Главная страница
Навигация по странице:

  • СОЦИАЛЬНО

  • Карен

  • Невротическая

  • Неврозы

  • Предмет и методы истории психологии. Предмет и методы истории психологии Предмет истории психологии


    Скачать 231.14 Kb.
    НазваниеПредмет и методы истории психологии Предмет истории психологии
    Дата04.05.2018
    Размер231.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет и методы истории психологии.docx
    ТипДокументы
    #42809
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Критика


    • Проблема научной обоснованности теории. Практика – не критерий истинности.

    • Большая произвольность в толковании символического смысла проявлений бессознательного, истинность этого проверить нельзя.

    • Биологизация и натурализация психики человека. Человек – существо, наполненное влечениями, которые лежат в основе поведения. Духовный мир – форма сублимированного либидо.

    История психоанализа в России


    Психоанализ вызвал особый интерес в России. В 1922 было создано «Русское психоаналитическое общество» (председатель – профессор И.Д. Ермаков, научный секретарь – А.Р. Лурия). Лурия состоял в Русском психоаналитическом обществе и работал в Государственном психоаналитическом институте, организованном Ермаковым. Аналитические группы и кружки существовали в разных городах – Казани, Киеве, Ростове, Одессе и др. Их костяк составляли врачи. Психоаналитические методы осваивались в Институте по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде под руководством Бехтерева, в Московском психоневрологическом институте (директор – А.Н.Бернштейн). В 1921 был открыт психоаналитический детский дом «Международная солидарность» - учреждение по изучению детского возраста.

    Читались лекции, проводились семинары. Ермаков читал общий курс психоанализа и психотерапии для врачей, педагогов и социологов; вел семинар по гипнологии и изучению творчества. М.В. Вульф читал курс лекций по введению в психоанализ и вел семинары по медицинскому психоанализу. С.Н. Шпильрейн вела семинар по детскому психоанализу для педагогов и курировала тему «Психоанализ подсознательного мышления».

    В 1925 детский дом «Международная солидарность» был ликвидирован.

    27. Аналитическая психология Юнга.

    К. Г. Юнг (1875 – 1961) работал в психиатрической клинике, заинтересовался «Толкованием сновидений» З. Фрейда. В собственных исследованиях использовал метод контролируемых ассоциаций – одну из модификаций ассоциативного эксперимента.

    1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской траковки либидо по мнению Юнга, либидо – психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды своей жизни.

    Зигмунд воспринял книгу Юнга как предательство, и Карл Густав порвал с психоанализом в 1914 г. Свою концепцию он назвал аналитической психологией.

    Юнг вводит понятие комплекса. Автономные комплексы – составные части психики, относительно независимые друг от друга и содержащие связанные друг с другом понятия.

    Центральное место аналитической психологии – учение о бессознательном и о процессе развития личности.

    Юнг выделяет 2 системы бессознательного:

    1. Личное – «поверхностный» слой бессознательного, включающий то, что относится к индивидуальному опыту (забытые воспоминания, вытесненные желания и воспоминания). Содержания личного бессознательного организуется в комплексы. Проявляется в снах и фантазиях.

    2. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Коллективное бессознательное обусловлено наличием высокоразвитого мозга, который может функционировать определенным образом (именно таким образом, каким он функционировал у многих поколений). Т.е. коллективное бессозательное – древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида и его сознания. Оно содержит верования, мифы и предрассудки, общие для нации, расы или человечества вообще. Проявляется в галлюцинациях, сновидениях, фантазиях, мистическом опыте.

    Архетипы – прообразы. Выделены Юнгом в ходе ассоциативного эксперимента: он заметил определенные закономерности в смене ассоциаций. Юнг описал несколько фигур архетипической природы (их надо знать):

    Персона – вид и способ отношения к событиям внешнего мира.

    Тень – оборотная сторона Я, совокупность страстных желаний и поступков. Человеку трудно принять в себе тень. Но тень дает и вдохновение.

    Анима и Анимус – женское и мужское начало в человеке соответственное.

    Самость – интеграция всех граней личности, единство с самим собой.

    Мудрый старец и Великая Мать – ясно из названия.

    Середина (Центр) – символ спасения.

    Инстинкт и архетипы регулируют душевную жизнь: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетипы обусловливают конкретное формировние сознательных психических содержаний.

    Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет 2 базисные установки – экстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование одной из установок в сочетании с какой-либо функцией дает 8 типов индивидуальности.

    Эта идея была продолжена рядом исследователей.
    28. Индивидуальная психология А. Адлера.

    Индивидуальная психология – одна из ветвей классического психоанализа. Как и во Фрейдовском психоанализе движущие силы предполагаются врожденными и бессознательными. Однако Адлер (1870 – 1937) расходится с Фрейдом именно в понимании сути этих сил. Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувствонеполноценности. Чувство неполноценности появляется из врожденного стремления к кооперации с другими людьми (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви и браке ;), на его формирование влияют как органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективнае факторы – переживание затруднений в социальных отношениях. Адлер выделяет 3 группы условий, которые способствуют появлению чувства неполноценности в раннем детстве:

    1. наличие физических недостатков.

    2. неправильное воспитание (у изнеженныхдетей не возникает чувство собственной ценности →они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми)

    3. неправильное воспитание (бессердечныедети видят в окружающих только врагов→не могут кооперироваться)

    Но чувство неполноценности – нормальное чувство!!!

    Другое важное понятие , связанное с чувством неполноценности – «стильжизни». По мнению Альфреда, стиль жизни формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности, к человеческому Я. Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. Человек вообще не может рассматриваться вне общества!!!

    Если некто не может преодолеть чувство неполноценности (путем кооперации с другими), у него развивается комплекснеполноценности. При сверхкомпенсации чувства неполноценности возникает стремление к превосходству и власти любой ценой.

    Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей.

    29.Направления неофрейдизма.

    Три направления неофрейдизма:

    1. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕНАПРАВЛЕНИЕ (К.Хорни; Э.Фромм; Г. Салливан)

    Хотя представители данного направления чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение опыта раннего детства и соглашаясь с концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей среды на развитие личности и психопатологические проявления.

    КаренХорни (1885-1952)

    Хорни следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обуславливании физических различий между женщинами и мужчинами. Так же она возражала против теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурнойориентации.

    Хорни утверждала, что социальные отношения между родителем и ребенком являются решающим фактором в развитии личности Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, то у него усиливается базальнаявраждебность, а та, в свою очередь, ведет к базальнойтревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности в опасном мире – является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые используют люди для совладения с недостатком безопасности и беспомощности, порожденные тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность.

    Среди главных трудов Хорни – Невротическаяличностьнашеговремени (The Neurotic Personality of Our Time, 1937), Новыепутивпсихоанализе(New Ways in Psychoanalysis, 1939), Самоанализ(Self-Analysis, 1942), Нашивнутренниеконфликты (Our Inner Conflicts, 1945), Неврозыиразвитиеличности (Neurosis and Human Growth, 1950).

    ГарриСтэкСалливан (1892-1949)

    Автор концепции межличностной психиатрии. Это концепция - другая форма социализированного анализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Салливан разработал специальную терминологию: личность определяется как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь». Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член «социального поля». Ребенок вступает в межличностные отношения с момента рождения, в ходе которых складывается персонификация, то есть образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям.

    ЭрихФромм (1900-1980)

    Как представитель гуманистическогонаправления в психоанализе, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теориютиповхарактера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формирую социальный процесс и саму культуру. Особо автор выделяет продуктивныйхарактер – независимый, честный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Этот человек способен продуктивно мыслить, действовать и любить. Сила индивидуальной продуктивной любви дает человека возможность горячо любить все на Земле. Фромм пишет работы, посвященных исследованию основных религиозных концепций – иудаизма, христианства, дзэн-буддизма.

    Исходным тезисом является положение об особенностях человеческого существования, качественно отличного от существования животных: «…Человеческое существование и человеческая свобода неразделимы с самого начала. Свобода здесь понимается не в позитивном смысле - «свободадля», а в негативном – «свободаот», а именно свобода от инстинктивной неопределенности действия. Поскольку человек, свободный от первичных связей с природой, все же остается связанным с нею, «свобода от» приводит к возрастанию чувстваодиночества. Возникают импульсы- потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Фромм выделяет позитивный путь избавления от одиночества и негативный. К первому относится продуктивнаядеятельностьчеловекаилюбовь. Негативный путь Фромм называет механизмомбегства, к которому относится : 1) авторитаризм (тенденция соединить самого себя с кем-то или с чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»); 2) деструктивность (человека преодолевает чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других); 3) подчинение- конформность (человек избавляется от чувство одиночества, так как он становится таким же ,как и все другие, объединяется с ними).

    В своей книге «Бегствоотсвободы» описывает основные тенденции капитализма и влияние его на общества, анализирует последствия фашизма. Как пишет автор в капиталистическом обществе человек перестает быть личность, а превращается в товар, которым манипулирую. Это еще более усиливает чувство одиночества и отчуждения.

    Основные работы: «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Искусство любить»

    Схожих черт между психоанализом и неофрейдизмом можно найти много. Но, несомненно, есть различия. В чем же они заключаются?

    Во-первых, самым главным различием является отношение к вопросу человеческой сексуальности в целом. Фрейд придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.

    Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Такой значимой роли ей уже не отводилось. Главными причинами проблем они определили местоположение в социуме.

    Во-вторых, неофрейдизм находится в контрасте со многими направлениями гуманистической психологии и семейной терапии. Например, в неофрейдизме социум принято считать негативной, враждебной структурой, которая, как правило, стремится подавить индивидуума, тогда как современные психологи склонны расценивать социум как громадный, неисчерпаемый ресурс, который можно использовать в интересах каждого человека.

    В-третьих, психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении».

    В-четвертых, неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии. Он пытается сказать о возможном противостоянии течению общества, но, к сожалению, в современном мире это не имеет право на существование.

    41. Выготский Л.С. и его вклад в развитие отечественной психологии

    Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог. Профессор. Научно-педагогическую деятельность начал в г.Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно с А.Р. Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия. В этом же году написал книгу "Психология искусства" (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам психоанализа", подверг критике его недооценку роли сознания. Опубликовал ряд работ по педологии. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию А. Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания" как учение А. Адлера о характере. В 1930-1931 написал книгу "История развития высших психических функций" (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: "натуральный" (продукт биологического развития животного мира) и "культурный" (результат исторического развития). В границах второго (из выше отмеченных) плана, по В., происходит опосредование "культурного поведения" орудиями, направленными "вовне", на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными "вовнутрь", на корректировку других людей и (затем) собственного поведения. В работе "Мышление и речь" предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.). Автор около 100 работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.

    42. Основные положения культурно-исторической теории.

    Лев Семенович Выготский (1896-1934)

    Родился в небольшом белорусском городе Орше в семье банковского служащего. Семья была большая: восемь человек детей. Л.С. был вторым ребенком. С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла. Он знал несколько иностранных языков: немецкий, французский, английский, латинский и древнееврейский.

    После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме и т.д. русский язык, литературу, эстетику, теорию искусств, логику и психологию… Одновременно работал литературным редактором, был одним из создателей литературной газеты «Вереск». После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. В силу того, что он был евреем, путь на государственную службу ему был закрыт. Параллельно он учится на историко-философском отделении народного университета Шанявского, где Л.С. получил хорошее филологическое образование. Здесь он и «вошел» в одну из важнейших проблем того времени - проблему знака. В этот университет принимали без национальных ограничений, однако диплом властями не признавался.

    По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ.

    Его приход в «официальную» психологию был стремительным и ошеломляющим для многих. Первое публичное выступление Л.С. по вопросам психологии состоялось на IIВсероссийскомсъездепопсихоневрологии Ленинграде с докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования» в 1924. Своим докладом он впечатлил многих, а особенно А.Р. Лурию, который решил переманить его в Москву. Л.С.приглашение принял.

    В научном творчестве Выготского можно выделить несколько этапов (смотри ниже).

    В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер.

    Чрезвычайно широк диапазон исследований Л.С.: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта