Главная страница
Навигация по странице:

  • А.К. Тимирязев, АИ. Варьяш, И.И. Скворцов-Степанов

  • М.Б. Митина, ПФ. Юдина, В. Раль- цевича

  • Л.Д. Троцкий

  • философия евразийства

  • П.Н. Са­ вицкий, П.П. Сувчинский, Л.П Карсавин.

  • Л.Н. Гу­ милева

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница33 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    (Махатм) разрабатывают учение о космической эволюции человечества - Живую Этику. Второе название этого философского учения - Агни-Йога (Огненная Йога. Посвященные ученики Махатм расценивали Живую Этику в качестве Новейшего Завета или духовного Откровения будущей Шестой расы. Его основу составили
    14 самостоятельных книг, подготовленных в период с 1920 по 1938 г. на основе материалов, передаваемых Махатмами
    Е.И. Рерих. Философский фундамент Живой Этики образуют мировоззренческие положения, близкие эзотерической традиции познания - Сокровенной Мудрости Рерихи разделяли и непосредственно опирались на истины, приоткрытые Е.П. Блаватской в Тайной Доктрине и других теософских произведениях. Отли-
    Ученики Махатм считают Живую Этику Новейшим Заветом, или духовным Откровением, будущей Шестой расы человечества.
    295
    заключается не в теоретических положениях, а в ее чисто практической направленности. Подлинная йога, в понимании Махатм, есть нечто иное, как практика духовного совершенствования, которая преображает человека в высшее космическое существо, дает связь с Космическим Сознанием, беспредельные познания и власть над силами природы. Онтология Живой Этики признает многомерность бытия. Физический мир — лишь один из планов многомерного космоса. Существуют и другие. В Живой Этике они символически обозначаются понятием Тонкие (Высшие) Миры Их пространственно-времен­
    ные характеристики, состояние материи и ее законы значительно отличаются от соответствующих параметров физического (Плотного) мира Духи материя —
    различные состояния единого космического Первоэлемента (субстанции, который порождается сферой пепроявлениого бытия, i.e. Абсолютом. Материя есть кристаллизованный дух, писали Махатмы. В целом решение проблемы космо- генезиса в теософии и Живой Этике полностью совпадает, что, собственно говоря, и неудивительно. Ведь за спинами Блават- ской и Рерихов стояли одни и те же Духовные Учители. В антропологии Живой Этики развиваются идеи духовной сущности человека и его многомерной энергетической природы, теория персвошющепия, теория кармического детерминизма а также учение о центрах высшего сознания и психической энергии. Часть этих вопросов затрагивалась в параграфе, посвященном теософии. Поэтому остановимся па карме, центрах сознания и пси-энергии. Живая Этика отвергает теологическое учение о первородном грехе, божественном предопределении жизни человека и расплате за проступки своих предков. Человек, как и все в космосе, находится под влиянием кармического закона, те. закона причин­
    но-следственной обусловленности. Поэтому каждый индивид естественно, а не по воле Высшего Существа, сталкивается с последствиями своих мыслей, слови действий. Это может случиться как в текущей, таки в будущих жизнях человека. Но чтобы ни произошло с ним, утверждает Живая Этика, виновником своих потерь и достижений, страданий и радостей является он сам. Человек — властелин своей судьбы, ив его руках находятся кармические нити будущих существований. Важное место в Живой Этике занимает учение о пси-энергии и энергетических центрах человека Согласно эзотерической пауке, эти центры, расположенные в тонких телах человека и имеющие свои физические проекции, отвечают за физиологические,
    296 психические, ментальные и иные функции организма. Духовное развитие человека, сточки зрения сокровенной биофизики, это и есть развитие его высших энергетических центров. Это не только позволяет раскрывать латентные психические силы, пои постепенно преображает человека из разумного животного в духовное космическое существо. Как развивать центры Через развитие высшей иси-эпергии, говорят Махатмы. Но как развивать пси-энергию? Тут влияет множество факторов. Во-первых, необходима выработка высоких качеств сознания — любви, сострадания, мужества, равновесия, устремления, справедливости и т.д. Во-вторых, нужно научиться контролировать и уравновешивать свои ментальные, астральные и физиологические реакции. В-третьих, отказаться от наркотиков, алкоголя, табака, сексуальной распущенности и мяса. В-четвертых, научиться постоянно устремлять сознание к Высшим Духовным Силам. Существуют и другие факторы. В комплексе в Живой Этике это называется расширением сознания так как подлинная духовная йога есть прежде всего трансформация сознания, а не физические упражнения. Эзотерическая гносеология признает чувственные, рациональные и иррациональные способности познания человека. Рерихи полагали, что у человека вскрытом, неразвитом виде существуют топкие органы чувств, действие которых в настоящее время начинает проявляться у некоторых людей в виде ясновидения, ясно- слышапия, психометрии и других паранормальных способностей восприятия. Особое значение в Живой Этике придается иррациональному духовному познанию которое называется интуицией, чувствознаиием, познанием сердца. Его высший аспект — озарение. Но оно доступно лишь отдельным высокодуховиым людям. Не менее интересны и социально-философские воззрения авторов Живой Этики. Зарождение сознания и дальнейшее развитие человека и общества, утверждают они, происходило под влиянием ряда космических факторов, неизвестных классической науке. Особую роль в социальном прогрессе человечества играет Космическая Иерархия Света представленная на Земле таинственными Владыками Шамбалы. Стимулируя развитие духовной культуры во всем многообразии ее аспектов (религии, этические и фило-
    Духовное развитие человека связано с развитием его высших энергетических центров. Это позволяет ему раскрывать латентные психические силы и преображаться в духовное космическое существо. Из философских мыслей Елены Рерих

    297
    софские учения, паука, искусство, политическая и социальная интеграция и т.д.), они направляют земную цивилизацию по эволюционному коридору прогрессивного развития жизни и разума. В работах Рерихов проводится четкое разграничение понятий культура и цивилизация Культура есть социальное воплощение космического принципа Духа. Она поддерживает стабильность общества и способствует его дальнейшему прогрессивному развитию Цивилизация — социальное воплощение принципа материи. Оиа создает материальные условия жизнедеятельности человека и развития культуры. Стабильность и прогресс предполагают гармонию культуры и цивилизации. Но она, считают Ма­
    хатмы и их ученики, давно утеряна человечеством. Материя подавляет дух. А это ведет человечество к гибели. Если в ближайший исторический период не состоится его духовное возрождение, земная цивилизация может не выжить. Особую роль в развитии новой духовной культуры Махатмы отводят России. Россия есть сердце мира — писали они. Опа должна явить миру новый тип общественных, политических и экономических отношений. Духовное Учение — Новейший Завет придет в мир из России. И именно опа призвана явить основу духовной цивилизации Шестой расы. Учение Живой Этики уже при жизни его основателей вызвало большой интерес и получило немалое число приверженцев в самых различных странах. В России господствующая идеологии долгое время препятствовала распространению рериховского уче пия. Его активное изучение и развитие в СССР начинается только в конце х годов XX века.
    14.4. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ РАСЦВЕТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Победа большевиков кардинально меняет не только политическую, пои культурную ситуацию в стране. Существешк трансформируется и философия, в которой искусственно поддерживается доминирование материализма Учение Маркса-
    «Россия есть сердце мира. Она должна явить миру новый тип общественных, политических и экономических отношений. Духовное Учение — Новейший Завет придет в мир из России. Философия Живой Этики

    298
    Энгельса, позже Ленина становится официальной идеологией. Иные философские традиции и школы подавляются. Что явилось главным недостатком, а может быть, и бедой советской марксистской философии Догматическое (неважно, что господствовал атеизм, совершенно некритичное отношение куче ниям Маркса и Ленина Философия утратила свободу и самостоятельность Опа стала обслуживать интересы партийной номенклатуры, как в Средние века обслуживала интересы церковной иерархии. Мало того, идеология коммунизма порой подменялась идеологией власти. Мыслителей, которые пытались выйти за рамки дозволенных партийной идеологией проблем, принципов и подходов, жестоко наказывали. Отлучали от партии и ее привилегий, травили как ревизионистов, врагов парода», лжеученых, идеалистов, сажали за колючую проволоку или просто расстреливали. Со временем методы стали мягче, по суть — искусственное единомыслие — не менялась. Возродилась российская философия только после развала тоталитарной советской системы.
    14.4.1. Сталинский период марксизма
    ЕЗ 1922 г. прощальный гудок философского парохода, куда большевики собрали наиболее значительных, неугодных им мыслителей, ознаменовал победу повой идеологии над чуждыми ей философскими течениями. Но тут у нарождающейся советской философии обозначились собственные проблемы. Во-первых, требовалось идеологическое обеспечение процесса становления советской власти. Во-вторых, не могло остаться без внимания так называемое философское завещание Ленина, в котором он призывал изучать материалистическую диалектику, крепить союз с передовым естествознанием и разоблачать идеалистов. Эти и некоторые другие задачи вызвали несколько бурных дискуссий в среде советских теоретиков. Одна из них — спор между механистами (Л. Аксельрод,

    А.К. Тимирязев, АИ. Варьяш, И.И. Скворцов-Степанов и др) и диалектиками (A.M. Деборин, Я. Стэн, Н. Карев
    и др. Предметом спора явилось отношение марксизма к естественным паукам. Механисты выступили с позитивистских позиций и поставили под сомнение философию как самостоятельную, отличную от естествознания дисциплину. Выводы естественных наук, полагали они, это и есть философия. При этом они военрипи-
    299
    мали только старую, механистическую пауку. Новые ее течения теория относительности, квантовая механика) отвергались и клеймились как идеализм. Поход диалектиков против механистов возглавил редактор журнала Под знаменем марксизма A.M. Деборин. В их трактовке марксизм низводился до диалектики, понимаемой как учение о развитии и всеобщий метод позиапия. В 1929 г. наметился переломи влияние диалектиков стало возрастать. Но это привело к профанации диалектического метода, который пресмыкающиеся специалисты от псевдофилософии начали внедрять вовсе науки. Жизнь пе стояла па месте. В 1931 г. Сталин, видимо, для укрепления позиции своей исключительности, вдохновляет группу молодых философов — М.Б. Митина, ПФ. Юдина, В. Раль-
    цевича — па открытую критику группы Деборипа. Тут же появляется Постановление ЦК ВКП(б), где диалектиков объявили меньшевистскими идеалистами. Досталось и механистам, которым поставили в вину ревизионизм. Митип, Юдин и их сторонники разворачивают идеологическую травлю участников дискуссии х годов, что для последних закончилось весьма трагически. Другая острая дискуссия развернулась после смерти Ленина. Между партийными кланами Троцкого и Сталина обострилась борьба за власть. Каждый из них стремился усилить значимость своей позиции теоретическим наследием Ленина.
    Л.Д. Троцкий (1879—1940) выступал с идеей мировой социалистической революции. По его мнению, победа большевиков в России есть ее первый шаг. Причем революция и социализм для пего пе одно и тоже. Социализм должен появиться позже, в результате экономического и социального развития общества. Обосновывал Троцкий свою точку зрения ссылками па поздние работы Ленина, в которых, надо признать, подобные идеи иногда мелькали. Союзником Сталина в борьбе с троцкизмом выступил Н.К. Бу­
    харин (1888—1938). Но после поражения Троцкого и Бухарин стал лишним. Ему припомнили ленинский упрек в недопонимании диалектики. Да и его трактовка ленинского учения для Сталина оказалась неудобной, ведь он умалчивало руководящей роли партии, о диктатуре пролетариата, об обострении классовой борьбы. Для Сталина же это было главным.
    300 Стояла ли за всеми этими дискуссиями философская истина сама но себе Весьма сомнительно. За ними стоял конкретный политический интерес Именно он подстегивал споры о том, кто лучше, кто правильнее понимает Маркса или Лени- па. Итогом же развития этого периода советской философии явилась ее полная по­
    литизация. Философия становится многоцелевым идеологическим оружием, которое пускается вход при соответствующей необходимости. Почетную роль главного философского авторитета и арбитра принимает па себя вождь пародов» — ИВ. Сталин. Период сначала х годов дог самый мрачный и тяжелый в советской философии. В 1938 г. выходит сталинский Краткий курс истории ВКП(б)», который тут же канонизирует­
    ся. Философская мысль задыхается в тисках идеологии. В науку и философию пролезают малообразованные, по крикливые люди, способности которых порой ограничиваются ловким попугайским повторением марксистской фразеологии. То и дело устраиваются массовые травли ученых и научных школ. Подлинная философская мысль с трудом сохраняется только в истории философии, где деятельность новых псевдофилософов была ограничена их скудными познаниями. Основные направления работы в этой области — история материализма, диалектики и утопического социализма. Переводятся и издаются работы античных философов, французских и английских материалистов, классиков философии Нового времени, немецкого идеализма.
    14.4.2. Философия за колючей проволокой ПА. Флоренский, Л. Н. Гумилев, Д. Л. Андреев Несмотря па господство марксизма, в Советской России, разумеется, существовали и иные философские учения. Но их сторонникам приходилось либо скрывать свои убеждения, либо расплачиваться за них долгими годами гулаговской каторги. , Яркий пример — судьба религиозного философа ПА. Фло­
    ренского (1882—1937). Церковь понимала, что большевизм — это реальность и пе считаться с этим невозможно. Так, священник В сталинский период происходит полная политизация советской философии. Она становится многоцелевым идеологическим оружием, которое пускается вход при необходимости. Свободный поиск истины становится невозможными профессор Павел Флоренский после закрытия Московской духовной академии начинает заниматься наукой — исследовать электрические поля и диэлектрики па службе в Главэлектро. Но от сапа священника, несмотря па требования властей, он не отказывается. Несколько раз его сажали в тюрьму — безрезультатно. В конце концов в 1934 (1935?) гон получает десять лет лагерей, где его жизнь трагически обрывается. В философии, как ив жизни, Флоренский был приверженцем церкви. Его учение восходило к идеям восточных христианских мистиков. Он выступал против рационализма в богословии. Разум считал противоречивыми ограниченным. Основу ограниченности разума составляет логический закон тождества от которого Флоренский предлагает отказаться. Одна из главных причин — то, что данный закон утверждает самотождествепность человеческого Я. А значит — и его самодостаточность. Следствие этого — атеизм и эгоизм. В целом Флоренский выделял два типа познания — духовное и плотское. Первое, в отличие от второго, пе нуждается пи в какой логике. Оно основано па вере (те. выходе из себя и вхождении в Бога Вера выше разума. В ГУЛАГе Флоренский написал социологическую работу Предполагаемое государственное устройство в будущем (1933 г. Ее основные идеи отрицание демократии и формального равенства отрешение народных масс от политики, которая предназначена для избранных, отказ от многопартийности лучшая форма правления — монархия, где правитель — человек пророческого склада, которому не надо быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться над всеми главное — создавать новый общественный строй. Очевидно, что социально-политическая философия
    Флоренского пе лишена сомнительного консерватизма. Другой пример — философия евразийства, идеологи которого также испытывали влияние большевизма и вынуждены были как-то примиряться с ним. У истоков евразийства стоял молодой лингвист НС. Трубецкой (1890—1938) — сын известного историка философии. Запад, полагал оп, способствовал помутнению национального самосознания россиян. Влияние Азии (Востока, наоборот, имело совершенно противоположный характер. Трубец­
    кого не очень смутила большевистская революция. Он ее рассматривал в контексте крушения европеизма и надеялся, что она поспособствует евразийскому возрождению России. Близкую позицию занимали и другие евразийцы — П.Н. Са­
    вицкий, П.П. Сувчинский, Л.П Карсавин. Марксизм и комму иистическая идеология, думали они, пе приживутся в России. Народ их отринет. Главное — это то, что международная изоляция большевизма ускорит возвращение России на потерянный путь евразийства. Наиболее интересны были идеи младшего евразийца Л.Н. Гу­
    милева (1908-1992) - сына двух известных поэтов Николая
    Гумилева и Анны Ахматовой. Ему, как и многим другим ученым, пришлось размышлять о научных проблемах па холод- пых лагерных парах. Гумилев поддерживает евразийский принцип культурного
    полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана па двух базовых идеях этноса и пассионарности Этнос —
    Л.Н. Гумилев обосновывает принцип культурного полицентризма, согласно которому в истории существовали и существуют, кроме европейского, и иные центры развития. это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этносы избирательно взаимодействуют между собой, что зависит от некой комплементарности У русских она свободно складывалась с азиатами и крайне осложнение — с европейцами. И тут появляется главный вопрос отчего зависит таили иная комплементарпость? По мнению Гумилева, от энергетического влияния космоса импульсы которого вызывают повышение активности этноса, что приводит к генетическим мутациями появлению «пассионариев» — особо одаренных людей. Эти люди вдохновляют нацию к созданию могущественных эт­
    носов и государственных образований. В России такое случилось в VIII—IX вв. (Киевская Русь) ив. (Московская Русь. Вероятно, пе все положения теории Гумилева имеют равнозначную научную ценность. Нов свете открытий Чижевского ряд его идей приобретает особую значимость, в частности идея влияния космоса па социальные процессы. Драматично сложилась судьба советских последователей Живой Этики, центром локализации которых в сталинский период была Рига. Практически все рижские рериховцы побывали в ГУЛАГе. Но пе все оттуда вернулись живыми. Наиболее значительные философские работы в русле учения Рерихов были выполнены членом правления Латвийского общества Рериха АИ. Клизовским. Это Психическая энергия, Правда о масоп-
    303
    стве» и трехтомные Основы миропонимания повой эпохи. Его книги — талантливая компиляция и популяризация идей Живой Этики. Одна из самых ярких подпольных работ сталипско-хрущев- ской эпохи - Роза Мира. Написал ее поэт Д.Л. Андреев
    (1906—1959) — сын известного русского писателя Леонида Анд­
    реева. Около десяти лет он провел во Владимирской тюрьме, где тайно подготовил черновой вариант Розы Мира. Опубликована она была спустя многие годы после его смерти. Приверженец православного христианства, Андреевне имел никакого отношения к теософским или рериховским кругам. Однако его мистическое христианство, во многом расходившееся с догматами ортодоксальной церкви, впитало в себя множество идей эзотерической философии. Закономерен вопрос как оп к ним пришел Сам поэт-философ объяснял это личным духовным опытом, который открыл ему знание Высших Миров. Это знание — дар божественных Сил Света. Вообще, за исключением отдельных частных положений, базовые философские идеи Розы Мира во многом созвучны теософии и Живой Этике, в которых проявилось Сокровенное Учение Шамбалы. В Розе Мира развивается доктрина многомерного космоса. В частности, указывается, что планета Земля имеет свой внутренний планетарный космос (в Живой Этике это называется — Топкие Миры, который есть совокупность планов бытия различной материальности и различных пространственно-временных координат (метрики Другие планеты также имеют, имели или могут иметь подобные системы планов бытия. Они называются у
    Андреева «брамфатурами». Андреев признает сложную разпоматериальпую структуру человека, те. убежден, что человек имеет как физическое (биологическое) тело, таки энергетические тела Не отвергается и теория перевоплощений (реинкарнации) духовной сущности человека. С ней тесно связан закон возмездия — иначе говоря, закон нравственных причини следствий (карма, которые, по мнению
    Андреева, могут проявляться уже в текущей земной жизни. Ново всей полноте они реализуются в посмертии или даже в следующих воплощениях.

    304 Земля имеет свой внутренний планетарный космос, который является совокупностью различных планов инобытия — многомерных сфер топкой реальности. Из философских мыслей Даниила Андреева Со временем, утверждает Роза Мира, будут разработаны новые системы воспитания и развития человека, целью которых станет раскрытие потенциально существующих в нем органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти, способности к произвольному отделению его внутренних энергетических тел от тела физического. Тогда начнутся странствия по ипоматериальным мирам. Освоение физического космоса Анд­
    реевым не отвергается. Но оп полагает, что постепенно жажда знаний изменит свою направленность в сторону внутреннего космоса. Именно там человек встретит высших духовных существ реальность которых у автора Розы Мира не вызывает никаких сомнений. Весьма критично Андреев относится к современной науке и ее методам познания. И надо признать, что его позиция имеет иод собой достаточно веские основания. В частности, оп отмечает, что паука решает только частные, прикладные вопросы, по не отвечает па вопросы мировоззренческие. Во-вторых, паука оторвана от этики, она доступна всем независимо от морального облика. В результате ни один человек на Земле не гарантирован, что в любую минуту на него и на его сограждан не будет сброшена высокоинтеллигентными умами водородная бомба или другое, еще более ошеломляющее достижение науки. Научный (позитивистский) метод, пишет Андреев, никогда не был, не будет и не может быть единственным. Что же может с ним поспорить Давно уже заложены основы такой методики познания и овладения материальностью, усвоение которой неразрывно связано с духовным самосовершенствованием человека, с просветлением его этического облика Эта методика предполагает принцип совершенствования и трансформации собственного существа. В результате у человека развиваются не только сверхфи­
    зические органы чувств, но и некоторые другие способности познания (озарение, созерцание и т.д.), отделенные от обычного сознания как бы глухой стеной. Эта идея горячо отстаивалась также
    Блаватской и Рерихами.
    Неординарны и социально-исторические воззрения автора Розы Мира. История для пего есть процесс, охватывающий пе только физический план планеты, пои ее внутренний космос, в котором существуют множества пе известных пауке живых и разумных существ. Такой подход он называет метаисто-
    рическим.
    305
    Что является ближайшими социаль­
    но-политическими целями человечества
    Во-нервых, это образование Всемирной федерации государств Как она будет управляться и что явится ее идейной основой Опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута, когда общество поймет необходимость установления над такой федерацией некой этической инстанции Неважно, как она будет называться, пишет Андреев, главное, что она будет опираться не па политические доктрины или науку, а па приобщение к духовному миру Е.И. Рерих говорила более конкретно — необходимо приобщение к духовной Космической Иерархии, те. следование советам Старших Братьев человечества. Это является главной насущной задачей Розы Мира, которую Андреев трактует как некую интеррелигию — единый духовный цветок, объединяющий разрозненные лепестки различных религий. Последующие задачи, после создания Всемирной федерации и этической контролирующей инстанции над пей, выглядят так распространение материального достатка и высококультурного уровня па население всех стран воспитание поколений облагороженного образа воссоединение религий превращение планеты в сада государств — в братство одухотворение природы и просветление земной брамфатуры.
    14.4.3. Советская философия периодах годов XX в. Со смертью Сталина открывается новый этап советской истории. XX съезд КПСС осудил культ личности. Началась хрущевская оттепель. С ослаблением идеологических пут в е годы наблюдается оживление философии. Постепенно усиливается стремление к философскому плюрализму. Но кардинальных изменений в советской философии пока не происходит. Ее общие черты таковы господство марксистско-ленинской философии и как следствие — узкого, ограниченного материализма догматичность и отсутствие свободного, критичного отношения к действительности схоластичность и оторванность от жизни боязнь всего немарксистского и как результат — постоянная, без разбора, критика практически всех западных и восточных философских течений. Главная социаль­
    но-политическая цель человечества — образование Всемирной федерации государств, управляемой этической инстанцией. Из философских мыслей Даниила Андреева
    306 Коротко отметим главные тенденции. Вначале х философы обращаются к изучению раннего Маркса и стремятся по-повому осмыслить его творчество (ЭВ. Иль­
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта