Главная страница
Навигация по странице:

  • русские религиозные философы зарубежья - Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, С. Франки др. Мы остановимся па неотомизме

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница34 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    енков, ММ. Розенталь, Л.А. Маньковский и другие. Изменяется отношение к новым научным направлениям. Ряд философов начинают реабилитировать генетику и кибернетику. Усиливается внимание к диалектической логике (ЭВ. Ильенков, ГС. Бати-
    щев, B.C. Библер, В.А. Босенко и др. Разрушению догматов советской философии поспособствовал А.А. Любищев, который активно выступал за ее освобождение от давления идеологии. Он критиковал материализм зато, что тот всегда ползет за наукой и неспособен стимулировать ее свободный поиск. Поэтому материализм проигрывает идеализму, который более динамичен и свободен. Вывод необходимо сосуществование различных философских направлений. ЭВ. Ильенков выступил за переосмысление проблемы отчуждения Она не является, по его мнению, локальной капиталистической проблемой и касается всех социально-экономических систем, в том числе и социалистических. Отчуждение преодолевается по мере развития каждого шщивида в планетарном масштабе. Только тогда исчезает необходимость регламентации его деятельности через денежные, правовые, государственно-политические и другие отношения. В этот период активно формируются научные школы методология пауки (В.А. Штофф, B.C. Швырев, Е.А. Мамчур, B.C. Сте­
    нин, АИ. Ракитов и др гносеологическое направление (ПА. Коп-
    нин, В.А. Лекторский, A.M. Коршунов и др аксиологическое направление (МС. Каган, О.Г. Дробницкий, Б.Т. Григорьяи и др социальная философия (В.Ж. Келле, М.Я. Коваль-
    зон, B.C. Барулин, А.К. Уледов, В.М. Межуев и др. В е годы горячо дискутировалась проблема сознания (идеального. Первый лагерь находился под влиянием Ильенкова, который полагал, что сознание есть социальное образование. Поэтому каждый человек может развить любые способности. Другой лагерь возглавлял Д.И. Дубровский, считавший сознание чисто субъективной реальностью, которая не существует вне психики человека. Однако влияние идеологии было еще значительным, что не могло не отражаться па философии. Все ее новации подвергались сверке с шаблонами марксизма. В случае расхождений строптивых теоретиков наказывали — запрещали вести преподавательскую и научную работу, публиковаться и т.д. Философии вменяли в обязанность обосновывать сомнительный факт построения
    307
    развитого социализма, восхвалять и комментировать судьбоносные решения очередных партийных съездов, пленумов или доклады вождей. Нередко целые научные коллективы вели затяжные дискуссии по какой-нибудь околонаучной проблеме, вроде порядка изложения категорий диалектики. Глубина философской проблематики бесконечно мельчала. Тема кандидатской диссертации (по философии) могла, например, звучать так Проблема свободного времени у сельской молодежи. Параллельно с марксизмом в этот период существовала и не­
    марксистская философия. Но ее удел был — подполье. Философы писали в стол в надежде, что кто-то когда-то в будущем опубликует их работы. Показательный пример — ученик Н.К. Рериха Борис Николаевич Абрамов (1897—1972). Вернувшись в конце х годов из Китая па Родину, он как реэмигрант вынужден был поселиться в маленьком древнем провинциальном городке Вепеве Тульская область. В период с концах годов дог, года своей смерти, он кропотливо, день заднем вел философский дневник, посвященный проблемам духовного совершенствования. Позже его назовут Грани Агпи-Йоги». Тринадцать томов Граней опубликуют лишь двадцать лет спустя после его смерти.
    Абрамова нельзя назвать самостоятельным философом. Он был выдающимся духовным медиатором развившим способность телепатического восприятия направленных к нему философских бесед и наставлений от Духовного Учителя (Махатмы Ми его ближайших сподвижников — адептов Живой Этики Е.И. и Н.К. Ре­
    рихов. Грани — это доступные массовому читателю пояснения отдельных, наиболее актуальных для текущего исторического этапа аспектов Учения Живой Этики (Агпи-Йоги). Очередной этап раскрепощения философии начинается после апрельского (1985 г) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда партии. Разворачивается перестройка, которая приведет к совершенно неожиданным для партийной и государственной элиты результатам — крушению идеологии коммунизма и деструкции Советского Союза.
    14.5. НАЧАЛО ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Эпоха безраздельного господства в России марксистско-ленин­
    ской философии завершается па рубеже х годов Перестройка в СССР, позже демократизация в России освободили культурное пространство страны от диктата единственной идеологии.
    308 Развернулась всеобщая плюрализации
    (
    затронувшая все сферы жизни - политику, экономику, религк
    1 ю и, разумеется, философию. Впервые за долгие годы началось свободное издание и обсуждение философской литературы всевозможных школ и направлений. Какие же философские течения делали погоду в России концах годов и, по всей видим o
    C
    fH, сохранят свое влияние вначале в Во-первых, этом ап1
    ериализм, опирающийся научения Маркса и Ленина. Он потеря д свою былую мощь, но тем не менее устоял под давлением ин
    Ь 1 х философских школ. В е годы он был локализован в акадсм ц ч
    еско-университетской среде.
    Во-вторых, это религиозная филосолф^я, развитие которой стимулировалось возрождением и укреплением церкви. Наибольшим влиянием пользовалась Православия церковь. В-третьих, это восточная философия, представленная множеством различных учений от буддизма и неоиндуизм
    п до йоги и суфизма Интерес к ней в течение десяти лет не тольксо не ослабевал, но и усиливался. И, наконец, в-четвертых, это то
    че
    ция, созвучные идеям эзотерической философии, - теософия к уценив Живой Этики По числу переизданий книги этого направления к концу XX в. занимали лидирующее положение. Ее последователи локализовались в рериховских общественных, культурных и научных организациях. Со временем к этому течению начал усиливаться интерес ив академической среде. Западные философские учения в России х годов особого влияния на массовое сознание не ц мели. Внимание к позитивизму, европейской классике, психоана^
    из
    у и к некоторым другим направлениям наблюдалось преимущественно в среде специалистов.
    14.6. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Введение в философию Учеб н
    цк для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. ЧМ. С. 198-208, 247-274.
    2. Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.
    ?
    1996.
    3. Спиркин А.Г. Философия. М, j998.
    4. История философии Учебное пособие для вузов / Под ред.
    В.М. Мапельман и др. МС. История философии Запад Россия - Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. з. М, 1998.
    309

    6. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.
    СПб., 1995. Разд. 2-4.
    7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М, 1995.
    8. Галактионов А.А., Никандров ПФ Русская философия IX—
    XIX вв. Л, 1989.
    9. Лосский ИО История русской философии. М, 1994.
    10. Сухов АД Русская философия пути развития. М, 1989.
    11. Пекарский П Введение в историю просвещения в России
    XVIII столетия. СПб., 1862.
    12. Уткина Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России
    XVIII века. М, 1971.
    13. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX—XX веков. Н. Новгород, 1992.
    14. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М, 1995.
    15. Русский космизм: Антология философской мысли. М, 1993.
    16. Агпи-Йога (Живая Этика. В 3 кп. Самара, 1992.
    17. Грани Агпи-Йоги. Записи Б.Н. Абрамова. В 13 кп. Новосибирск, 1993-1997.
    18. Юшзовский АИ Основы миропонимания повой эпохи. Вт. Рига, 1992. (О философии Живой Этики. — С)
    19. Андреев Д.Л. Роза Мира Метафилософия истории. М, 1993.
    20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М,
    1991.
    21. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л,
    1990.
    22. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М, 1992. Тема 15 МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ (ХХ-НАЧАЛО XXI в ОБЗОР ИДЕЙ, ТЕЧЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ Содержание учебного материала
    15.1. Панорама западной философии второй половины XX в.
    15.1.1. Западная религиозная философия неотомизм.
    15.1.2. Постпозитивизм и философия науки.
    15.1.3. Структурализм.
    15.1.4. Трансформированный прагматизм.
    15.1.5. Иллюзии сциентизма.
    15.1.6. Синергетика.
    15.1.7. Западная философия истории.
    15.1.8. Контртенденции западной политической философии.
    15.2. Панорама восточной философии XX в.
    15.2.1 Возрождение индийской классической философии.
    15.2.2. Традиции и реформаторство в Китае (конец XIX—XX в.
    15.2.3. Новые тенденции исламской мысли.
    15.3. Панорама эзотерической философии начала XXI в.
    15.3.1. Понятие и некоторые вехи истории эзотерической философии.
    15.3.2. Важнейшие идеи современной эзотерической философии.
    15.4. Учебная и дополнительная литература.
    311
    В современной мировой философской мысли условно можно выделить три наиболее масштабных, достаточно самостоятельных и специфичных потока. А именно западную, восточную и эзотерическую философии (важнейшие направления современной философии см. схему 20). Каждая из этих традиций, несмотря па множество всевозможных школ и течений, в нее входящих, имеет тем не менее общие характерные черты. Взаимовлияние данных традиций друг па друга было неоднозначным. Оно то усиливалось, то ослаблялось, однако никогда полностью не прекращалось. Развертывание диалога Восток — Запад приходится па конец XIX в. В
    XX вон не только продолжается, пои активизируется. Примерно в это же время, те. начиная со второй половины XIX в, наблюдается резкое увеличение влияния эзотерической философии, идеи которой распространяются как па Востоке, таки па Западе. Россия, вероятно, больше, чем какая-либо иная страна, географически и исторически стала точкой пересечений этих философских потоков. Древняя и средневековая Русь находилась под преимущественным влиянием мистического восточного христианства. В XVIII —
    XIX вв. Россия осваивала идеи западной философии (Шеллинг, Кант, Гегель, французское Просвещение, Фейербах, Маркс, позитивизм и др. Россия конца XX в. вновь обращается к Востоку. Но уже к не христианскому (христианство представлено национальным православием и западными конфессиями, а к индийскому, китайскому и арабскому. Необычайно созвучной российскому духовному настрою в конце XX в. оказалась и эзотерическая философия. Что же отличает рассматриваемые философские традиции Для западной философии (Европа и Америка) всегда были характерны сенсуализм и рационализм. Многие учения отличались повышенной рассудочностью и аналитизмом. Св. укрепляется материализм, который господствует и посей день, те. вплоть до начала XXI в. Материя при этом воспринималась, как правило, узко и ограниченно. Западный менталитет склонен к активизму (направленность па преобразование окружающего мира, позитивизму и прагматизму. Научный и религиозный чипы познания расценивались как противостоящие друг другу. Философия в Новое и Новейшее время испытывала сильное влияние со стороны пауки. В большинстве учений духи материя, объект и субъект, мири человек, природа и общество противопоставлялись друг другу. Культивировалось ипдивидуаль-
    312 пое начало, и как следствие — обосновывались нрава и свободы личности. Восточная философия (Индия, Египет, Китай, Тибет, Япония, исламский мир) в большинстве своем отличалась спиритуализмом и идеализмом, опиралась па национальную духовную культуру и была тесно связана с религией. Взаимодействие с наукой, как правило, ограничивалось отдельными прикладными вопросами (медицина, астрономия, биология и т.д.). Большое внимание уделялось метафизическими этическим проблемам. Противопоставление духа и материи, объекта и субъекта, мира и человека, природы и общества нехарактерно. Культивировалась идея единства, что в социальном плане порой приводило к подавлению личности обществом или государством. Восточный мыслитель склонен к созерцательности (отсюда пассивность в деятельности, направленной к преобразованию общества и природы, традиционализму и мистицизм. Философия, как правило, воспринималась не в качестве теоретической дисциплины, а как особый стиль жизни, духовная практика, направленная на внутреннее преобразование человека (развитие духовных сил, освобождение от кармы и сапсары, достижение нирваны или бессмертия, слияние с Абсолютом и т.д.). Эзотерическая философия не имеет конкретной национальной локализации. Она развивалась как па Востоке, таки па Западе. Вместе стем специалисты полагают, что существует единый источник эзотерических учений, который соотносят с таинственной
    Шамбалой. Именно там, видимо, и находился центр так называемой Школы Адептов Сокровенной Мудрости. Географически его соотносят с Центрально-Азиатским регионом. Эзотерическая философия стремится к синтезу западного рационализма и восточной идеалистической метафизики. В этой философской традиции тесно переплетаются онтологические, гносеологические, антропологические и этические вопросы. Наблюдается тенденция к устранению противоречий между научными религиозным миропониманием. Скрытый смысл религиозных учений в этой традиции не противоречит объективным истинам пауки, хотя иногда либо опережает фронт научного поиска, либо непонятен массовому и научному сознанию в силу своего символизма. Мировоззрение, утверждаемое эзотерическими учениями, расценивается их сторонниками как синтез религии, философии и пауки. Как ив восточной философии, здесь отсутствует
    313
    противопоставление духа и материи, субъекта и объекта, природы и общества, науки и этики, рационализма и иррационализма. В мировом культурном пространстве второй половины XX в. продолжался рост влияния восточной и эзотерической философских традиций Восточные философские школы (буддизм, пеове- данта, йога и др) проникают в Европу, Америку и Россию и успешно конкурируют с традиционными западными и российскими философскими течениями. На отдельных участках западная философия уступает свои идейные позиции восточной. Параллельно наблюдается активизация эзотерических школ. По всему миру распространяются идеи теософии, эзотерического буддизма, Аг- ии-Йоги, суфизма и других течений эзотерической ориентации. Наиболее динамично с конца XX вони развиваются в России теософия и Агни-Йога (Живая Этика. В целом западная, восточная и эзотерическая философии оказывают друг на друга взаимное влияние, что в большинстве своем имеет позитивные результаты. Запад учится утонченной восточной метафизике, воспринимает идеалы духовного самосовершенствования человека. Восток впитывает строгий научный метод, рациональные каноны и активизм западной философии. Эзотерические школы привносят эвристические идеи, критикуют ограниченный материализм, религиозные догматы и предрассудки, борются с техногенным уклоном и бездуховностью современной цивилизации, выступают за широкий диалог религиозных и научных течений мысли, обосновывают насущную необходимость обращения человека к развитию своих скрытых духовных сил и способностей.
    15.1. ПАНОРАМА ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.
    15.1.1. Западная религиозная философия неотомизм Несмотря на бурное развитие пауки, западная религиозная философия не уступила своих позиций. В течение всего XX вона достаточно успешно противостояла материализму и позитивизму. Представлена она была следующими наиболее значимыми течениями и философами
    ортодоксальная католическая философия (пеотомизм) — Ж. Маритеп, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Й. Бохепьский и др
    314
    неортодоксальная католическая философия — Тейяр де
    Шардеп, Р. Нозик;
    философия иудаизма — М. Бубер;
    религиозно-мистическая метафизика — Р. Генои;
    религиозный экзистенциализм - К. Ясперс, Г. Марсель
    протестантская философская рефлексия — Р. Бультмап, П. Тиллих, Р. Кокс и др
    русские религиозные философы зарубежья - Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, С. Франки др. Мы остановимся па неотомизме как одном из самых влиятельных религиозно-философских течений Запада. Зарождается оно в конце XIX в. Этому способствовали решения I Ватиканского собора (1869-1870). В своей энциклике (1879 г) папа Лев
    XIII призвал к восстановлению в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора Фомы Аквинского». Так появляется пеотомизм (от Томас — латинского произношения имени Фома, провозглашенный католическими кругами единственно истинной философией, явившейся официальной теоретической платформой католицизма. Для неотомизма, как и для всей религиозной философии, характерно острое противостояние догматиков —
    приверженцев традиционной теоцептрической ориентации, и реформаторов — сторонников переориентации философии на антропоцентризм, те. проблемы человека. Укреплению позиции реформаторов способствовала сама социальная действительность XX в. с ее революциями, мировыми войнами, религиозными столкновениями и экологическими катастрофами. Поэтому современная церковь вынуждена обращаться к насущным жизненным проблемам человека.
    Неотомисты полагают, что философия должна служить целям теологии, раскрывать и обосновывать ее истины средствами разума. Предпринимаются попытки примирить веру и разум. Однако провозглашается, что вера должна вести, направлять разум. Чистое бытие (бесконечное и трансцендентное) противопоставляется сущему (конечному бытию. Онтология пеотомизма использует учения об акте и потенции, форме и материи. Вещи возникают как актуализация (осуществление) некой потенции. Высшее актуальное начало мира, осуществляющее бытие вещей,
    — Бог. Он же является высшей формой (формой форм, которая создает первичную материю и множество других форм. Материя
    — косное, пассивное начало. Форма — активное. Оно актуализирует материю.
    315
    Бессмертной формой (сущностью) человека является его душа. Она должна стремиться познать высшее (трансцендентное) в природном чувственном мире. Вторичные причины бытия и внешние связи явлений доступны пауке. Но высшие причины постигаются только при участии Бога Свобода — важный, неотъемлемый атрибут личности. Ее отношение к обществу существует в трех видах индивидуализм, коллективизм, солидаризм. Неотомисты являются сторонниками солидаризма, так как, по их мнению, только в нем реализуется идея христианской любви к ближнему. Главные философские проблемы пеотомизма и других религиозных течений Бог (доказательство его бытия, человек (сущность, существование, познание Бога) и добро — зло (происхождение зла, преодоление зла, этика.
    15.1.2. Постпозитивизм и философия науки Во второй половине XX в. неопозитивизм теряет свое влияние. В е годы он постепенно вытесняется течением, которое получило название «постпозитивизм». Большую роль в его формировании сыграл английский философ и социолог Карл Поппер (1902—
    1994), который одним из первых начал серьезно пересматривать исходные идеи неопозитивистов. Другие крупные представители постпозитивизма — Т. Кун (род. в 1922 г, И. Лакатос (1922—
    1974), П. Фейерабенд (род. в 1924 г) и С. Тулмин (род. в 1922 г.
    Постпозитивисты начинают непросто анализировать научное знание, так сказать, в его законченном, готовом виде, а изучать развитие научного знания В своих работах они закладывают основы философии исторического развития пауки.
    Поппер одним из первых приступает к разработке теории роста научных знаний. Он отказывается рассматривать эти знания как абсолютно достоверные и полагает, что вся наука имеет гипотетический характера следовательно, не застрахована от ошибок (принцип фал- либилизма). Как же развивается паука Ученые выдвигают гипотезы, в которых эмпирические и теоретические знания неразрывно связаны. Постепенно они опровергаются новыми фактами, и им па сме-
    Постнозитивисты исследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность. Основу развития науки составляет смена научных гипотез. Из философских мыслей Карла Поппера
    316 ну приходят новые, более смелые гипотезы. Так происходит расширение и углубление научного познания. Томас Кун основой развития пауки считает смену научных парадигм Под парадигмой — пояснял ученый, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения Период господства одной парадигмы (модели, или дисциплинарной матрицы) не может быть вечным. Рано или поздно иод действием противоречий между новыми фактами и старыми теориями (их объяснениями) принятая парадигма начинает рушиться. Начинается революция в пауке. В этот период формируются новые парадигмы, способные теоретически вместить, объяснить и обосновать необычные факты. Одна из новых парадигм побеждает и начинается очередной этап нормальной пауки. В теории Имре Лакатоса главной изменяющейся единицей является научно-исследовательская программа Она представляет собой сложную систему (ядро, запретный пояс, негативная эвристика, позитивная эвристика. Как можно оцепить значение конкретной программы На основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем, считает
    Лакатос. Прогрессивный сдвиг есть нечто иное, как научная революция. В этом случае теоретический рост исследовательской программы опережает рост эмпирического материала (фактов. Проще говоря, теория опережает факты может объяснить известные и предсказать неизвестные па сей момент (так было, например, с теорией химических элементов Д.И. Менделеева. Если теоретическая программа не успевает за фактами, она регрессивна. Постепенно ее вытесняет другая, более динамичная программа. Таким образом, постпозитивисты обосновывают относительность и развиваемость научных знаний Это их достижение. Негативные моменты их философии — чрезмерный релятивизм, подмена понятия истина понятиями вера и интерес, сомнение в существовании падежных научных методов нозпапия.
    1
    Кун Т. Структура научных революций. МС Основу развития пауки составляет смена научных парадигм. Из философских мыслей Томаса Куна Развитие пауки связано с изменением научно-иссле­
    довательских программ в результате научных революций. Из философских мыслей

    Имре Лакатоса

    15.1.3. Структурализм В е годы XX в. в философии появляется повое течение — структурализм. Базовое понятие этого течения — структура. Оно уже давно использовалось в естественных и гуманитарных пауках (говорили о структуре молекул, структуре клетки, социальных структурах и т.д.). Однако основательная философская разработка этого понятия была предпринята лишь в двадцатом столетии. Видные структуралисты —
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта