Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф. Ницше

  • Анри Бергсона.

  • «сверхсознанием»

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница26 из 38
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38
    экзистенциализм (Кьерке­
    гор), интуитивизм (Бергсон). Отмеченные и некоторые другие философы начинают ио-пово- му расставлять акцепты в проблеме соотношения рационального и нерационального (иррационального. Разум отходит па второй план. На первый выходят иные, иррациональные начала воля
    (Шопенгауэр, Ницше); жизненный порыв и интуиция (Берг­
    сон); жизнь, смерть, страх, вина (Кьеркегор); духовная интуиция и скрытые духовные силы (Блаватская); бессознательное и инстинкты (Фрейд); ощущения (Мах, Авенариус). В марксизме (Маркс, Энгельс и последователи) и позитивизме

    (Копт, Спепсер, Милль и последователи) также наблюдалось критическое отношение к классической философии. Нов этих течениях философский рационализм не отвергается, а лишь подвергается пересмотру. Маркс делает ставку па материализм, диалекгику и пракгиче- скую деятельность человека. Копт — па отказ от умозрительной метафизики и развитие строго научного (позитивного) знания. Вторая (консервативно-традиционалистическая) линия развития западной философии связана прежде всего со следующими влиятельными течениями.
    Неокантианство — философское движение за возрождение учения И. Канта. Возникает в е годы XIX в. Развивалось па базе двух философских школ марбургской (Ко ген,
    Натори, Кассирер) и фрейбургской (бадепской) (Випдельбаид,
    Риккерт).
    Неогегельянство — философское движение за возрождение учения Г. Гегеля (Кропер, Лассоп, Кроче, Джеитиле). Возникает примерно в е годы XIX в. В некотором смысле сюда примыкает абсолютный идеализм (Брэдли, Ройс).
    Неотомизм — переосмысленная философия Фомы Аквип- ского. Возникает в е годы XIX в. Видные представители Ма- ритеп, Жильсоп, Марсель, Тейяр де Шардеп. И наконец третья (синтетическая) линия развития западной да и восточной) философии была связана с такими идейно-фи­
    лософскими течениями, как
    теософия (Блаватская), возникает в последней четверти XIX в
    Учение Храма (Ла Дыо), возникает впервой четверти XX в
    Учение Живой Этики (Агпи-Йога) (семья Рерихов), возникает впервой половине XX в. Все три отмеченных учения восходят к эзотерической традиции познания и разрабатываются под непосредственным руководством ее адептов — Хранителей Сокровенной Мудрости. В этих учениях различные познавательные парадигмы не противопоставляются друг другу, а объединяются. Рационализм дополняется иррационализмом. Этическая доминанта религиозных учений дополняется научным методом познания —
    объективными достоверным. Далее будут рассмотрены наиболее значительные течения, школы и мыслители постклассической западной философии
    XIX— первой половины XX века.
    13.2. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОН Течение, именуемое философия жизни, — достаточно неоднородное явление. Его представителей, которые порой далеки друг от друга по своему мировоззрению, объединяет интерес к феномену жизни, понимаемому не столько в биологическом, сколько ' В эзотерических источниках их именуют Махатмами, Великими Учителями, ар хатами, бодхисаттеами, Сынами Разума, Мастерами, Старшими Братьями чело
    вечестеа и т.д.
    228 в философском, метафизическом смысле. Это А. Шопенгауэр

    (1788-1860), Ф. Ницше (1844-1890), А. Бергсон (1859-1941), а также В Дильтей
    (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А Швей­

    цер (1875-1965), О. Шпенглер (1880-1936) и др. У истоков этого течения стоял немецкий философ Артур Шо­
    пенгауэр. Будучи современником Гегеля, он не принял его учения. Рационализм гегелевской системы вызывал у пего антипатию. Но идеи других рационалистов — Платона, Декарта, Беркли, Канта — оказали па Шопенгауэра немалое влияние. Особенно он ценил Канта. С большим почтением относился они к восточной философии (Веды, Упаиишады, буддизм, которой предсказывал большое будущее в Европе. Исходный тезис своего миропонимания Шопенгауэр сформулировал в названии главной книги Мир как воля и представление (я ч. — 1818 г, я ч . — 1844 г. Мир является человеку через его представления (те. субъективное восприятие Воля есть первоначало мира. Это извечная иррациональная сила, причина активности и изменений. Воля бессознательна и не имеет разумных целей. Ее главное свойство — борьба или соперничество, проявляющееся как в неживой, таки в живой природе. В человеческом феноменальном) мире все предопределено. Но воля исходит из другого мира — ноуменального. Она привносит в природу движение и делает ее вечным потоком изменения и становления. Миру приписываются человеческие свойства — тоска, страдание, противоборство. Вообще мировидепие Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир человека для философа — наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. наихудший. Низшая ступень проявления вселенской воли — силы природы и свойства материи (тяжесть, твердость, магнетизм и т.д.). Здесь еще пет индивидуальной воли. Она развивается па более высокой ступени — в животном мире. Здесь абстрактная воля становится волей к жизни. У человека она получает наибольшее развитие. Нов этом и причина его несчастий. Воля к жизни — различные Желания и потребности — заставляет человека страдать. Центральное понятие философии А. Шопенгауэра — воля, понимаемая как извечная иррациональная сила, причина активности и изменений в природе.
    229
    Преодоление воли к жизни - смысл жизни человека. Путь - искоренение иллюзии отделенное™ индивида от других людей и всего мира. Этому способствуют праведная жизнь, избегание страстей, сострадание к другим, контролирование своей воли, которая стоит выше разума и направляет разумные поступки и познание. Очевидно, что в учении Шопенгауэра явно присутствуют буддийские идеи жизнь есть страдание, причина страданий - жажда жизни. Однако основной тон философии Шопенгауэра - упаднический пессимизм - довольно далек от уравновешенного оптимистического реализма буддистов. Современная эпоха и предчувствие близких кризисов наложили на мировоззрение этого философа определенный отпечаток. Я могу быть для других людей учителем - заявляет немецкий философ Фридрих Ницше. Что касается людей - это еще вопрос. Но для нравственных уродов, вроде Адольфа Гитлера,
    Ницше действительно явился любимым философским учителем. Спрашивают почему идеологи немецкого фашизма уважали именно Ницше, а не Лейбница, Канта или Гегеля? Почитаем некоторые строки из его произведений.
    - Что хорошо - Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть. Что есть счастье - Чувство растущей власти
    - Кто должен быть творцом в добре и зле, поистине тот должен быть сперва разрушителем, разбивающим ценности.
    - Бог умер
    - Падающего - толкни
    - Человек погиб, раз он сделался альтруистом
    - Что вреднее всякого порока - Деятельное сострадание ко всем неудачниками слабым.
    - Больной - паразит общества. Наступает момент, когда жить дальше становится неприличным.
    - Когда идешь к женщине - бери с собой плетку.
    - Христианская церковь есть высшее из всех мыслимых извращений. она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь
    - «Когда-то выбыли обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян. Достаточно. Наверное, ответ на поставленный вопрос понятен каждому. Тем не менее назвать Ницше фашистом, нацистом или человеконенавистником однозначно нельзя. Он - более неоднозначное явление в философии XIX в. Его учение - клубок противоречий, с чем он сам охотно соглашался.
    230 В творчестве Ницше выделяют три периода. Первый (1871 —
    1876) — время увлечения идеями А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Здесь его волнуют преимущественно философско-эстетические проблемы. Второй (1878—1882) — переоценка ценностей и отказ от прежних предпочтений. И третий (1883—1889) — время создания основных оригинальных произведений Так говорил Заратустра», Поту сторону добра и зла, К генеалогии морали, «Аптихристиапип». В своих работах Ницше, в сущности, развивает всего три основные идеи воля к власти (онтология, сверхчеловек (антропология) и нигилизм (общество и культура. Рассмотрим их. Центральное понятие Шопенгауэра воля к жизни Ницше трансформирует вволю к власти Она у пего понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь, по его мнению, стремится к власти, те. доминированию и самоутверждению. Определенное влияние па ницшеанское учение о воле оказали идеи Ч. Дарвина — о борьбе за существование и естественном отборе. Хотя немецкий философ не во всем соглашался с Дарвииом (отрицал прогрессивную эволюцию видов. Мир — вечное изменение, становление и круговорот (возвращение. Не осознав идеи развития, Ницше вынужден реанимировать древнюю греческую идею круговорота. Многие понятия, в том числе жизнь и воля к власти, Ницше воспринимает как многозначные символы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональной философии. Важное место в творчестве Ницше занимает идея сверхчеловека которую он развивает устами древнего иранского пророка
    Заратустры (Так говорил Заратустра»). Ницше уловил древнюю эзотерическую мысль о развитии земного тщедушного человека в высшее духовное существо. Нов его сознании эта глубокая идея исказилась, как в кривом зеркале. Совершенный богочеловек ему представился в образе сильной, властной, но аморальной (читай — бесчеловечной белокурой бестии Что отличает ее от других Развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Сверхчеловек должен освободить в себе задавленные инстинкты. К чему это приведет — спросите вы. К тому, что человек превращается в человека-зверя, весьма непохожего па богочеловека. Основные идеи философии Ф. Ницше:

    •«воля к власти» онтология и антропология) сверхчеловек антропология)
    •нигилизм (обще­
    ство и культура)
    231
    Действительно, сверхчеловек, в понимании Ницше, — это тот, кто падающего — толкнет Он признает только одно право — право сильного. Среди себе подобных он благороден, уважителен и уважаем. Но к тем, кто нижете. слабее его, оп относится иначе. Такие недостойны его любви и сострадания. Справедливости ради надо сказать, что иногда Ницше приписывает своему сверхчеловеку и более привлекательные качества. Например, оп говорит, что сверхчеловек стремится к духовному обновлению, развитию своей индивидуальности, свободной воли, а не к рабскому послушанию. Его отличает величие духа, высота устремлений и даже совесть. Таких людей еще нет. Более того, говорит философ озверевшие германцы сих неизменной тягой к войне и убийствам, вовсе не те белокурые бестии око торых оп мечтает. Идея сверхчеловека у Ницше не связана с германской нацией. Она у пего интернациональна. Здесь его убеждения сильно отличаются от идеалов озверевших германцев со свастиками па рукавах. Тем более что он видел необходимость сотрудничества и даже сближения немецкой и русской наций.
    Ницше стремится к радикальной переоценке ценностей. Общество и культура, убежден оп, поражены декадансом (упадком. Здесь он порой доходит до полного нигилизма Отвергаются христианство, мораль и сострадание, гуманизм, демократия и паука. Что же провозглашается взамен Бог умер, морали и истины не существует, все дозволено. Такие убеждения, если они овладеют массовым сознанием, в лучшем случае приведут общество в состояние хаоса. В худшем — к гибели. Однако ив этом нигилизме у Ницше есть рациональные зерна. Например, критика церковного христианства имела иод собой реальные веские основания Уже слово христианство есть недоразумение — пишет философ, — в сущности, был только один христианин (Иисус Христос. — С. Аи тот умер на кресте Ницше справедливо указывает на лицемерие так называемых христиан, организовывавших крестовые походы, возжигавших костры инквизиции и продававших спасение души (индульгенции) за деньги. Судьба жестоко посмеялась над философом, культивировавшим силу и волю к власти. В конце жизни Ницше заболел неизлечимой психической болезнью. Оп стал слабым, никчемными обременительным для общества. Как будто судьба ему бросала вызов его же словами Падающего — толкни Больной — паразит общества Сострадание —- вреднее всякого порока Людям неизвестно, что оп ответил па вызов судьбы.
    232 Понятие жизнь становится центральным в творчестве выдающегося французского философа и писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы (1928) Анри Бергсона. Его учение может быть названо эволюционным спиритуализмом. Опираясь па достижения естественной пауки, идеи европейских спиритуалистов и католицизм, он разрабатывает теорию динамического, творчески развивающегося мира. Главные произведения Введение в метафизику (1903) и Творческая эволюция (1907). В философии Бергсона мир — это непрерывный творческий процесс эволюции новых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие время Физическое или пространственное время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одними тем же результатом. Но для сознания характерно другое время, которое
    Бергсон обозначает как длительность Мир физических вещей и мир сознания кардинально различаются. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени песет нечто повое. Оп несводим к предыдущему моменту. Также ив эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, а от них невозможно вернуться к старым. Следовательно, реальное время — длительность — это жизненный поток, континуум (непрерывность, постоянное творческое становление. Ожерелье из бусин — образ физического (механического) времени. Клубок — образ длительности.
    Бергсон не принимает декартово разделение мира на две субстанции — духи материю. Они есть лишь полюса единой реальности (жизни, проявляющей протяженность и мышление. Не соглашается Бергсон и с двумя традиционными представлениями эволюционизма — механистическим (эволюция целиком выводится из прошлого — свершившихся причини фипалистическим эволюция выводится из будущего — из целик которой устремлено развитие. Ограниченность этих воззрений, по его мнению, преодолевает концепция творческой эволюции, которой подвержена жизнь Материя в данной концепции — продукт остановки и распада жизненного порыва. Через эволюцию жизнь стремится освободиться от оков инертной материи. Траектория эволюции — не полет мяча, а взрыв гранаты, осколки которой и осколки осколков которой продолжают постоянно взрываться. Энергия взрыва — это и есть творческий порыв жизни. Металл гранаты, препятствующий энергии взрыва, — это материя.
    233
    Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Он дробит мирна отдельные элементы, а из них строит свое искусственное восприятие действительности. Инстинкт действует через естественные органы. Он ближе к действительности. Но все же пи тот, пи другой не дают ее полного восприятия. Только интуиция способна на это Интуиция — это разум, стремящийся стать бескорыстным инстинктом. Это проникновение внутрь жизни и ее всевозможных изменяющихся объектов. Это видение духа со стороны самого духа. Неслучайно учение Бергсона еще называют интуитивизмом. Оригинальны социальные и религиозные аспекты философии Апри Бергсона. Он выделяет два типа общества, а соответственно и морали — закрытое и открытое общество Первое полное подчинение индивида обществу и его инстинктам (главный из них — продолжение рода, человек здесь, как муравей в муравейнике. Второе ставка на свободу и индивидуальное начало, творческую личность, которые не противопоставляются коллективу. Идеалы такого общества — человечность и универсальные моральные ценности. Носители таких идеалов — пророки и мудрецы древности. Истинная религия — это религия динамическая (открытая. Она пронизана мистицизмом, защищающим человека от угрозы мертвого интеллекта и осуществляющим интуитивное слияние с творческим жизненным порывом — «сверхсознанием», Высшим Существом, или Богом. Идеи А. Бергсона повлияли па развитие новых философских течений (прагматизм, персонализм, экзистенциализм) и ученых-эволюци­
    онистов — Э. Леруа, П. Тейяра де Шардепа, В.И. Вернадского.
    13.3. У ИСТОКОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА С. КЬЕРКЕГОР Если бы я мог заказать эпитафию на свою могилу, тоне желал бы ничего другого, кроме надписи Этот Одиночка. Жаль, что эту категорию сегодня никто не понимает Так напишет водной из своих работ датский религиозный философ Серен Кьеркегор

    (1813—1855). Индивид или единичная человеческая личность со Центральные понятия в философии А. Бергсона: творческая эволюция, жизнь, длительность, время (онтология) интуиция (гносеология) закрытое и открытое общество социальная философия)
    234 всеми ее жизненными страданиями и переживаниями, становится главным объектом его размышлений. Традиционные философские проблемы и понятия (субстанция, дух, материя, сущность, разум и т.д.) мало привлекают этого философа. Его книги наполняются иными категориями жизнь, смерть, Бог, человек, выбор, страх, вина, греховность. Все они тесно связаны с понятием «экзистен­

    ция» (существование, которое Кьеркегор начинает активно использовать. Некоторое время спустя оно явится основой целого философского течения — философии экзистенциализма. Попытки философов построить целостное, закопченное учение — философскую систему, в которой бы объяснялись все основные проблемы бытия и познания, вызывают у Кьеркегора яростный протест. С особой антипатией он относится к системе Гегеля — жалкого профессоришки»
    (как его называет датчанину которого всеобщее доминирует над единичным. Рассуждая об Абсолюте и всеобщем, Кьеркегор говорит, что систематическая философия забыла самое главное — человека и его существование. Историю и человечество необходимо рассматривать сточки зрения отдельной человеческой личности. Единичный человек важнее рода. С этим тезисом Кьеркегора трудно согласиться. Он ведет к полному субъективизму. Например, по мнению некоего Отто Брауна, штурмфюрера СС, разгром фашистской Германии
    — трагедия. Нос объективно-исторической (те. общечеловеческой) точки зрения — это благое дело. Что здесь важнее личное или общечеловеческое Философия и христианство у Кьеркегора несовместимы. Одна требует обоснованных знаний, а другое зиждется па вере. Датский философ не считает нужным испытывать веру знанием. Закономерно, что такая позиция ставит под сомнение объективную истину. Счем они соглашается — истина субъективна.
    Кьеркегор критикует пауку — она пеподлиппая экзистенция человека. Она не может решить проблему отношений человека и Бога. И, наконец, все ее опровержения астрономических, исторических и иных воззрений религии ничего не стоят. Этические истины религии неопровержимы. Здесь Кьеркегор во многом справедлив. Но он опять абсолютизирует субъективную веру. Он не замечает, что даже Христос указывал па изменяемость этических принципов и их зависимость от уровня развития человека и общества. Ведь этическую формулу Ветхого Завета (Око за око, зуб за зуб он заменяет (опровергает) другой, более возвышенной Возлюби ближнего, Молитесь за обижающих вас и т.д.).
    235
    Что есть цепного в размышлениях
    Кьеркегора? Во-первых, критика классической философии за ее отвлеченность от реальных человеческих проблем и забвение личности. Во-вторых, напоминание, что позитивистская паука, в основе которой лежит голый чувственный опыт, неспособна помочь человеку проникнуть в глубины своей духовной сути.
    В-третьих, критика церковного христианства за лицемерие, лживость и другие пороки, которые привели его к вырождению. И, наконец, в-четвертых, решительный протест против подчинения человека массе, против растворения личности в обществе. Вместо принципа будь, как все выдвигается другой — будь пред Богом один на один. Работы философа Или — или (1843), Страхи трепет (1843), Дневники другие в XX в. получили широкую известность и признание. Идеи его пашли свое развитие в творчестве философов-экзистенциалистов.
    13.4. ПОЗИТИВИЗМ КАК РЕФОРМА ФИЛОСОФИИ Позитивизм — одно из самых влиятельных идейно-философ­
    ских течений Запада XIX—XX вв. В чем его основная идея Классики философии (Гегель и др) считали философию наукой наук. Позитивисты провозгласили иной лозунг Наука сама себе философия Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть продукт специальных пауки их взаимодействия. Философия не имеет пи своего особого предмета исследований, пи положительного строгого) метода. Следовательно, традиционная философия (философия как метафизика) не имеет права па существование. Эти идеи, высказанные вначале в, были тепло приняты многими учеными и повлияли па облик всей западной пауки. В развитии позитивизма выделяют несколько этапов. Первый (начальный) позитивизме годы XIX в О. Кот.
    Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер. Второй позитивизм (эмпириокритицизм — конец XIX в Э. Мах, Р. Авенариус. Будь пред Богом один па один.
    Серен Кьеркегор Позитивисты полагали, что традиционная философия философия как метафизика) не имеет своего специального предмета исследований, а следовательно, не имеет права па существование.
    236 Неопозитивизм — начинается с х годов XX в Венский кружок (М. Шлик, Р. Карпап, О. Нейрат и др, X. Рейхеп- бах, Ф. Франк, Л. Витгенштейн, К. Айдукевич, А. Тарский и др.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38


    написать администратору сайта