Предмет и методы истории психологии. Предмет и методы истории психологии Предмет истории психологии
Скачать 231.14 Kb.
|
Представления о психике в эпоху Средневековья.В эту эпоху складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы». Возрастает интерес к самосознанию и самопознанию. Внутреннее чувство как средство самосознания. Большой вклад внес Пьер Абеляр. Его работы – «История моих бедствий», «Пеерписки Абеляра и Элоизы» – носящие характер исповеди, являются образцом глубокого самоанализа. Большое значение играет религия. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме. В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты. Накопление положительных знаний о психике в Средние века резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия. Но вместе с тем развиваются знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые) Схоластика. Три течения:
ФомаАквинский (1226-1274): решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению. Душа одна, обладает бытием, отдельным от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души:
Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя. Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания. 9. Ибн-Сина, Ибн-Рушд об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма. С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теориюдвухистин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное. у Ибн Сины зачатки экспериментальнойпсихофизиологииэмоциональныхсостояний. Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизированное имя - Аверроэс, 1126-1198) Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. 11. Учение Р.Декарта Концепциятелаидуши, дуализмвфилософии Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Трактат «Рассуждения о методе». Лучше вообще не искать истину, чем искать её без метода. Правила метода:
«Первоначала философии».
Мышление – всё, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика. Мыслить значит: понимать, желать, воображать, чувствовать. Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа. Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты. Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой. Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела Понятиерационализмаимышлениявфилософии Понятие рационализма у Декарта тесно связано с изучением содержаний сознания, в которое включено три типа идей: 1) идеи, порожденные самим человеком: рождаются из чувственного опыта человека и являются обобщением данных от органов чувств. Функция этих идей в том, чтобы давать знания об отдельных предметах или явлениях, но они не могут помочь человеку объективно познать законы окружающей действительности; 2) идеи приобретенные, основанные на опыте не одного человека, а обобщающие опыт и представления разных людей, но дают знания об отдельных вещах и областях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании окружающего мира; 3) идеи врожденные, которые могут дать человеку объективные познания об окружающем мире, так как доступны только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Способ получения знаний называется рациональной интуицией, а такой подход к познанию окружающей действительности -рационализмом. 10. Психология в Новое время . Рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк) Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ. Теория познания. Спиноза выводит три типа познания: 1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания; 2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов; 3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве. Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ и известнейший математик; так же как и Спиноза, рассматривал человека как целостное существо, но при этом имел свое понимание единства телесного и психического, которое получило название психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически, но в основе их единства лежит духовное начало, некая божественная мудрость, которая сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. Значение представлений Лейбница о психике человека заключается в том, что они изменили и расширили представление о психическом, выявив его важнейший компонент - бессознательную психику, идея которой впоследствии очень широко разрабатывалась в глубинной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда. Томас Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека. Очень важной для дальнейшего развития психологической мысли является критика Гоббсом понятия «врожденных идей' Декарта, так как ведущим в познании, по мнению Гоббса, является не -рацио», или разум, а -эмпи-рио', или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в ХГХ-ХХ вв. серьезное развитие. В новой философии распространению С. способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его «Опыт о человеческом разумении» способствовал С. Из двух источников познания — ощущений и рефлексии — Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределённостью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. Понятия сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии. 12. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли). Английская психология в 18 веке развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму, в трудах Беркли, Юм, Гартли. ДжорджБеркли (1684 – 1753) – непосредственный последователь Локка. Создал теорию зрительного восприятия («Опыт новой теории зрения»). Считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Нам лишь кажется будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех измерениях. На самом деле удаленность предметов, величина, положение друг относительно друга глазом не воспринимает. Это скорее акт суждения основанный на опыте, а не на ощущениях. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворотов глаз, напряжения его мышц. То, что мы называем зрительными ощущениями – комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Беркли подчеркивал условность зрительных ощущений, их знаковую природу: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта. Биологическая полезность связи языка и зрения: образуется в опыте, обеспечивает правильное поведение. Теорию Беркли развил в 19 веке А. Бэн. ДавидЮм(1711 – 1776). Последователь Беркли. «Трактат о человеческой природе», «исследования о человеческом познании». Развил понятие ассоциации. Попытался представить человеческое познание как ассоциацию идей. Различает «впечатления» (восприятия) и «идеи» (их отражения). Идеи – воспроизведенные восприятия, более слабые впечатление, используются в мышлении и рассуждении. Идеи бывают простые и сложные, сложные образуются путем ассоциации. Объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Виды ассоциации:
Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений (есть ли каждый раз покушав мы чувствуем сытость, мы через некоторое время делаем о том, что причина нашей сытости является то, что мы покушали). Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациями между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, Я личности, как особых образований, отличных от восприятий. Личность – не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой, и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. ДавидГартли (1705 – 1757) воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представления об ассоциациях, дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался на идеи Ньютона. Для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессах. Главный труд - «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях». Развил учения о психике, как естественных началах. Все духовные способности объясняются через обращения к органической системе мозга. Элементы душевной жизни:
Из этих трех элементов, с помощью механизмов ассоциации строится душевная жизнь. В основе элементов лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны. Различиям в вибрациях соответствуют всё разнообразие наших простых людей ощущений, представлений и чувствований. Ассоциации – пассивное отражение нервных связей в мозгу. Сочетаются не ощущения или идеи, а состояние мозга, которые сопровождаются ими – вибрации. На основе ассоциаций образуется все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (Страсти) воображение. Главы о мышлении у Гартли нет. Рассматривается понимание слов и предложений. Понимание слова – образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве. Новые мысли – только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Большое внимание уделяет проблеме страстей и аффектов. Страсти – движущая сила поведения. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Страсти – продукт воспитания, возникает по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Объясняет возникновение произвольных движений. Виды произвольных движений.
Психика не является врожденной, врождена только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё что есть в душевной жизни – продукт воспитания. Теория Гартли имело большое общественное значение. Для того, чтобы сделать человека тем, Что он есть, нужно только ощущающее начало и влияние тех обстоятельств в которых действительно находится человек. Развитие английской ассоциативной психологии в 19 веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бен, Г.Спенсер) |