1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
33. Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отношения свободных индивидуальностей (3). 1. Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и довлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду. 2. С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга. 3. На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности. Традиционный взгляд на историю подчеркивает, что процесс развития общества состоит из следующих хронологических стадий: примитивное коммунистическое общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и капиталистическое общество. Согласно этому взгляду, современные времена расцениваются как процесс формирования капитализма. Однако этот тип классификации слишком упрощен, чтобы правильно разобраться, оценить и предсказать историю. Большинство обществ имело сложные экономические системы с различными системами ценностей. Например, многие тоталитарные государства в древности не были полностью основаны на рабстве, но в определенной степени использовали налогообложение или дань. Экономическая система США, которая была основана на пуританизме, были чисто капиталистическим обществом, но использовала рабство. Отнюдь не зрелый феодализм сколачивал дорогу для капитализма. Появление и развитие капитализма в Западной Европе не было автономным явлением и в значительной степени зависело от следующих факторов: 1)влияние ислама; 2)Ренессанс; 3)Реформация; 4)экспансия за пределы Атлантического океана и, как результат, накопление капитала; 5)формирование городов и гражданских обществ во время индустриальной революции; 6)развитие промышленности. Переход к капитализму был произведен достаточно агрессивно. Огораживание общинных земель в Англии может рассматриваться как индустриальная революция в сельском хозяйстве. Это движение состояло из:1) перехода собственности на землю от общественного к частному сектору; 2) почти принудительной закупки земли у мелких независимых фермеров; 3) формирование крупномасштабного промышленного сельского хозяйства. Многие фермеры были высланы из деревень в города, где они стали наемными работниками и зарабатывали только жалкие гроши. До огораживаний фермеры могли поддерживать себя сельским хозяйством; и они иногда радовались, когда на их столах были предметы роскоши, такие как чай, мясо и сыр, полученные в обмен на продукты, произведенные их собственными руками. После огораживаний несчастные фермеры сбегали в города и блуждали с места на место в поисках рабочих мест на фабриках. Индустриальная цивилизация, сразу же за индустриальной революцией, неизбежно раздулась до гигантской сегодняшней индустриальной цивилизации. Промышленность менее зависит от капризов природы по сравнению с сельским хозяйством. Промышленность ломает механизмы циркуляции, которые существовали в сельском хозяйстве, и истощает природу при ее эксплуатации. Полагали, что промышленность может расширяться бесконечно без любых ограничений по времени и месту. Такое мышление могло быть принято, когда масштабы промышленности были еще малы и природа имела бесконечные ресурсы. Сегодня гигантские индустриальные системы сталкиваются с серьезными проблемами конечности Земли, а именно, истощением ресурсов и ухудшением окружающей среды. |