Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектический материализм

  • Ценность

  • Социальные функции культуры

  • ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница26 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

    31 Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).


    Человеческая сущность.В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования.

    Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.

    Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могут возникнуть в природе, или, иными словами человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.

    Человеческая сущность выражена в «сущностных свойствах» или «сущностных силах человека» (Маркс).

    Важнейшими сущностными силами человека является труд, мысль, общение, т.е. социальная связь с себе подобными.

    Вторым «ярусом» человеческих сущностных сил выступают способности и потребности.

    Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств является коллективность  и индивидуальность.

    Двумя важными сторонами человеческой сущности являются: родовое и индивидуальное. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов образует человеческое общество.

    Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение сознания.

    Человек поэтому – производящее и сознающее существо.

    Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др.

    Развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.

    Смысл существования – одна из важнейших сторон основного вопроса философии.

    Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею.

    Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

    Однако вместе с тем человеческая сущность исторична, получает историческии модификации, проходит сложный процесс исторического развития.

    Смысл жизни меняется поэтому на основе изменения реальной сущности человека, ее модификации.

    Диалектический материализм раскрывает первый уровень смысла человеческого существования.

    Его содержание можно свести к нескольким моментам.

    Прежде всего, смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее и т.п.

    Смысл заложен в самом человеческом существовании.

    Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл.

    Смысл человеческого существования, далее, заложен в человеческом творчестве – труде и мысли, в познании и материальном преобразовании мира и самого себя.

    Смысл существования состоит в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человеческую сущность.

    Будучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существования имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представляет собой движение в свою индивидуальность. 

    32 Ценности, их роль в жизни человека и общества.


    Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).

    Основные проблемы:

    • что есть благо;-какова природа ценностей;

    • как они связаны между собой;

    • как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.

    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура-все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры) обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение. Ц.-социокультурное образование. Не Ц., а К.-единственный критерий социального развития общества.

    Социальные функции культуры. Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них которые находятся как-бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность-все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как-бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет зависит от текущего состояния развития общества.  Для раскрытия темы "Ценности и их роль в жизни человека и общества" прежде всего необходимо исследовать две проблемы, а именно: 1) "ценность и бытие", 2) "свобода как главное условие поведения. "Первая проблема находит свою реализацию посредством бытия человека как существа деятельного, что может быть выражено двумя тезисами: "Деятельность - это способ существования человека, а сам человек - это действующее существо. "Если бытие человека - суть его жизнедеятельность, то каковы основные виды деятельности? На основании субъект-объектных отношений можно выделить в жизни каждого человека четыре основных вида деятельности, а у деятелей искусства и пятый вид (синтезирующий основные): преобразование, познание, общение, ценностная ориентация и эстетическая деятельность.

    ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в зависимости от объекта предстает как ТРУД (то есть преобразование природы, то есть преобразование общества),как преобразование человека, взятого в его физическом и в его духовном бытии, как преобразование своего собственного «Я» /эго/. Преобразовательная деятельность в зависимости от субъекта носит индивидуальный характер (ремесленник, философ...); социально-групповой характер (производство, война, революция...); общества, взятого в целом, характер (экология, глобальные проблемы...).Можно различать в преобразовательной деятельности реальное и идеальное, производство - распределение - обмен - потребление, продуктивное и репродуктивное.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - раскрывается через субъект-объектные отношения посредством категорий "сознание", "познание", "знание", "практика" и вытекающих из них понятий.

    КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или ОБЩЕНИЕ - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов на основе ценностных ориентиров, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Подчеркнем, что коммуникативная деятельность - это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности каждого человеческого индивида.

    ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - и является предметом анализа в данной теме курса философии. Главное: во всех возможных случаях этой деятельности носитель ценности предстает перед субъектом именно как объект, который соотносится со своими духовными потребностями, способностями, интересами, устремлениями, идеалами.

    ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - рассматривается в философии искусства (то есть в эстетике). Основное: В искусстве как художественном основании мира происходит органическое слияние, полное совпадение четырех основных видов деятельности, в результате чего и рождается пятый ее вид - эстетическая деятельность - обладающая целостностью и неразложимая на составляющие ее компоненты. Что же такое ЦЕННОСТЬ? Этим термином обозначают явление действительности, которое значимо для человека, для социума, для культуры. Явление же значимо, если оценивается в отношениях добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого и запретного и так далее. Следует заметить, что способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания явлений действительности, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты). Все это выраженное в форме нормативных представлений выступает ориентирами деятельности человека. Подчеркнем, что человек относится к миру как бы двумя полюсами: "субъектные ценности" и "предметные ценности".

    Заметим, ценностей существует великое множество. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ позволяет производить классификацию (деление, объединение) по разнообразным основаниям (критериям). Приведем три наиболее значительные группировки ценностей.

    Первое основание классификации - вид человеческой деятельности - дает: ценности познания (истина, правда, заблуждение, ложь);ценности общения (благородство, отчуждение, вежливость, верность, гордость, доверие, зависть, ревность, скромность, сочувствие, ханжество, честолюбие);преобразовательные ценности (выносливость, стойкость, смелость, дисциплинированность, солидарность, конкуренция, взаимопомощь, соревнование, трудолюбие, бережливость);ценности смысловые (ориентировочные), а именно: "здравый смысл", заповеди христианства, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, альтруизм, эгоизм, скептицизм; ценности искусства как процесса художественного освоения действительности: прекрасное, которое выступает во множестве конкретных вариаций (изящное, грация, миловидность, великолепие и так далее), безобразное (уродливое), возвышенное, которое имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и тому подобное), низменное, трагическое, комическое.

    Второе основание классификации - объект действия - дает в современном обществе: ценности экономики; ценности социальных отношений, обеспечивающих воспроизводство человека как главной производительной силы общества и как личности; ценности нравственности; политические и правовые ценности; эстетические ценности; и мировоззренческие ценности (мифологии, религии, философии).

    Третье основание классификации - субъект действия - дает в конце двадцатого столетия: ценности человека как личности, как индивидуальности; ценности устойчивых объединений людей (общности, организации, коллектива, ячей
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта