История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник
Скачать 1.82 Mb.
|
Тагор, Кришнамурти, Ганди, Ауробиндо, Махарадж, Радхак- ришнан, Раджу, Махариши, Бхактиведанта, Ошо и другие. Особое место среди перечисленных мыслителей занимали Ма хатмы: Мория, Кут Хуми и Джуал Кул. Но о них и их учениках речь пойдет в разделе, посвященном эзотерической философии см. п. 15.3.). Одним из первых мощный импульс возрождению индийской мысли придал духовный подвижники религиозный реформатор Рамакришна (1836-1886). Настоящее его имя Гададхар Чаттерд- жи. Долгое время он служил жрецом храма богини Кали в Дак- шииешваре. Там он получил мистический опыт, который и явился основой его учения. Древнее название Индии. 331 Сам Рамакришпа ничего не написал. Его философское учение распространялось устно среди многочисленных учеников и паломников. В этом он был похож па Сократа. Позже ученики записали основные идеи своего учителя. В целом Рамакришпа развивал традицию философии индуизма центральное место в которой занимали положения веданты. Он пытался объединить различные направления веданты и тант ризм. Полагал, что основу бытия составляет первичная духовная реальность — Брахман. При этом он не соглашался с Шапка- рой в том, что физический мир является иллюзорным (майя. Благодаря влиянию Брахмана физический мир реален, как и сам Брахман. Говоря о присутствии Бога во всех живых существах, Рамакришпа склоняется к пантеизму. Важное место в учении Рамакришиы занимает идея религиозного синтеза Познав па личном мистическом опыте духовное единство различных религий, он приходит к выводу, что все религии содержат духовную истину и являются различными путями к единому Богу. Одним из первых Рамакришпа выступает против религиозного обособления и провозглашает новую всечеловеческую религию. Путем духовной практики, учил Ра макришпа, каждый человек способен раскрыть в себе божественное начало и слиться с Брахманом. Живой пример религиозного подвижничества и аскетизма, сострадания и мудрости Рамакришиы вдохновил многие тысячи последователей к упорному самосовершенствованию. Большую роль в распространении идей Рамакришиы сыграл его выдающийся ученик, философ-гуманист, общественный деятель Нарепдрапатх Датта (1863—1902), более известный под своим йогическим именем Вивекананда. В 1897 гон создает религиозное общество Миссия Рамакришиы», которое разворачивает активную популяризацию философии нового, реформированного индуизма и постепенно становится одним из самых влиятельных религиозных центров Индии. Позже отделения Миссии Рама кришиы» появляются в Европе и Америке. Подобно своему учителю, Вивекананда исповедует индуизм. который считает духовным источником всех остальных религий. Вместе стем он выступает за активное философское реформатор ство индуизма, в котором сохраняется упрощенное — чисто мифо- Все религии содержат духовную истину и являются различными путями к единому Богу. Из философских мыслей Рамакришиы 332 логическое — понимание Божественного Начала Прежде всего, обращался философ к ипдуистам, — избавьтесь от ограниченного представления о Боге Однако он не замыкается в рамках веданты — философии индуизма, и пытается ее синтезировать с философией санкхьи и практикой йоги. При этом он Прежде всего избавьтесь от ограниченного представления о Боге. Вивекананда заимствует определенные идеи и понятия западной философии. Одним словом, Вивекананда продолжает линию синтеза — как в религиозном аспекте (проповедь универсальной религии Ра макришиы), таки в философском (объединение различных философских учений. Учение Вивекананды называют неоведантой или практической ведантой. Главные его философские идеи таковы. В онтологии он отрицает идею двойственности и склоняется к монизму адвайта-ведапты (Шанкара). Учение о майе как иллюзии не принимает. Полагает, что майя есть порождение реального и нереального. Физический мир не является иллюзией. В гносеологии признавая силу мистического откровения, он тяготел к рационализму. В частности, говорил, что в священных писаниях следует признавать лишь то, что обосновано разумом. Конечная цель и смысл жизни человека — единение с Высшей Реальностью (Богом. Осуществляется это единение благодаря этическому совершенствованию и практике йоги. Из четырех разновидностей классической йоги Вивекананда выделял карма-йогу, предполагающую совершенствование через действие и труд (практику. Кармическая доктрина пефаталис- тичпа. Прилагая практические усилия в нужном направлении, человек может улучшить свою карму. Это касается как личного аспекта кармы, таки социального. Вивекананда внес значительный вклад в популяризацию индийской философии па Западе. Его основные произведения «Раджа-йога», «Карма-йога», «Бхакти-йога», «Джняпа-йога». Большую роль в возрождении индийской национальной культуры сыграл выдающийся поэт, драматург, публицист л философ Рабиндранат Тагор (1861 — 1941). Его основной философский труд — Творчество жизни. В нем он развивает идеи индийской философской классики — преимущественно Упапишад. ' Вивекананда. Что такое религия // Практическая веданта. Избранные работы МС Высшая Божественная Реальность (Брахман, согласно Та гору, существует как вне мира, таки в каждом его творении. Здесь Тагор пытается совместить теизм и пантеизм. Мир создается Богом и является пространством божественной игры лила. Человек, в определенном смысле, помогает Богу в творении мира, так как влияет па его (мира) духовный и материальный облик. В гносеологии Тагор склоняется к сенсуализму. Мир познается ощущениями и эмоциями. Познание человека ничем не ограничено. Художественно-эстетическое познание поэт ставит выше рационального научного. К числу самых известных индийских мыслителей-гуманистов и общественных деятелей XX в. принадлежал Мохандас Карам- чанд Ганди (1869—1948). Благодаря его активной борьбе против британского колониализма в 1947 г. Индия получает независимость. В философии Ганди был строгим приверженцем принципов брахмачарьи (духовной чистоты, пестяжательства и ненасилия. Следуя этим принципам, человек добивается морального совершенства, которое позволяет ему познать истину Истина есть Бог В общественной жизни, полагал Ганди, человек должен стремиться к сознательному самоограничению (аскетизму) и служить людям. Философское мировоззрение Ганди послужило основой его со циально-политической доктрины. Ее центром явился принцип ненасилия активно применявшийся в политической борьбе против колониальных властей. Эта тактика получила название упорство в истине (сатьяграха). Ее применение предполагало, во-первых, иесотрудпичество коренного населения Индии с британской администрацией, во-вторых, гражданское неповиновение. В конце концов данная тактика возымела успех. Британия вынуждена была пойти па уступки и переговоры. Условия социальной жизни людей, но мнению Ганди, находятся в прямой зависимости от их духовного развития Тут индийский гуманист оппонирует Марксу — небытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. Одним из первых Ганди провозглашает идею нравственной политики. Нравственные цели достигаются лишь нравственными средствами. Условия социальной жизни людей находятся в прямой зависимости от их духовного развития. Из философских мыслей Мохандаса Гстди 334 Далеко не все из сторонников Ганди соглашались сего идеями, полагая, что они порой слишком далеки от реальной жизни. Однако эти идеи повлияли на умы и жизни многих людей. По роковому стечению обстоятельств противник всякого насилия Мо хандас Ганди был убит фанатиком-индуистом. Много духовных и физических сил борьбе за независимость Индии отдал другой индийский мыслитель - Ауробиндо Гхош (1872- 1950). Нов отличие от Ганди, он в 1926 г. отдаляется от активной общественной жизни и становится затворником. Получив хорошее образование в Англии, Ауробиндо не понаслышке был знаком с западной культурой. Под ее влиянием первоначально он был убежденным атеистом. Лишь вернувшись на родину, он постепенно осваивает духовные идеи индийской философии. Ауробиндо продолжает линию синтеза в индийской философии, соединяя западный рационализм и восточный спиритуализм, верифицируемую науку и неуловимый мистический опыт. Учение Ауробиндо часто называют интегральной йогой. По многим своим положениям она созвучна Агни Йоге индийских Махатм. Тем не менее они имеют и достаточно существенные различия. Например, в решении проблемы социальной активности человека. В отличие от Ауробиндо, Махатмы полагали, что современный человек не должен уклоняться от общественной жизни. Агни-Йога не предполагает уход из жизни. Наоборот, она требует ее целенаправленного совершенствования. Философия Ауробиндо направлена на совершенствование человека который способен раскрыть в себе дремлющие силы и привнести в свое сознание ив земной мир божественную жизнь. Тогда наступает преобразование человека - он становится сверхчеловеком Главное условие такого преображения - преодоление всех видов эгоизма Метод преодоления -практика йоги. Многочисленные работы Ауробиндо издаются на различных языках. В последнее десятилетие XX вони получили широкую известность ив России. Мировым центром учения Ауробиндо стал город Ауровиль (Индия, основанный и населенный последователями философа из многих стран мира. Главное условие духовного преображения человека - преодоление эгоизма. Метод преодоления - практика йоги. Из философских мыслей Ауробиндо Гхоша 335 Совершенную противоположность являли два таких индийских мыслителя, как Махариши и Радхакришпап, хотя их непохожесть касалась скорее внешней, чем внутренней стороны жизни. Образование Рамана Махариши (1879—1950) закончилось в четырнадцать лет. По европейским меркам он был полуграмотным человеком. Однако недостатки его светского образования компенсировались богатым мистическим опытом, благодаря которому они получил широкую известность. Подобно Рамакришпе, он ничего не писал. Философские мысли Махариши стали доступны изучению по причине старательности его учеников, записывавших за ним его некоторые наставления. По философским убеждениям Махариши являлся ревностным сторонником адвайта-веданты. Он учил последователей познанию своей скрытой духовной сущности — Атмапа. Корень всех золи заблуждений человека — иллюзия его отделенное™ от всего существующего мира. Преодолев иллюзию и познав себя, человек избавляется от эгоизма, тревоги страданий. В отличие от Махариши Сарвепалли Радхакришнан (1888— 1975) относился к числу высокообразованных представителей индийской интеллектуальной элиты. Его главный труд Индийская философия (1923 г) свидетельствует о глубоких познаниях автора как в области восточной, таки западной философии. С 1962 по 1967 г. Радхакришпап занимал пост президента Республики Индия. Подобно многим индийским философам, Радхакришпап подчеркивал основополагающую роль духовных ценностей для личности и общества. Осмысление и укрепление этих ценностей — удел идеалистической философии (духовной религии Целью стремлений человека — писал Радхакришпап, — должно быть духовное совершенствование. Для его достижения не существует заранее предначертанных путей» х . Философ не противопоставлял традиции западной и восточной философии. Западный рационализм, полагал он, помогает восточному мистицизму постигать духовную первооснову бытия. Но, используя достижения западной цивилизации, Индия все же должна опираться па фундамент своей национальной духовной культуры. ' Радхакришнан С. Индийская философия. М 1993. Т.1.С. 5. Целью стремлений человека должно быть духовное совершенствование. Сарвепалли Радхакришнан 336 Значительную роль в распространении идей индийской философии па Западе сыграли такие мыслители, как Джидду Кришна- мурти (1895-1986), Махарадж Низаргадата (1897-1981), Бхага- ван Раджниш (Ошо) (1931 — 1990), а также основатель Общества сознания Кришны Бхактиведанта Прабхупада (1896—1977). Итак, в XX в. происходит возрождение индийской классической философии, прежде всего индуизма (веданты), йоги и буддизма. Она выходит па мировую культурную арену и, конкурируя с западными школами, становится влиятельной идейной силой, формирующей мировоззрение миллионов людей по всему земному шару. 15.2.2. Традиции и реформаторство в Китае (конец XIX—XX в) Развитие философской и социально-политической мысли в Китае конца XIX — начала XX века происходило под влиянием двухосновных факторов. С одной стороны, это кризис традиционного уклада жизни, основанного па феодальном монархизме и религиозности, ас другой — проникновение и распространение западной идеологии. Объективно китайское общество столкнулось с весьма непростой проблемой как выйти на главную историческую магистраль, те. преодолеть культурный и социально-экономический застой, по не утерять при этом национальной самобытности и культурной независимости от Запада Дальнейшее развитие немыслимо без широкого просвещения. Это китайские реформаторы понимали. Но понимание оказалось различным. Действительно, ведь ключевой тенденцией просвещения может быть как сохранение национальной культурной традиции, таки отказ от нее в пользу традиции западной. Первоначально среди идеологов китайских реформ преобладали прозападные настроения Образованные китайцы, пораженные научно-техническими, социально- политическими и экономическими достижениями Европы и Америки, почувствовали отсталость своей цивилизации. Вековая убежденность в ее превосходстве таяла день ото дня. Этому весьма способствовали дипломатические и военные поражения Китая. Начинается изучение духов- Культурпос и соци ально-политиче ское развитие Китая в конце XIX— начале XX в. происходило в силовом поле противостояния двух тенденций — прозападной и возрож денческой. 337 пых основ западной цивилизации, ведь именно они, полагали некоторые китайские мыслители, определяли высокий уровень ее экономических, технических и военных достижений. Большую роль в ознакомлении Китая с западной мыслью сыграли общественный деятель и переводчик Янь Фу (1853— 1920) и историк, литератор Ван Го-вэй (1877—1927). Янь Фу перевел па китайский язык несколько работ видных западных философов — Хаксли, Смита, Спенсера, Милля, Джепкса, Мон тескье, Джевона. Популярности этих переводов способствовало то, что Япь Фу добавил к ним собственные комментарии, где авторские идеи сопоставлялись с традиционными китайскими учениями. Ban Го-вэй был знаком с философией Запада более широко. Он изучал труды не только английских мыслителей, но и немцев — Канта, Шопенгауэра, Вупдта. Поэтому его представления о западной философии были более разносторонними иглу бокими. Он, в частности, в отличие от Япь Фу, не считал Спенсе ра самым крупными выдающимся философом Европы. Следующий этап распространения западной мысли в Китае связан с Пекинским университетом, где в 1915 г. открывается отделение западной философии. Но целых четыре года преподавать ее было некому. Только в 1919 г. Джон Дьюи и Бертран Рассел, приглашенные в университет в качестве авторитетных знатоков европейской и американской философии, начинают ее популяризацию среди китайской интеллигенции. Постепенно Китай знакомится с самыми различными учениями западных философов. Некоторые из них приобретают широкую известность. Но, как полагал крупный историк китайской философии Фэп Ю-лапь, пи одно из них не стало составной частью развития китайского сознания, как чапьский буддизм» 1 Фэп Ю-лапь отмечал, что впервой половине XX в. китайская философия заимствовала у западной, по большому счету, лишь единственное — метод логического анализа Он для нее оказался важнее, чем выводы европейских мыслителей. Внимание к западной логике стимулировало возрождение интереса и к собственным философским учениям, занимавшимся логическими проблемами, в частности к древней Школе имен. Однако достаточно позднее проникновение западной философии в культурное пространство Китая не помешало развитию прозападных настроений у ряда реформаторов уже в конце XIX в. Фэн К)-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 348. 338 Так, например Тань Сытун (1865—1898) — философ, поэт, видный реформатор — выступил против сохранения национальной культурной традиции, которая, по его убеждению, тормозила развитие страны. Его позицию поддержал, причем более радикально, Ху Ши (1891—1962) — признанный авторитет китайской интеллектуальной революции. Восточная цивилизация рикш, полагал он, безнадежно отстала от западной цивилизации автомобилей. Причина этого, по его мнению, заключается в особенностях восточного и западного менталитетов. Для восточного мировосприятия характерна удовлетворенность судьбой и подчиненность материальной среде Для западного — неудовлетворенность и постоянное стремление к преобразованиям активизм. Но преобразования, говорит Ху Ши, должны быть связаны прежде всего с постепенным совершенствованием духовного мира человека. К революционному методу изменения общественной жизни китайский реформатор относился критически. Здесь его позиция близка к воззрениям Достоевского, Толстого и Ганди. Реакцией па прозападное реформаторство явилось развитие националистических настроений среди определенных слоев китайской интеллектуальной элиты. Идейное течение, противостоявшее нарастающей экспансии Запада, называют «возрожден- чеством» или фундаментализмом Оно существовало не только в Китае, пои в Индии, а также в исламском мире. Разумеется, везде со своими национальными особенностями. Одним из лидеров китайского возрождепчества был крупный государственный деятель Кан Ю-вэй (1858—1927). Встревоженный активной деятельностью христианских проповедников, через которых в Китае распространялась не только западная религия, по в какой-то мере и западная идеология, он начинает возрождение исконно китайской религии — конфуцианства Однако Каи Ю-вэй не относился к числу крайних националистов. Оп занимал умеренную позицию, в которой необходимость реформ ие противопоставлялась необходимости сохранения и развития традиционной китайской духовной культуры. В качестве первого шага реформатор предлагал всего лишь введение конституционной монархии. За это его критиковали как более радикальные реформаторы, таки консерваторы. Одни — за нерешительность, другие — за уступку западной идеологии. Основная философская работа Кап Ю-вэя называется Книга о Великом единении (Да тун шу, 1884—1902 гг.). Она посвящена осмыслению исторического процесса. Кап Ю-вэй использует конфуцианскую схему деления истории па три эпохи — Хаоса, 339 Становления, Великого единения Великое единение — цель развития общества, где отсутствуют национальные, религиозные, государственные и другие различия. Это некое идеальное общество будущего, к которому должны прийти в процессе своего развития современные государства. Другие видные сторонники консервативного решения проблемы взаимоотношения западной и китайской культур государственный деятель, мыслитель Чжан Чжи-дун (1837—1909) и философ, литератор Лян Ци-чао (1873—1923). Чжан Чжи-дуп ставил под сомнение ценность западных эти- ко-политических учений и демократических идей. Основу общественного порядка в Китае, по его мнению, составляют принципы конфуцианской этики. Он призывал опираться па духовную мысль «совершеппомудрых» — древних мудрецов Китая. Вместе стем главный политический принцип Чжан Чжи-дупа китайская наука в качестве основы, западная наука для утилитарного применения способствовал распространению в Китае достижений западной философии, пауки и техники. Позиция Лян Ци-чао была во многом близка воззрениям Чжан Чжи-дупа. Сначала он выступил за распространение западного либерализма. Отстаивал идеи равенства, демократии, конституционной реформации государства. Но позже его взгляды меняются. На Парижской мирной конференции (1918—1920 гг.) он разочаровывается в западной пауке, цивилизации и материалистической культуре. Постепенно Ляп Ци-чао становится убежденным сторонником духовной культуры Китая, идейное ядро которой составляет, по его мнению, конфуцианство. В своих работах он пытается обосновывать весьма важный тезис — преемственность этических принципов является условием дальнейшего развития общества. Вывод социально-политических размышлений Ляп Ци-чао таков в реформах нельзя ориентироваться только па западную культуру и ее идеалы. Философские искания Кап Ю-вэя, Чжан Чжи-дупа и Ляп Ци-чао явились идейными предпосылками формирования нового философского и культурологического течения — |