1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
17. Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования «Мирового духа» («Мирового разума», «Абсолютной идеи») и сотворенного им окружающего мира. Смыслдиалектики: 1. Все – человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, и т.п.). 2. Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействию. 3. Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: 1. Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия). 2. Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. 3. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. 4. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие. «Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия: 1. Абсолютно (логическая?) идея – мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они – результаты мышления, логической идеи; это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи в мышлении; цель – в самопонимании. 2. Развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи – процесс ее движения к истине. 3 основных закона развития: 1) Переход количества в качество и обратно; 2) Единство и борьба противоположностей; 3) Отрицание отрицания. Идея проходит в своем развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. – Этап бытия – наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество; – Сущность; – Понятие – синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких либо определений, характеристик. Так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие; логически превращенное в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нем небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в свое содержание (?). Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идет строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух – развитие человека и его психики. Объективный дух – показывает общество, в котором существует человек. Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Т.е., это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остается в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать свое внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи. История – процесс самореализации Абсолютного духа (высшее проявление духа, вечно действительная истина). Поскольку Абсолютный дух включает идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делить всю историю на всю историю на 3 больших эры: 1. Восточная эра (Эпоха Др. Египта, Китая и т.д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами. 2. Антично средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей. 3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. |