Главная страница
Навигация по странице:

  • прагматизм Ч. Пирс, В. Джемс, С. Хук, Ф. Шиллер и др. 13.4.1. Первый позитивизм Конт, Милль, Спенсер Итак, первая волна позитивизма связана с именами французского философа Огюста Конта

  • лингвистическая философия (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, М. Блэк

  • пани- сапные

  • История мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с. С. Р. Аблеев история мировой философии учебник


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеС. Р. Аблеев история мировой философии учебник
    АнкорИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой философии_Аблеев С.Р_2005 -414с.pdf
    ТипУчебник
    #6590
    страница27 из 38
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   38
    Постпозитивизм — начинается в е годы XX в К. Пон- иер, Т. Куп, И. Лакатос, П. Фейерабепд, С. Тулмии и др. Особняком развивался американский вид позитивизма — прагматизм Ч. Пирс, В. Джемс, С. Хук, Ф. Шиллер и др.
    13.4.1. Первый позитивизм
    Конт, Милль, Спенсер Итак, первая волна позитивизма связана с именами французского философа Огюста Конта
    (1798—1857), а также английских ученых Джона Стюарта Милля
    (1806—1873) и Герберта Спенсе­

    ра (1820-1903). Главная работа Конта
    — шеститомный труд Курс позитивной философии
    (1830—1854). Критически осмысливая идеи
    Сеи-Симона, Копт предпринимает попытку радикальной реформы философии и пауки. Стержень его системы — закон трех стадий развития общества и человека Первая стадия — теологическая религиозная. Здесь человек склонен все объяснять действием сверхъестественных сил — богов, духов, демонов и т.д. Вторая — метафизическая (философская. Мир объясняется па основе абстрактных идей. И третья, высшая стадия развития — научная (позитивная. Только здесь человек получает достоверное, проверяемое знание о мире, в основе которого лежит позитивный метод, те. чисто эмпирическое исследование. Человечество подошло к третьей стадии. Значит, настало время отказаться от философской метафизики с ее абстракциями и умозрениями. Новое мировоззрение, согласно Копту, должно опираться па закон подчинения воображения наблюдению и правильную классификацию наук Наблюдение есть универсальный метод познания, позволяющий описывать явления и устанавливать законы. Позитивная наука не должна изучать изначальные или финальные причины, пытаясь попять, почему происходит то или иное явление. Вместо почему она должна объяснить, как это происходит. И все. Большее, пытается нас убедить Копт, человека не должно интересовать. Стадии развития общества, по Огюсту Конту: теологическая религиозная) метафизическая философская) научная позитивная)
    237
    Правильная классификация паук такова 1) астрономия,
    2) физика, 3) химия, 4) биология, 5) социология. Науки расположены в порядке усложнения. Философии в этом списке места не нашлось. Психологию Копт поделил между биологией и социологией. Мораль тоже отнес к социологии. Математику в список не включил, несмотря на то что придавал ей большое значение. , Хотя Копт от философии полностью не отказывается, ее задачи и функции в его системе значительно сокращаются. Ей позволяется разрабатывать общий научный метод и осмысливать связи наук Копт совершенно не понимает, что у философии, кроме познавательной и методологической, существуют и другие функции — мировоззренческая, ценностная, гуманистическая, эвристическая, эстетическая. Наука в принципе неспособна к полноценной реализации этих функций, так как они находятся вне ее сферы. Что, например, позитивная паука может сказать о смысле жизни человека Как она с помощью линейки, микроскопа и математических формул объяснит человеку, что такое Добро и Зло Другое слабое место в позитивизме Копта и его последователей — упрощенное понимание бытия и способностей познания человека. Мир позитивистов беден. Это мир феноменов, которые воспринимаются чувственным опытом. Мира ноуменов — метафизических планов бытия для них не существует. Равно как и мира сверхчувственных познавательных способностей человека. Это ограничение явится предметом критики пионеров постклассической науки. Под влиянием идей Копта формируется позитивизм английского философа и экономиста Джона Стюарта Милля. Его главная книга — двухтомная Система логики (1843) продолжает линию классического английского эмпиризма. Центральная проблема в философии Милля — соотношение материи и сознания. Дуализма субстанций Декарта он не принимает Более того, ставит под сомнение субстанциальную основу явлений Материя у пего лишь постоянная возможность ощущений Сознание — предрасположенность испытывать ощущения переживания. Основу научного метода Милля составляет индукция Знания возникают из опыта, а опыт основан па ощущениях. Однако допускается использование в пауке и дедуктивной методологии.
    Милль — предшественник аналитической философии. Он развивает семантическую теорию (теория значений лексических единиц. В ее основе — разграничение коннотации и депотации имен.
    238 В первом случае имена обозначают свой предмет и косвенно — его свойства (например, человек. Во втором имена обозначают только предмет или его свойства (например, Россия или глубина.
    Милль придает большое значение научному языку и стремится к его совершенствованию. В частности, полагает, что нужно избавляться от многозначности слов. Сама идея такого подхода сомнительна. Вместо решения реальных философских проблем предлагается решать проблемы языка, что неправомерно подменяет одно другим. В отличие от вышеотмечеппых, социальные идеи Джона Милля оказались более продуктивными. Он отстаивает свободу индивида — свободу мысли, религии, вкусов, собраний. Свобода каждого — для процветания всех. Выступает за политические и социальные права женщин. Развивает концепцию либерального общества. Английский ученый и философ Герберт Спенсер предпринимает попытку создания целостного философского учения, которое, по его замыслу, должно было па основе общих законов обобщить результаты достижений естественных и социальных паук. Главное философское произведение Спенсера — Основные начала (1862 г. Оно состоит из двух частей учения о Непознаваемом и учения о Познаваемом. Здесь просматривается некоторое влияние Канта, отделявшего непознаваемый рассудком мир ноуменов от доступного изучению мира феноменов. Спенсер принимает и развивает эту мысль. Природные феномены, воспринимаемые человеком, говорит он, проявляются из сферы Непознаваемого — высшей сферы бытия, недоступной интеллекту. Материя, движение и сила — лишь символы неведомого реального, те. некой изначальной универсальной силы Непознаваемого. Наука и религия, по мнению ученого, не должны противопоставляться друг другу, ведь и таи другая приводят человека к одной и той же идее — идее Непознаваемого — первоначальной причины. Универсальный закон взаимосвязи материи и движения, выводимый из убеждения в существовании абсолютной силы, — это закон космической эволюции Она направлена к достижению полного равновесия разнородных сил. Здесь Спенсер опирается па идеи ученых-эволюционистов-— К. Бэра, Ч. Лайеля, Ч. Дарвина. В гносеологии Спенсер пытается согласовать эмпиризм и принцип априорности предпосылок знания. Априорное для личности, убежден он, аностериорпо для всего человеческого рода.
    239
    Относительно философии Спенсер занимает более мягкую позицию, нежели Копт. Тем не менее отличие философии от частных паук понимается только количественно, те. она имеет высокую степень обобщения знаний. Учение Герберта Спенсера в XIX в. пользовалось большой популярностью. Вначале в. интерес к нему ослабевает. Но прежде чем сойти с научной арены, оно все же оказало влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.
    13.4.2. Второй позитивизм эмпириокритицизм Махи Авенариус Вторая волна позитивизма связана с деятельностью физика, математика, физиолога Эрнста Маха (1838—1916) — австрийца чешского происхождения, и швейцарского философа Рихарда Аве­
    нариуса (1843—1896). На рубеже XIX—XX вв. углубляется кризис классической физики, появляются новые теории (электродинамика, атомная теория, специальная теория относительности и др, развивается физиология и психология органов чувств. Это заставляет позитивистов расширить свою исходную задачу критиковать не только философию, по подвергать сомнению и данные пауки, дабы отличить достоверные факты от псевдодостижепий науки. Так возникает программа эмпириокритицизма (критика опыта. Основу учения Маха составляют два положения принцип экономии мышления и идея чисто описательной науки. Экономия мышления — это сведение понятий к ощущениям элементам чувственного опыта) и уменьшение за счет этого количества элементов понятийного объяснения. Чем вызван такой подход Исходной позицией позитивизма, которая обусловлена вопросом какие философские понятия пауке следует признать, а какие отвергнуть Прежде всего следует отказаться отделения реальности па объект и субъект (концепция принципиальной координации Авенариуса). Познание — это познание субъектом самого себя, точнее — своих ощущений, а через них и всего остального. Следовательно, все научные данные, полагают эмпириокритицисты, основаны на ощущениях (элементах Понятие в таком случае — это только обозначение совокупности элементов. А законы раскрывают только связи элементов. Эта позиция вела к отрицанию реальности объектов, тек субъективному идеализму с примесью крайнего эмпиризма. Например, Мах поставил под сомнение существование абсолютных, независимых пространства и времени. Здесь он был прав. Это сомнение способствовало становлению нового (реляционного) понимания пространства-времени. А вот отрицание реальности атомов мешало развитию атомной теории. Предлагалось также отказаться от понятий причинность (Махи материя (Авенари­
    ус). Вместо материи выдвигались все те же ощущения и комплексы ощущений, которые можно измерить на опыте. Однако уже тогда была ясна несостоятельность сведения материального многообразия бытия к физиологическим ощущениям. Идея чисто описательной пауки в работах Маха, вероятно, появилась не без влияния О. Копта. Описателыюсть провозглашалась идеалом науки. Объяснительная функция пауки исключалась. Итак, главное заблуждение эмпириокритицистов — сведение сути научных понятий (атомы, молекулы и т.д.) к ощущениями отрицание их (те. объектов — атомов, молекул и т.д.) объективного существования. Иногда Мах вслепую (так как его исходные тезисы сомнительны) приходит и к справедливым выводам. Один из них отмечался выше. Другой — признание, что сточки зрения ощущений реальность сновидения не ниже (не хуже, чем реальность физического объективного мира. До сих нор многие в научном мире не понимают, что субъективный мир сознания — совершенно реальный план бытия. Но ошибка Маха в том, что он готов уравнять объективную (физический мири субъективную (тонкие миры сознания) реальности. На самом же деле между ними существует кардинальное отличие. Не в том, что один мир — это реальность, а другой — нереальность или иллюзия сознания, а в том, что это реальности разного онтологического порядка.
    13.4.3. Третий позитивизм неопозитивизм Третья волна развития позитивистской философии называется неопозитивизм. Так обобщенно стали обозначать целую группу логико-философских школ позитивистской ориентации. Их общая характерная особенность — концентрация па частных логи­
    ко-методологических проблемах и анализ научного языка. Начинается неопозитивизм в е годы XX в. с деятельности членов Венского кружка — научного семинара в Венском университете (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, К. Гедель, Э. Кайла и др. На основе идей Венского кружка, философов X. Рей-
    хенбаха и Л. Витгенштейна, а также логика и математика Б. Рас­
    села формируется школа логического позитивизма.
    241
    Ее сторонники, как и многие другие неопозитивисты, противопоставляли пауку философии. Традиционные проблемы философии, полагали они, ненаучны, это пустая метафизика с полу­
    мистическими надуманными понятиями (абсолютный дух, мировой разум и т.д.). Философия не имеет своих особых функций и методов, которыми не владеют специальные науки. Поэтому единственно возможным достоверным знанием может быть только знание частных наук. Венский кружок во многом принимал идеи Маха и Авена­
    риуса. Однако новые позитивисты не могли не заметить, что эмпириокритицизм умалил значение логического аспекта научного познания, и принялись исправлять этот недостаток. Но они не сумели выдержать меру па первом этапе. Например,
    Бертран Рассел попытался обосновать философию и математику исключительно логикой. При таком подходе философия — не больше, чем обыкновенный логический анализ данных опыта. Она не открывает повое знание, так как это прерогатива эмпирических наук. Ее задача — проанализировать термины, понятия, базовые положения и устранить из них некорректные, двусмысленные и неточные.
    Эмпириокритицисты пытались низвести пауку до уровня субъективных ощущений и этим ограничиться. Это было их слабым местом. Неопозитивисты выдвинули иную основу пауки — научные факты которые становятся всеобщим достоянием через высказывания Их-то и нужно изучать. Вот тут, как у Милля, и происходит незаметная подмена проблем вместо анализа фактов — анализ высказываний. То есть па первый план выдвигаются чисто лингвистические проблемы решаемые сточки зрения логики. Большую роль в коррекции курса неопозитивизма в сторону лингвистического анализа сыграл австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн. В своем «Логико-философском трактате
    (1921 гон стал настаивать, что рациональное мышление должно всегда находиться в определенных логических пределах. Как же этого добиться Нужно все элементарные факты обозначать строго определенными названиями (именами. Группы фактов — предложениями (сочетаниями названий) и т.д. Сложные предложения сводятся к простым (базисным, или протокольным, а они-то и являются основой пауки. При этом каждое предложение необходимо проверять па истинность (принцип верификации путем его сведения кряду элементарных (базисных) фактов, доступных опытной проверке.
    242 В принципе сама идея строгого и проверяемого научного знания достойна всяческой поддержки. Но метод верификации па деле малопродуктивен. Чем больший материал обобщает какое-либо высказывание, тем сложнее его верифицировать. А ведь каждый закон и даже гипотеза в большей либо меньшей степени есть обобщение фактов. Следуя логике неопозитивистов, придется отказываться от законов и гипотез. Но что тогда останется от пауки Еще сложнее верифицировать метафизические (философские) понятия и положения. Отсюда вывод — метафизика, сточки зрения логических норм языка, есть ложное учение. Разумеется, это утверждение является весьма произвольным. Проблема ранних неопозитивистов в том, что они не осознавали, что раци­
    онально-логическое познание имеет свои пределы, очерченные сферой опыта и конечных вещей. Метафизика выходит в совершенно иные сферы. Но ни их специфика, пи само их существование не признавались. Спенсер со своей идеей о мире Непознаваемого (мир ноуменов — трансцендентная метафизическая сфера) среди позитивистов оставался белой вороной. Поле научного зрения неопозитивистов, как и их предшественников поэтому течению, оставалось ограниченным рамками чувственно воспринимаемого и логически анализируемого мира. Постепенно влияние логического позитивизма ослабевает. В лидеры выбивается другое неопозитивистское течение — лингвистическая философия (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, М. Блэк и др. Его сторонники сохраняют общий аптиметафизи- ческий курс. Однако они уже не разделяют убеждения своих предшественников в необходимости сведения философии к логическому анализу языка пауки. За неоправданное сужение задач философии логических позитивистов в е годы начинают критиковать логические прагматисты (У. Куайн и др, которые представляли одну из американских школ неопозитивизма. Их поддержали марксисты, экзистенциалисты и философские антропологи. В е годы неопозитивизм трансформируется в аналитическую философию (основные течения — философия логического анализа и лингвистическая философия. В е годы в недрах неопозитивизма нарождается новая волна, получившая название постпозитивизм
    1
    (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др. Его идеологи все более дистанцируются отряда радикальных идей начального позитивизма. Подробнее о постпозитивизме см. в теме 15.

    243
    Таким образом, неопозитивизм, подхвативший критику философии за ее умозрительность и метафизичность (а она порой была во многом справедлива, тем не менее вынужден был признать, что пи философия, пи наука не могут отказаться от общих абстрактных высказываний, па которые, как выяснилось, опираются вновь создаваемые научные теории. Задуманная Коптом кардинальная реформа философии провалилась. Вместо полного отказа от философии позитивизм па своем третьем этапе развития стал понемногу допускать необходимость философской науки, признавать ее особый статус. Неотъемлемые заслуги неопозитивизма разработка проблем логики, семиотики (теория знаковых систем, методологии пауки, лингвистического анализа.
    13.5. ИСТИНЫ СОКРОВЕННОЙ МУДРОСТИ
    Е.П. БЛАВАТСКАЯ И ТЕОСОФИЯ Особое положение относительно как классической, таки пост- классической философии и пауки занимала эзотерическая традиция познания или, как ее часто именуют Сокровенная Мудрость В XIX вона вновь напоминает человечеству о себе и своих истинах. Согласно распространенному теософскому убеждению Великие Учители человечества (Махатмы), следуя древнему Закону, предприняли очередную попытку духовного просвещения запутавшегося в проблемах и противоречиях земного человечества. Вестником Махатм в XIX в писательница, философ, общественный деятель, человек неординарных духовных и психических способностей Елена Петровна Блаватская (1831 — 1891), через которую было инициировано теософское движение и приоткрыта завеса Сокровенной Мудрости. Главные произведения Е.П. Блаватской, пани-
    сапные под руководством и при непосредственном участии Махатм, — Разоблаченная Изида» (й и й т. — 1877 г) и Тайная Доктрина (й и й т. —
    1888 г, й т. — после смерти в 1897 г.
    . была избрана русская Эзотерическая философия — общее наименование тайных философских, этических, религиозных, научных учений, восходящих к идеям Сокровенной Мудрости Великих Учителей человечества. Центр эзотерической философии —
    Шамбала.
    244
    Идейно-философское движение, вдохновленное Махатмами и их учениками — Е.П. Блаватской и ГС. Олькоттом, получило название теософия (букв, божественная мудрость. Его главная социальная цель — духовное просвещение и объединение человечества в единое целое — планетарное Братство, в котором уже не будет религиозных, классовых и национальных противоречий. Такое объединение, полагала Блаватская, возможно па базе нового теософского мировоззрения, в котором осуществляется синтез религии, философии и науки Основой этого синтеза являются древние эзотерические теории, некоторые положения которых впервые раскрываются массовому сознанию. Опираясь преимущественно па идеи восточной философии (санкхья, йога, буддизм, веданта и др, теософия использует и некоторые системы западной философии (пифагорейство, платонизм и неоплатонизм, гностицизм, европейский герметизм и др. Как же адепты Сокровенной Мудрости понимают мири человека Высшее онтологическое состояние, изначальный источники беспричинная причина бытия Абсолют (Парабраман). Он есть синтез Всего и Ничто, бытия и небытия, субъективности и объективности. Абсолют символизируется понятием Бог который понимается не в качестве личностного существа, а как некий абстрактный всеобщий Закон, Принцип Жизни или интегральная Идея. Абсолют порождает объективное бытие —
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   38


    написать администратору сайта