша - духовный аспект мироздания духовный прообраз человека - небесный человек иногда - высшее духовное Я человека. Сансара — круг постоянных странствований, или перевоплощений человеческой души. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия (локи), существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мири возрождается в новом теле. Этот цикл повторяется бесчисленное количество раз до тех пор, пока не будет достигнуто освобождение. 2.6. ЙОГА ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Понятие йога (санскрит) обычно переводят как соединение, союз, связь, созерцание, размышление. Возникает закономерный вопрос о какой связи идет речь или что с чем соединяется Крупнейшие теоретики и практики йоги отвечают так йога - это соединение (связь) личного ограниченного сознания человека с безграничным Высшим Космическим Сознанием, которое может трактоваться как Мировой Дух, Абсолютная Божественная Личность, Атман и т.д. Не будет ошибкой, если сказать также, что йога является практической системой духовного совершенствования человека, основанной на определенных этических положениях и психофизических методиках. Когда и где появилась йога Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести разделительную черту между йогой как одной из индийских философских школ ортодоксального направления и йогой как практической системой психофизических методов духовного развития, которые использовались почти всеми школами индийской философии, за исключением чарваки и мимансы. Йога как метод появилась в глубокой Древности. Ее знали в Индии, в Египте, возможно, ив других странах. Ничего более определенного наука сказать не может, йога как философская школа появляется примерно до н.э. Толчком к ее развитию Йога — практическая система духовного совершенствования человека, основанная на определенных этических положениях и психофизических методиках управления сознанием и физиологическими процессами. Первичная цель йоги — освобождение сознания от невежества, власти кармы и постоянных перерождений в сансаре. 37 явилась работа мудреца Патанджали 1 иод названием «Йога-сутра». В этом произведении, выполненном в виде краткого конспекта основных идей и афоризмов, Па танджали систематизирует известные ему методики йоги и подводит под них философскую базу школы санкхья. Поэтому классическую йогу Патанджали иногда называют сапкхья-йогой. К концу XX в. пауке было известно уже немало древних Логических произведений. Их можно разделить па две группы — написанные до Патанджали и после пего. К первой группе относятся Веды, Махабхарата (Бхагаватгита), ранние Упаиишады, ранние джайпистские и буддийские сутры (если Патанджали жил позже V в. дон. э, в которых уже определенно просматриваются Логические идеи. Ко второй группе относятся комментарий Вьясы к «Йога-сутре» — «Йога-бхашья», или «Вьяса-бхашья» (IV в. п.э.(?)); подкомментарий Вачаспати к работе Вьясы, именуемый «Таттва вайшаради» — (IX в «Йога-маиибраха» Бходжараджи; Йога- варттика» и «Йога-сара-сапграха» Виджнянабхикшу, а также другие работы. Рассмотрим теперь основные философские положения йоги. В целом они соответствуют философским идеям Вед. Хотя есть в них и некоторая специфика — в понимании сознания и проблемы освобождения. Космология и онтология Вселенная включает в себя семь миров. Первый — это земной мир. Второй — мир промежуточного пространства — планеты, звезды, созвездия. Первый и второй миры составляют физическую сферу бытия. Третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой — небесные миры. Они составляют духовную сферу бытия. Вся эта космологическая структура заключена в мировое яйцо — некую силовую сферу, охватывающую все космическое пространство. Высший аспект бытия — Атмап — Мировая Душа (Мировой Дух. Чаще вместо понятия «Атмап» использовался термин «Пу- руша — духовная субстанция (духовная природа. В сапкхья-йо- ге выделялись две разновидности Атмапа: а) высший Атмап — творец вселенной (Бог, именуемый Ишвара; 1 Время жизни Патанджали не установлено. Предполагают, что он мог жить в период св. до н.э. по И е. н.э. Методика достижения освобождения в классической йоге основана на этическом совершенствовании, аскетической практике и системе психотехнических упражнений. 38 б) низший атмап — совокупность человеческих разумных существ, те. множество пурушей (духовных субстанций. Духовная Природа в своем высшем аспекте (те. Атмап, или Пуруша) существует вечно. Неупичтожима и материальная природа (пракрити). Она имеет три основных свойства материальности тупы тамас (инертность, раджас (движение, саттва (равновесие. Материальная природа с ее гулами изменчива и непостоянна. В отличие от вечного бытия Атмапа, она вечно трансформируется. Таким образом, вечное бытие духовной природы противопоставляется вечной изменчивости (ноне бытию) природы материальной. Теология В сапкхья-йоге признается существование Бога. Бог понимается теистически, те. как Абсолютная Верховная Личность, которая находится над человеческими личностями. Иногда Бог воспринимается и более абстрактно — как вечный, совершенный, всемогущий, вездесущий Дух. Антропология Человек рассматривается как комбинация духа индивидуальное Я — пуруша), органа разума (мапас) и плотного физического тела. Сапкхья-йога разделяет ведическое учение о сапсаре и карме. Высшая цель человека — достижение освобождения (см. ниже. Гносеология Сточки зрения йоги, познание отражает объективно существующий мир. Источники человеческого познания чувственный опыт, мышление (разум, авторитетные свидетельства, метафизический (те. сверхчувственный) опыт. Метафизический опыт имеет в йоге первостепенное значение, и па пего опираются многие философские выводы. В процессе познания сознание субъекта оперирует не образом объекта, а самим объектом. Они выступают как некое взаимосвязанное целое. Каждый субъект самостоятельно формирует собственное представление об объекте. Поэтому об одном объекте могут быть разные представления. Всякое познание — это окрашивание сознания объектом. Вьяса, например, объясняет это с помощью следующей метафоры сознание — бесцветный хрусталь объект — цветная подставка под ним, которая окрашивает хрусталь, те. передает ему свои определенные свойства. Следовательно, познание — это отражение в сознании свойств познаваемого объекта. В ка ком-то смысле это есть проникновение субъекта в объект. Точнее, проникновение энергии сознания в сущность вещи. Сознание Сознание имеет субстанциальную основу. Вместе стем оно есть особая функция Мирового Духа (Пуруши), функция, 39 осуществляющаяся через материальную природу (иракрити). Высший и единственный подлинный субъект, существующий в мире, это — Мировой Дух (Пуруша, или Атмап). Он проявляется в индивидуальных человеческих и нечеловеческих сознаниях, по вместе стем не тождествен им. Индивидуальное сознание имеет диалектическую природу. С одной стороны, оно выступает субъектом по отношению к внешним объектам. С другой — оно есть объект рефлексии по отношению к деятельности Мирового Духа (Пуруши). Цель йоги — освобождение. Как правило, считается, что духовная цель йоги — освобождение сознания от невежества, власти кармы и постоянных перерождений в саисаре. Но это есть поверхностная или промежуточная цель, за которой скрывается другая еще более высокая и абстрактная, а в силу этого еще менее попятная для обывателя. Освобождение сознания, полагают гуру-йоги, немо жет считаться высшей целью, так как индивидуальное сознание не является самостоятельным (автономным. Оно существует не для себя и не ради себя, а для неких Целей некоего Существа (сущности. Это Существо, или Сущность, — Абсолютный Мировой Дух (Атмап, Пуруша, или Бог. Его Цель — получение опыта бытия, а затем — освобождение от власти материи и материального бытия. Путь освобождения индивидуального сознания — через осознание истины о том, что подлинное духовное Я человека стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья личного эго, выше пространства, времени и физического мира. Это есть осознание себя как Абсолютного Духа, пребывающего над изменениями, страданиями, злом и смертью. Система йоги предлагает специальные практические методы достижения освобождения. Йогическая практика Методика достижения освобождения в классической йоге опирается па следующие фундаментальные основания — этическое совершенствование — аскетическую практику — систему психотехнических упражнений. Все это считается вспомогательными средствами йоги. В более детальном варианте они составляют классические восемь ступеней йоги. Путь освобождения индивидуального сознания — осознание истины о том, что подлинное духовное Я (сущность) человека стоит выше тела, чувств и ума. Это есть осознание себя как Абсолютного Духа. Философия йоги 40 1. Самоконтроль (яма. Основу самоконтроля составляют следующие способности ненасилие, правдивость, воздержание в сексе и других потребностях, неприятие даров. 2. Соблюдение этических предписаний (иияма). Основные из них — нравственная чистота в помыслах, словах и деяниях, удовлетворенность собственным положением, самообучение и самосовершенствование, подвижничество, преданность Богу (Высшей Реальности. 3. Дисциплина тела (асаны). Через специальные статические и очистительные упражнения развивается выносливость и жизнеспособность физического тела. 4. Дисциплина дыхания (ирапаяма). Регулирование дыхания и подчинение его контролю воли. 5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара). Развитие волевого управления органами чувств. 6. Концентрация сознания (дхараиа). Развитие внимания па определенном предмете. 7. Созерцание (дхьяпа). Развитие однородной сфокусирован ности сознания. 8. Полное сосредоточение и транс (самадхи). С первой по пятую ступень происходит развитие внешних средств йоги. С шестой по восьмую — внутренних. Дхарапа, дхья па и самадхи — три ступени (степени) психотехнической практики. Именно отсюда начинается настоящая йога. Все остальное — подготовительные средства. Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человеческого духа. В йоге это называют совершенными способностями. К ним относится, например — чтение чужих мыслей — способность быть невидимым — способность не ощущать голода и жажды — способность не чувствовать боли — знание о моменте собственной смерти — знание прошлых и будущих событий — знание чужих и своих прошлых жизней — способность озарения — обострение органов чувств — перемещение сознания из одного тела в другое — свободное передвижение в пространстве — левитация; — способность повелевать природными стихиями 41 — всезнание — способность создавать материальные объекты силой мысли и т.д. Более детально с теорией и практикой йоги заинтересованный читатель может ознакомиться в специальной литературе 2.7. БУДДИЗМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское учение, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль. Основатель буддизма — Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни — отшельник из рода Шакьев») — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI—V вв. до н.э. До пас дошло множество красивых легенд о жизни Будды, в которых, однако, подлинные события нередко дополнялись некоторыми преувеличениями и мифологическими сюжетами, привнесенными последователями Благословенного. Известно, что с самого детства юный царевич был склонен к размышлениям о проблемах бытия. Позже, но одной из версий — в возрасте около тридцати лет, Сиддхартха, осознав непостоянство жизни и наполненность ее страданиями, отказывается от дворцовой роскоши и своего царского положения и становится отшельником. Спустя много лет он достигнет Озарения и раскроет причину человеческих страданий, а также другие великие тайны бытия. С тех пор отшельник Сиддхартха Гаутама получает духовный титул Будда что означает просветленный или озаренный До конца своих дней Гаутама Будда будет проповедовать дхарму — учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. В течение столетий миллионы людей найдут в нем своего духовного учителя. 1 См, например Бхагаватгита// Махабхарата. Рамаяна. МС Классическая йога. М, 1992; Вивеканада. Практическая веданта / Перс англ. М, 1993. Основатель буддизма — царевич Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул Будда Просветленный, родился в Северной Индии в VI—(V) в. до н.э. 42 философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притчи наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» (Три корзины учения) - собрание буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выделяют три раздела - «Виная-питака» (посвящена правилам поведения и принципам сангхи - буддийской общины - «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч - «Абхидхарма-питака» (посвящена философской проблематике учения Будды. Фундаментальными основаниями буддизма являются четыре благородные истины. В кратком изложении они выглядят так. 1. Земная жизнь полна страданий от непрерывных рождений и смертей. 2. Страдания имеют причину. Она заключается в жажде чувственной, материальной жизни, заставляющей человека рождаться в мире страданий вновь и вновь. 3. Существует возможность прекращения страданий благодаря просветлению и отрешению от жажды чувственной, материальной жизни. 4. Существует практический восьмеричный путь достижения просветления, освобождения от жажды материальной жизни и достижения высшего состояния бытия - нирваны. Ступени этого пути правильное распознавание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение И озарение (самадхи). Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положений, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. Поэтому настоя < < и будете страдать щий буддизм правильнее считать этико- пока'не преодоле-' философским учением, или, как иногда е те невежество, еще говорят, духовным Учением Жизни Гаутама Будда хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощную философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию, краеугольными камнями которой являются следующие положения - Отрицание Бога как некоего личностного (антропоморфного) существа, сотворившего и управляющего миром. 43 — Признание всеобщего закона причинности (детерминизм, который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Впенричинпые (чудесные и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории. — Убеждение в существовании высших надземных, духовных, трансцендентных, метафизических — тоже самое) миров как особых состояний космического бытия. Нирвана — олицетворение наивысших из этих состояний. — Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин. — Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Переврплощепию подлежит не личная душа, а сверхличпый поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (па одну жизнь) комбинации дхарм или скандх (психоэпергетических элементов. Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично. — Стремление к эмпирическому (те. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. Вместе стем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпирический, в его европейском понимании, характер. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные (метара- циопальпые, или духовные) методы познания. Следует обратить внимание и па то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, ее познание предполагает высшие (метарациональные) способности сознания и значительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональный и чувственный опыт здесь недостаточен. Нирвана — состояние высшей душевной иду ховной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (метафизического) бытия. |