1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
25. Философское учение о формах бытия материи: движении, пространстве и времени. Классификация основных форм движения, ее критерии и методологическое значение.МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независимо от сознания) реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них. Пространство и время – всеобщие формы бытия материи. Пространство – протяженность, сосуществование вещей, время – длительность. На уровне понятий протяженность и длительность выражаются в абстрагируемых от них признаках – измерениях. Пространство характеризуется двумя измерениями, время одним: оно течет от прошлого к настоящему и к будущему. Одномерность времени связана, поэтому с однонаправленностью и необратимостью. Пространству свойственна обратимость, движение возможно в прямом и обратном направлении. Пространство и время обладают однородностью, различные точки пространства одинаково тождественны, также и моменты времени. Пространство изотропно, т.е. все направления в пространстве равноценны, одинаковы. Пространство и время – внутренние формы бытия материи, объективные формы (с позиции научного материализма). Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществующие в пространстве вещи, могут сосуществовать во времени и существующие во времени вещи образуют пространство ... . Любая из основных форм бытия, таким образом, выступает в качестве условия другого. ... физические представления о пространстве и времени связаны с теорией Эйнштейна. Теория относительности основывается на принципах: - Постоянства скорости света в пустоте. - Относительности. На их основе Эйнштейн разработал теорию физического пространства и времени, где пространство и время зависимы от движения физических тел по мере приближения к скорости света. Эйнштейн открыл свойство пространство и времени – быть объективно различными в различных физических системах. Общая теория относительности ввела представление о взаимосвязи и взаимодополняемости пространства и времени. Общая теория относительности исходит из признания тяготения, которое определяет свойства пространства и времени. С позиций общей теории относительности протяженность и длительность зависят от интенсивности гравитации, чем интенсивнее поле тяготения, тем меньше протяжённость и медленнее течет время. Общая теория относительности ввела понятие о кривизне пространства. Теория относительности… – подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывные связи друг с другими материями. – дала толчок и материал для существенного углубления научно-философской концепции пространства, времени, движения и материи. – В науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени. Движение – способ существования материи. Наряду с пространством и временем, способом существования материи являются движение и развитие. Движение есть абстрактная сторона развития. Движение – изменение вообще. Все вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое. Движение – перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функций организмов, рост знаний и т.д. Движение может быть определено как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Любая вещь, оставаясь до какого-то предела самой собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть тождественной себе. Вне такого непрерывного движения вещь не существует и не может мыслиться. Поэтому в марксистской диалектике понятие абсолютного покоя рассматривается как несостоятельное. Движение и покой. Движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это значит, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Если абсолютизировать движение и полностью отрицать покой, это приводит к тому, что вещь, как носитель движенья, растворяется в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения. Покой и движение не являются полноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой как относительный. Покой относителен в двух смыслах: 1) В пределах каждого покоящегося происходят непрерывные изменения, подрывающие покой изнутри. 2) Всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя. Так как всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему. Понятие движения получает широкий и узкий смысл: – В широком смысле движение целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движения. – В узком смысле движение за вычетом покоя. Материя и движение неразрывно связаны. Как нет материи без движения, так нет движения без материи. Движение принадлежит материи, являясь ее способом существования, свойством материи. С другой стороны, движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела. Попытку оторвать движение от материи предпринял в начале двадцатого века Освальд (махизм). Он полагал, что противоположность материализма и идеализма может быть преодолена, если понятия материи и духа заменить нейтральным понятием энергии, но это просто изменение терминологии. Освальд фактически рассматривал энергию, как существующую объективно, вне сознания. С появлением соотношения массы и энергии, энергетизм стремился доказать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако эта формула фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе. Движение – всеобщее и неотъемлемое свойство (атрибут) материи. Форма движения материи – специфический способ существования различных качественно определенных материальных объектов. 5 форм движения: 1) Социальная (труд, общественное пр-во). 2) Биологическая (жизнь). 3) Химическая (реакции). 4) Физическая. 5) Жизнь – высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизведением, разноуровневостью открытых систем, основу которых составляют белки, нуклеинов кислоты. Принципы: 1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат. 2) Высшая форма возник из низшей (координация). 3) Высшее, возникшее из низшей, не сводится к низшей, это абсолютно новая форма. |