Предмет и методы истории психологии. Предмет и методы истории психологии Предмет истории психологии
Скачать 231.14 Kb.
|
Предмет истории психологии – закономерности формирования и развития взглядов на психику, на основе анализа различных подходов понимания ее природы, функций и генезиса. Предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Рассказать об эволюции предмета психологии: душа - сознание (психика) - поведение. Конкретные методики: изучение научных школ, интервью, изучение архивных материалов, биографический и автобиографический методы. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого; например историко-психологический анализ, или категориальный подход (разработан М.Г.Ярошевским). Заключается в рассмотрении трансформации содержания специфических конкретно-научных категорий в ходе исторического развития психологических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Принципы историко-психологического анализа: а) принцип историзма - как явление возникло, развивалось, чем стало теперь (в противовес презентизму и антикваризму); б)-принцип детерминизма - уметь объяснить способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Идея категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации нараставшего стремления сблизит методологическое стремление изучение науки с историческим. Этот анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методолог. (изучение способов построения знания) и историческом (реконструкция событий в истории науки) и стал попыткой реализации единства этих 2-х подходов. Поиск инвариантного ядра когнитивного аппарата психологии, требует категориальной редукции. Смысл в том, чтобы в тезаурусе психологии найти систему инвариант. Поскольку такая редукция может быть достигнута только в системной подходе, продуктивность этой редукции может быть достигнута только конечной целью этого сведения являются система категорий, достаточных для соединения операции сведения (редукции) с выведением. Разделение инвариантного в истории психологи - непременное условие ее исторической реконструкции, что может быть достигнута с пом . категориального анализа. Т.о. мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические единицы. Первичные представления о развитии психологического познания, определяющие характер его исторического анализа - теории и факты. История психологии – одна из отраслей психологической науки. Все отрасли психологии в качестве своего предмета имеют некоторую часть психической реальности, исследуя ее адекватными методами. История психологии не имеет дела с живой психической реальностью! Её предмет – изучение представлений о психической реальности на разных этапах развития психологии. Концепции истории психологии:
Потребность , Образ, Действие, мотив, Отношение, Переживание, Деятельность, Общение Личность
Принцип детерминизма, Принцип системности, Принцип развития
Психофизическая проблема Психофизиологическая проблема, Психогностическая проблема. 2.ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ. Ярошевский выделяет: Принцип детерминизма (буквально – «определять), предполагающий изучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами), так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический, биологический, психологический, социальный). Принцип развития вошел в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно данному принципу, психические явления познаются только в развитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психического развития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение (социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.). Принцип системности утверждает необходимость исследовать психику как совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики (элементаризм, функционализм, холизм). Основные задачи предмета истории психологии: 1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека. 2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии. 3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество. 4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. 3. Основными функциями истории психологии является сбор, обработка, систематизация, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников; выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические концепции развивались в определенном направлении?; проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического обеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен"; создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания. 4. Представления Платона о душе и ее функциях. Центральная философская проблема Платона – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей. Идеи суть образцы, а вещи – их подобия. Идея – цель, к которой стремится все сущее. Учение Платоны об идеях – объективный идеализм. Учение о душе – составная часть идеалистической философии. Душа – начало, посредствующее между миром идей и миром вещей. Душа – космическая творческая сила; организующий принцип бытия; принцип жизни, сознания, познания, гармонии. Изначально, душа – часть мирового духа, она пребывает в мире идей, живет на звезде. Существует два вида души: 1. Мировая душа – душа космоса, создана демиургом, руководит всем, что вокруг нас; она бессмертна. Ее функция - внесения порядка тому, что на земле. 2. Индивидуальная душа – часть мировой души, появляется в теле вместе с рождением, становится частью этого мира. Функция души в теле – каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри – одушевленно. Индивидуальная душа – образ и истечение универсальной мировой души. Связь души и тела: должны соответствовать друг другу, надо развивать и тело, и душу, чтобы между ними была соразмеренность. 9 разрядов душ: философ, монарх, гос. деятель, целитель, пророк, поэт, ремесленник, софисты, тиран. 3 начала в душе:
Душа имеет очень сложное строение: 3 начала (не части, а начала)
Все стороны души должны находиться в гармонии при господстве разумного начала. Его функция – «попечение обо всей душе в целом». 3 начала – все влекут в разные стороны, находятся в постоянном состоянии вражды, каждое начало должно выполнять свои функции. Нарушение гармонии в душе страдание; восстановление гармонии удовольствие.
Деятельность После смерти тела душа не умирает. Миф о бессмертии души. Идея метемпсихоза – перевоплощения души; душа будет представать перед судом Богов, педагогический смысл в том, что ученики будут бояться. Доказательства бессмертия души:
Краткаябиографическаясправка. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Македонии в семье потомственных медиков. Получил медицинское образование, учился у Платона, был наставником Александра Македонского, основал в Афинах школу Ликей (Лицей), которая просуществовала до Ш в. Преподавание строил по аналогии с платоновской системой, но делал акцент на естественно-научный подход. Труды: «Органон», «О душе», «Никомахова этика» и др. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни. 1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка. 2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения. 3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению. Выделяются следующие познавательные способности души: Восприятие, Осязание, Память Ощущение Начало познания лежит в ощущении. Ощущение вызывается воздействием извне, является страдательным состоянием. Процесс ощущения – это процесс уподобления воспринимаемому объекту. Оно осуществляется с помощью 5 органов чувств. Орган чувств может отражать воздействие потому, что обладает ощущающей способностью в возможности. В акте ощущения эта возможность превращается в действительность. Кроме пяти ощущений выделяет общее чувство, которое отвечает за:
Органом общего чувства является сама душа. Память Память отвечает за сохранение и воспроизведение результатов ощущения. Виды памяти:
Воспоминание – активный поиск прошлого, происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту и пр.) настоящего с искомым прошлым. Из воспоминаний складывается опыт, а из него берут начало наука и искусство. Воображение Воображение – процесс образования представлений. Представление – энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Без воображения невозможно составление мнений. Воображение – такое движение, которое не может быть без ощущения и не может быть у тех, кто не ощущает. Животным оно заменяет мышление. На основе идеи воображения Аристотель развил материалистическое учение о сновидениях. Воображение – основа, фундамент мышления. Мышление Мышление – составление суждений, мнений, протекающее в понятиях. Орган мышления – разумная душа. Нус (всеобщий разум) служит хранилищем разумной части души после смерти. При рождении ребенка часть этого разума образует новую разумную душу и вселяется в тело новорожденного, где уже есть растительная и животная части души. Таким образом ребенку передается то знание, которое хранится в нусе к моменту рождения этого ребенка. Нус – вечно изменяющаяся культура, в которое каждое поколение людей добавляет что-то новое, поскольку после смерти разумная часть души возвращается в нус вместе со знаниями, которые получил умерший человек за свою жизнь. Классификация видов мышления.
В зависимости от того, на что направлено мышление выделяет:
Движение Движущие силы души – стремление и ум (в плане воображения). Ум побуждает к движению через размышление о цели. Стремление – то, что возникает на основе чувств, они направлены на настоящее и тоже имеют цель. Стремление+разум=намерение, нацеленное на будущее. Таким образом, движет предмет стремления и через него движет размышление, направленное на деятельность. Животное обладает способностью стремления, поэтому оно может само себя приводить в движение. Без воображения оно не может быть способным к стремлению. А всякое воображение связано с разумом или с чувственным восприятием. Учение о поступке раскрывается Аристотелем в «Никомаховой этике».
Непроизвольные поступки. Совершаются подневольно или по неведению. Непроизвольные:
Произвольные поступки – причина лежит в самом деятеле, причем он знает частные обстоятельства, при которых поступок имеет место. Виды произвольных поступков:
|