1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
16 Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта.Условия возникновения и источники классической немецкой философии. К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию. По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение. Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем: 1.повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности; 2.особое внимание уделила проблеме развития; 3.значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; 4.взглянула на историю как на целостный процесс. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804). И. КАНТ. Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта. Различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека). 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. В критическом периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания имеет 2 стороны: 1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств. 2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: 1. космологическая (идея о внешнем мире); 2. психологическая (идея о душе); 3. теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени; - мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены. Агностицизм Канта. (Если подвести итоги). Выдвигает 2основания: 1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной. 2. Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно. 3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием. ОсновныедостиженияКанта: 1. дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона; 2. выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); 3. выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; 4. сформулировал моральный закон («категорический императив»); 5. выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. |